«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» методическая разработка
методическая разработка (младшая группа)

Талипова Валентина Михайловна

Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

 

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2022 г.

Месяц окончания работы: май 2023 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Методы и приёмы работы:

  • Традиционные:

Пальчиковый игро-тренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.

  • Нетрадиционные технологии:

Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.

 

 

 

 

 

 

Актуальность:
                                                                   «Ум ребенка находится    

                                                                   на кончиках его пальцев»

                                                                                            В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологи  я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

 

План работы на 2022-2023 учебный год.

 

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Октябрь

Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций.

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр.  Конструирование и бумаги в технике оригами.

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей.

 

Самомассаж пальцев и кистей рук

 

     Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

     Т.е. рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.

     Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает огромный эффект. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

     Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений:

  • Массажных мячиков;
  • Шестигранных карандашей;
  • Бельевых прищепок;
  • Ватных палочек;
  • Щёток массажных;
  • Губок;
  • Бигуди;
  • Сосновых шишек;
  • Грецких орехов.

Противопоказания к массажу и самомассажу являются гнойничковые и грибковые заболевания кожи.

Все упражнения разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx86.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 116 Центрального района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

на учебный год

по теме: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

                                                                    Автор методической разработки:

                                                                    Талипова Валентина Михайловна

                                                    Санкт-Птербург

                                                                    2022 год

Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: сентябрь 2022 г.

Месяц окончания работы: май 2023 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Методы и приёмы работы:

  • Традиционные:

Пальчиковый игро-тренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.

  • Нетрадиционные технологии:

Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.

Актуальность:
                                                                  «Ум ребенка находится    

                                                                   на кончиках его пальцев»

                                                                                            В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологи  я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План работы на 2022-2023 учебный год.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Октябрь

Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей.

Ноябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Декабрь

Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки.

Январь

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками.

Февраль

Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций.

Март

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук.

Апрель

Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр.  Конструирование и бумаги в технике оригами.

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей.

Самомассаж пальцев и кистей рук

     Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

     Т.е. рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.

     Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности дает огромный эффект. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

     Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений:

  • Массажных мячиков;
  • Шестигранных карандашей;
  • Бельевых прищепок;
  • Ватных палочек;
  • Щёток массажных;
  • Губок;
  • Бигуди;
  • Сосновых шишек;
  • Грецких орехов.

Противопоказания к массажу и самомассажу являются гнойничковые и грибковые заболевания кожи.

Все упражнения разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

1.Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «травка»

Гладила мама –ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

На каждый ударный слог осуществляется поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движений – к себе.

2.Самомассаж ладоней сосновыми шишками

Осень шагает в жёлтом пальтишке,

С кедров сшибает бурые шишки.

Г. Граубин

«Шагают» пальчиками по поверхности стола.

Крепко сжимают шишки в ладони.

3.Самомассаж подушечек пальцев

Шел медведь к своей берлоге,

Да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил

Я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

4.Самомассаж фаланг пальцев

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на целый год,

Наш друг – огород!

На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланг одного пальца (на каждую строчку – разминание одного пальца). Направление движения – от ногтевой фаланги к основанию пальца. После 5 строчки – смена рук.

5.Самомассаж – «Щелчки»

Поднял ушки бурундук.

Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук,

Тук, да тук, тук да тук?

- А пойдем, - сказал барсук,

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук,

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук,

Вот и слышен перестук!

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.

6.Самомассаж ладоней шишками

У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки,

Но ещё сильней, чем ельник, вас ужалит можжевельник.

Н. Селютина.

Катают шишку между ладонями круговыми движениями.

Крепко сжимают шишку в ладони.

7.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Жёлудь, жёлудь, прорастай!

И дубочек вырастай!

Дорастай до тучи!

Крепкий дуб, могучий!

Н. Быкова.

Катают мячик между ладонями круговыми движениями.

Поднимаются на носочки.

Поднимают руки.

Опускают руки, катают мячик вокруг большого пальца.

8.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмём, жмём.

Ребром ладони стучат по мячику.

Подушечками пальцев трогают мячик.

Потирают пальцами о шарик.

Сжимают мячик в куличке.

9.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Сливу я держу в руке, зажимаю в кулаке,

Отпускаю, разжимаю и ладошками катаю.

Н. Нищева.

Движения соответствуют тексту.

10.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево — как хочу.

Сверху — левой, снизу — правой

Я его катаю браво.        

Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

11.Самомассаж пальцев рук с помощью бельевых прищепок

«Морковка»

Мы приходим в огород.

Что это у нас растёт?

Ухватив за хвостик ловко,

Тянем спелую морковку!

О. Узорова, Е. Нефёдова.

Дети «идут» пальчиками по столу.

«Рисуют» указательным пальцем правой руки на левой ладони знак вопроса.

Тянут безымянный палец левой руки прищепкой, затем меняют руки, повторяют несколько раз.

12.Самомассаж ладоней сушёным горохом в «сухом» бассейне

Твёрдые горошинки прямо в землю брошены –

Значит, вырастет горох, урожай совсем неплох!

М. Манакова

Сжимают горсть гороха в руке.

Катают горох круговыми движениями между ладонями.

13.Точечный самомассаж ватными палочками

«Смородина»

Как на щёчке родинки,

Чёрные смородинки.

На кустах в саду растут –

Похозяйничаем тут.

М. Манакова

Нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке.

14.Самомассаж пальцев рук прищепками

С ветки ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

В. Лихоед

Тянут прищепкой поочерёдно все пальцы на правой руке, затем на левой.

15.Самомассаж лица и губ «Черничный кисель»

Мы едим кисель черничный,

Аппетит у нас отличный.

А усы черничные очень симпатичные!

П. Синявский

Облизывают губы по кругу языком.

Показывают большие пальцы.

Указательными пальцами «рисуют» на щеках усы.

16.Самомассаж ладоней массажными мячиками

Ёжик ёрзает под шляпой.

Мы его поймали с папой.

Ёж иголки выпустил.

- Не волнуйся, выпустим!

М. Шварц

Накрывают правую ладонь левой и катают мячик.

Показывают мячик.

Дотрагиваются до мячика каждым пальцем.

Гладят мячик ладонью.

17.Самомассаж пальцев рук «Пальто»

Без пальто гулял глупышка,

И замёрз он как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть, будем мы его тереть.

О. Узорова, Е. Нефёдова.

Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем наоборот.

18.Самомассаж головы «Шапка»

Мама шапку мне связала,

Чтобы я не замерзала,

Во дворе весь день гуляла,

С детворой в снежки играла.

В. Лихоед

Ведём пальцами, словно граблями, от макушки ко лбу, вискам, затылку.

Пальчики «бегают» по поверхности головы, затем расчёсывают волосы пальцами.

19.Самомассаж рук губкой «Стирка»

Постираем в ванночке рубашечку для Анночки,

Платьице для Олечки, трусики для Колечки,

Кофточку Мариночке, платочек для Ириночки

Г. Лагздынь

Гладят ладонь жёсткой стороной губки.

20.Самомассаж пальцев рук прищепками

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках – голубые тапки.

А козлёнок аленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так! Вот так! Новые кроссовки!

Н. Нищева

На каждое название надевают нетугую прищепку на каждый палец, начиная с мизинца. Показывают большие пальцы.

21.Самомассаж пальцев рук прищепками

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш!

- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

22.Самомассаж ватными палочками «Барабан»

Барабанить можно громко,

Барабанить можно звонко,

Барабанить сильно можно,

Только тихо очень сложно!

Т. Коваль

Дети многократно нажимают палочками на ладонь; смена рук.

23.Самомассаж ладоней щётками «Лошадка»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

А. Барто

Поглаживающие движения щёткой по ладоням.

24.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Юла»

У щенка забот немало: вот юла затанцевала –

Раскрутил щенок в углу эту юркую юлу.

М. Манакова

Вращать шестигранный карандаш между большим, средним, указательным пальцами.

25.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

26.Самомассаж шестигранным карандашом

Кружится веретено, ниточку прядёт оно.

Нитку я перебираю, из неё клубок мотаю.

И. Лопухина

Вращать шестигранный карандаш большим, указательным и средним пальцами.

Наматывать нитку на карандаш.

27.Самомассаж ладоней шестигранным карандашом

Самолёт построим сами, понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме.

А. Барто

Удерживаем карандаш между большим, указательным и средним пальцами, затем вращаем по часовой стрелке.

28.Самомассаж ладоней ватными палочками

На стекле морозный иней.

Сколько чёрточек и линий!

Н. Френкель

Рисование ватными палочками линий от кончика каждого пальца до запястья.

29.Самомассаж с помощью бигуди «Метелица»

Крутит, вертит, стелется

По дворам метелица,

Заметает все пути,

Не проехать, не пройти.

Н. Нищева

Покручивают бигуди между указательным и большим пальцами.

Вращают бигуди на ладони.

Проводят по каждому пальцу.

Катают между ладонями.

30.Самомассаж ладоней шишками

Ходит ёжик без дорожек, не бежит ни от кого.

С головы до ножек весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

А. Капралова.

Катают шишку медленно между ладонями круговыми движениями.

31.Самомассаж грецкими орехами и прищепками «Белкин обед»

Яблоко ела, куснула морковку,

Орехи разгрызла

Быстро и ловко.

Всё надкусила,

Что рядышком было!

Как лучшее блюдо, особый успех имел очень прочный грецкий орех.

А. Шевченко

«Покусывают» пальцы прищепкой на каждое название.

Хлопают в ладоши.

Покусывают пальцы прищепкой на другой руке.

Хлопают в ладоши.

Катание грецких орехов между ладонями.

32.Самомассаж ладоней еловыми шишками, грецкими орехами

Сколько на ёлочке шариков цветных,

Розовых пряников, шишек золотых.

З. Александрова

Катают предмет между ладонями круговыми движениями.

33.Массаж грецкими орехами (каштанами)

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это очень мне поможет

Карандаш в руке держать.

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

34.Самомассаж с помощью бигуди

По шоссе снуют машины,

По шоссе снуют их шины.

Под шуршанье шустрых шин

Сладко спит шофёра сын.

А. Шевченко

Дети катают бигуди между ладонями вращательными движениями.

35.Самомассаж ватными палочками «Иголка»

Иголка -  иголка, ты остра и колка,

Не коли мне пальчик, шей сарафанчик!

Дети ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой; смена рук.

36.Самомассаж «Молоток» массажным мячиком

Тук – тук – тук, молоток – мой лучший друг.

Г. Виеру

Поколачивание ладони кулачком противоположной руки, в которой зажат массажный мячик.

37. Упражнения с маленькими пластмассовыми крышками

«Ходилочка»

Вот коленки все в зелёнке

У сестрёнки  у Алёнки.

Чтоб не падать, не реветь,

Надо под ноги смотреть.

Н. Нищева

Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук вперёд.

Ритмично «шагают» пальчиками обеих рук назад.

38.Упражнение с каучуковыми мячиками «Китайские шары»

Вы видали циркача?

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

Ребенку дается по паре каучуковых мячиков. Он кладет их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки – смена рук.

Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.

1. «Кто скорее свернет ленту?»

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.

Ход игры:

Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.

Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

2. «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры:

ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

2. все пальцы должны участвовать;

3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

3. «Сделай бусы»

Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.

Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт.

Ход игры:

детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.

4. «Составь узор или картинку из резинок»

Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.

Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.

Ход игры:

детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.

5. «Составь узор из спичек и палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

Ход игры:

эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.

Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.

6. «Нитяные узоры»

Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.

Оборудование: толстые тяжёлые нитки или тонкие верёвочки; карточки - образцы.

Ход игры:

Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верёвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.

7. «Успевай-ка! »

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

8. «Зайка и зеркало»

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

9. «Чет-нечет»

Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре

Оборудование: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).

10. «Кто запомнит?»

Цель: Развивать память, мелкую моторику.

Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Ход игры:

взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

11. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: Прищепки

Ход игры:

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

12. «Скользим на лыжах»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.

Ход игры: Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:

В новеньких сапожках

-Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Топаем дружнее: топ- топ- топ».

13. «Нарисую ягодку»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование: мелкие пульки от детского пистолета, картинки с ягодами.

Ход игры:

Пулькой дети очерчивают нарисованный на листе бумаги контур ягод.

14. «Рукопожатие»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.

Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)

Ход игры:

Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук.

15. «Иголочки»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: круглая щетка для волос.

Ход игры: ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".

16. «Месим тесто»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".

17. «Возьми горошины»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

Оборудование: горох, блюдце.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами беретгорошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом беретследующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Картотека пальчиковых игр

для детей 3-4 лет.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:

1. Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребенок активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. (Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.)

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

1«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.(сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,(загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем

2 «Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся,        

( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

( плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.

 (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)      

3«Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.

Разгибаем мизинец.

Всё, всё, всё съедает.

4«Компот»

Будем мы варить компот,          Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,            Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.          Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.            Развести руки в стороны

5«Овощи»

У девочки Ариночки

Овощи в корзиночке.

Сложить ладони «корзиночкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

уложила ловко.

Помидор и огурец.

Сгибать пальчики, начиная с большого.

Вот Арина — молодец.

Показать большой палец.

6«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

7«Репка»

Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят слова:

Репка-репонька,

Расти, расти крепенька.

Ни мала, ни велика, (опускают руки вниз, поднимают вверх)

До мышиного хвоста. (разводят руки в стороны)

Да! (хлопают)

Дети хлопают в ладоши, а репка – пляшет.                                                          

8«Осень»

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул...(пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по  ладошке левой руки)

Град по ним заколотил,    (щепотью правой руки постучать по левой  ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки  по  левой ладошке)

 Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд-  назад)

 Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую руку)

9«Грибы»

(ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три,четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел. 

10«Что делать после дождика»

Что делать после дождика?

(Соединяем по очереди все пальцы с большими).

По лужицам скакать!

(Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой).

Что делать после дождика?

(Соединяем все пальцы рук с большими).

Кораблики пускать!

(Рисуем обеими руками восьмёрку).

Что делать после дождика?

На радуге кататься!

(Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу0

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться!

(Улыбаемся).

11«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

12«Котята»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, 
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых, 
Два маленьких самых
И самых красивых. 
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

13«Гномик»

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

14«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошкуРитмичные удары пальцами левой
ловлю.руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Я зиму, и снег,Ритмичные удары пальцами правой
и снежинки люблю,руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки?На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода,разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда?На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи

15«Ёлочка»

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
16«На ёлке»

Мы на елке веселились,Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились,Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз«Шагают» по столу средним и указательным
Нам подарки преподнес.пальцами обеих рук.
Дал большущие пакеты,«Рисуют» руками большой круг.
В них же — вкусные предметы:Ритмичные хлопки в ладоши.
Конфеты в бумажках синих,Загибают пальчики на руках, начиная с больших.
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
17«Собака»

 Заворчал живой замок,

 Пальцы сжаты в кулак, вращают кулачками.

Лег у двери поперек.

Пальцы соединяют «домиком».

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи!

Крепко схватит за штаны,

Ты беги, беги, беги!

 Пальцы сжаты в кулак, имитируют указательным и средним пальцами бег по столу.

 18«Ветер»

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет. 
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне. 
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. 
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.
Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы)

Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила. Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения

19«В гости»
В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

20«Пирожки»

Я пеку ,пеку, пеку                (Пекут пирожки .То одна рука сверху, то другая).

Всем друзьм по пирогу:

Пирожок для мышки                        (Поочередно загибают пальчики.)

Для заики-мылышки,

Для лягушки пирожок.

Мишка, съешь и ты,дружок!

Пирожок тебе, лиса.

Очень вкусная игра!                                                 ( Хлопают в ладоши.) 

21«Снегири»

Раз, два, три! Раз, два, три!
Прилетели снегири ("снегири бегают).
Грудки показали ("снегири" выпячивают грудь).
Ягод поклевали ("снегири изображают, что клюют ягоды).
Прыгали во веткам ("снегири" прыгают).

22«Птичка»

Птичка-птичка - водим пальчиком по ладошке.
Вот тебе водичка! - барабаним пальчиками по ладошке.
Вот тебе крошки на моей ладошке. - стучим пальчиками по ладошке

23 « Мои вещи»

Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).

Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).

А вот моя книжка,

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.

Могу почитать,

Раскрываем ладони "книжечкой".

Могу вам картиночки

В ней показать.

Руки вытягиваем, ладони открыты.

Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.

Его я бросаю

Над головой.

"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).

А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мурлычет он так

Для меня одного.

24«У Жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна пятнышки везде. 

Поочерёдно гладить одну руку другой

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде
Хлопаем по всему телу ладонями. 

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 

Щипаем себя, как бы собирая складки. 

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) 

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
На носах, на животах, на коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

25«Прогулка»

(Загибаем пальчики поочередно сначала на одной руке, читаем второй раз – загибаем на другой руке)

Этот пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

26«Строим дом»

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(Пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём.

( Вращать кисти рук)

27«Стенка,стенка потолок»

Стенка (указательным пальцем дотроньтесь до правой щеки); 
Стенка 
(указательным пальцем дотроньтесь до левой щеки), 
Потолок 
(указательным пальцем дотроньтесь до лба), 
Два окошка 
(указательным пальцем укажите сначала на правый, а потом на левый глаз), 
Дверь
 (указательным пальцем укажите на рот) 
Звонок: «Дзи-и-и-инъ!» 
(указательным пальцем дотроньтесь до кончика носа) 

28«ДОМ»

Я хочу построить дом,
Руки над головой "домиком".
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. 
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было, 
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,
"Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.

29 «Стоит в доме теремок»

Стоит в доме теремок, теремок.                        

Он не низок, не высок, не высок.

На двери весит замок.

Кто бы тот замок открыть нам помог?

Слева зайка, справа мишка.

Отодвиньте –ка задвижку!

Слева ежик, справа волк.

Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ежик, волк нажимают на замок

Приседают – «низок, встают «высок». Сцепляют  пальцы рук в «замок». Разводят руки в стороны, пожимают  плечами. Левой и правой рукой показывают зверей. Сцепляют пальцы в замок, тянут руки в разные стороны. Левой и правой рукой  показ зверей. Делают замок, сильно сжимают пальцы.

30 «Мебель»

Это стул – на  нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол – за ним сидят (левая в кулачке, правая  открытая ладошка лежит сверху)

Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)

В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)

31 «Помощники»

Раз, два, три, четыре,                        (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                      (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку,  ковшик,                        (Загибают пальчики по одному, начиная с                   ложку                                                       большого)

И  большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                        (Опять трут ладошкой ладошку.)

Только чашку мы разбили.                   (Загибают пальчики.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть  сломали.

Так мы  маме помогали.                       (Сжимают и разжимают кулачки.)

32 « Оловянный солдатик стойкий»
Оловянный солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади! (Шагаем на месте.)
А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)

33 «К нам пришла весна»

К нам весна пришла,
Цветы красивые принесла!   (ручки протягивают вперёд «с букетом»)
В палисадник мы пошли
И венок себе сплели!   (пальчики двигаются, будто плетут венок)

34 «Цветочек»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.   (раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки)

От ветерка качается,   (движения руками вправо-влево)

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!   (мимика, жесты)

35 «Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок

36 «Семья»

Этот пальчик – дедушка,   (С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!   (Ритмично сгибают и разгибают пальчики под каждый слог.)

37 «Большая стирка»

Буду маме помогать,

Буду сам белье стирать

(трем пальчиками друг о друга имитируя стирку)

Мылом мылю я носки

(провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки

(трем кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко

(двигать кистями рук вправо-влево)

И повешу на веревку

(поднять руки вверх кисти согнуть имитация вывешивания носков)

38 «Весна»

«Кап-кап-кап»,- капель звенит,      (Хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит.             (Хлопаем ладонями по ногам)

Плачут от тепла сосульки            (собираем слезы в ладошку)

И на крышах талый снег.            (Гладим себя по голове)

А у всех людей весною

Это вызывает смех!        (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)

39 «Насекомые»

Полосатая пчела.

Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)    

40 «Бабочка»

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

41 «Две сороконожки»

Бежали по дорожке.

Две сороконожки ( Средний и указательный пальчики перемещаются)

Встретились, (Ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (Ладошки переплелись)

Насилу расстались - (Ладошки разжались)

И – попрощались! (Ладошки машут, прощая

42 «Паучок»

Паучок ходил по ветке, 
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, 
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены.

Действия аналогичны первоначальным.

"Паучки" ползают на голове.

43 «Радуга»

Гляньте: радуга над нами,

(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)).

Над деревьями,

(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).

Домами,

(Руки сложены над головой крышей).

И над морем, над волной,

(Нарисовать волну рукой).

И немножко надо мной.

(Дотронуться до головы).

44 «Маленькая мышка»

Маленькая мышка

По городу бежит,

(Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям).

Глядит ко всем в окошки,

(Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него).

И пальчиком грозит:

(Грозим пальчиком)

"А кто не лёг в кроватку?

(Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?

(Переворачиваем руки на другой "бок".)

Такого непослушного

Я буду щекотать!"

(Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

45 «Комар»

"Летит муха вокруг уха, жжж" - водим пальцем вокруг уха.

"Летят осы вокруг носа, сссс" - водим пальцем вокруг носа.

"Летит комар, на лоб - оп" - пальцем дотрагиваемся до лба.

"А мы его - хлоп" - ладошкой до лба.

"И к уху, зззз" - зажимаем кулачок, подносим его к уху.

"Отпустим комара? отпустим!" - подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку.

Консультация для родителей на тему:

«Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста».

     Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.

     Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

     Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

     К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви  и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.      

     Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения –  это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие детей в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех занятий, которые можно организовать в каждой семье.

     Для достижения поставленной цели нужно соблюдать определенные правила:

  • Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то интересную историю или сказку.
  • Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  • В ходе игры больше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  • Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит большое удовольствие.
  • Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  • Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  • Старайтесь перепробовать как можно больше разных способов развития мелкой моторики.
  • Ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
  • Не забывайте хвалить малыша за каждый успех – критика в этом деле не допустима!
  • Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  • Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!

Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:

  • рисовать, используя в изображении мелкие детали;
  • раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
  • вырезать крупные многоугольные фигуры;
  • лепить из пластилина мелкие детали;
  • застегивать и расстегивать пуговицы;
  • одеваться и обуваться;
  • шнуровать обувь, завязывать шнурки, застегивать молнии;
  • наливать в чашку молоко из пакета;
  • умываться и чистить зубы.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

Консультация для родителей .

Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей.

«Ум ребѐнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский

 «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг» Иммануил Кант

     «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

  Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка.

    Ребѐнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи ребенка.

Для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. В последнее время всѐ больше детей приходит в детский сад с задержкой речевого развития, а так мы знаем, что мелкая моторика развивается параллельно с речевыми центрами, то можно заметить, что именно пальчиковая гимнастика больше всего помогает ребенку, учиться говорить.

Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка:

- Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи.

- Развивается умение подражать взрослому, вслушиваться, повторять действия.

- Расширяется кругозор ребенка.

- Повышается речевая активность.

- Развивается память ребенка, внимание, мышление, воображение.

-  Развиваются творческие способности, фантазия.

Требования к проведению пальчиковых игр:

- При выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки, пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

- После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы ( например, потрясти кистями рук). Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

- Подбор упражнений с учѐтом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

- Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

- Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики

-  Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.

-  Локти должны лежать или стоять на столе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чѐтко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

- Следует чѐтко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объѐм внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

- В условиях детского сада, пальчиковую игру можно провести утром перед завтраком, во время динамической паузы на занятиях, для активизации внимания и как средство заполнения свободного времени перед обедом.

Группы пальчиковых игр

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:

Игры – манипуляции. 

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..»,

 «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…»,

«Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живѐт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…»

- ребѐнок поочерѐдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребѐнок видит тот или иной образ.

Сюжетные пальчиковые упражнения. 

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерѐдно «появляются» пальцы. «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперѐд, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струѐй воды» - движение, как при мытье рук.

 «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

 «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерѐдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

                 Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

 Ребѐнок может поочерѐдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

                          Пальчиковые кинезиологические упражнения

 («гимнастика мозга»).

 «Колечко» - поочерѐдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

 «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребѐнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

 Развивая мелкую моторику рук  ребенка  решаются сразу несколько задач:

- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

- помощь детям с задержкой в развитии речи;

 - подготовка руки к письму у старших дошкольников;

- тренировка внимания, пространственного мышления;

- воспитание эмоциональной выразительности.

Литература

  1. Еромыгина М. В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 64 с.
  2. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2 – е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 80с.
  3. О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь» Санкт-Петербург 2013г
  4. О.И. Крупенчук «Стихи для развития речи» Санкт-Петербург 2014г
  5. Е. А.Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Москва 2009г
  6. Т. Ю. Бардышева «Расскажи стихи руками» Москва 2014г
  7. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» .СПб .ДЕТСТВО ПРЕСС 2013г
  8. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

В этом материале,говорится о развитии речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

Самообразование «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Самообразование " Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"...

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...