Игры с лентой чисел
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Забадыкина Елена Валентиновна

Цель игр математического содержания - активизировать мыслительную активность детей, побуждать их рассуждать, находить правильный ответ, учить предвидеть результат, уметь применять свои знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_lentoy_chisel.docx492.47 КБ

Предварительный просмотр:

Забадыкина Е.В. – воспитатель

высшей категории ГБДОУ №27

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

Игры с математической лентой чисел

Математическое мышление в дошкольном возрасте – это, прежде всего, умение рассуждать, анализировать, находить закономерности, предугадывать математический результат и уметь применять свои знания на практике.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети хорошо усваивают то, что им интересно. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.

В своей работе я использую огромное количество игр математического содержания. Играем мы постоянно: в совместной, индивидуальной деятельности, на прогулке, в свободное время. Также прошу родителей играть с детьми дома, в дороге. В данной статье я представляю серию игр с лентой чисел. Эти игры доступны и интересны для детей.

Цель игр: активизировать мыслительную активность детей, побуждать их рассуждать, находить правильный ответ, учить предвидеть результат, уметь применять свои знания на практике.

Задачи:

обучающие и развивающие:

обучение и закрепление навыков счета (прямого, порядкового, обратного);

сформировать основные математические понятия – натуральное число, цифра;

сформировать и закрепить понятие соотношения количества с цифрой, обозначающей это количество;

учить находить место натурального числа в числовом ряду;

развивать умение строить ряд натуральных чисел;

закрепить знание свойств арифметического ряда и умение ими пользоваться на практике;

учить выполнять сложение и вычитание в пределах 10;

учить составлять и решать простые арифметические задачи;

продолжать учить детей ориентироваться в пространстве;

развивать умение строить высказывание, суждение, умозаключение;

воспитательные:

воспитывать волевые усилия - организованность, выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Ленты чисел можно изготовить в нескольких вариантах: горизонтальные, вертикальные (для образования двузначных чисел), сплошные, разрезные (для игры «Что изменилось»), цветные (для работы с четными и нечетными числами), по временам года (листья, яблоки, снежинки с цифрами и т.д.)

С опорой на ленту чисел, прежде всего, отрабатывается прямой и обратный счет. При обратном счете детям можно предложить какой-либо сюжет, например «Запуск ракеты в космос», в конце счета можно прокричать – «Пуск»!

Примерные вопросы по работе с лентой чисел:

Назови число на один больше (меньше) «6».

Сколько единиц в числе «8»?

Какое число находится между числами «3» и «5»?

Какое число находится справа (слева) от числа «7»?

Какое число стоит за (перед) числом «2»?

Назови число предыдущее (последующее) числу «7»?

Назови соседей числа «4».

Назови числа меньше числа «8».

Назови числа больше числа «4», но меньше числа «7».

Назови число больше (меньше) числа «5» на две единицы (на три и т.д. - по уровню развития ребёнка).

Уменьши число пять на одну единицу (две, три и т.д.).

Увеличь число три на одну единицу (две, три и т.д.).

На сколько единиц число пять больше числа три?

На сколько единиц число два меньше числа четыре?

Сколько единиц надо прибавить к числу три, чтобы получить число пять?

Игры на запоминание цифр

Назови скорее цифру. (Проверка, закрепление знания цифр). Воспитатель показывает цифру, дети (ребенок) называют.

Покажи скорее цифру. Игра наоборот: воспитатель называет цифру, ребенок (дети) её показывают.

На что похожа цифра?

Угадай по описанию. Ребенок или группа детей описывают какую-то цифру (например, эта цифра похожа на букву «О»), дети ее находят и называют.

Какой цифры (цифр) не стало? Воспитатель просит детей отвернуться или закрыть глаза, прячет одну или несколько цифр, можно закрыть цифру ладошкой, картинкой, убрать. Попросить объяснить, как ребёнок догадался, пришёл к такому выводу.

«Ловушки»

Назови число, которое лежит между числами «6» и «7», «3» и «4»?

«Верно ли утверждение»?

Что число «5» больше числа «7», что число «3» стоит слева от числа «4» и т.п. (Предполагаемые ответы: «да» или «нет», «верно – неверно»).

Закрепление темы «Четные и нечетные числа»

Назови (покажи, собери в корзину, перемести вправо) только чётные числа.

Назови только нечётные числа.

Попросить одного ребенка собрать четные числа, другого – нечетные.

Назови числа, которые можно разбить (разделить) пополам.

Назови числа, которые нельзя разделить на две равные части (пополам).

Какие числа можно разбить на пары?

Какие числа можно разбить на тройки?

Какие числа можно разбить на пятерки?

Какие числа можно разбить на десятки?

Какие числа не получится разбить на пары, будет оставаться «скучающая единица»?

Последние вопросы довольно сложные, но как правило, всегда находятся одарённый ребёнок, которому это будет очень интересно и доступно.

Профилактика дисграфии

Назовите цифры, которые «смотрят» налево.

Какие цифры «смотрят» вперёд?

Какое число «смотрит» направо?

Игра «Отгадай задуманное число»

Эта игра для детей подготовительного и младшего школьного возраста.

Игра по типу «Да - нет». Играть можно вдвоем, подгруппой (до 10 человек). Ребенок загадывает число (прячет цифру с готовой карточкой, или написанную на бумаге – с целью исключения замены задуманного числа в ходе игры, дети иногда любят это делать). Перед глазами играющих лента чисел, лучше, если будет лента чисел у каждого ребенка с возможностью вычеркивания (исключения чисел), которые не подходят к ответу, т.к. детям-дошкольникам очень сложно проводить устный анализ ответов. Остальные играющие по очереди задают вопросы, с целью отгадать число. Водящий отвечает словами да или нет.

Игроки проводят анализ, постепенно, исключая неподходящие под ответ числа, и, когда полностью уверены в ответе, называют загаданное число. Играть можно в пределах десятка, затем в пределах двух десятков и т.д. Эта игра становится успешной, когда дети научатся задавать вопросы и проводить анализ ответов. Её можно превратить в командную игру (команды по очереди загадывают и отгадывают число).

Примерные вопросы для игры

Это число больше пяти?

Это число меньше 3?

Это число стоит слева от числа семь?

Это число стоит справа от числа 9?

Сосед этого числа число 3?

В этом числе четыре единицы?

Это число четное?

Это число нечетное?

Это число стоит между числами 1 и 3?

Это самое маленькое однозначное число?

Это самое большое однозначное число?

Это число находится в промежутке между числами 3 и 6?

Это самое маленькое двухзначное число?

Цифра, обозначающая это число похожа на гуся (на букву О, на букву З, на снеговика, на дверной замочек, это самая хорошая оценка в школе и т.д.)?

Необходимо следить, чтобы вопросы не повторялись, не задавались уже не актуальные вопросы, чтобы дети не называли ответ раньше времени. Когда остается 2-3 варианта ответа, последним вопросом хорошо подтвердить правильность предполагаемого ответа (например, предполагаемый ответ «4» – спросить, это число состоит из четырех единиц, или цифра, обозначающая это число похожа на перевернутый стульчик и т.д.)

Любая игра, даже самая интересная, становится результативной только тогда, когда ребенок чувствует себя в ней успешным. Не забывайте хвалить своих детей, поощрять их. Математику дети начинают любить тогда, когда ее понимают!

Желаю вам творческих успехов в освоении с дошкольниками основ математических знаний, которые будут необходимы им в дальнейшем - на первых этапах обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач». (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач».   (по...

Тема: «Счет до двух. Цифры 1 и 2». Знакомство с наглядным изображением чисел I и 2 Игра «Что изменилось?» Игра «Посылка для двух медвежат» Игра «Варим компот».

Цель: закрепить счет до двух, познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2;      развивать умение соотносить цифру с количеством, развивать фантазию, творческие спо...

Дидактическая игра "Мини-ЛЕНТА"

Дидактическая игра «Мини-ЛЕНТА».Пальчик Елена Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №312.Младшая группа (3-4 года).Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая ...

Сюжетно-ролевая игра "Супермаркет "Лента""

Сюжетно-ролевая игра "Супермаркет"...

Квест игра Георгиевская лента

Квест игра для старшей и подготовительной группы...

«Игры с лентой Мёбиуса»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Игры с лентой Мёбиуса»...

Конспект ООД в старшей группе по Математическому развитию Представление о порядковом значении чисел. Программное содержание. Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 10 (И.А.Помораева стр5

Конспект ООД в старшей   группепо Математическому развитиюПредставление о порядковом значении чисел.Программное содержание. Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десят...