Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего
учебно-методический материал

Киндина Наталья Михайловна

В данной работе представлен план образовательной деятельности с детьми старшей возрастной группы, направленный на развитие воображения и творческой активности.

Цель: развитие воображения в изобразительной деятельности.

Задачи: 

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному исскуству.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Самарский филиал

Государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Итоговая работа

 по дополнительной профессиональной программе

 повышения квалификации

«Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

 

Проектирование образовательного процесса,

обеспечивающего развитие воображения и творческой активности

детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

 в условиях ДОУ

Выполнил

Слушатель курсов

Киндина Наталья Михайловна

« 4» октября 2019 г.

Преподаватель

Чернышова Е.А.

_______________

Самара, 2019

  1. План образовательной деятельности с детьми старшей возрастной группы, направленный на развитие воображения и творческой активности

Цель: развитие воображения в изобразительной деятельности.

Задачи: 

• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

 • развитие детского творчества;

 • приобщение к изобразительному искусству.

Развитие продуктивной деятельности.

 Рисование.

 Предметное рисование. 

- Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений.                 - Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.              - Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.                                                            - Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, фломастеры).                                                                                                                                 - Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.                                                                                                                                                      - Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно - зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета.                                - При рисовании карандашами (фломастерами) учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш (фломастер). В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

Сюжетное рисование. 

- Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).                                          -  Развивать композиционные умения, учить располагать изображения внизу листа, по всему листу.                                                                                                 - Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов).                                                                 - Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).

Лепка.                                                                                                                      

- Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.                                                                                        - Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.                                                                                                                                                                                          - Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами.                                                                                             - Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.                                                                                                                               - Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.                                                                                                                                     - Формировать умение лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.).                                                                                                                                   - Развивать творчество, инициативу.                                                                                - Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п.                       - Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).                                            - Закреплять навыки аккуратной лепки.                                                                           - Закреплять привычку тщательно мыть руки по окончании лепки.

Аппликация.

- Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.                                                                                       - Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).                                              - С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.                                                                                                                      - Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.                                                                     - Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.                              

Развитие детского творчества.

 - Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.                                                                                             - Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.                                                                                                       - В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.                                                      - Обращать внимание на передачу в изображении не только основных свойств, предметов (форма, величина, цвет), но и характерных деталей, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.                                                                                            Приобщение к изобразительному искусству.

  - При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.                                                                                                 - Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.                                                         - Формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.                                                                                                                Эстетическая развивающая среда. 

- Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, домам, где живут дети, участку детского сада и др.                          - Привлекать детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам; использовать при этом созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т.п.).                                               - Развивать умение замечать изменения в оформлении помещения детского сада (в соответствии с сезоном, праздниками, досуговой деятельностью); объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по их поводу, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления.                                                                                                                        

технологии изобразительной деятельности

содержание деятельности

формы, методы

сроки

1.

«Мультфильм своими руками»

Придумать сценарий, выбор техники, создать декорацию, фон, Изготовление главных персонажей, освещение, съемка мультфильма, запись звука, копирование кадров на компьютер, монтаж мультфильма на компьютере.

Просмотр видеороликов, беседы.

1 месяц

2.

«Театр пластилиновых миниатюр»

Изготовление коробочек в технике оригами, выбор сказки, выбор формы лепки, распределение ролей между детьми, придумывание интерьера, лепка объектов, размещение объектов в коробочки, театрализованное представление героев которых слепили дети.

Практический,

словесный, наглядный.

4 дня.

3.

« Коллаж art-paper».

Определение темы и стилевой композиции, создание эскиза(наброска), подбор основы (фона),подготовка материалов для коллажа, раскладывание подобранного материала на фон, перемещение его в поисках наиболее удачного размещения, приклеивание элементов коллажа в фон, оформление коллажа в паспарту (рамочку).

Практический,

словесный, наглядный.

1 неделя.

4.

«Волшебный коллаж».

Выбор сюжета, подготовка основы под коллаж (выбор формата листа, фона цветовой гаммы, создание эскиза простым карандашом, подбор журнальных полос, подходящих по цвету, создание цветовой растяжки), создание коллажа (нанесение клея на лист по разметке карандаша, прикладываем кусочки мозаики на разметку от самого светлого тона), создание фона, просмотр (анализ работы, подведение итогов).

Практический, словесный, наглядный.

4 дня.

5.

«Детский ленточный диафильм».

Выбрать тему (сказку или сочинить), составление ленты (выложить ленту), рисование сюжета (нарисовать линию горизонта, нарисовать сюжет каждого эпизода с использованием геометрических фигур), сборка фильма (собираем ленту и склеиваем листы между собой, скрутить ленту в трубочку), заправить ленту в видеопроектор, озвучивание и презентование фильма.

Наглядный, словесный, практический.

3 дня.

6.

«Самодельный игровой макет»

Предварительная работа (выбор тематики, материалов, размера), изготовление основы макета (выбираем коробку, оформление коробки), изготовление самого макета и наполнение его предметным материалом, декорирование коробки (желательно по тематике макета), апробирование макета, игра – презентация.

Словесный, наглядный, практический.

2 дня.

7.

«Технология конструирования книги - раскладушки»

Выбрать литературное произведение или сочинить, разделить литературное произведение на эпизоды, сбор материала и оборудование для изготовления книги, детям раздаются листы одинаково размера, оговаривается расположения листа, объяснить, что лист будет скрепляться в единую книгу, намечают номера страниц, выполняют работу, сбор книги, листы собираются по номерам, склеиваются в переплёт, приклеивают обложку книги, презентация книги.

Наглядный, словесный, практический.

3 дня

  1. Описание современных материалов и оборудования для обеспечения  развития воображения и творческой активности дошкольников  в соответствии с возрастным особенностям, требованиям ФГОС дошкольного образования.

Виды продуктивной деятельности

Материалы

(краткое описание)

Оборудование

(краткое описание)

Рисование

Бумага для акварели

Гуашь

Акварельные краски Цветные карандаши

Простые карандаши

Цветные ручки

Бумага глянцевая

Фломастеры

Картон, калька

Пастель

Восковые мелки

Соус

Сангина

Угольные карандаши

Свечи

Соль

Крупы

Пищевые красители

Мольберт или планшет

Палитры

Стаканчики для воды

Кисти (синтетические, щетинные, молярные)

Поролоновые губки

Трафареты

Штампы, матрицы, оттиск,

Бросовый материал (зубные щетки, ватные диски и палочки, пищевая пленка, пробки)

лепка

Глина (красная, белая, голубая)

Пластилин

Пластическая масса

Тесто соленое

Искусственные массы

Доски

Стеки

салфетки

Влажные тряпочки (розетки для воды)

Станки настольные

Каркасы

аппликация и творческое конструирование

Разнообразные виды бумаги (белая, цветная, глянцевая, двусторонняя, креповая)

Картон (белый, цветной, разной фактуры)

Природный материал (семена, семечки, перья, камни, ракушки, сушеные листья и др.)

Бросовый материал (пуговицы, коктейльные трубочки и др.)

Ткани, шерсть

Нитки, пряжа, войлок

Клей

Кисти щетинные

Сухие тряпочки (салфетки)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» « Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ » Выполнила: Киндина Наталья Михайловна, воспитатель СП ДС «Ручеёк» ГБОУ СОШ с. Богдановка Самара, 2019 г .

Слайд 2

Уголок изобразительного творчества для детей старшего возраста в группе

Слайд 3

Перечень материалов и оборудования для изобразительного творчества в группе для детей 5-6 лет Для рисования Бумага (альбомная, принтерная, тетрадная, ватман); кисти синтетические №2,6,8 и натуральные (белка, пони) № 2, 6, жесткие кисти, зубные щетки; карандаши цветные; восковые цветные карандаши; стаканчики непроливайки; фломастеры; раскраски; краски гуашь и акварель, мольберт напольный 1шт.; перманентные маркеры 4 цвета; трафареты; мелки цветные; влажные салфетки. Для лепки Доски для лепки на каждого, стеки пластмассовые разные по назначению, пластилин не менее 12 цветов, соленое тесто (периодически); материалы для декорирования (бисер, пайетки , камешки, некоторые виды круп); формочки (трафареты для лепки). Для аппликации и творческого конструирования Бумага (цветная двусторонняя, альбомная, гофрированная, креповая, бархатная, самоклеющаяся); картон (белый, цветной, двухсторонний, гофрированный, перламутровый); клей ПВА и клей карандаш, ножницы, дырокол, кисти жесткие, кусочки ткани, бросовый и природный материал (бисер, пайетки , пуговицы, нитки, деревянные палочки от мороженного, камешки, шишки, желуди, листья, крышечки, ненужные коробочки картонные), клеенки на каждый стол. Для восприятия произведениями искусства Альбомы с иллюстрациями предметов народного промысла; образцы народного промысла (деревянные ложки, свистулька, матрешки, поднос, доска, тарелка), поделки с выставок, различные виды кукол для театрализации, иллюстрации известных картин,

Слайд 4

Проект уголка изобразительного творчества для детей старшего возраста

Слайд 5

План образовательной деятельности с детьми возрастной группы, направленный на развитие воображения и творческой активности № технологии изобразительной деятельности содержание деятельности формы методы сроки «Технология конструирования книги - раскладушки» Выбрать литературное произведение или сочинить, разделить литературное произведение на эпизоды, сбор материала и оборудование для изготовления книги, детям раздаются листы одинаково размера, оговаривается расположения листа, объяснить, что лист будет скрепляться в единую книгу, намечают номера страниц, выполняют работу, сбор книги, листы собираются по номерам, склеиваются в переплёт, приклеивают обложку книги, презентация книги. Наглядный, словесный, практический. 3 дня

Слайд 6

Описание современных материалов и оборудования для обеспечения развития воображения и творческой активности дошкольников соответствует возрастным особенностям Для рисования Настольные мольберты на каждого ребенка, краски пастель, галерея картин (копии) по разным видам живописи, палитры объемные и плоские, бумага для акварели, акриловые краски для ткани и ткань, краска для витражей, емкости для воды не менее 0.5л. (на каждого ребенка), образцы изделий народного творчества, малярные кисти, соус, уголь, цветовая палитра для сравнения цветов, бумага разной фактуры. Для лепки Разные виды глины и массы для лепки, станки для лепки, скульптуры (людей, животных и т.д.), муляжи (овощей, фруктов, ягод и т.д.), стеки различные по размеру и назначению, кинетический песок. Для аппликации и творческого конструирования Ножницы (узорные), дыроколы с узорами, бумага ( фольгированная , глянцевая, с нанесенным узором), фетр, разнообразная ткань по фактуре, мех, иглы и нити для шитья и вышивания, бусины разных цветов и размеров, картон различной толщины и цвета, пистолет для горячего клея, стразы, крупы, фольга. Для восприятия произведениями искусства Галерея картин (копии) по разным видам живописи, образцы изделий народного творчества и промысла, статуэтки и скульптуры из разных материалов, пейзажи местности в которой проживаем, декоративная ткань, различные силуэты, галерея иллюстраций из художественных произведений.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности». Цели и задачи, пути реализации....

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ

Цель: развитие воображения и творческой активностидетей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ....

Программа по самообразованию «Развитие инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

Настоящая программа по самообразованию разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Программа ориентирована на овладен...

Развитие творческой активности детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Наталия Николаевна. Я работаю с детьми первой младшей группы в МБДОУ д/с № 7. Хочу представить Вашему вниманию опыт своей работы по развитию творческих спосо...