Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Интеллектуальное развитие детей 5 – 6лет» с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенеша по методической разработке Л.И. Сорокиной.
рабочая программа по математике (старшая группа)

Амигалатеой Светлана Ришатовна

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.

Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры Б.П. Никитина. Борис Павлович Никитин - педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми: 1. «Сложи узор», 2. «Сложи квадрат» и д.р. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

Принципы развивающих игр Б.П. Никитина

1. Доступности

2. Проблемно - ситуативный характер заданий

3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий

4. Привлекательность, занимательность

5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.

Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат.

Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

При развитии  умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.

В основе кружковой работы я использовала методическую разработку Л.В. Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет».

Старший дошкольник существенно отличается от детей младшего и среднего возраста: 5-6 летний ребенок более ловкий, у него лучше развита координация и быстрота реакций, он успешнее запоминает последовательность действий и более качественно выполняет их. Старший дошкольник способен удерживать в памяти большой объем информации и извлекать ее в нужный момент в необходимом количестве. Именно поэтому в возрасте от пяти до семи лет начинает период интенсивного обучения ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста происходит совершенствование восприятия: появляется стремление планомерно и последовательно изучить и описать предмет. При рассмотрении ребенок использует, в основном, тактильное восприятие (вертит в руках, ощупывает его, обращая внимание на наиболее заметные особенности), однако в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются и другие виды восприятия: зрительное и аудиальное.

У детей 5-6 лет происходит активное развитие логического, наглядно – образного и комбинаторного мышления. Также ребенок учится выстраивать логические закономерности, продолжать логические цепочки и устанавливать причинно – следственные связи.

Особое внимание следует уделять развитию моторики руки, совершенствованию графомоторных навыков и координации движений ребенка. Ученые – психологи доказали, что двигательная активность детей оказывает непосредственное влияние на формирование их мыслительных способностей. Чем лучше развита моторика руки и сенсомоторная координация, тем лучше кровоснабжение головного мозга. Это повышает интеллектуальные способности ребенка и мыслительную лабильность. С этой целью на занятиях активно используются пальчиковые игры телесно – ориентированные упражнения и графические диктанты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amigalateoy_programma.docx59.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Принято на педагогическом совете

протокол № ____   от __________

Утверждаю: заведующий

МКДОУ Детский сад «Сказка»

_______________Л.И. Попова

Приказ №____  от __________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности

 «Интеллектуальное развитие детей 5 – 6лет»

с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенеша

по методической разработке Л.И. Сорокиной.

Составила: воспитатель

Амигалатеой Светлана Ришатовна

Пояснительная записка

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.

Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры Б.П. Никитина. Борис Павлович Никитин - педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми: 1. «Сложи узор», 2. «Сложи квадрат» и д.р. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

Принципы развивающих игр Б.П. Никитина

1. Доступности

2. Проблемно - ситуативный характер заданий

3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий

4. Привлекательность, занимательность

5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.

Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат.

Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

При развитии  умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.

В основе кружковой работы я использовала методическую разработку Л.В. Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет».

Старший дошкольник существенно отличается от детей младшего и среднего возраста: 5-6 летний ребенок более ловкий, у него лучше развита координация и быстрота реакций, он успешнее запоминает последовательность действий и более качественно выполняет их. Старший дошкольник способен удерживать в памяти большой объем информации и извлекать ее в нужный момент в необходимом количестве. Именно поэтому в возрасте от пяти до семи лет начинает период интенсивного обучения ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста происходит совершенствование восприятия: появляется стремление планомерно и последовательно изучить и описать предмет. При рассмотрении ребенок использует, в основном, тактильное восприятие (вертит в руках, ощупывает его, обращая внимание на наиболее заметные особенности), однако в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются и другие виды восприятия: зрительное и аудиальное.

У детей 5-6 лет происходит активное развитие логического, наглядно – образного и комбинаторного мышления. Также ребенок учится выстраивать логические закономерности, продолжать логические цепочки и устанавливать причинно – следственные связи.

Особое внимание следует уделять развитию моторики руки, совершенствованию графомоторных навыков и координации движений ребенка. Ученые – психологи доказали, что двигательная активность детей оказывает непосредственное влияние на формирование их мыслительных способностей. Чем лучше развита моторика руки и сенсомоторная координация, тем лучше кровоснабжение головного мозга. Это повышает интеллектуальные способности ребенка и мыслительную лабильность. С этой целью на занятиях активно используются пальчиковые игры телесно – ориентированные упражнения и графические диктанты.

К старшему дошкольному возрасту возрастает роль проведения групповых занятий, поскольку ребенку 5 -6 лет становится интересно участвовать в соревнованиях, групповых методах работы, он ощущает себя частью коллектива, что приводит к активному личностному и социальному развитию ребенка.

В настоящее время имеется большое разнообразие дидактических материалов, использование которых позволило создать комплексную программу, включающую развитие всех сторон психомоторной деятельности и интеллектуального развития ребенка. Для выполнения этой программы специально подобраны и используются развивающие методы: демонстрационный и раздаточные материалы, блоки Дьенеша, кубики  Никитина «Сложи узор», графические задания.

Цели и задачи программы:

Цель: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.

Задачи:

- Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.

- Обучение детей работе по вербальному и зрительному образцу.

- Развитие наглядно-образного мышления.

- Развитие координации движений.

- Обучению детей соотнесению формы и образца.

- Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной и ассоциативной.

- Обучение детей устанавливать простые логические связи, находить закономерности, классифицировать предметы, подбирать родовые понятия.

- Развитие концентрации и распределения внимания.

- Обучение детей находить нужную фигуру по заданным признакам.

- развитие зрительно пространственной ориентации.

- Развитие мелкой моторики руки, сенсомоторной координации и графических навыков.

- Развитие произвольных действий, обучение ребенка согласовывать свои действия с действиями взрослого и других детей.

Принципы, лежащие в основе программы:

- Комплексность занятий ( сочетание методов двигательного, когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольника);

- Подбор адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей);

- Выстраивание заданий в четкой последовательности (от простого к сложному);

- Предоставление оптимальной помощи с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей;

- Эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой и со взрослым.

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

В процессе работы дети усваивают цвета; названия и отличительные признаки геометрических фигур , обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 1 год, по 1 занятию в неделю, длительностью 25 -30 минут.

Возраст детей 5-6 лет.

Занятия по подгруппам (12 человек)

Формы и методы занятий.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультминутки.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

Техническое оснащение занятий.

Для игровых занятий необходимо иметь:

    - «блоки Дьенеша» - 1 коробка на одного ребенка.

    - «сложи узор»  - по 1 комплекту на каждого ребенка.

- Схемы для накладывания кубиков, при составлений трудных  иллюстраций  - по 1 на каждого ребенка.

- Схемы для составления изображения

с помощью блоков Дьенеша  - 1 на всех детей.

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература (1)

Сентябрь

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 1

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Сравни рисунки»; «Скопируй знаки»;

-Демонстрационный «Путаница»;

- Цветные карандаши;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Покажи фигуру». Цель: Развитие произвольного внимания, обучение  детей работы с боками Дьенеша.

2.Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «выше – ниже».

3. Упражнение «Старая утка» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

4. Упражнение «Путаница». Цель: Развитие зрительного восприятия.

5. Упражнение «Закончи предложение» Цель: Развитие логического мышления, обучение детей работе «по цепочке».

6. Упражнение «Запомни слова» Цель: Развитие кратковременной, долговременной слуховой памяти и мышления.

Стр. 12

Неделя 2

Занятие № 2

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Скопируй фигуры»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу», «Запомни рисунок», «Путаница»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие зрительного восприятия.

 3. Упражнение «Путаница» Цель: Развитие зрительного восприятия.

4. Упражнение «Скопируй фигуры». Цель: Развитие произвольного внимания.

5.Упражнение «Запомни рисунок» Цель: Развитие зрительной памяти.

6. Упражнение «Хлопни в ладоши» Цель: Развитие внимания и слуховой памяти.

7. Упражнение « Два хлопка» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

Стр. 18

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Сентябрь

Сентябрь

Неделя 3

Занятие № 3

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Раздели на группы», «Лишняя картинка»,

«Одинаковые картинки»;

-Демонстрационный материал «Покажи фигуру»

- Цветные карандаши;

- Простые карандаши.

 1.Упражнение «Покажи фигуру». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Упражнение «Раздели на группы». Цель: Развитие логического мышления, обучение классифицированию изображений.

 3. Упражнение «Лишняя картинка» Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

4. Упражнение «Одинаковые картинки». Цель: Развитие произвольного внимания и зрительного восприятия.

5.Упражнение «Скажи правильно». Цель: Развитие внимания и словесно-логического мышления, обучение детей сравнению понятий.

6. Пальчиковая игра «Прогулка». Цель: Развитие мелкой моторики руки и координации движений.

7. Игра «Запомни слова». Цель: Развитие кратковременной, долговременной слуховой памяти и логического мышления.

Стр. 30

Неделя 4

Занятие № 4

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Сравни рисунки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу», «Запомни рисунок»;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Сравнивать предметы в категории «выше-ниже»

3.Упражнение «Запомни рисунок». Цель: Развитие зрительной памяти..

4. Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие внимания и слухоречевой памяти.

 5. Пальчиковая игра «Шалун». Цель: Развитие мелкой моторики руки.

6.Упражнение «Часть – целое». Цель: Развитие словесно-логического мышления, обучение детей работе «по цепочке».

Стр. 42

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Октябрь

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 5

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Скопируй точки», «Лабиринт»;

- Демонстрационный материал для упражнений «Замри».

- Простые карандаши.

1.Упражнение « Найди фигуру». Цель: Развитие аудиального восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по вербальной инструкции.

2.Упражнение «Мы охотимся на льва». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

3. Упражнение «Скопируй точки» Цель: Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.

4. Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие кратковременной, долговременной слуховой памяти и логического мышления.

5. Упражнение «Замри»». Обучение детей пониманию схематической позы человека.

6.Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие внимания и слуховой памяти.

Стр. 48

Неделя 2

Занятие № 6

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Сравни картинки», «Лишняя картинка»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу», «Путаница»;

- простые карандаши

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Сравни картинки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление с категорией толще-тоньше.

3. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишнего предмета.

4.Упражнение «Да или нет». Цель: Развитие произвольного внимания и слухового восприятия.

5. Упражнение «Шалтай -Болтай». Цель: Расслабление мышц, развитие аудиальной и моторной памяти.

6. Упражнение «Вид-вид». Цель: Обучение детей продолжению логических цепочек и подбору родовых понятий.

7.Упражнение «Путаница». Цель: Развитие зрительного восприятия.

Стр. 51

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Октябрь

Сентябрь

Неделя 3

Занятие № 7

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Обведи рисунок», «Лишняя картинка»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру», «Слоны», «Разноцветные цепочки»;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Покажи фигуру» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2. Упражнение «Обведи рисунок». Цель: Развитие моторики руки и произвольного внимания.

3. Пальчиковая игра «Утята» Цель: Развитие мелкой моторики руки и сенсомоторной координации.

4. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

5. Упражнение «Слоны». Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и связной речи.

6. Упражнение «Запомни пару». Цель: Развитие логической и слуховой памяти методом запоминания двух рядов слов.

7. Упражнение «Разноцветные цепочки». Цель: Развитие произвольного внимания, обучение детей работать в «команде».

Стр. 54

Неделя 4

Занятие № 8

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Раскрась картинки», «Лишняя картинка»;

- Демонстрационный материал «Выложи кубики по образцу», «Замри», «Путаница»;

- Цветные карандаши;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Часть - целое». Цель: Развитие словесно – логического мышления, обучение детей работать «по цепочке».

3. Упражнение «Лишняя картинка» Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

 4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие памяти и слуховой памяти.

5.Упражнение «Запомни пару». Цель: Развитие логической и слуховой памяти методом запоминания двух рядов слов.

6. Упражнение «Замри». Цель: Обучение детей пониманию схематической позы человека.

7. Упражнение «Путаница». Цель: Развитие зрительного восприятия.

Стр. 68

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Ноябрь

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 9

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Рыбки», «Заполни таблицу»;

- Демонстрационный материал «Запомни ассоциации»;

- карточки с условными обозначениями свойств фигур;

- Бубен;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выбери карточки». Цель: Развитие восприятия и произвольного внимания, обучение детей работать по инструкции.

2.Упражнение «Рыбки». Цель: Развитие моторики руки.

3. Пальчиковая игра «Дождик» Цель: Развитие мелкой моторики руки и сенсомоторной координации.

4. Упражнение «Заполни таблицу» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

5. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Обучение запоминанию аудиальной инструкции, развитие произвольного внимания и самоконтроля.

6. Упражнение «Вид – вид». Цель: Обучение детей продолжению логических цепочек и подбору родовых понятий.

Стр. 73

Неделя 2

Занятие № 10

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Раскрась картинки», «Лабиринт»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу», «Лишняя картинка», Разноцветные цепочки»;

- Цветные карандаши

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работать по образцу.

2.Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие зрительно пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

3. Упражнение «Раскрась картинки» Цель: Развитие внимания, уметь ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа).

4. Упражнение «Выполни движения». Цель: Развитие аудиального восприятия, произвольного внимания и слуховой памяти.

5.Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие логического мышления, обучение детей подбору различных вариантов выполнения задания.

6. Упражнение «Закончи предложение». Цель: Развитие словесно – логического мышления.

7. Упражнение «Разноцветные цепочки». Цель: Развитие произвольного внимания, обучение детей работать в «команде».

Стр. 75

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Ноябрь

Сентябрь

Неделя 3

Занятие № 11

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Раздели на группы», «Лабиринт»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Покажи фигуру», «Путаница»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Покажи фигуру». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Подбери логические пары». Цель: Развитие словесно логического мышления, обучение детей работе «по цепочке».

3. Упражнение «Раздели группы на части». Цель: Развитие логического мышления..

4. Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие  зрительного восприятия.

5. Упражнение «Солдатик». Цель: Развитие координации движений, обучение детей удерживанию равновесия.

6. Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие кратковременной, долговременной слуховой памяти и логического мышления.

7. Упражнение « Подпрыгни на месте». Цель: Развитие внимания и слуховой памяти.

8. Упражнение «Путаница». Цель: Развитие зрительного восприятия.

9. Упражнение  «Часть – целое». Цель: Развитие словесно – логического мышления, обучение детей работать по «цепочке».

Стр. 78

Неделя 4

Занятие № 12

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Грибочки», «Лабиринт»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу», «Запомни рисунок»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работать по образцу.

2.Упражнение «Грибочки». Цель: Развитие произвольного внимания.

3. Упражнение «Лабиринт» Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

4. Упражнение «Рыбки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

5.Упражнение «Скажи правильно». Цель: Развитие внимания и словесно-логического мышления, обучение детей сравнению понятий.

6.Упражнение «Запомни рисунок». Цель: Развитие зрительной памяти.

Стр. 83

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Декабрь

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 13

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Обведи рисунок», «Раскрась мячи», «Лишняя картинка»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру», «Скопируй рисунок»;

-Цветные карандаши;

- простые карандаши.

1.Упражнение «Покажи фигуру». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Запомни пару». Цель: Развитие логической и слуховой памяти методом запоминания двух рядов слов.

3. Упражнение «Стульчик». Цель: Развитие мелкой моторики руки.

4. Упражнение «Обведи рисунок». Цель: Развитие мелкой моторики руки и зрительного восприятия.

5. Упражнение «Лишнее слово». Цель: Развитие словесно-логического мышления и связной речи, обучение детей классификации понятий.

6. Упражнение «Съедобное-несъедобное». Цель: Развитие внимания.

7. Упражнение «Скопируй рисунок». Цель: Развитие произвольного внимания, обучение детей копировать рисунок в тетрадь, глядя на образец.

8. Упражнение «Раскрась мячи». Цель: Закрепить ориентировку в пространстве и на листе бумаги, закрепить понятия справа, слева, вверху.

Стр. 88

Неделя 2

Занятие № 14

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Скопируй фигуры», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу», «Лишняя картинка»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2.Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие кратковременной, долговременной памяти и логического мышления.

3. Упражнение «Цапля» Цель: Развитие координации движений, обучение детей удерживанию равновесия.

4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие внимания.

5.Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие логического мышления методом исключения «лишнего» предмета.

6.Игра: «Выполни движение». Цель: Развитие аудиального восприятия, произвольного внимания и слуховой памяти.

Стр. 94

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Декабрь

Неделя 3

Занятие № 15

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Раскрась рисунок», «Рыбка»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру», «Замри»;

-Бубен;

-Цветные карандаши;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Покажи фигуру». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Рыбка». Цель: Развитие внимания и логического мышления.

3. Упражнение «Раскрась рисунок», Цель: Закрепить понятие вверху, внизу, между.

4. Упражнение «Замри». Цель: Обучение детей пониманию схематического изображения позы человека.

5. Упражнение «Вид-вид». Цель: Обучение детей продолжению логических цепочек и родовых понятий.

6. Упражнение «Слушай бубен». Цель развитие произвольного внимания.

Стр. 96

Неделя 4

Занятие № 16

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Раздели на группы»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу», «Разноцветные цепочки», «Лишняя картинка»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Раздели на группы». Цель: Развитие умения классифицировать предметы на группы.

3. Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие кратковременной, долговременной слуховой памяти и логического мышления.

4. Упражнение «Запомни пару». Цель: Развитие логической и слуховой памяти методом запоминания двух рядов слов.

5.Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

6. Упражнение «Разноцветные цепочки». Цель: Развитие произвольного внимания , обучение детей работать в «команде».

Стр. 101

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Январь

Сентябрь

Неделя 2

Занятие № 17

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Скопируй фигуры», «Лабиринт»;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Найди фигуру». Цель: Развитие произвольного внимания, обучение детей работе по аудиальному образцу.

 2.Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и слухового восприятия.

3.Упражнение «Скопируй фигуры». Цель: Развитие внимания.

4. Упражнение «Выполни движения». Цель:  Развитие зрительно-пространственной ориентации.

5. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

Стр. 103

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Январь

Неделя 3

Занятие № 18

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Обведи рисунок», «Лишняя картинка»;

- Демонстрационный материал для упражнения  «Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Обведи рисунок». Цель: Развитие моторики руки.

3. Пальчиковая игра «Ладушки». Цель: Развитие координации движений, обучение детей работать в паре.

4. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие словесно-логического мышления методом исключения лишнего слова.

5. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия.

6. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

Стр. 111

Неделя 4

Занятие № 19

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Логические пары», «Заплатки», «Скопируй фигуры»;

 Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Покажи фигуру». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей самостоятельной  работы по образцу.

2. Упражнение «Запомни пару».  Цель: Развитие логической и слуховой памяти методом запоминания двух рядов слов.

3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

4. Упражнение «Логические пары». Цель: Развитие мышления.

5. Упражнение «Подбери логические пары». Цель: Развитие словесно-логического мышления, обучение детей работать по «цепочке».

6. Упражнение «Кто летает?». Цель развитие внимания.

Стр. 113

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Февраль

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 20

- Кубики Никитина «Сложи узор»

- Раздаточный материал для упражнений «Логические пары», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу», «Замри», «Лишняя картинка»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работать по образцу.

2.Упражнение «Логические пары» Цель: Развитие мышления.

3. Упражнение «Заплатки» Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентации и логического мышления.

4. Упражнение «Запомни слова» Цель: Развитие

кратковременной и долговременной слуховой памяти и логического мышления.

5.Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие внимания и слухоречевой памяти.

6.Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие логического мышления путем исключения лишней картинки.

7. Упражнение «Замри». Цель: Обучение детей пониманию схематического изображения позы человека.

Стр. 118

Неделя 2

Занятие № 21

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Жуки», «Раскрась фигуры»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру», «Запомни рисунок»;

-цветные карандаши;

- простые карандаши.

1.Упражнение «Покажи фигуру». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работать по образцу.

2. Упражнение «Жуки». Цель: Закрепить понятие влево, вправо.

3.Упражнение «Дом». Цель: Развитие координации движений.

4. Упражнение «Раскрась фигуры». Цель: Развитие ориентировки в пространстве.

5. Упражнение «Подбери логические пары». Цель: Развитие словесно-логического мышления, обучение детей  работе «по цепочке».

6. Упражнение  «Да-нет?». Развитие произвольного внимания и слухового восприятия.

7.Упражнение «Запомни рисунок». Цель: Развитие зрительной памяти.

Стр. 120

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Февраль

Неделя 3

Занятие № 22

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Мячики», «Заполни пустые ячейки»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу», «Лишняя картинка»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

3. Упражнение «Мячики». Цель: Развитие произвольного внимания.

4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие внимания.

5.Упражнение «Запомни пару». Цель: Развитие логической и слуховой памяти методом запоминания двух рядов слов.

6. Упражнение «Заполни пустые ячейки». Цель: Развитие логического мышления.

Стр. 126

Неделя 4

Занятие № 23

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Одинаковые картинки», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Что перепутал художник?»;

- Простые карандаши;

-Цветные карандаши.

1.Упражнение «Найди фигуру». Цель: Развитие аудиального и произвольного внимания, обучение детей работать по вербальной инструкции.

2. Упражнение «Одинаковые картинки». Цель: Развитие внимания.

3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания и логического мышления.

4. Упражнение «Что перепутал художник». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

 5. Упражнение «Да или нет?». Цель развитие произвольного внимания и слухового восприятия.

6. Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие произвольного внимания и слухоречевой памяти.

Стр. 128

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Март

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 24

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Обведи узор»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Сложи картинку»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Сложи картинку». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Обведи узор». Цель: Развитие мелкой моторики руки.

3. Упражнение «Подбери логические пары». Цель: Развитие словесно-логического мышления, обучение работе по «цепочке».

4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие  внимания и слухоречевой памяти.

5.Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

6. Пальчиковая игра «Гости». Цель: Развитие мелкой моторики руки и координации движений.

Стр. 131

Неделя 2

Занятие № 25

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Домик», «Одинаковая картинка»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу», «Лишняя картинка», «Разноцветные цепочки»;

- простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия, обучение детей работать по образцу.

2. Упражнение «Домик». Цель: Развитие логического мышления и произвольного внимания.

3.Упражнение «Одинаковая картинка». Цель: Развитие мышления.

4. Упражнение «Хлопни в ладоши». Цель: Развитие внимания и слухоречевой памяти.

5.Упражнение «Запомни слова». Цель: Развитие кратковременной, долговременной слуховой памяти и логического мышления.

6. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие логического мышления методом исключения лишней картинки.

7. Упражнение « Выполни движения». Цель: Развитие аудиального восприятия, произвольного внимания и слуховой памяти.

8.Упражнение «Часть-целое». Цель: Развитие словесно-логического мышления, обучение детей работе «по цепочке».

9. Упражнение «Разноцветные цепочки». Цель: Развитие произвольного внимания, обучение детей работе в «команде».

Стр. 134

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Март

Неделя 3

Занятие № 26

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Зонтики и грибы», «Заплатки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Домики», «Путаница»;

-Цветные карандаши;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Домики». Цель: Развитие зрительного восприятия и комбинаторного мышления.

2. Упражнение «Зонтики и грибы». Цель: Развитие произвольного внимания.

3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания и логического мышления.

 4. Упражнение «Запомни пару». Цель: Развитие логической и слуховой памяти методом запоминания двух рядов слов.

5.Упражнение «Вид-вид». Цель: Обучение детей продолжению логических цепочек и подбору родовых понятий.

6 Упражнение « Путаница». Цель: Развитие зрительного восприятия.

Стр. 139

Неделя 4

Занятие № 27

- Кубики Никитина «Сложи узор»

- Раздаточный материал для упражнений «Найди цифры», «Заполни пустые ячейки», «Скопируй фигуру»;

Демонстрационный материал «Выложи кубики по образцу»

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Найди цифры». Цель: Развитие произвольного внимания.

3. Упражнение «Заполни пустые ячейки».  Цель: развитие мышления.

4. Упражнение «Скопируй фигуру». Цель: Развитие зрительного восприятия и  мелкой моторики руки.

5. Упражнение «Да и нет не говорите». Цель: Развитие произвольного внимания.

 6. Упражнение « Угощение гномов». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.

7. Упражнение «Закончи предложение». Цель: Развитие словесно-логического мышления.

Стр. 142

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Апрель

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 28

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Заполни пустую ячейку», «Скопируй фигуры»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу», «Разноцветные цепочки»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Скопируй фигуры» Цель: Развитие  произвольного внимания и мелкой моторики руки.

3. Упражнение «Да или нет». Цель: Развитие произвольного внимания и слухового восприятия.

4. Упражнение «Заполни пустую ячейку». Цель: Развитие мышления.

5.Упражнение «Родовые понятия». Цель: Развитие мышления.

6.Упражнение «Скопируй точки» Цель: Развитие внимания.

7. Упражнение «Разноцветные цепочки». Цель: Развитие произвольного внимания, обучение детей работать в «команде».

Стр. 150

Неделя 2

Занятие № 29

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Обведи узор» ;

- карточки с условными обозначениями свойств фигур.

- простые карандаши.

1.Упражнение «Покажи фигуру». Цель: Развитие восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

3.Упражнение «Обведи узор»: Развитие  мелкой моторики руки.

4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие внимания и слуховой памяти.

5.Упражнение «Подбери логические пары». Цель: Развитие словесно-логического мышления, обучение детей работе «по цепочке».

Стр. 152

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Апрель

Неделя 3

Занятие № 30

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Скопируй фигуры», «Собачка и машина»;

- Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу», «Запомни ассоциации»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2. Упражнение «Скопируй фигуры». Цель: Развитие произвольного внимания.

3. Упражнение «Запомни ассоциации». Цель: Развитие  зрительной, аудиальной и ассоциативной памяти.

4. Упражнение «Замри». Цель: Обучение детей пониманию схематического изображения позы человека.

5.Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия.

6 «Собачка и машина». Цель: Развитие зрительного восприятия и мышления.

Стр. 157

Неделя 4

Занятие № 31

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Корректурная проба», «Заплатки», « Заполни пустые ячейки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работе по образцу.

2.Упражнение «Корректурная проба». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развития логического мышления.

4. Упражнение «Да и нет не говорите». Цель: Развитие произвольного внимания, аудиального восприятия.

5. Упражнение «Заполни пустые ячейки». Цель: Развитие мышления.

6. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие внимания и слухоречевой памяти.

Стр. 164

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Май

Сентябрь

Неделя 1

Занятие № 32

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Обведи узор»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Лишняя картинка»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Найди фигуру». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работы по образцу.

2. Упражнение «Обведи узор». Цель: Развитие мелкой моторики руки.

3.Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие внимание и мышления.

4.Упражнение «Закончи предложение». Цель: Развитие словесно-логического мышления.

5.Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие мышления.

Стр. 167

Неделя 2

Занятие № 33

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Лабиринт», «Одинаковые картинки», «Скопируй фигуры»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»;

- простые карандаши.

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение  детей работать по образцу.

2. Упражнение «Лабиринт». Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентации и мелкой моторики руки.

3.Упражнение «Одинаковые картинки». Цель: Развитие произвольного внимания.

4. Упражнение «Скопируй фигуры». Цель: Развивать мышление и мелкую моторику руки.

5.Упражнение «Часть-целое». Цель: Развивать словесно-логическое мышление.

6. Упражнение «Выполни движение». Цель: Развитие аудиального восприятия, произвольного внимания и слуховой памяти.

Стр. 172

Месяц

Занятие

Оборудование и материалы

Содержание работы. Цель.

Литература

Май

Неделя 3

Занятие № 34

- Блоки Дьенеша;

- Раздаточный материал для упражнений «Игрушки», «Скопируй фигуры».

- Демонстрационный материал для упражнения «Домики», «Запомни рисунок»;

- Простые карандаши.

1.Упражнение «Домики». Цель: Развитие зрительного восприятия и комбинаторного мышления.

2. Упражнение «Закончи предложение». Цель: Развитие словесно-логического мышления.

3. Упражнение «Игрушки». Цель: Развитие пространственной ориентации.

4. Упражнение «Скопируй фигуры». Цель: Развитие логического мышления.

5.Упражнение «Запомни рисунок». Цель: Развитие зрительной памяти.

Стр. 176

Неделя 4

Занятие № 35

- Кубики Никитина «Сложи узор»;

- Раздаточный материал для упражнений «Расставь знаки», «Сравни рисунки», «Чашки»;

- Демонстрационный материал для упражнения «Выложи кубики по образцу»;

- Простые карандаши;

1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2. Упражнение «Расставь значки». Цель: Развитие моторики руки, произвольного внимания.

3. Упражнение «Чашки». Цель: Развитие пространственного восприятия.

4. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие логического мышления и пространственного восприятия.

5. Упражнение «Вид-вид». Цель: Обучение детей продолжению логических  цепочек и подбору родовых понятий.

6. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие внимания и слухоречевой памяти.

Стр. 179


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»по методической разработке ...

Программа «Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет» в средней группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Программа«Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет»в средней группес использованием кубиков Никитина «Сложи узор»по методической разработке Л.И.Сорокиной....

Программа «Интеллектуальное развитие детей 5 – 6лет» в старшей группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенеша по методической разработке Л.И.Сорокиной.

Программа«Интеллектуальное развитие детей 5 – 6лет»в старшей группес использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенешапо методической разработке Л.И.Сорокиной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности « Любознайка» для детей 5-7 лет

laquo;Пустая голова не рассуждает.Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать»                             ...