Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.
рабочая программа по математике (младшая группа)
Программа «Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет» во второй младшей группе № 7 с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»
по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2»
Управления делами Президента Российской Федерации
Программа
«Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет»
во второй младшей группе № 7
с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»
по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Составила: Чукалова Зоя Михайловна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Москва 2022
Программа
«Интеллектуальное развитие детей 3 – 4лет»
во второй младшей группе
с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»
по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Важным средством формирования
мыслительной деятельности малыша,
его интеллекта является игра.
С. Т. Шацкий
Пояснительная записка
В настоящее время образовательная деятельность в дошкольных учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из задач Стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности.
Развитие творческих и умственных способностей у младших дошкольников начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию, применяют её для игры.
Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры Б.П. Никитина. Борис Павлович Никитин - педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми: 1. «Сложи узор», 2. «Сложи квадрат» и д.р.Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
Принципы развивающих игр Б.П.Никитина
1. Доступности
2. Проблемно - ситуативный характер заданий
3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий
4. Привлекательность, занимательность
5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.
Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат.
Использование развивающих и творческих игр Никитина позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
При развитии умственного и творческого мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям возможность быть востребованными в современном взрослом мире.
Важность и актуальность данной проблемы послужили основанием для определения и внедрения темы моей программы самообразования и творческому поиску новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. В основу программы я использовала методическую разработку Л.В.Сорокиной «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет».
Цели и задачи программы:
Цель: развитие умственных способностей детей.
Задачи:
Обучающие: Формировать умение следовать устным инструкциям. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше.
Развивающие: Развивать у детей мыслительные операции. (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение).
- мелкую моторику рук и глазомер.
- творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм. Формировать стремление доводить дело до конца.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы дети усваивают цвета; названия и отличительные признаки геометрических фигур , обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т.д.).
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 1 год, по 1 занятию в неделю, длительностью15- 20 минут.
Возраст детей 3-4 года.
Занятия по подгруппам (10 человек)
Формы и методы занятий.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультминутки.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Техническое оснащение занятий.
Для игровых занятий необходимо иметь:
- «сложи квадрат» - по 1 комплекту на каждого ребенка.
- Схемы для накладывания палочек при составлений трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.
Литература:
1. Л.И.Сорокина, Интеллектуальное развитие детей, 3-4 года: конспекты практ. занятий, М. ВЛАДОС, 2014.
2. 4. Е. Бортникова, «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет).
3. Б.П. Никитин, «Ступеньки творчества или развивающие игры» (сложи квадрат).
4. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
5. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
6. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
7.Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
8.Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Сентябрь Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 1 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»; - простые карандаши | 1.Знакомство с кубиками Никитина. 2.Упражнение « Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. | Стр. 11 |
Неделя 2 | Занятие № 2 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место»; - Пять игрушек; - Цветные карандаши; - Простые карандаши. | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «Большой- маленький» | Стр. 12 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Сентябрь Сентябрь | Неделя 3 | Занятие № 3 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Подбери тень», «Бабочки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - бубен: - Разрезные картинки; - Цветные карандаши; - Простые карандаши; | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Подбери тень». Цель: Развитие зрительного восприятия. 3. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Бабочки». Цель: Развитие зрительного восприятия и моторики руки. 5. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления. | Стр. 16 |
Неделя 4 | Занятие № 4 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Раскрась картинки», « Дорожки»; -Игра «Подбери картинку»; - Цветные карандаши; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Муха» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Раскрась картинки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «Большой- маленький»; 5.Упражнение «Съедобное – несъедобное». Цель: Развитие внимания. 6. Игра «Подбери картинку». Цель: Развитие зрительного восприятия, учить детей соотносить форму и образец. | Стр. 18 |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Октябрь Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 5 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Шарфики», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Разрезные картинки; - простые карандаши | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Ой, лады». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Заплатки» Цель: Развитие произвольного внимания. 4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания. 5. Упражнение «Шарфики». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категорией «длинный-короткий». 6.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно образного мышления. | Стр. 22 |
Неделя 2 | Занятие № 6 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Домики», «Дорожки»; - игрушки; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Домики». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3. Упражнение «Муха» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 5.Упражнение «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти. | Стр. 24 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Октябрь Сентябрь | Неделя 3 | Занятие № 7 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Соедини рисунки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - бубен: - Простые карандаши; | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Соедини рисунки». Цель: Развитие восприятия, обучение детей соотносить геометрические фигуры и предметы. 5. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. | Стр. 27 |
Неделя 4 | Занятие № 8 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Одинаковые фигуры», «Мячики»; - бубен; - Цветные карандаши; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Сорока - белобока». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Одинаковые фигуры» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие памяти и самоконтроля. 5.Упражнение «Мячики». Цель: Развитие внимания. | Стр. 18 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Ноябрь Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 9 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Деревья», «Одинаковые фигуры»; - игрушки; - простые карандаши | .Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Сорока -белобока». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Запомни игрушки» Цель: Развитие зрительной памяти. 4. Упражнение «Одинаковые фигуры» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 5. Упражнение «Зайчик - птица». Цель: Развитие внимания. 6.Упражнение «Деревья». Цель: Развитие мышления. | Стр. 32 |
Неделя 2 | Занятие № 10 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Чижик - пыжик». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки. 4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. 5.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 6.Игра: «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти. | Стр. 34 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Ноябрь Сентябрь | Неделя 3 | Занятие № 11 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Найди фигуру», «Елочки», «Медвежата»; - Разрезные картинки; - Цветные карандаши; - Простые карандаши; | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Мишка косолапый», «Ути –ути» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Елочки». Цель: Развитие моторики руки и мышления. 4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания. 5. Упражнение «Медвежата. Цель: Развитие зрительного восприятия. 6. Упражнение «Собери картинку». Цель развитие наглядно- образного мышления. | Стр. 36 |
Неделя 4 | Занятие № 12 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Парашютисты», «Варежки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Сорока - белобока». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Варежки» Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания. 5.Упражнение «Парашютисты». Цель: Развитие моторики руки. | Стр. 40 |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Декабрь Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 13 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожка», «Заплатки»; - бубен; - простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Два барана». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Дорожка». Цель: Развитие моторики руки 4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания. 5. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. | Стр. 41 |
Неделя 2 | Занятие № 14 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Ути - ути». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки. 4. Упражнение «Зайчик - птица». Цель: Развитие внимания. 5.Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие мышления. 6.Игра: «Запомни игрушки». Цель: Развитие зрительной памяти. | Стр. 45 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Декабрь | Неделя 3 | Занятие № 15 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Кто спрятался?», «Клоун и мячи»; - Цветные карандаши; - Простые карандаши; | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Кто спрятался?». Цель: Развитие зрительного восприятия. 3. Упражнение «Мишка косолапый», «Божья коровка» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Клоун и мячи». Цель: Развитие зрительного восприятия. 5. Упражнение «Да ли нет?». Цель: Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия. 6. Упражнение «Слушай свое имя». Цель развитие слуховой памяти. | Стр. 47 |
Неделя 4 | Занятие № 16 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дождик», «Яблоки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Разрезные картинки; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Ладушки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Дождик». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 4. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия. 5.Упражнение «Яблоки». Цель: Развитие зрительного восприятия. 6. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления. | Стр. 50 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Январь Сентябрь | Неделя 2 | Занятие № 17 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Раскрась картинки», «Дорожки»; - бубен; - Цветные карандаши; - Простые карандаши; | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Муха». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие произвольного внимания. 5. Упражнение «Раскрась картинки». Цель: Развитие зрительного восприятия, обучение детей сравнивать предметы. | Стр. 52 |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Январь | Неделя 3 | Занятие № 18 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Два барана», «Сорока -белобока» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия. | Стр. 55 |
Неделя 4 | Занятие № 19 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Найди фигурке место», «Варежки», «Ленточки»; - разрезные картинки; - Цветные карандаши; - Простые карандаши; | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Два медведя». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Варежки». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 4. Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие произвольного внимания и слухового восприятия. 5. Упражнение «Ленточки». Цель: Развитие мышления и моторики рук. 6. Упражнение «Собери картинку». Цель развитие наглядно –образного мышления. | Стр. 57 |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Февраль Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 20 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Пары обуви», «Лишняя картинка»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - цветные карандаши; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2.Упражнение «Ути - ути», «Два барана». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Лишняя картинка» Цель: Развитие мышления и моторики руки. 4. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания. 5.Упражнение «Пары обуви». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. | Стр. 60 |
Неделя 2 | Занятие № 21 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - бубен; -цветные карандаши; - простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 3.Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 5. Игра «Слушай свое имя». Цель: Развитие слуховой памяти. | Стр. 45 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Февраль | Неделя 3 | Занятие № 22 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Заплатки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Разрезные картинки; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2.Упражнение «Зайка и ежик». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики рук. 4. Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания. 5.Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 6. Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно-образного мышления. | Стр. 65 |
Неделя 4 | Занятие № 23 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Кто где?», «Конфеты»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; - Простые карандаши; | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.2. Упражнение «Ладушки», «Два медведя» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 3. Упражнение «Кто где?». Цель: Развитие зрительно - пространственной ориентации. 4. Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания. 6. Упражнение «Конфеты». Цель развитие зрительного восприятия. | Стр. 67 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Март Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 24 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Солнышко», «Одинаковые фигуры»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Солнышко» Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Зайка». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие произвольного внимания. 5.Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. | Стр. 71 |
Неделя 2 | Занятие № 25 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Груши»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; -цветные карандаши; - простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Груши». Цель: Развитие мышления. 3.Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 4. Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания. | Стр. 73 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Март | Неделя 3 | Занятие № 26 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Морковки», «Одинаковые фигуры»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Цветные карандаши - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Морковки». Цель: Развитие моторики рук. 3. Упражнение «Указочка». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 5.Упражнение «Кто летает?». Цель: Развитие внимания. | Стр. 78 |
Неделя 4 | Занятие № 27 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Заплатки», «Дорожка»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; - Простые карандаши; | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Заплатки». Цель: Развитие произвольного внимания. 3. Упражнение «Два барана», «Зайка» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Дорожка». Цель: Развитие моторики руки. 5. Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания.
| Стр. 80 |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Апрель Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 28 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Путаница»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Все захлопали в ладошки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Путаница». Цель: Развитие зрительного восприятия. 5.Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания и слухового восприятия. | Стр. 83 |
Неделя 2 | Занятие № 29 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Яблоки», «Лишняя картинка» , «Цыплята»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; - бубен; - разрезные картинки; -цветные карандаши; - простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развитие мышления. 3.Упражнение «Яблоки»: Развитие моторики руки. 4. Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие внимания и самоконтроля. 5.Упражнение «Цыплята». Цель: Развивать зрительное восприятие. 6.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно – образного мышления. | Стр. 86 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Апрель | Неделя 3 | Занятие № 30 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Цветы», «Грибочки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - разрезные картинки; - Цветные карандаши; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Цветы». Цель: Развитие моторики рук. 3. Упражнение «Указочка», «Кулачок». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Грибочки». Цель: Развитие мышления. 5.Упражнение «Съедобное - несъедобное». Цель: Развитие внимания. 6.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно – образного мышления. | Стр. 89 |
Неделя 4 | Занятие № 31 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Елочки», «Дорожки»; - Демонстрационный материал для упражнения «Сложи картинку»; - Простые карандаши; - Цветные карандаши; | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Елочки». Цель: Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями «высокий – низкий» 3. Упражнение «Жук». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Дорожки». Цель: Развитие моторики руки. 5. Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания. 6. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развивать внимание и слуховое восприятие.
| Стр. 91 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Май Сентябрь | Неделя 1 | Занятие № 32 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Дорожки», «Сравни рисунки»; - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - разрезные картинки; -цветные карандаши; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Зайчик – Птица - Лошадь». Цель: Развитие внимания, координация слухового и зрительного анализаторов. 3. Упражнение «Дорожки» Цель: Развитие моторики руки. 4.Упражнение «Два медведя» Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 5.Упражнение «Подпрыгни на месте». Цель: Развитие произвольного внимания, слухового восприятия и памяти. 6.Упражнение «Сравни рисунки». Цель: Развитие восприятие, познакомить детей с категориям «Длинный- короткий». 7.Упражнение «Собери картинку». Цель: Развитие наглядно – образного мышления. | Стр. 94 |
Неделя 2 | Занятие № 33 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Домики», «Одинаковые фигуры» , «Лишняя картинка»; - бубен; -цветные карандаши; - простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работы по образцу. 2. Упражнение «Одинаковые фигуры». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания. 3.Упражнение «Лошадки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Лишняя картинка». Цель: Развивать мышление и моторики руки. 5.Упражнение «Слушай бубен». Цель: Развитие внимания и самоконтроля. | Стр. 96 | |
Месяц | Занятие | Оборудование и материалы | Содержание работы. Цель. | Литература | |
Май | Неделя 3 | Занятие № 34 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Матрешки», «Улитки». - Демонстрационный материал для упражнения « Выложи кубики по образцу»; - Цветные карандаши; - Простые карандаши. | 1.Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Матрешки». Цель: Развитие восприятия и внимания.. 3. Упражнение «Зайка», «Ладушки». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Улитки». Цель: Развитие зрительного восприятия. 5.Упражнение «Да или нет?». Цель: Развитие внимания. | Стр. 100 |
Неделя 4 | Занятие № 35 | - Кубики Никитина «Сложи узор»; - Раздаточный материал для упражнений «Обведи дорожку», «Домики», «Что лишнее?»; - Демонстрационный материал для упражнения «Покажи фигуру»; - Простые карандаши; - Цветные карандаши; | 1. Упражнение «Выложи кубики по образцу». Цель: Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу. 2. Упражнение «Обведи дорожку». Цель: Развитие моторики руки. 3. Упражнение «Сорока - белобока». Цель: Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти. 4. Упражнение «Домики». Цель: Развитие зрительного восприятия. 5. Упражнение «Кто плавает?». Цель: Развитие внимания. 6. Упражнение «Что лишнее?». Цель: Развитие мышления. 7. Упражнение «Подбери картинку». Цель: Развитие зрительного восприятия, обучение детей соотносить форму и образец. | Стр. 107 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кубиков Никитина «Сложи узор» в работе учителя - дефектолога
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании зрительного и слухового восприятия, недор...
конспект по физическому развитию детей «зарядка-сказка» вторая младшая группа
конспектпо физическому развитию детей«зарядка-сказка»вторая младшая группа...
Программа «Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет» в средней группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Программа«Интеллектуальное развитие детей 4 – 5лет»в средней группес использованием кубиков Никитина «Сложи узор»по методической разработке Л.И.Сорокиной....
Программа «Интеллектуальное развитие детей 5 – 6лет» в старшей группе с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенеша по методической разработке Л.И.Сорокиной.
Программа«Интеллектуальное развитие детей 5 – 6лет»в старшей группес использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенешапо методической разработке Л.И.Сорокиной...
«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» методическая разработка
Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий Период работы над темой: 1 годМесяц начала работы над темой: сентябрь 2022 г.Месяц оконча...
Развивающее игровое занятие по развитию речи «Поможем солнышку спасти весну» (с использованием кубиков Никитина «Сложи узор»)
laquo;…желание ребёнка, интерес, свобода деятельности – вот что нужнее всего для его успешного развития…» Б. Никитин...
НООД « В гости к коту Васьки" с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» и блоков Дьенеша) 2023 г.
Занятие в средней группе с мспользованием развивающих игр....