Программа «Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет» в средней группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.
рабочая программа по математике (средняя группа)

Чукалова Зоя Михайловна

Программа

«Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет»

в средней группе

с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»

по методической разработке Л.И.Сорокиной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_sorokina_21-22.docx67.63 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 2»

Управления делами Президента Российской Федерации

Программа

«Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет»

в средней группе

с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»

по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Составила: Чукалова Зоя Михайловна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Москва 2021

Программа

«Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет»

в средней  группе

с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»

по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Важным средством формирования

мыслительной деятельности малыша,

его интеллекта является игра.

С. Т. Шацкий

Пояснительная записка

В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из задач Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.

Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры Б.П. Никитина. Борис Павлович Никитин - педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми: 1. «Сложи узор», 2. «Сложи квадрат» и д.р. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

Принципы развивающих игр Б.П.Никитина

1. Доступности

2. Проблемно - ситуативный характер заданий

3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий

4. Привлекательность, занимательность

5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.

Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат.

Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

При развитии  умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.

Важность и актуальность данной проблемы послужили основанием для определения и внедрения темы моей программы самообразования и творческому поиску новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. В основу программы я использовала методическую разработку Л.В.Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет».

Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем.

Цели и задачи программы:

Цель: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.

Задачи:

- Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.

- Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу.

- Развитие наглядно-образного мышления.

- Развитие координации движений.

- Обучению детей соотнесению формы и образца.

- Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной и ассоциативной.

- Обучение детей устанавливать простые логические связи, находить закономерности, классифицировать предметы, подбирать родовые понятия.

- Развитие концентрации и распределения внимания.

- Обучение детей находить нужную фигуру по заданным признакам.

- развитие зрительно пространственной ориентации.

- Развитие мелкой моторики руки, сенсомоторной координации и графических навыков.

- Развитие произвольных действий, обучение ребенка согласовывать свои действия с действиями взрослого и других детей.

Принципы, лежащие в основе программы:

- Работа в зоне ближайшего развития ребенка ( по Л.С Выгодскому);

- Комплексность занятий ( сочетание методов двигательного, когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольника);

- Подбор адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей);

- Выстраивание заданий в четкой последовательности (от простого к сложному);

- Предоставление оптимальной помощи с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей;

- Эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой и со взрослым.

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 1 год, по 1 занятию в неделю, длительностью20- 25 минут.

Возраст детей 4-5 года.

Занятия по подгруппам (10 человек)

Формы и методы занятий.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультминутки.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

Техническое оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь:

       - «сложи квадрат»  - по 1 комплекту на каждого ребенка.

- Схемы для накладывания кубиков  при составлений трудных  иллюстраций  - по 1 на каждого ребенка.

Литература:

1. Л.И.Сорокина, Интеллектуальное развитие детей, 4-5 года: конспекты практ. занятий, М. ВЛАДОС, 2014.

2. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша). Е.

3. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).

4. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).

5. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.

6. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.

7. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.

 8.Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.

9. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
  2. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Сентябрь

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 1

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место»; «Лишняя картинка»; «Путаница»

- Цветные карандаши;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Путаница». Цель: Развитие зрительного восприятия.

5. Упражнение «Кто плавает?» Цель: Развитие внимания и слухового восприятия.

Стр. 12

Неделя 2

Занятие № 2

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые рисунки», «Сравни рисунки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Одинаковые рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия.

 3. Упражнение «Медвежата» Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи.

4. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия закрепить понятия большой- маленький.

5. Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления, обучение детей отвечать по очереди, не перебивая друг друга.

Стр. 17

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Сентябрь

Сентябрь

Неделя 3

Занятие № 3

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые рисунки», « Дорожки»;

-Упражнение «Собери картинку»;

- Музыкальные инструменты.

- Цветные карандаши;

- Простые карандаши.

 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.  2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

 3. Упражнение «Собери картинку» Цель: Развитие наглядно-образного мышления.

4. Упражнение «Одинаковые картинки». Цель: Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики руки.

5.Упражнение «Съедобное – несъедобное». Цель: Развитие внимания.

6. Игра «Запомни игрушку». Цель: Развитие зрительной памяти.

7. Игра «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти, внимания и аудиального восприятия.

Стр. 23

Неделя 4

Занятие № 4

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Овощи-фрукты»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- бубен:

- Цветные карандаши;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Овощи-фрукты». Цель: Учить находить родовые понятия.

3.Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие кратковременной и долгосрочной памяти..

4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие памяти.

 

Стр. 28

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Октябрь

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 5

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Колобки», «Дорожки»;

- Демонстрационный материал для упражнений «Сложи картинку», « Утята».

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Сорока - белобока». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Колобки» Цель: Развитие произвольного внимания.

4. Упражнение «Утята». Цель: Развитие  зрительного восприятия, внимания и связной речи.

5. Упражнение «Съедобное – несъедобное»». Цель: Развитие внимания.

6.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления.  

Стр. 32

Неделя 2

Занятие № 6

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Столы», «Бантики», «Что лишнее?»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу», «Бельчата»;

- простые карандаши

1. Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Бантики». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3. Упражнение «Столы». Цель:  Развитие внимания.

4.Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

5. Упражнение «Бельчата». Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи.

Стр. 37

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Октябрь

Сентябрь

Неделя 3

Занятие № 7

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Кто лишний», «Яблоки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- бубен:

- Простые карандаши;

 1. Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

3. Пальчиковая игра «Коза рогатая» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Кто лишний». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

5. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания.

Стр. 39

Неделя 4

Занятие № 8

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Что лишнее», «Вазы»;

- Демонстрационный материал «Покажи фигуру»

- Цветные карандаши;

- Простые карандаши.

1. Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие кратковременной и долговременной слуховой памяти.

3. Упражнение «Что лишнее?» Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

 4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие памяти и слуховой памяти.

5.Упражнение «Вазы». Цель: Развитие внимания и мелкой моторики руки.

Стр. 44

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Ноябрь

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 9

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Лишняя картинка», «Дорожки»;

- игрушки;

- простые карандаши

1. Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

 2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

3. Пальчиковая игра «Крючочки» Цель: Развитие мелкой моторики руки и сенсомоторной координации.

4. Упражнение «Лишняя картинка» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

5. Упражнение «Съедобное-несъедобное». Цель: Развитие внимания.

Стр. 46

Неделя 2

Занятие № 10

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые рисунки», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»;

- Простые карандаши.

 1. Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Лошадки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Одинаковые рисунки» Цель: Развитие внимания.

4. Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления, обучение детей отвечать по очереди, не перебивая друг друга.

5.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.

6. Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие произвольного внимания и слухоречевой памяти.

Стр. 50

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Ноябрь

Сентябрь

Неделя 3

Занятие № 11

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Сравни рисунки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Найди фигуре место». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Кулачок». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Маски». Цель: Развитие зрительного восприятия.

4. Упражнение «Запомни игрушки». Цель: Развитие  зрительной памяти.

5. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия.

6. Упражнение «Вид-вид». Цель: Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

Стр. 55

Неделя 4

Занятие № 12

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Путаница», «Что лишнее?»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Снеговики»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Найди фигуру». Цель: Развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по аудиальному образцу.

2.Упражнение «Кто где?». Цель: Развитие зрительно – пространственной ориентации.

3. Упражнение «Путаница» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания.

5.Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания.

6.Упражнение «Снеговики». Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и развитие речи.

Стр. 58

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Декабрь

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 13

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Листья», «Что лишнее?»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»;

- простые карандаши.

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

4. Упражнение «Листья». Цель: Развитие произвольного внимания.

Стр. 63

Неделя 2

Занятие № 14

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Что лишнее?», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Рыбки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Вид-вид» Цель: Развитие мышления, обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие внимания.

5.Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие логического мышления методом исключения «лишнего» предмета.

6.Игра: «Съедобное-несъедобное». Цель: Развитие внимания

.

Стр. 65

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Декабрь

Неделя 3

Занятие № 15

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Сравни рисунки», «Снежинки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»

- Простые карандаши;

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Снежинки». Цель: Развитие внимания.

3. Упражнение «Старая утка», Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия.

5. Упражнение «Родовые понятия?». Цель: Развитие мышления, обучение детей отвечать по очереди, не перебивая друг друга.

 6. Упражнение «Кто летает?». Цель развитие внимания.

Стр. 69

Неделя 4

Занятие № 16

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Сравни рисунки», «Найди лишнее»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

-бубен;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Боровичок». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

4. Упражнение «Вид-вид?». Цель: Развитие мышления, обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

5.Упражнение «Найди лишнее». Цель: Развитие зрительного восприятия.

6. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Стр. 74

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Январь

Сентябрь

Неделя 2

Занятие № 17

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые фигуры», «Что лишнее?»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»;

- бубен;

- Простые карандаши;

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

 2.Упражнение «Цапля». Цель: Развитие координации движений, обучение детей удерживать равновесие.

3.Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие внимания.

4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие внимания и слухоречевой памяти.

5. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

Стр. 77

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Январь

Неделя 3

Занятие № 18

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Соедини рисунки», «Что съедобное»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру», «Жирафы»;

- Простые карандаши.

1. Упражнение «Найди фигурке место». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Соедини рисунки». Цель: Развитие моторики руки, развивать умение находить сходство геометрической фигуры и предмета.

3. Пальчиковая игра «Прогулка». Цель: Развитие мелкой моторики руки и координации движений.

4. Упражнение «Что съедобное». Цель: Развитие произвольного внимания.

5. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия.

6. Упражнение «Жирафы». Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи.

Стр. 78

Неделя 4

Занятие № 19

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Холодно-жарко», «Заплатки»;

 Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Найди фигурке место». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Два барана».  Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

4. Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления, учить детей отвечать по очереди не перебивая друг друга.

5. Упражнение «Холодно-жарко». Цель: Развитие мышления, учить детей классифицировать рисунки.

6. Упражнение «Кто летает?». Цель развитие внимания.

Стр. 83

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Февраль

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 20

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Дорожки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»;

- Простые карандаши.

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие  мелкой моторики руки.

3. Упражнение «Лабиринт» Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентации и моторики руки.

4. Упражнение «Запомни слова» Цель: Развитие

кратковременной и долговременной слуховой памяти.

5.Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Стр. 85

Неделя 2

Занятие № 21

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Раздели на группы»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру», «Игрушки»;

-цветные карандаши;

- простые карандаши.

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

3.Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие внимания и слухоречевой памяти.

4. Упражнение «Раздели на группы». Цель: Развитие логического мышления.

5. Упражнение «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти.

6. Упражнение  «Игрушки». Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи.

Стр. 89

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Февраль

Неделя 3

Занятие № 22

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

- Разрезные картинки.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Да или нет». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.

3. Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентации и моторики руки.

4. Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие внимания.

5.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания.

6. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления.

Стр. 92

Неделя 4

Занятие № 23

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Руковички», «Дорожки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Домики»;

- Простые карандаши;

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Зайка и ежик». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие мелкой моторики руки.

4. Упражнение «Руковички». Цель: Развитие внимания.

 5. Упражнение «Родовые понятия». Цель развитие мышления, обучение детей отвечать по очереди не перебивая друг друга.

6. Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие произвольного внимания и слухоречевой памяти.

Стр. 96

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Март

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 24

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Одинаковые рисунки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру», «Кошки»;

- Простые карандаши.

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

3. Упражнение «Кошки». Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи.

4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания.

5.Упражнение «Одинаковые рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

6. Упражнения «Цапля». Цель: Развитие координации движений, обучение детей удерживать равновесие.

Стр. 98

Неделя 2

Занятие № 25

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Зима», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»;

- простые карандаши.

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Вид-вид». Цель: Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия.

3 Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие внимания.

4.Упражнение «Зима». Цель: Развитие мышления.

5. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания.

Стр. 101

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Март

Неделя 3

Занятие № 26

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые рисунки», «Дорожки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Домики»;

- Простые карандаши.

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики рук.

3. Упражнение «Одинаковые рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

 4. Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие памяти.

5.Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания.

Стр. 105

Неделя 4

Занятие № 27

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Сад и огород», «Дорожки»;

- Простые карандаши;

1. . Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

 2. Упражнение «Сад и огород». Цель: Развитие мышления.

3. Упражнение «Три медведя».  Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Дорожка». Цель: Развитие моторики руки.

5. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания.

 

Стр. 107

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Апрель

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 28

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Скопируй точки», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Заплатки» Цель: Развитие внимания.

3. Упражнение «Цапля». Цель: Развитие координации движений.

4. Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие мышления и мелкой моторики руки.

5.Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления.

6.Упражнение «Скопируй точки» Цель: Развитие внимания.

Стр. 110

Неделя 2

Занятие № 29

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые фигуры», «Лишняя картинка» , «Скопируй точки»;

- разрезные картинки;

- карточки с условными обозначениями свойств фигур.

- простые карандаши.

1. . Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

 2. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие мышления.

3.Упражнение «Одинаковые фигуры»: Развитие  внимания.

4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие внимания и самоконтроля.

5.Упражнение «Скопируй точки». Цель: Развивать произвольного внимания и зрительно-пространственной ориентации.

6.Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие  памяти.

Стр. 117

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Апрель

Неделя 3

Занятие № 30

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Недостающие детали»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие мышления.

3. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Недостающие детали». Цель: Развитие мышления и внимания.

5.Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания.

Стр. 119

Неделя 4

Занятие № 31

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Лишняя картинка», «Дорожки», « Скопируй точки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Домики»;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Сложи картинку». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развития логического мышления методом исключения «лишнего предмета»3. Упражнение «Про бабку». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки.

5. Упражнение «Запомни игрушку». Цель: Развитие памяти.

Стр. 123

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Май

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 32

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Обведи узор», «Соедини рисунки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Обведи узор». Цель: Развитие мелкой моторики руки.

3.Упражнение «Соедини рисунки» Цель: Развитие внимание и мышления.

4.Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие произвольного внимания, слухового восприятия и памяти.

5.Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие памяти.

Стр. 128

Неделя 2

Занятие № 33

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

 Раздаточный материал для упражнений «Что лишнее?», «Грибочки», «Скопируй точки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»;

- простые карандаши.

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Грибочки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3.Упражнение «У оленя». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развивать мышление и моторики руки.

5.Упражнение «Скопируй точки». Цель: : Развивать произвольного внимания и зрительно-пространственной ориентации.

Стр. 130

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Май

Неделя 3

Занятие № 34

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Соедини пары», «Недостающие детали».

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Недостающие детали». Цель: Развитие восприятия и внимания..

3. Упражнение «Большаку- дрова рубить». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Соедини пары». Цель: Развитие логического мышления.

5.Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания.

Стр. 137

Неделя 4

Занятие № 35

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Расставь значки», «Соедини пары;

- Демонстрационный материал для упражнения «Домики»;

- Простые карандаши;

1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Расставь значки». Цель: Развитие моторики руки.

3. Упражнение «Елочка». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Соедини пары». Цель: Развитие логического мышления.

5. Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления.

Стр. 142


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кубиков Никитина «Сложи узор» в работе учителя - дефектолога

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании зрительного и слухового  восприятия, недор...

Перспективное планирование по методической теме: «Интеллектуальное развитие детей в первой младшей группе при использовании логических блоков Дьенеша»

Перспективное планирование по методической теме: «Интеллектуальное развитие детей в первой младшей группе при использовании логических блоков Дьенеша»...

Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»по методической разработке ...

Программа «Интеллектуальное развитие детей 5 – 6лет» в старшей группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенеша по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Программа«Интеллектуальное развитие детей 5 – 6лет»в старшей группес использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенешапо методической разработке Л.И.Сорокиной...

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» методическая разработка

Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий Период работы над темой: 1 годМесяц начала работы над темой: сентябрь 2022 г.Месяц оконча...

Развивающее игровое занятие по развитию речи «Поможем солнышку спасти весну» (с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»)

laquo;…желание ребёнка, интерес, свобода деятельности – вот что нужнее всего для его успешного развития…» Б. Никитин...