Конструкт НОД
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Борисова Анна Ильинична

Конструкт НОД

 

Тема: «Путешествие в Заповедник»

Возрастная группа: подготовительная, дети 5-6 лет.

Составитель:  Борисова Анна Ильинична

Образовательные области: познавательное развитие  (приоритетная область), интеграция: социально-коммуникативное развитие, 

речевое развитие

Форма НОД (технология): познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): групповая.

Учебно-методический комплект

Средства:

·               наглядные - конверт с письмом, изображения животных, рыб, деревьев;

·               мультимедийные – презентация;

·               музыкальные – аудиозаписи: кваканье лягушек, кряканье уток, музыка для динамической паузы;

·               оборудование – ландшафтный столпроектор, ноутбук; тарелки для воды, салфетки, пластилин.

 

Программное содержание: 

Обучающие задачи:

 - Познакомить с понятием «заповедник» и роли человека в жизни его обитателей, сформировать представление детей о животном и растительном мире заповедника;

- Закрепить умение соотносить цифру с числом предметов, количественный счет;

- Формировать представления о взаимосвязи живого в природе.

Развивающие задачи:                                                                                                                                       

- Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

 - Развивать связную речь дошкольников, логическое мышление, мелкую моторику рук;

-  Развивать умение самостоятельно объединяться и работать в группах.

 - Развивать способность к использованию знаний полученных ранее.

Воспитательные задачи: 

 - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 - Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.  

 - Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку.  

 

Планируемые образовательные результаты: 

· Предметные:  воспитанники узнают, об особенностях природных условий заповедной зоны.

· Познавательные:  научатся использовать полученные представления  о заповеднике, кто его населяет для решения проблем творческого и поискового характера.

· Коммуникативные:  смогут обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

· Личностные: смогут проявлять  навыки сотрудничества, эмоциональной отзывчивости со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

 

Этапы

(последовательность) деятельности

Задачи этапа

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1 этап

Организационно-мотивационный

Задачи Организация направленного внимания и формирования интереса к теме занятия

Ребята здравствуйте, давайте поздороваемся с гостями! А теперь и друг с другом!

Предлагаю вам встать в добрый круг.

Собрались ребята тут,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Ребята Вы хотите сегодня отправиться со мной в путешествие?

Д: Да.

В: К нам в группу пришло письмо, давайте его прочитаем и узнаем, куда же мы сегодня с Вами отправимся.

Приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой

Дети здороваются. Встают в круг и дарят друг другу и гостям настроение.

Дети положительно настроены. Возникновение интереса. Охотно проговаривают слова игры.

2 этап

Основной

 

 

 

 

2.1.Этап постановки проблемы

Задачи

Создание проблемной ситуации, формулировка её в доступной для детей форме

 «Здравствуйте, ребята! Помогите, пожалуйста, нам сосчитать обитателей нашего заповедника. Высылаем вам специальный лист, в котором вы будете отмечать, сколько всего животных, птиц, рыб, деревьев, цветов и грибов вы встретите. Будьте внимательны и осторожны. Научные сотрудники»

 

Читает письмо. Предлагает помочь научным сотрудникам. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

 

Открывают письмо, сосредотачивают свое внимание  на письме, выражают свои мысли, делают предположения.

 

Дети умеют выражать собственные мысли

 

2.2.Этап ознакомления с материалом

Задачи

Расширение объема знаний  и представлений детей

Воспитатель: Ребята откуда нам пришло письмо?

Дети: из Заповедника

Ребята, а что же такое заповедник?

Ответы детей: Зоопарк…., где живут животные

В.: это такое место, где животные живут на воле, за ними присматривают, кормят, если нужно, лечат. 

Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека.

Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. В заповедниках проводится научно – исследовательская работа. Нам разрешили отправиться туда ненадолго на экскурсию.

В: Ребята Вы хотите отправиться в заповедник?

Д: Хотим

Показывает слайд с изображением заповедника. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, комментирует высказывания детей.

Учит работать с картой.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Выражают собственные суждения, рассказывают, объясняют.

 

Умение отвечать на вопросы, умение выстраивать полный и точный ответ.

 

Актуализация понятия:

  • Что такое заповедник?

 

 

В: А как мы можем попасть в заповедник? Как добраться до него?

Д: На машине, автобусе, поезде…

В: Максим, выбирай, на какой машине ты хочешь отправиться в заповедник?

Д: На синей

В: А на какой машине у нас поедет Ксюша? Ксюша ты хочешь отправиться с нами в путешествие?

Д: Хочу, я поеду на желтой машине.

В: Ксюша, может ты еще кого-нибудь позовешь? Друга или подругу?

Д: Я возьму с собой Алену.

В: Милана, подходи к нам выбирай себе машину.

Д: Я поеду на красной машине.

В: Ребята посмотрите внимательно и подскажите мне, сколько машин у нас с Вами осталось?

Д: Одна

В: Молодец, Матвей, правильно. На этой машине ты и поедешь, забирай ее себе.

В: Ребята давайте вместе посчитаем, сколько у нас сегодня будет транспортных средств?

Д: Одна машина, две, три, четыре, всего четыре машины.

В: Диана, найди цифру 4. Запишите результат в лист учета.

 

Выбор средства передвижения для путешествия,

воспитатель поощряет детей к высказываниям, инициирует общее обсуждение, советует. 

Слушают, отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.

 

Умеют делать самостоятельный выбор. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым.

 

Закрепление  навыков количественного счета, умение соотносить цифру с количеством предметов.

 

В: Вот мы с Вами прибыли к Заповеднику, смотрите перед нами «Зеленая поляна».

- Как вы думаете, почему так называется?

Д: потому что здесь много деревьев, цветов, грибов

В: Миша, какие деревья ты знаешь?

Д: Береза, дуб, ель…

В: Молодец, Миша. Правильно назвал все деревья. 

Алина, посчитай, сколько деревьев?

Д: Одно дерево, два…. 

В: Ребята, мы сосчитали все деревья, запишите результат в лист учета.

В: Ксюша, сколько деревьев? Найди цифру и прикрепи.

- Понравилось вам на этой полянке?

- Отправляемся дальше?!

Д: да

В: прежде чем отправиться, давайте немножко отдохнем.

 

Побуждает  рассказывать  о деревьях.

 

 

Дети вступают в диалог с воспитателем.

 

Дети рассматривают деревья

Готовность к  самостоятельному объединению для работы в группах

Динамическая пауза

Физкультминутка

 «Деревья в лесу»

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Предлагает сменить вид деятельности. 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, демонстрируют физическую активность.

Снятие мышечного напряжения.

 

В: Отдохнули? Д: да

В: Можно дальше отправляться.

В: Следующая остановка – поляна зверей. Посмотрите, какая красота вокруг - синее небо, зеленая травка.

- Ребята, а каких птиц и животных вы видите на полянке?

- Почему мы никого не видим?

- Да, все звери попрятались от нашего шума. Давайте их попробуем найти.

Зрительная гимнастика:

Посмотрите глазками направо – видите кого-нибудь, а налево посмотрим – увидели, посмотрим вверх, вниз.

- Нашли кого-нибудь?

- Посмотрите, животные оставили свои следы.

(показ картинки «Чей след?»)

- Давайте с вами попробуем определить по следам, сколько животных и птиц

Работа подгруппами:

  1. «Чей след?» - соединить след к его животному.
  2. Посчитать по следам, сколько всего животных и птиц было.
  3. Собрать из частей целую картинку, назвать и сказать сколько.

Подводим итог: Сколько, какие животные оставили следы, какие животные спрятались еще.

В: Нашли всех животных и птиц! Молодцы! Давайте проведем подсчеты, дорогие исследователи.

Милана, назови животных, обитающих в заповеднике?

Матвей, сколько всего животных? Обозначьте цифрой.

Лида, какие птицы обитают здесь?

- Посчитайте, обозначим цифрой.

- Отправляемся дальше.

Наше путешествие продолжается и мы прибыли…куда?

(на берег реки)

Перед детьми плакат «Водоем»

- Прислушайтесь, чьи голоса вы слышите?

( звуки кваканье лягушек и кряканье уток)

- Посмотрите, кого вы здесь видите на реке и в воде?

- А кто ещё живёт в реке? (Рыбы?)

Игра с мячом «Назови рыбу, обитающую в реке»

- Поможем водоему, заселим его рыбами.

Воспитатель задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления,

эмоционально включает детей в действие.

Использует ИКТ, комментирует показ слайдов.

 

Воспитатель задаёт вопросы, рассказывает,

предоставляет детям возможность задавать вопросы.

 

 

Воспитатель эмоционально включает детей в игровые действия.

 

Воспитатель Поощряет детей к высказываниям, комментирует высказывания детей

Дети беседуют с педагогом, высказывают свои предположения

 

Смотрят на ландшафтный стол, выражают свои чувства.

Активизация словаря детей. 

Демонстрация приёмов работы с ИКТ доской.

2.3Этап практического решения проблемы

Задачи

Овладение действиями, способами решения проблемной ситуации

В.: предлагаю вместе  отправиться в лабораторию, там каждый вырастит свою рыбку. Кто со мной?

Исследовательская и продуктивная деятельность

- Пройдите к столам, У вас на дне тарелочки плавает рыба, ребята, а скажите, чем дышат рыбы?

Ответы детей

В: Положить в воду кусок пластилина. 

В: Что мы видим на пластилине? (Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха).

Ответы детей 

Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби.

Молодцы ребята! Давайте поможем работникам заповедника, каждый из Вас слепит свою рыбку, которая может жить в реке или озере, и мы заселим нашу реку.

- Сколько рыб вылепил каждый?

- Сколько всего рыб стало в реке? Посчитайте, запишите на листе количество рыб.

Ответы детей

Молодцы ребята, всех обитателей мы в заповеднике посчитали и записали! Д: Да

Воспитатель предлагает детям провести опыт, задаёт вопросы, стимулирующие любознательность и интерес к результату опыта.

Дети проводят опыт, анализируют, высказывают свои предположения

Дети работают все вместе, активно включаются в поиск,

наблюдают за преобразованием  предмета; выражают собственное суждение; 

Сформированные навыки опытно-экспериментальной деятельности.

Умение переносить полученный опыт во время одной деятельности  в другую деятельность;

3этап. 

Заключительныйэтап (рефлексия)

Задачи

Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

 

В:  Тогда возвращаемся в детский сад? Все рассаживаемся в свои машины.

В: Вот мы и дома.

- Какую работу мы совершили?

- Кто нас просил о помощи?

- Кем мы были?

- Что Вам запомнилось?

- Давайте вложим наш листок в конверт, а когда пойдем на улицу мы отправим его по почте.

(дети вкладывают листок в конверт и запечатывают его)

 

Подведение итогов, проверка предположений.

Оценка деятельности детей на занятии.

 

Ответы детей, подводят итоги.

Оценивают свою деятельность.

Готовность к новым путешествиям. 

Уверенность в себе, положительная самооценка

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт кружка по ЗОЖ в средней группе «Путешествие в страну настроения».

Конструкт кружка"Хочу все знать" в средней группе«Путешествие в страну настроения»....

конструкт "Деревья и кустарники"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Журавушка»» Асбестовского городского округа           Педагогического...

Конспект занятиия (конструкт)"Родились у нас котята" 2 младшая группа

конспект интегрированного занятия(конструкт) по окружающему миру, во второй младшей группе, "Родились у нас котята"!...

Конструкт занятия по сенсорному развитию

Муниципальное казенное дошкольного образовательного учрежденияПионерский детский сад №32 «Малыш»Талицкого ГО...

конструкт занятия экологического кружка «Азбука природы» "День леса" для подготовительной группы

Тема:     День леса.Возрастная группа:     Подготовительная к школе группаФорма совместной деятельности:     занятие экологического кружка «...

Конструкт занятия "Кошка с котятами в гостях у ребят"

Конструкт занятия по технологии эмоционального погружения....

Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Дымковская игрушка» на основе ФГОС ДО

Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой. Конструкт НОД на основе ФГОС ДО...