Конструкт НОД "В стране геометрических фигур" (средняя группа)
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Авакян Лариса  Васильевна

Данное занятие поможет закрепить  у детей представления о геометрических фигурах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_nod_po_femp.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт НОД

«В стране геометрических фигур»  ( ФЭМП )

Группа:  Средняя

Образовательная область: познавательное развитие
Тема: « В стране геометрических фигур»
Форма НОД: игра – путешествие
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная
Форма организации: групповая
Планируемый результат: 

 - различают и называют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), знают их отличительные особенности;
- ребята умеют тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод;
- дети демонстрируют умение группировать геометрические фигуры по основному признаку, а также выкладывать их с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал); они умеют сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения;

 - дети демонстрируют умение «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал; они умеют создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой.

Цель: закреплять у детей представления о геометрических фигурах; развивать умение при анализе фигур пользоваться приёмами наложения и тактильного обследования; упражнять в умении выкладывать схему в соответствии с заданным образцом.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи: 

 1. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам, развивать умение работать в малых группах;

 2. Прививать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Развивающие задачи:  

1. Развивать у детей умение тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод;

2. Развивать умение создавать образ из фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой;

3. Развивать умение выкладывать геометрические фигуры с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал).

Обучающие задачи: 

1. Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, закрепить знания об их отличительных особенностях;

 2. Упражнять детей в умении группировать геометрические фигуры по основному признаку;

3. Учить детей пользоваться приёмом наложения при сравнении выложенных фигур с образцом.

 

Рита – способствовать развитию речи, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Андрей, Вика – способствовать развитию уверенности в себе. Учить формулировать элементарные выводы.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка,
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принципы воспитания: 

  • формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
  • создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
  • воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности и научности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.

Методы воспитания: мотивация к деятельности, поощрение.

Методы обучения: 

Словесные:

 беседа, художественное слово, инструкция, демонстрация, показ, упражнение, конструирование.
Оборудование:
Раздаточный материал:
счётные палочки и две верёвочки (на каждого ребёнка), геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал (на каждого ребёнка), карточки с изображением схем конструкций из геометрических фигур.

Демонстрационный материал: «грустные» и «весёлые» геометрические фигуры, геометрические фигуры (тот же набор) для демонстрации приёмов обследования, мольберт, раскраски в подарок детям (на каждого ребёнка).

Учебно-методический комплект:

1.Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2.Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы, 2014 г

Этапы

Содержание деятельности

педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивация на совместную деятельность.

Задача:
смотивировать детей на предстоящую деятельность.

Предлагаю детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре.

 - Ребята, хотите поиграть в игру «Загадки – отгадки». Я вам загадаю загадки, а вы подумаете и скажете ответ- отгадку.

1.  Он давно знакомый мой,
   Каждый угол в нём прямой,
   Все четыре стороны
   Одинаковой длины.
   Вам его представить рад.
   А зовут его… (Квадрат)

2. Нет углов у меня
   И похож на блюдце я,
   На тарелку и на крышку,
   На кольцо, на колесо.
   Кто же я такой, друзья?
   Назовите вы меня! (Круг)

3. Три вершины,
   Три угла,

    Три сторонки -
    Кто же я? (Треугольник)
4.  Он – похожий на яйцо или на твоё лицо.
    Вот такая есть окружность – очень странная  

     наружность:
    Круг приплюснутым, вдруг, стал –

     Получили мы…(Овал).

Треугольник, квадрат, круг, овал – это…(геометрические фигуры). – Верно, это геометрические фигуры. И у меня для вас есть сообщение от фигур. Они загрустили и просят, чтобы мы с ними поиграли и развеселили их. Хотите поиграть с геометрическими фигурами? Тогда нам нужно отправиться в страну геометрических фигур!

- А на чём вы хотите путешествовать? (На самолёте, на машине). Я вам предлагаю поехать на автобусе.

Составляем из стульчиков автобус, выбираем водителя и включаем музыкальное сопровождение.

Дети проявляют активность, инициативность, любознательность, вступают в диалог с воспитателем, отгадывают загадки.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность

2. Основная часть.

2.1 «Встреча с геометрическими фигурами».

2.2 Игра «Выложи фигуру».

Физминутка.
Задача: снять мышечное мышление.

2.3 Игра
Конструирование по схеме

Задачи:
- Развивать у детей умение создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам.

Вот мы и приехали в страну Геометрических фигур.

- Ребята, посмотрите, фигуры совсем загрустили. Они даже не заметили, как мы приехали. А давайте вспомним, как называются эти фигуры.

- Как называется эта фигура? Правильно, круг. Найдите перед собой на столе круг, покажите мне его. Проведите пальчиком по краю круга. Есть ли у круга углы? Нет, у круга нет углов. Что бывает круглой формы? (Тарелка, часы, блин).

- Как называется эта фигура? Правильно, квадрат. Найдите на столе квадрат, покажите мне его. Проведите пальчиком по сторонам квадрата. Сколько у него сторон? А есть ли у квадрата углы? Сколько их? Значит у квадрата 4 стороны и 4 угла? Проверьте ещё раз. Что бывает квадратной формы? (Окно, книга, ковёр, платок).

- Найдите на столе перед собой фигуру, у которой тоже есть стороны и углы, но которую нельзя назвать квадратом. Как называется эта фигура? Правильно, это треугольник. Покажите мне треугольник.  Сколько у него сторон? А есть ли у треугольника углы? Сколько их? Значит у треугольника три стороны и три угла? Так чем же квадрат отличается от треугольника? (У квадрата 4 стороны и 4 угла, а у треугольника 3 стороны и 3 угла). А чем эти фигуры похожи? ( У них есть углы). Что бывает треугольной формы? (Крыша, кусок пирога, конверт).

- Как называется фигура, которую мы с вами ещё не рассматривали? Правильно, овал. Покажите мне овал.Покажите мне овал. Проведите пальчиком по краю овала. Есть ли у овала углы? Нет, у овала нет углов. На какую фигуру похож овал? Конечно, на круг. А чем фигуры – круг и овал похожи? (У них нет углов.) Чем эти фигуры отличаются? (Круг ровный, а овал вытянутый, продолговатый.) Что бывает овальной формы? (Огурец, батон, дупло, яйцо.)

- Вот какие замечательные фигуры!

- Ребята, мы обследовали все фигуры. Теперь разделите их на две группы. По какому признаку вы разделили эти фигуры? (По наличию и отсутствию углов.) Правильно, у одних фигур есть углы – у каких? А у других фигур углов нет – какие это фигуры?

- Ребята, геометрические фигуры всё ещё грустят. Давайте мы каждой фигуре сделаем друга – такую же фигуру. У нас есть счётные палочки и верёвочки. Из какого материала можно выложить квадрат? Конечно, из палочек. Сколько палочек нужно взять для этого? Сколько сторон – столько и палочек. Выложите квадрат.

- Похож новый квадрат на своего друга? Наложите квадрат на фигуру, которую вы выложили из палочек. Проверили? Правильно выложили квадрат?

- Молодцы, вы справились с этим заданием. А какую ещё фигуру мы сможем выложить с помощью палочек? Правильно, треугольник. Как вы думаете, сколько палочек нам потребуется? Правильно, сколько сторон – столько и палочек – значит, три. Выложите треугольник.

Контролирую выполнение задания.

- Похож новый треугольник на своего друга? Наложите треугольник на фигуру, которую вы выложили из палочек. Проверили? Правильно выложили треугольник?

- Каким фигурам мы ещё не сделали друзей? (Кругу и овалу.) Сможем мы эти фигуры выложить из палочек? (Нет, потому что у них нет углов.) А с помощью какого материала мы сможем выложить круг и овал? (С помощью верёвочек.) Эти фигуры будут одинаковыми? (Нет, круг будет ровным, а овал вытянутым.) Выложите из верёвочек круг и овал. Слежу за тем, как дети выполняют задание, помогаю затрудняющимся ребятам.

- Похожи ваши новые фигуры на круг и овал? Наложите круг на круг, а овал – на овал. Проверяем…. Правильно выложили фигуры?

- Мы замечательно потрудились, пора и отдохнуть!

Встаём врассыпную на ковёр. Я буду показывать рисунки, а вы в соответствии с ним будите выполнять упражнения.

Сколько точек в этом круге,                  
Столько раз поднимем руки. 
Сколько палочек до точки, 

Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр.

- Ребята, мы очень стараемся развеселить геометрические фигуры, а они всё грустят. Наверное, они не знают, как могут играть с нами? Давайте мы их научим. У нас есть счётные палочки, геометрические фигуры и схемы, по которым можно составить занимательные изображения. Выберите себе схему, которая вам больше всего понравится и друга, с кем вы эту работу будете выполнять (можно взять двоих друзей). Найдите себе место на ковре, и выложите занимательный образ по схеме.

Воспитатель помогает детям распределиться по малым группам, найти место на ковре и начать работу. Контролирую процесс выполнения задания, помогаю в случае возникновения трудностей и спорных вопросов. Во время выполнения задания меняю «грустные» геометрические фигуры на «весёлые».

- Вы закончили работу? Давайте посмотрим, что у вас получилось? Приглашаю детей посмотреть на результаты работы каждой малой группы, проверить правильность выполнения в соответствии со схемой. Воспитатель хвалит детей и обращает их внимание на «смену настроения» у геометрических фигур,выставленных на доске.

Ребята, посмотрите, наши фигуры заулыбались! Они были так рады, что вы научили их играть. Теперь они сами смогут складываться в разные образы и больше никогда не загрустят. А ещё фигуры обрадовались тому, что вы работали в малой группе и совсем не ссорились. Вы научили их дружить, а это – самое главное!

- Итак, мы приехали сюда, чтобы развеселить геометрические фигуры и поиграть с ними – и мы это сделали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Где наш автобус?

Воспитатель помогает детям занять места в  автобусе и включает музыкальное сопровождение.

Вот мы и вернулись в детский сад.
Ребята, где же мы с вами были? Ребята, что вам показалось в этом путешествии самым трудным? А что было легче всего?

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы, участвуют в тактильном обследовании геометрических фигур. Они формулируют элементарный вывод.

Дети группируют геометрические фигуры по основному признаку, выкладывают их с помощью счётных палочек и верёвочек, а также сравнивают выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения.

Дети выполняют упражнения по тексту стихотворения и по показу воспитателя.

Дети распределяются по малым коллективам, выбирают схему и необходимый материал. Они создают образ из геометрических фигур и счётных палочек, заданный схемой.

Дети различают и называют фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), знают их отличительные особенности.

Дети демонстрируют умение группировать геометрические фигуры по основному признаку, а также выкладывать их с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал). Они умеют сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения.

Дети отдохнули, расслабились, готовы к дальнейшей деятельности.

Дети стараются бесконфликтно работать в малом коллективе. Они демонстрируют умение «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал. Дети умеют создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой.

  1. Подведение итогов.

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

  1. Открытость.
    Задача:
    сориентировать детей на самостоятельную деятельность.

Ребята, вы – настоящие герои! Мне очень понравилось с вами играть. И на память о нашем замечательном путешествии я дарю вам эти необыкновенные раскраски. Они необыкновенные потому, что рисунки на них составлены из геометрических фигур. Раскрашивая эти рисунки очень аккуратно, вы вновь порадуете геометрические фигуры, и они в своей стране снова заулыбаются.

- Всем спасибо!

Дети слушают воспитателя, благодарят за подарки.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по фэм" Путешествие в страну геометрических фигур" средняя группа

конспект занятия по фэмп путешествие в страну геометрических фигур...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема «БАЛ В СТРАНЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР» Средняя группа

Цель. Формировать представления о соотношении объемного тела и плоской фигуры.Образовательные:• Расширять представления детей о геометрических фигурах, познакомить с новой фигурой ( пир...

Технологическая карта НОД с детьми средней группы "Зайчик из геометрических фигур", средняя группа

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группыТема: «Зайчик из геометрических фигур»(образовательная область «Познавательное раз...