Дополнительная общеобразовательная программа
рабочая программа по математике
Актуальность.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах познавательного развития детей
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования «Обучайка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayka.docx | 45.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №87
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-педагогической направленности
«Обучайка»
Возраст обучающихся 4-5 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик программы
Воспитатель Кузнецова Н.В.
г. Калининград
2021
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».
Направленность – социально-педагогическая
Актуальность.
Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах познавательного развития детей
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования «Обучайка».
Целесообразность программы продиктована необходимостью интеллектуальной готовности ребенка (наряду с эмоциональной и психологической готовностью), которая является приоритетной для дальнейшего успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Программа во главу угла ставит формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием его полноценного развития и играет неоценимую роль в становлении детской личности.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Форму занятий можно определить как работу по подгруппам.
При реализации программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука ( наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр).
Программа реализуется с 1 сентября по 31 мая.
Год обучения | Кол-во Занятий в неделю | Длительность занятий | Кол-во часов в год | Кол-во детей |
1год (4-5 лет) | 2 занятия | Не более 20 минут | 72 | От набора |
Цель программы: всестороннее гармоничное развитие детей и подготовка их к постепенному переходу на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности, в соответствии с запросами и требованиями современной школы.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность;
- Формировать культуру общения друг с другом;
-Воспитывать положительное отношение к миру, к самому себе;
Обучающие:
- Формировать умения точно и ясно выражать свои мысли;
- Формировать общеучебные умения (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Развивающие:
- Активизировать творческий потенциал;
-Развивать логико-математические представления, память, мышление, воображение, творческие способности;
- Развивать любознательность, активность и инициативность в различных видах деятельности (познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
Данная программа позволяет:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием;
- устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе в связи со снижением численности детей, посещающих дошкольные учреждения;
- исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;
- сохранить здоровье малышей, готовящихся к обучению в школе.
Программа для детей 4-5 лет состоит из следующих разделов:
«Игралочка»
Планируемые результаты
−рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы;
−выполняет упражнения для пальцев и кистей рук;
- умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов;
- умеет находить место предмета в ряду, отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?»;
- умеет располагать числа по порядку от 1 до 8;
- умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал;
- находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
- умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине; раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними;
- умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево);
- показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности.
Учебный план для детей 4-5 лет
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | теория | Практика | |||
1 | Игралочка | 72 | 18 | 54 |
Календарный учебный график
Наименование | Период |
Начало учебного года | 01.09.2021 |
Окончание учебного года | 31.05.2022 |
Каникулы | 01 06– 31.08.2021 |
Всего недель | 36 |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | Вторник, четверг |
Время проведения |
|
Недельная нагрузка | 2 занятия |
Длительность условного учебного часа | Не более 20 минут (4-5 лет)
|
Содержание программы для детей 4-5 лет
Номер занятия | Тема | Содержание |
1 сент | Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» | Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой – маленький». |
2 сент | Повторение чисел и цифр 1-3 | Актуализировать математические представления по теме «Числа 1-3», тренировать мыслительные операции. |
3 сент | Д/и « Волшебный мешочек». Д/и «Что изменилось». | Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи. |
4 сент | Раньше-позже | Сформировать понимание того, что с течением времени происходят изменения внешнего вида предметов. |
5 сент | Д/и «Найди не такую». Д/и «4-й лишний». | Продолжать знакомить с логическими блоками. Развитие умение выделить существенные признаки. |
6 сент | Счет до 4-х. Цифра 4 | Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех. |
7 сент | Д/и «Продолжи ряд». | Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. |
8 сент | Квадрат | Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки. |
9 окт | Д/и «Найди пару». | Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь |
10 окт | Куб
| Сформировать представление о кубе. |
11 окт | Д/и «Второй ряд». | Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь, умение находить закономерности. |
12 окт | Вверху, снизу | Уточнить пространственные отношения “вверху”, “внизу”, “верхний”, “нижний”. |
13 окт | Д/и «Клад». Д/и « Игра с одним обручем». | Развивать связную речь, память, внимание. Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи. |
14окт | Шире, уже | Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти. |
15 окт | Д/и «Чего не хватает». Д/и «Игра с двумя обручами» | Развитие мышления, внимания, учит делать умозаключения. Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма). |
16 окт | Счет до 5. Цифра 5. | Сформировать представление о квадрате, умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки. |
17 нояб | Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет». | Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков. |
18 нояб | Овал | Сформировать представление об овале, способность к распознаванию овала и выделению фигур формы овала из множества фигур разной формы. |
19 нояб | Д/и «Заселим в домики»(2 признака) | Закреплять умение детей ориентироваться по карточкампризнакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам. |
20 нояб | Внутри, снаружи. | Уточнить понимание слов “внутри”, “снаружи”, их грамотное употребление в речи. |
21 нояб | Д/и «Переводчик». Д/и «Художник» | Знакомить детей со знаками Развитие творческого мышления. |
22 нояб | Впереди, сзади, между | Уточнить понимание слов “впереди”, “сзади”, “между”, их грамотное употребление в речи. |
23 нояб | Д/и « На свою веточку». | Учить детей определять свойства блоков по карточкам. |
24 нояб | Пара | Уточнить понимание детьми значения слова “пара”. |
25 дек | Д/и «Кто хозяин». | Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь. |
26 дек | Прямоугольник | Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник и выделять его из множества фигур разной формы. где встречаются числа 7, 3. Создать у детей радостное настроение. |
27 дек | Д/и «Игра с двумя обручами». | Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь. |
28 дек | Числовой ряд | Сформировать представление о числовом ряде. |
29 дек | Д/и «Заселим в домики».(3 признака) | Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам. |
30 дек | Ритм | Сформировать представление о ритме (закономерности) |
31 дек | Д/и «На свою веточку». | Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь. |
32 дек | Счет до шести. Цифра 6 | Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести. |
33 янв | Д/и «Волшебный мешочек». | Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. |
34 янв | Порядковый счет | Сформировать представление о порядковом счете. |
35 янв | Д/и «Художник» | Развитие творческого мышления. |
36 янв | Сравнение по длине | Сформировать умение сравнивать предметы по длине с помощью приложения. |
37 янв | Один-много. Сравнение множеств и установление соответствия между ними | Закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много. |
38 янв | Счет до семи. Цифра 7 | Сформировать представление о числе и цифре 7, способность считать до семи. |
39 янв | Большой и малеький | Сравнивать знакомые предметы по величине (большой-маленький), объединять предметы по этому признаку. |
40 фев | Времена года. Слева, справа | Закреплять знания о времени года; продолжать учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе; учить ориентироваться на листе бумаги. |
41 фев | Числа и цифры 1-7 | Тренировать умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, развивать. |
42 фев | Установление соответствия между числом и количеством предметов. | Учить устанавливать соответствия между числом и количеством предметов. Закреплять умение считать предметы; продолжать учить сравнивать предметы по величине |
43 фев | Сравнение по толщине | Формировать умение сравнивать по толщине. |
44 фев | Части суток. Слева, справа, в середине | Учить устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов. Закреплять представление о частях суток; продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе. |
45 фев | Сравнение по высоте | Тренировать умение сравнивать предметы по высоте |
46 фев | Высокий, низкий | Закреплять умение сравнивать 7 знакомые предметы по высоте, объединять предметы по этому признаку. |
47 фев | План- карта | Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. |
48 март | Соотнесение количества предметов с цифрой. | Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов |
49 март | Счет до 8. Цифра 8 | Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до восьми. |
50 март | Широкий, узкий. Прямоугольник | Закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине; закреплять знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других фигур. |
51 март | Сравнение по ширине, длине, толщине | Закрепить умение считать до 8, сравнивать предметы по ширине, длине, толщине. |
52 март | Положение предметов по отношению к себе | Продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе. Развивать зрительное внимание. |
53 март | Цилиндр | Сформировать у детей представление о цилиндре, закрепить умение считать до 8. |
54 март | Большой, поменьше, самый маленький | Учить соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький». |
55 март | Конус | Сформировать представление о конусе, умение распознавать предметы конической формы в окружающей обстановке, закрепить счет до 8, представления о числе и цифре 8. |
56 апр | Влево, вправо | Учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо) |
57 апр | Далеко, близко. Геометрические фигуры | Формировать пространственные представления (далеко, близко); закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник |
58 апр | Соотнесение цифры с количеством предметов. | Учить соотносить цифру с количеством предметов. |
59 апр | Вверху, внизу, слева, справа, под. | Формировать представление о пространственных отношениях |
60 апр | Слева, справа, посередине | Учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе, закреплять знания о времени года |
61 апр | Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно | Учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов; раскрывать на конкретном примере понятия «быстро-медленно» |
62 апр | Знакомство с порядковыми числительными | Учить порядковому счёту в пределах 8, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счёту?» |
63 апр | Верхний, нижний правый угол, середина | Учить ориентироваться на листе бумаги; учить видеть геометрические фигуры в предметах; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно |
64май | Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Развитие глазомера | Учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов; продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи. |
65май | Установление последовательности событий(части суток) | Учить решать логическую задачу на установление последовательности событий; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно |
66май | Вчера, сегодня, завтра | Учить различать понятия вчера, сегодня, завтра; правильно пользоваться этими словами |
67май | Соответствие цифры и количества | Учить соотносить цифру с количеством предметов. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно |
68май | Призма и пирамида | Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке, закрепить счет до 8, представления о числе и цифре 8 . |
69май | Геометрические тела | Закрепить представления детей о пространственных геометрических фигурах, о плане-карте, порядковом счете, числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством. |
70май | Повторение | Задания, предложенные в этих занятиях, даны для повторения пройденного материала. Их можно выполнять в любом порядке по желанию детей. |
71май | Призма и пирамида . | Сформировать представление о призме и пирамиде, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке. |
72 | Повторение и закрепление пройденного материала | Задания, предложенные в этих занятиях, даны для повторения пройденного материала. Их можно выполнять в любом порядке по желанию детей. |
Материально-техническое обеспечение программы:
Наименование оборудования
| Количество |
Музыкальный центр | 1 |
Музыкальные диски | 3 |
Развивающие игры | 10 |
Детские столы | 4 |
Детские стулья | 12 |
Список литературы
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников».
3.Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
4. Петерсон, Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 176 с.
5. Петерсон, Л.Г. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 4-5 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Баласс, 2004. – 54 с.
6. Колесникова Е.В. От слова к звуку (рабочая тетрадь для детей 4-5 лет). – М.: «Ювента»,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...