Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышение квалификации «Технологии развития математических способностей детей дошкольного возраста»
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа)

Cидорова Вера Ивановна

Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой   «Транспорт».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx54.71 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации

городского округа Самара

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

организация дополнительного профессионального образования

«Центр развития образования» городского округа Самара

Итоговая работа

по дополнительной профессиональной программе

повышение квалификации

«Технологии развития математических способностей

детей дошкольного возраста»

            Выполнил

слушатель курсов  воспитатель Сидорова Вера Ивановна

   

                                                                                                                     27.05.2022г.

                                                                                                                           Преподаватель

                                                                                                                            Чеховских О.Г., к.п.н.

Содержание

1. Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой «Транспорт»  ……................................................................................

2. Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой «Игрушки»           ...........................................................................................                              

3. Приложения.......................................................................................................

4.Список литературы...........................................................................................

Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой   «Транспорт».

Режим дня ДОУ

Знакомство с целыми неотрицательными числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими понятиями

Знакомство с арифметическими действиями сложение и вычитание

Обучение детей решению задач

Индивидуальная работа

первая половина дня

«На что похожа»

Цель: учить распознавать цифры  1 -5, развивать фантазию, воображение, творческие способности.

«Широкая и узкая дороги»

Цель: формировать представление о ширине.

«Только одно свойство»

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Прогулка

Упражнять детей в написании цифр от 1 до  5 на песке.

«Три квадрата»

(нарисованные на асфальте)

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

«Посмотри вокруг»

Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Самостоятельная деятельность

«Раскрась цифру»

Цель: закрепить знания об образе цифр, развивать мелкую моторику рук.

  «Построим дома»

Цель: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».

«Соберем бусы»

Цели: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

НОД

«Мы едем, едем, едем»

Задачи:

1.Воспитательные: воспитывать желание помочь сказочным героям, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

2.Развивающие: развивать внимание, диалогическую речь, память.

3.Обучающие: развитие зрительного и пространственного восприятия, моторики, закрепление названий различных видов транспорта
упражнять в порядковом счете до 4-х, повторить сигналы светофора, закрепить последовательность их расположения.
 

Формировать умение сравнивать предметы по длине и высоте в возрастающем порядке.

Режим дня

ДОУ

Знакомство с целыми

неотрицательными

числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими

понятиями

Знакомство с арифметическими действиями сложение и вычитание

Обучение детей решению задач

Индивидуальная работа первая половина дня

  «Едем на поезде»

Цель: закрепление порядкового счёта и понятия, которое обозначает синтаксическая конструкция «который, по счету»; развитие внимания, глазомера, речи.

Дидактическая игра: «Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

«Какие бывают фигуры» Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре о уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Прогулка

Дидактическая игра с мячом «Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

«Мосты через реку»

Цель: развитие представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинный, короткий), умения сравнивать предметы этим признакам (в песочнице).

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

Самостоятельная деятельность

«Кто быстрее назовет»

Цель: упражнять в счете предметов.

«Возьми столько же автомобилей»

Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».

Игра «Автомобиль из геометрических фигур»

Цель: развивать воображение, творческое мышление, комбинаторные способности детей.

НОД

«Путешествие на автобусе»  

Задачи:

Обучающая задача.

  • Формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Закреплять умения считать в пределах 5.
  • Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине, ширине), обозначать результаты сравнения.
  • Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, куб, шар).

Развивающая задача.

  • Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательная задача.

  • Воспитание у детей сплоченного дружеского отношения, действовать сообща.

Предварительная работа: Игры «Сосчитай до пяти»«Геометрическая фигура».

Режим дня

ДОУ

Знакомство с целыми

неотрицательными

числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими

понятиями

Знакомство с арифметическими действиями сложение и вычитание

Обучение детей решению задач

Индивидуальная работа первая половина дня

Дидактическая игра: «Счетная мозаика»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Дидактическая игра: «Читаем сказки и считаем»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.

Дидактическая игра: «Подбери по форме»

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Прогулка

Дидактическая игра: «Отгадай число»

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Игра «Назови часть целого».

Цель: научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).

Дидактическая игра: «Найди свой домик»

Цель: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Самостоятельная деятельность

«Которая игрушка спрятана?».

Цель: Закрепление порядкового счета.

«Дорисуй кораблики»

Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».

Дидактическая игра: «Лото»

Цель: освоение умений выделять различные формы.

НОД

«На каком транспорте поедем?» 

Воспитательные: 
- формировать умение принимать игровую задачу;
Развивающие: 
- развивать наглядно – действенное мышление за счёт обучения приёмам умственных действий (сравнение, анализ…); развивать память, внимание («познавательное развитие»);
Образовательные: 
- закрепить классификацию видов транспорта, расширить словарь.

Режим дня

ДОУ

Знакомство с целыми

неотрицательными

числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими

понятиями

Знакомство с арифметическими действиями сложение и вычитание

Обучение детей решению задач

Индивидуальная работа первая половина дня

Дидактическая игра: «Бегите к цифре»

Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

«Мостики для зайчат»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький, длинный, короткий».

Дидактическая игра: «Отгадай»

Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.

Прогулка

Дидактическая игра: «Три шага»

Цель: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.

«Найди свою пару».

Цель: учить детей соотносить предметы по величине.

Дидактическая игра: «Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

Самостоятельная деятельность

«Отгадай»

Цель: упражнять в счете на слух в пределах трех, соотносить с количеством предметов.

«Подбери дорожки к домикам»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

«Что бывает такой формы?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

НОД

        «Водный транспорт»

Цель: Познакомить детей с историей развития водного транспорта.

Задачи:

Образовательные: дать представление о некоторых видах водного транспорта по названиям; создать условия для формирования представления о путешествии по воде; создать условия для знакомства детей с особенностями перемещения на водном транспорте.

Развивающие: развивать умение сравнивать некоторые виды водного транспорта по их устройству, по времени их появления (какой вид водного транспорта появился раньше-позже).

Воспитательные: воспитывать умение работать в группах, воспитывать интерес к изучению различных видов водного транспорта.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением морских пейзажей, портов и кораблей.

Режим дня

ДОУ

Знакомство с целыми

неотрицательными

числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими

понятиями

Знакомство с арифметическими действиями сложение и вычитание

Обучение детей решению задач

Индивидуальная работа первая половина дня

«Кто правильно пойдет, тот машинку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

«Назови кто больше?»

Цель: учить сравнивать две группы предметов (Больше, меньше, поровну).

Игра «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)

Цель: учить аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблице, развивать управляемое воображение.

Прогулка

«Не промочи ноги»

Цель: упражнять в счете в пределах 5.

Игровое упражнение «Дощечка, мостик и плот».

Цель: учить сравнивать три объекта по ширине, развивать общую и мелкую моторику.

«Посмотри вокруг»

Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Самостоятельная деятельность

«Машины»

Цель:  закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 5.

«Автогонки»

Цель: учить сравнивать предметы по величине.

Дидактическая игра: «Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

НОД

        «Воздушный транспорт»

Задачи:

  • знакомить детей с еще одним видом транспорта – воздушным;
  • рассказать об истории воздухоплавания, развивать социальные навыки, умение работать в группе;
  •  воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира;
  •  воспитывать уважение к труду людей, строящих самолеты и космические корабли; уважение к опасной профессии летчиков и космонавтов, испытателей новых самолетов.

Перспективный план по развитию математических способностей детей средней группы в режиме дня ДОУ на неделю в соответствии с темой   «Игрушки».

Режим дня

ДОУ

Знакомство с целыми

неотрицательными

числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими

понятиями

Знакомство с арифметическими действиями сложение и вычитание

Обучение детей решению задач

Индивидуальная работа первая половина дня

«Грузовик»

Цель: учить распознавать цифры 1-5, развивать воображение.

«Магазин игрушек»

Цель: Создать условия для формирования представлений детей об игрушках.

Понятия «больше», «меньше».

«Почини игрушку»

Цель: умение группировать геометрические фигуры.

Прогулка

Упражнять детей в рисовании цифр от 1 до 5 мелками.

«След»

Цель: зрительно соотносить величину, развивать внимание. Понятия «больше», «меньше», «одинаковые».

«Сделай мяч»

Цель: освоение геометрической фигуры круг.

Самостоятельная деятельность

«Раскрась домики»

Цель: Закрепить знание о цифрах, развивать мелкую моторику рук.

«Построим башню»

Цель: учить зрительно соотносить величину предметов, закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».

«Сложи узор»

Цель: формировать умение группировать круги по размеру.

НОД

 «Степашка убирает игрушки». 
 Программное содержание

   • Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

   • Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

   • Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Игрушка: Степашка или картинка с его изображением, 4 корзины.

   Раздаточный материал. Набор игрушек: кубик, машина, пирамидка, матрешка (по 1 шт. для каждого ребенка), числовые карточки с кругами (от 1 до 5 кругов), контурные изображения героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» (Филя, Каркуша, Степашка, Хрюша, по одной картинке для каждого ребенка), наборы геометрических фигур.

Режим дня

ДОУ

Знакомство с целыми

неотрицательными

числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими

понятиями

Знакомство с арифметическими действиями сложение и вычитание

Обучение детей решению задач

Индивидуальная работа первая половина дня

«Три поросенка»

Цель: развитие математических способностей. Развитие памяти, внимания, мышления, воображение,  желания отвечать на вопросы воспитателя (развиваем речь)

«Матрешки»

Цель: учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешку; обогащать сенсорный опыт детей при знакомстве с величиной, понятие слов «большой», «маленький».

«Собери елочку»

Цель: познакомить детей с геометрической фигурой-треугольником, учить обследовать форму осязательно-двигательным путём.

Прогулка

«Раз, два, три – беги!»

Цель: закрепить счет до  5, упражнять детей в умении действовать по сигналу.

«Веселый мяч»

Цель: развитие ловкости, закрепление понятия величин «большой», «маленький»

Из природного материала (палочки, веточки,

камешки и т.п. ), выкладывать домики с треугольными крышами.

Самостоятельная деятельность

«Найди нужные кубики»

Цель: закрепить счет до 5, развитие моторики.

«Большой или маленький»

Цель: развитие мышления, понятия «большой», «маленький».

«Раскрась фигуру»

Цель: закрепить знания об образе треугольника, развивать мелкую моторику рук.

НОД

   «Мальвина учит считать Буратино».
Программное содержание

   • Показать образование числа 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 4 и 5; учить считать в пределах 5.

   • Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.

   • Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

   Демонстрационный материал. Игрушки: Мальвина, Буратино; 5 блюдцев, 5 ч, треугольник, квадрат, прямоугольник; 2 полоски-модели, контрастные по длине (одна полоска равна длине сторон квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая – равна длинной стороне прямоугольника).

   Раздаточный материал. Двухполосные карточки, листочки и цветочки (по 5 шт. для каждого ребенка), конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 шт. для каждого ребенка).

Режим дня

ДОУ

Знакомство с целыми

неотрицательными

числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими

понятиями

Знакомство с арифметическими действиями сложение и вычитание

Обучение детей решению задач

Индивидуальная работа первая половина дня

«В магазине игрушек»

Цель: Учить считать до 5, называть числа по порядку, развивать внимание, координацию, память.

«Короче, длиннее»

Цель: научить различать длину «короткий», «длинный». Сравнивать эти величины.

«Домик для зайчиков»

Цель: закрепить знание геометрических фигур круг и треугольник, выучить квадрат.

Прогулка

«Переложи камешки в другую руку»

Цель: различать руки, закрепить счет до 5.

«Дорожки»

Цель: определять длину «короткий», «длинный», умения сравнивать эти величины.

 «Прыжки в квадраты»

Цель: закрепить знания о квадрате, развитие мышления.

Самостоятельная деятельность

«Раскрась нужные цифры»

Цель: закреплять знания об образе цифр, развитие творческих способностей, внимания.

«Что длиннее»

Цель: находить разные величины, развивать мышление.

 «Назови предметы заданной формы»

Цель: развитие мышления, закрепление знаний о геометрических фигурах.

НОД

«Необыкновенный зоопарк».

   Программное содержание

   • Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

   • Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

   • Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Игрушки: енот, обезьяна, жираф; платочки одинакового цвета круглой, квадратной и треугольной формы (по 5 шт.).

   Раздаточный материал. Круги и квадраты, разделенные на 2 части (по 2 фигуры для каждого ребенка), карточки с контурными изображениями фигур, кирпичики (по 10 шт. для каждого ребенка).

Режим дня

ДОУ

Знакомство с целыми

неотрицательными

числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими

понятиями

Знакомство с арифметическими действиями сложение и вычитание

Обучение детей решению задач

Индивидуальная работа первая половина дня

«Лесной гость»

Цель: уметь определять количество предметов до 5,развивать мышление, уметь сравнивать.

«Домик для матрешки»

Цель: учить детей сравнивать два предмета контрастные по высоте, обозначать результат словами «высокий», «низкий».

«Овал и круг»

Цель: познакомить с овалом, различать круг и овал, закрепить знания о треугольнике и квадрате.

Прогулка

«Число по соседству»

Цель: умение вести счет до 5 определять соседнее число, развивать мышление.

«Высоко -низко»

Цель: закреплять понятия «высоко», «низко», развивать мышление.

 «Формы из песка»

Цель: создавать различные формы из песка, уметь их различать, называть.

Самостоятельная деятельность

«Белка и орешки»

Цель: закреплять счет в пределах 5 учить обратному счету.

«Сравни»

Цель: различать величины «высокий», «низкий», называть предметы.

 «В гости к мишке»

Цель: закрепить знание геометрических фигур, уметь различать, развитие мышления, умение составлять группу из отдельных предметов.

НОД

«Угостим зайчиков морковкой».   
Программное содержание

   • Продолжать учить считать в пределах 5, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

   • Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

   • Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Фланелеграф, 5 зайчиков, 5 морковок, круг, квадрат, треугольник, поднос, колокольчик.

   Раздаточный материал. Двухполосная карточка, 5 белочек, 5 орешков; круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для ребенка).

Режим дня

ДОУ

Знакомство с целыми

неотрицательными

числами

Знакомство с величинами

Знакомство с геометрическими

понятиями

Знакомство с арифметическими действиями сложение и вычитание

Обучение детей решению задач

Индивидуальная работа первая половина дня

«Флажки»

Цель: умение выбирать нужное кол-во предметов, развитие мышления.

«Полотенце для лягушат»

Цель: различать величины «широкий», «узкий».

«Чудесный мешочек»

Цель: уметь определять геометрические фигуры, называть их, находить отличия.

Прогулка

«Считаем шаги»

Цель: упражнение в счете в пределах 5.

«Ручейки»

Цель: развить представление о понятиях широкий или узкий.

 «Веселые круги»

Цель: закрепить знания о круге, развивать мышление, ловкость.

Самостоятельная деятельность

«Окошки»

Цель: закрепить навыки счета, развитие внимания.

«Шарфик для котенка»

Цель: уметь определять и находить предмет нужной ширины, развитие мышления.

 «Лепка»

Цель: уметь формировать геометрическую фигуру, развитие мелкой моторики, сенсорики, мышления.

НОД

  «В гостях у Буратино».
 Программное содержание

   • Закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

   • Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

   • Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Игрушки: Буратино, мишка, зайчик, ежик; счетная лесенка, карточка с изображением трех бантиков разного цвета; магнитная доска, конверт; квадрат, прямоугольник (соотношение фигур по величине 1:2); мешочек с предметами (веревочки разной длины, ленты разной ширины, пирамидки разной высоты); мяч.

   Раздаточный материал. Плоскостные изображения бантиков такого же цвета, как на демонстрационной карточке (по 5 шт. для каждого ребенка): красный, зеленый, желтый.


 Приложения №1

  «Широкая и узкая дороги»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут проехать 2 машинки, а по узкой - только одна из них.

«Соберем бусы»

Цели: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Материал. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.

Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

«Раскрась цифру»

Цель: закрепить знания об образе цифр, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: трафарет, цветные карандаши, бумага.

изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения Ход игры: даётся контурное изображение цифры для ее последующего раскрашивания или штриховки.

«Только одно свойство»

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

  «Построим дома»

Цель: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».

Оборудование. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов.

Ход игры. Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».  

«Едем на поезде»

Цель: закрепление порядкового счёта и понятия, которое обозначает синтаксическая конструкция «который, по счету…»; развитие внимания, глазомера, речи.

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Для этого необходимо составить поезд из палочек- «вагонов» от самой короткой до самой длинной, цепляя каждый «вагон» слева направо. Затем предлагает сосчитать «вагоны» по порядку. Уточняет какой по счёту красный «вагон» (чёрный, фиолетовый и т.д.); «вагон» какого цвета стоит шестым (вторым, седьмым и т.д.); какой по счёту «вагон» стоит между розовым и красным? и т.д.

«Мосты через реку»

Цель: развитие представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинный, короткий), умения сравнивать предметы этим признакам; выполнять задания согласно правилам; развитие глазомера; воспитание самостоятельности.

Материал: палочки голубого, красного, жёлтого цветов; схематическое изображение извилистой реки.

Игровые действия: педагог показывает детям схематическое изображение извилистой реки и совместно с ними определяет самое узкое место и самое широкое.

Затем просит «построить» мосты через реку: длинные и широкие, короткие и узкие. Ребята «строят» соответствующие мосты, самостоятельно подбирая палочки нужного цвета и размера. После выполнения задания педагог предлагает детям показать и рассказать, какие мосты они «построили», чем они отличаются.

Дидактическая игра. «Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Оборудование: мяч.

Содержание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Дидактическая игра: «Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Содержание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например : стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?

«Какие бывают фигуры»

Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре о уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

«Возьми столько же автомобилей»

Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».

Оборудование. У детей таблица с тремя полосками, деленная по вертикали на три равные части.

В левой части карточки изображены разные предметы (от 1 до 5), наборы геометрических фигур и счетных палочек и силуэты легковых автомобилей.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них нарисовано. Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы, берут столько же геометрических фигур или счётных палочек, сколько предметов изображено в каждой клетке. Воспитатель спрашивает ребенка, сколько фигур (палочек) он положил, предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения средней части таблицы дети отсчитывают  соответствующее  количество изображений автомобилей и раскладывают их в правой части таблицы.

 Дидактическая игра: «Найди свой домик»

Цель: закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Оборудование. круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.

Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг. Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг. Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.

Дидактическая игра: «Отгадай»

Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.

Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.

Содержание: Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на солнце, на тарелку. Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор. В игре принимают участие все. Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.
Игра «Назови часть целого».

Цель: научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинку, назвать, что изображено, а потом перечислить все части, из которых состоит данный транспорт. Например, автомобиль (целое) - колеса, стекла, руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник, бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т.д. (части).

Игра «Автомобиль из геометрических фигур»

Цель: развивать воображение, творческое мышление, комбинаторные способности детей.

Оборудование: набор геометрических фигур разного размера и цвета.

Описание игры:

Педагог предлагает детям, используя геометрические фигуры, «построить» автомобиль, трактор, самолет, лодку, велосипед и др. виды транспорта (для детей младшего возраста возможно использование карточек с образцами).

Игра «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)

Цель: учить аналитически, мыслить с помощью работы по морфологической таблице, развивать управляемое воображение.

Оборудование: треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, овалы небольшого размера на каждого играющего ребенка, морфологическая таблица.

Педагог показывает детям морфологическую таблицу с геометрическими формами.

Педагог говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке отправляется в путешествие автомобиль.  На этой необыкновенной дорожке живут геометрические фигуры. Повстречался автомобиль с треугольником и стал треугольным. Как вы думаете, каким стал автомобиль? Дети берут треугольный лист бумаги и на нем рисуют детали (окошки, двери, фары и т. д. – важно! Все эти детали, части тоже должны быть треугольными). Затем дети демонстрируют свои «треугольные автомобили», рассказывают о них. Аналогично автомобиль становится круглым, прямоугольным…

Дидактическая игра: «Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то, что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры., похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет (почему?). Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

Дидактическая игра: «Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Оборудование: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Содержание. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

«Что бывает такой формы?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

Яблоко: какое? - Круглое. Окно: какое? - Квадратное. Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.

«Три квадрата».

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал. Квадраты нарисованные  на асфальте. Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер.

«Посмотри вокруг»

Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Содержание: Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и . т.д. За каждый правильный ответ, играющий или команда получает  фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

 «Не промочи ноги»

Цель: упражнять в счете в пределах 5.

Развитие зрительно-двигательной координации, слухового внимания. Активизация фиксации взора. На полу разложены «кочки» для двух команд - по 5 белых кругов на некотором расстоянии друг от друга. На «кочках» написаны цифры от 1 до 5. Дети стоят за чертой. Воспитатель предлагает им «перебраться на другой берег»: идти нужно по «кочкам» в соответствии с написанными на них цифрами. Если ребенок сбился, он выбывает из игры. В конце игры подводится итог: у какой команды было меньше ошибок.

«Автогонки»

Цель: учить сравнивать предметы по величине.

Развитие глазомера, мелкой моторики. Формирование анализирующего наблюдения.

Двое ребят держат в руках палочки, к которым на ленточках (длина 7-8 м) привязаны машинки. По сигналу они начинают наматывать ленточки на палочки, постепенно подтягивая автомобили к себе. Выигрывает тот, чья машина приедет первой.

«Отгадай»

Цель: упражнять в счете на слух в пределах трех, соотносить с количеством предметов.

Развитие слухового анализатора, развитие зрительного восприятия.

У детей по две карточки с разным количеством предметов. Воспитатель хлопает три раза. Дети считают, потом поднимают карточки с таким же количеством предметов и объясняют, почему они ее показали. Например, «У меня три мяча, и Вы хлопнули три раза». Усложнения игры: считать с закрытыми глазами; задание дает ребенок.

Список литературы: 

1. И.А. Помораева, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений М.; Мозаика-Ситез-2016г.

2. Дополнительная  образовательная программа «Веселая математика» для детей 3-7 лет. (рецензия  от 29.09.2016 г, д.к.д.о.,ФНО ФГБОУ ВПО ПГСГА,к.п.н., И.А.Липенская). Сидорова Вера Ивановна воспитатель  автор  дополнительной образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего

В данной работе представлен план образовательной деятельности с детьми старшей возрастной группы, направленный на развитие воображения и творческой активности.Цель: развитие воображения в изобразитель...

Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»

Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышение квалификации «Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста »

Перспективный план по развитию познавательных способностей детей раннего возраста в предметной деятельности....

Итоговая работа по по дополнительной профессиональной программе повышение квалификации «Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной культурой»

Актуальность. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить его, сделать интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Одной из задач по  во...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации " Педагогическая система Ф. Фрёбеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педа...

Проект: ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «Ступеньки к мастерству» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество начинающих специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою т...

"Юные исследователи" презентация опыта работы в рамках реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по программе «STEAM – образование детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП ДО»

Экспериментируя, ребята в увлекательной форме приобщаются к исследовательской деятельности: узнают, что такое научная лаборатория, зачем проводят научные эксперименты и при помощи какого оборудования ...