Программа «Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет» в средней группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.
рабочая программа по математике (средняя группа)
Программа
«Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет»
в средней группе
с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»
по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednyaya_sorokina_21-22.docx | 67.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Управления делами Президента Российской Федерации
Программа
«Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет»
в средней группе
с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»
по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Составила: Чукалова Зоя Михайловна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Москва 2021
Программа
«Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет»
в средней группе
с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»
по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Важным средством формирования
мыслительной деятельности малыша,
его интеллекта является игра.
С. Т. Шацкий
Пояснительная записка
В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из задач Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.
Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры Б.П. Никитина. Борис Павлович Никитин - педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми: 1. «Сложи узор», 2. «Сложи квадрат» и д.р. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
Принципы развивающих игр Б.П.Никитина
1. Доступности
2. Проблемно - ситуативный характер заданий
3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий
4. Привлекательность, занимательность
5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.
Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат.
Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
При развитии умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.
Важность и актуальность данной проблемы послужили основанием для определения и внедрения темы моей программы самообразования и творческому поиску новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. В основу программы я использовала методическую разработку Л.В.Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет».
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем.
Цели и задачи программы:
Цель: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.
Задачи:
- Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.
- Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу.
- Развитие наглядно-образного мышления.
- Развитие координации движений.
- Обучению детей соотнесению формы и образца.
- Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной и ассоциативной.
- Обучение детей устанавливать простые логические связи, находить закономерности, классифицировать предметы, подбирать родовые понятия.
- Развитие концентрации и распределения внимания.
- Обучение детей находить нужную фигуру по заданным признакам.
- развитие зрительно пространственной ориентации.
- Развитие мелкой моторики руки, сенсомоторной координации и графических навыков.
- Развитие произвольных действий, обучение ребенка согласовывать свои действия с действиями взрослого и других детей.
Принципы, лежащие в основе программы:
- Работа в зоне ближайшего развития ребенка ( по Л.С Выгодскому);
- Комплексность занятий ( сочетание методов двигательного, когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольника);
- Подбор адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей);
- Выстраивание заданий в четкой последовательности (от простого к сложному);
- Предоставление оптимальной помощи с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей;
- Эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой и со взрослым.
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 год, по 1 занятию в неделю, длительностью20- 25 минут.
Возраст детей 4-5 года.
Занятия по подгруппам (10 человек)
Формы и методы занятий.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультминутки.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Техническое оснащение занятий.
Для игровых занятий необходимо иметь:
- «сложи квадрат» - по 1 комплекту на каждого ребенка.
- Схемы для накладывания кубиков при составлений трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.
Литература:
1. Л.И.Сорокина, Интеллектуальное развитие детей, 4-5 года: конспекты практ. занятий, М. ВЛАДОС, 2014.
2. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн, «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша). Е.
3. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).
4. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).
5. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
6. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
7. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
8.Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
9. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Сентябрь Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 1 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место»; «Лишняя картинка»; «Путаница» - Цветные карандаши; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Путаница». Цель: Развитие зрительного восприятия. 5. Упражнение «Кто плавает?» Цель: Развитие внимания и слухового восприятия. | Стр. 12 |
Неделя 2 | Занятие № 2 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые рисунки», «Сравни рисунки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Одинаковые рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия. 3. Упражнение «Медвежата» Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи. 4. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия закрепить понятия большой- маленький. 5. Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления, обучение детей отвечать по очереди, не перебивая друг друга. | Стр. 17 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Сентябрь Сентябрь | Неделя 3 | Занятие № 3 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые рисунки», « Дорожки»; -Упражнение «Собери картинку»; - Музыкальные инструменты. - Цветные карандаши; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Собери картинку» Цель: Развитие наглядно-образного мышления. 4. Упражнение «Одинаковые картинки». Цель: Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики руки. 5.Упражнение «Съедобное – несъедобное». Цель: Развитие внимания. 6. Игра «Запомни игрушку». Цель: Развитие зрительной памяти. 7. Игра «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти, внимания и аудиального восприятия. | Стр. 23 |
Неделя 4 | Занятие № 4 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Овощи-фрукты»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - бубен: - Цветные карандаши; - Простые карандаши; | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Овощи-фрукты». Цель: Учить находить родовые понятия. 3.Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие кратковременной и долгосрочной памяти.. 4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие памяти.
| Стр. 28 |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Октябрь Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 5 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Колобки», «Дорожки»; - Демонстрационный материал для упражнений «Сложи картинку», « Утята». - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Сорока - белобока». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Колобки» Цель: Развитие произвольного внимания. 4. Упражнение «Утята». Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи. 5. Упражнение «Съедобное – несъедобное»». Цель: Развитие внимания. 6.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления. | Стр. 32 |
Неделя 2 | Занятие № 6 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Столы», «Бантики», «Что лишнее?»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу», «Бельчата»; - простые карандаши | 1. Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Бантики». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3. Упражнение «Столы». Цель: Развитие внимания. 4.Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки. 5. Упражнение «Бельчата». Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи. | Стр. 37 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Октябрь Сентябрь | Неделя 3 | Занятие № 7 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Кто лишний», «Яблоки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - бубен: - Простые карандаши; | 1. Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Пальчиковая игра «Коза рогатая» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Кто лишний». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки. 5. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания. | Стр. 39 |
Неделя 4 | Занятие № 8 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Что лишнее», «Вазы»; - Демонстрационный материал «Покажи фигуру» - Цветные карандаши; - Простые карандаши. | 1. Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие кратковременной и долговременной слуховой памяти. 3. Упражнение «Что лишнее?» Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки. 4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие памяти и слуховой памяти. 5.Упражнение «Вазы». Цель: Развитие внимания и мелкой моторики руки. | Стр. 44 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Ноябрь Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 9 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Лишняя картинка», «Дорожки»; - игрушки; - простые карандаши | 1. Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Пальчиковая игра «Крючочки» Цель: Развитие мелкой моторики руки и сенсомоторной координации. 4. Упражнение «Лишняя картинка» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 5. Упражнение «Съедобное-несъедобное». Цель: Развитие внимания. | Стр. 46 |
Неделя 2 | Занятие № 10 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые рисунки», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; - Простые карандаши. | 1. Упражнение «Сложи по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Лошадки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Одинаковые рисунки» Цель: Развитие внимания. 4. Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления, обучение детей отвечать по очереди, не перебивая друг друга. 5.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 6. Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие произвольного внимания и слухоречевой памяти. | Стр. 50 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Ноябрь Сентябрь | Неделя 3 | Занятие № 11 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Сравни рисунки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Найди фигуре место». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Кулачок». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Маски». Цель: Развитие зрительного восприятия. 4. Упражнение «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти. 5. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия. 6. Упражнение «Вид-вид». Цель: Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия. | Стр. 55 |
Неделя 4 | Занятие № 12 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Путаница», «Что лишнее?»; - Демонстрационный материал для упражнения «Снеговики»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Найди фигуру». Цель: Развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по аудиальному образцу. 2.Упражнение «Кто где?». Цель: Развитие зрительно – пространственной ориентации. 3. Упражнение «Путаница» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания. 5.Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания. 6.Упражнение «Снеговики». Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и развитие речи. | Стр. 58 |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Декабрь Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 13 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Листья», «Что лишнее?»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; - простые карандаши. | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки. 4. Упражнение «Листья». Цель: Развитие произвольного внимания. | Стр. 63 |
Неделя 2 | Занятие № 14 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Что лишнее?», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Рыбки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Вид-вид» Цель: Развитие мышления, обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия. 4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие внимания. 5.Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие логического мышления методом исключения «лишнего» предмета. 6.Игра: «Съедобное-несъедобное». Цель: Развитие внимания . | Стр. 65 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Декабрь | Неделя 3 | Занятие № 15 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Сравни рисунки», «Снежинки»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру» - Простые карандаши; | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Снежинки». Цель: Развитие внимания. 3. Упражнение «Старая утка», Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия. 5. Упражнение «Родовые понятия?». Цель: Развитие мышления, обучение детей отвечать по очереди, не перебивая друг друга. 6. Упражнение «Кто летает?». Цель развитие внимания. | Стр. 69 |
Неделя 4 | Занятие № 16 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Сравни рисунки», «Найди лишнее»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; -бубен; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Боровичок». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 4. Упражнение «Вид-вид?». Цель: Развитие мышления, обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия. 5.Упражнение «Найди лишнее». Цель: Развитие зрительного восприятия. 6. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания и самоконтроля. | Стр. 74 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Январь Сентябрь | Неделя 2 | Занятие № 17 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые фигуры», «Что лишнее?»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; - бубен; - Простые карандаши; | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Цапля». Цель: Развитие координации движений, обучение детей удерживать равновесие. 3.Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие внимания. 4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие внимания и слухоречевой памяти. 5. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки. | Стр. 77 |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Январь | Неделя 3 | Занятие № 18 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Соедини рисунки», «Что съедобное»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру», «Жирафы»; - Простые карандаши. | 1. Упражнение «Найди фигурке место». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Соедини рисунки». Цель: Развитие моторики руки, развивать умение находить сходство геометрической фигуры и предмета. 3. Пальчиковая игра «Прогулка». Цель: Развитие мелкой моторики руки и координации движений. 4. Упражнение «Что съедобное». Цель: Развитие произвольного внимания. 5. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия. 6. Упражнение «Жирафы». Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи. | Стр. 78 |
Неделя 4 | Занятие № 19 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Холодно-жарко», «Заплатки»; Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу» - Простые карандаши; | 1.Упражнение «Найди фигурке место». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Два барана». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 4. Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления, учить детей отвечать по очереди не перебивая друг друга. 5. Упражнение «Холодно-жарко». Цель: Развитие мышления, учить детей классифицировать рисунки. 6. Упражнение «Кто летает?». Цель развитие внимания. | Стр. 83 |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Февраль Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 20 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Дорожки»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; - Простые карандаши. | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие мелкой моторики руки. 3. Упражнение «Лабиринт» Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентации и моторики руки. 4. Упражнение «Запомни слова» Цель: Развитие кратковременной и долговременной слуховой памяти. 5.Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания и самоконтроля. | Стр. 85 |
Неделя 2 | Занятие № 21 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Раздели на группы»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру», «Игрушки»; -цветные карандаши; - простые карандаши. | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3.Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие внимания и слухоречевой памяти. 4. Упражнение «Раздели на группы». Цель: Развитие логического мышления. 5. Упражнение «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти. 6. Упражнение «Игрушки». Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи. | Стр. 89 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Февраль | Неделя 3 | Занятие № 22 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. - Разрезные картинки. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Да или нет». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. 3. Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентации и моторики руки. 4. Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие внимания. 5.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 6. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления. | Стр. 92 |
Неделя 4 | Занятие № 23 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Руковички», «Дорожки»; - Демонстрационный материал для упражнения «Домики»; - Простые карандаши; | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Зайка и ежик». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие мелкой моторики руки. 4. Упражнение «Руковички». Цель: Развитие внимания. 5. Упражнение «Родовые понятия». Цель развитие мышления, обучение детей отвечать по очереди не перебивая друг друга. 6. Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие произвольного внимания и слухоречевой памяти. | Стр. 96 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Март Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 24 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Одинаковые рисунки»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру», «Кошки»; - Простые карандаши. | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Кошки». Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи. 4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания. 5.Упражнение «Одинаковые рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 6. Упражнения «Цапля». Цель: Развитие координации движений, обучение детей удерживать равновесие. | Стр. 98 |
Неделя 2 | Занятие № 25 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Зима», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»; - простые карандаши. | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Вид-вид». Цель: Обучение детей продолжать цепочки и подбирать родовые понятия. 3 Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие внимания. 4.Упражнение «Зима». Цель: Развитие мышления. 5. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания. | Стр. 101 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Март | Неделя 3 | Занятие № 26 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые рисунки», «Дорожки»; - Демонстрационный материал для упражнения «Домики»; - Простые карандаши. | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики рук. 3. Упражнение «Одинаковые рисунки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 4. Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие памяти. 5.Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания. | Стр. 105 |
Неделя 4 | Занятие № 27 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Сад и огород», «Дорожки»; - Простые карандаши; | 1. . Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Сад и огород». Цель: Развитие мышления. 3. Упражнение «Три медведя». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Дорожка». Цель: Развитие моторики руки. 5. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания.
| Стр. 107 |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Апрель Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 28 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Скопируй точки», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Заплатки» Цель: Развитие внимания. 3. Упражнение «Цапля». Цель: Развитие координации движений. 4. Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие мышления и мелкой моторики руки. 5.Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления. 6.Упражнение «Скопируй точки» Цель: Развитие внимания. | Стр. 110 |
Неделя 2 | Занятие № 29 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые фигуры», «Лишняя картинка» , «Скопируй точки»; - разрезные картинки; - карточки с условными обозначениями свойств фигур. - простые карандаши. | 1. . Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие мышления. 3.Упражнение «Одинаковые фигуры»: Развитие внимания. 4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие внимания и самоконтроля. 5.Упражнение «Скопируй точки». Цель: Развивать произвольного внимания и зрительно-пространственной ориентации. 6.Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие памяти. | Стр. 117 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Апрель | Неделя 3 | Занятие № 30 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Недостающие детали»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие мышления. 3. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Недостающие детали». Цель: Развитие мышления и внимания. 5.Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания. | Стр. 119 |
Неделя 4 | Занятие № 31 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Лишняя картинка», «Дорожки», « Скопируй точки»; - Демонстрационный материал для упражнения «Домики»; - Простые карандаши; | 1.Упражнение «Сложи картинку». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развития логического мышления методом исключения «лишнего предмета»3. Упражнение «Про бабку». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 5. Упражнение «Запомни игрушку». Цель: Развитие памяти. | Стр. 123 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Май Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 32 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Обведи узор», «Соедини рисунки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Обведи узор». Цель: Развитие мелкой моторики руки. 3.Упражнение «Соедини рисунки» Цель: Развитие внимание и мышления. 4.Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие произвольного внимания, слухового восприятия и памяти. 5.Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие памяти. | Стр. 128 |
Неделя 2 | Занятие № 33 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; Раздаточный материал для упражнений «Что лишнее?», «Грибочки», «Скопируй точки»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; - простые карандаши. | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Грибочки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3.Упражнение «У оленя». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развивать мышление и моторики руки. 5.Упражнение «Скопируй точки». Цель: : Развивать произвольного внимания и зрительно-пространственной ориентации. | Стр. 130 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Май | Неделя 3 | Занятие № 34 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Соедини пары», «Недостающие детали». - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Недостающие детали». Цель: Развитие восприятия и внимания.. 3. Упражнение «Большаку- дрова рубить». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Соедини пары». Цель: Развитие логического мышления. 5.Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания. | Стр. 137 |
Неделя 4 | Занятие № 35 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Расставь значки», «Соедини пары; - Демонстрационный материал для упражнения «Домики»; - Простые карандаши; | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Расставь значки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Елочка». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Соедини пары». Цель: Развитие логического мышления. 5. Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления. | Стр. 142 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кубиков Никитина «Сложи узор» в работе учителя - дефектолога
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании зрительного и слухового восприятия, недор...
Перспективное планирование по методической теме: «Интеллектуальное развитие детей в первой младшей группе при использовании логических блоков Дьенеша»
Перспективное планирование по методической теме: «Интеллектуальное развитие детей в первой младшей группе при использовании логических блоков Дьенеша»...
Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»по методической разработке ...
Программа «Интеллектуальное развитие детей 5 – 6лет» в старшей группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенеша по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Программа«Интеллектуальное развитие детей 5 – 6лет»в старшей группес использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенешапо методической разработке Л.И.Сорокиной...
«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» методическая разработка
Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий Период работы над темой: 1 годМесяц начала работы над темой: сентябрь 2022 г.Месяц оконча...
Развивающее игровое занятие по развитию речи «Поможем солнышку спасти весну» (с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»)
laquo;…желание ребёнка, интерес, свобода деятельности – вот что нужнее всего для его успешного развития…» Б. Никитин...
НООД « В гости к коту Васьки" с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенеша) 2023 г.
Занятие в средней группе с мспользованием развивающих игр....