Развитие математических представлений и логических операций в старшей группе.
материал по математике (старшая группа)

Маргарита Карамышева

       Возраст 5-6 лет является периодом собственно предшкольного детства.

Уже с 4,5 лет отмечается резкий скачок интереса детей к тому, чтобы научится чему-то, интереса к буквам и цифрам, чтению, разнообразной познавательной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_razvitie_matematicheskih_predstavleniy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических

представлений и логических операций

в старшей группе.

Воспитатель:

Карамышева М.П.

       Возраст 5-6 лет является периодом собственно предшкольного детства.

Уже с 4,5 лет отмечается резкий скачок интереса детей к тому, чтобы научится чему-то, интереса к буквам и цифрам, чтению, разнообразной познавательной информации.

       Дети стремятся подражать взрослым в их деятельности, а по мере сил участвовать в ней, правильно понимать конечные цели этой деятельности. Они заинтересованы в реальном результате, который объективно могут оценить сами, соотнося его с эталоном – результатом данной деятельности, полученным взрослым. Можно сказать, что к 5,5 – 6 годам у ребёнка должна быть полностью сформирована общая структура деятельности.

       Поэтому на занятиях мы следить за тем, чтобы в свободной деятельности  и на занятиях каким либо продуктивным  видом деятельности выделялись и полноценно отрабатывались все этапы её осуществления:

  • свободное оформление личной цели,
  • формулирование конкретной задачи,
  • выбор подходящих материалов и инструментов, места, времени и средства деятельности,
  • контроль за результатом на промежуточных этапах,
  • итоговая оценка результата,
  • принятия решения о необходимости исправления и доработки,
  •  доработка в случае необходимости.

     Для речевой деятельности задача формируется как идея – «Давай придумаем сказку». В изобразительной деятельности это может быть более или менее размытый образ, называемый замыслом.

     В плане формирования математических представлений, в  старшем возрасте, ребёнок учится описывать происходящее с ним преобразования с помощью математических символов (равенство, неравенство, тождество, подобие, больше, меньше).

     К 5,5 годам должно сформироваться такое качество мышления ребёнка, как сохранение и обратимость. Оно появляется в способности отличать ситуации, в которых происходит изменение какого-либо параметра (количества, длины, объёма, веса и т.д.)

   Таким образом, содержательное ядро работы в данном возрасте составляют рассмотрение арифметических действий и непосредственно связанное с ними решение задач.

    Необходимо, чтобы дети поняли физический смысл каждого арифметического действия, научились представлять, что происходило в том или ином случае на уровне множеств. Таким образом, в старшем возрасте на первый план выступает не нахождение «ответа», а понимание смысла происходящего. Очень важно в процессе работы обеспечить осознание детьми что числа могут обозначать количество бабочек или самолётов, мальчиков и девочек, книжек и кенгуру. Вместо слова «плюс» могут стоять слова «добавили», «подарили», «посадили», «построили» и т.д.

     Такого осознания можно добиться, давая детям возможность самим придумывать задачи по предложенному вами образу. При этом каждый ребёнок сочиняет историю о том, что именно ему близко и понятно.

      Дети на практике убеждаются: за определённым математическим выражением может стоять бесчисленное количество историй, весёлых и грустных.

      Учитывая мышление детей дошкольного возраста, мы широко используем в работе рисунки, графические схемы, позволяющие ребёнку представить себе происходящее.

      В старшем возрасте «перед глазами» детей всегда числовой и буквенный фризы, магнитная азбука, настольные игры – домино (настоящее), шашки, шахматы, настольный футбол и т.д.; различные головоломки, лото, наборы дидактических игр разной тематики. Так же для развития мышления мы приобрели телевизор и магнитофон. Еженедельно выводим детей на прогулки за территорию детского сада.

Задание для детей.

  1. Нарисуй план комнаты с помощью геометрических фигур.
  2. Нарисуй животных (насекомых) с помощью геометрических фигур.
  3. составь коврики из геометрических фигур. Раскрась их.
  4. Какие овощи и фрукты круглой формы.
  5. Дорисуй фигуры.
  6. Рассели в домике на каждом этаже разных животных.
  7. Нарисуй для гномиков воздушные шары для праздника, но они должны быть разной формы.
  8. В лесу выросли разные грибы. С помощью каких геометрических фигур их можно изобразить? Назови их.
  9. Нарисуй снеговиков, используя формы так, чтобы они отличались друг от друга. Назови чем.
  10. У Почемучки что-то круглое (квадратное, треугольное…). Как думаешь, что это может быть?
  11. Помоги девочке превратить кружок во что-нибудь.
  12.  Помоги Незнайке дорисовать предметы квадратной формы.
  13. Нарисуй рыбок с помощью фигур. Назови, на каких рыб они похожи.
  14. Прилетели птицы в огород и не узнали его. Так много было новостроек. Покажи какие.
  15. Решил заяц построить корабль. Но одному не справиться. Помоги ему.
  16. Нарисуй карнавальные маски из геометрических фигур.
  17. Нарисуй предметы, состоящие из геометрических фигур, которые есть у тебя во дворе.
  18. Решил гном перевести груз на наземном транспорте. Помогите ему. Нарисуйте транспорт из геометрических фигур.
  19. Нарисуй узор на круге, квадрате, овале, треугольнике.
  20. Инопланетяне живут на своей планете. Каждая планета имеет свою форму геометрических фигур. Части их тела имеют такую же форму, как и форма планет. Найди планеты, на которых живут инопланетяне.
  21.  Ребята наряжали ёлку игрушками, похожими на геометрические фигуры. Нарисуй какие.
  22. На поляне расцвели цветы, похожие на геометрические фигуры. Подумай, какие они.
  23. Изобрази зимний пейзаж с помощью геометрических фигур.
  24. Нарисуй, придуманную тобой загадку, но для изображения используй разнообразные формы.
  25.  Придумай сказочного героя, передай его характер с помощью фигур. Объясни, почему использовал эти фигуры.
  26. Изобрази необычный город, которого не существует в действительности.
  27. Нарисуйте иллюстрации к сказке с помощью геометрических фигур.
  28. Изобрази доброго (злого) героя сказки, но при условии, что использовать можно только геометрические фигуры.
  29. Нарисуй картину, но используй только круги (треугольники, четырёхугольники, куб, квадрвт).
  30. Помоги художнику дорисовать картину, но запомни, что в изображении можно использовать геометрические фигуры – Кругов должно быть только 5, квадратов – 4, шар – 2, цилиндр – 3.

Задания для детей

1 группа.

Умение выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке.

  1. Какие геометрические фигуры, использованные в рисунке? Найди и назови все геометрические фигуры.
  2. Сравни рисунки, Чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур состоят?
  3. Сколько на рисунке треугольников, четырёхугольников? Какие геометрические фигуры ты ещё видишь?
  4. Найди на рисунке 4 треугольника, 2 четырёхугольника.
  5. Из каких фигур состоят флажки?
  6. Игра «Помоги художнику» - преврати эти геометрические фигуры в предметы, животных, птиц и т.д.

2 группа.

Упражнения направленные на развития навыков конструирования.

  1. Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника; 4 прямоугольника; 1 квадрат и 4 треугольника.
  2. Раздели треугольник так, что бы получилось 2 треугольника; 6 треугольников.
  3. Проведи в каждой фигуре отрезок так, чтобы одной из частей остался квадрат.
  4. Какие различные фигуры можно составить из 4 квадратов? Из 5?
  5. Используя 5 палочек, сложи 2 треугольника.
  6. Среди частей отметь три таких, из которых можно составить круг.
  7. Используя игру «Танграм» - сложи зайца, лису.
  8. Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 5 равных квадратов.

3 группа.

Упражнения на выделение элементов и свойств геометрических фигур.

  1. Как можно назвать фигуру, у которой 5 углов? 7 углов? 8 сторон и 8 углов?
  2. Начерти фигуру с наименьшем количеством углов. Какая это фигура?
  3. Можно ли построить треугольник, у которого 1 угол прямой? 2 прямых угла? 3 прямых угла?
  4. Выбери среди фигур четырёхугольники. Закрась их. Обоснуй свой выбор. Используй 2 признака.
  5. Верно ли, что фигуры 4 квадрат? 6 – овал? 3 – прямоугольник? 2 и 8 – треугольники? 7 – шестиугольник? 6, 7, 8 – многоугольники?
  6. Нарисуй круг, квадрат, треугольник так, чтобы круг был по середине, а квадрат слева от круга. Проверь себя по образцу.
  7. Нарисуй по описанию. «Стоял белый, большой дом. Крыша у него была треугольная коричневая. Два больших окна были прямоугольными, зелёными, а маленькое окошко на крыше – жёлтое, круглое. Дверь была у него квадратная, коричневая».
  8. Что изменилось?
  9. Найди ошибку в продолжении орнамента.
  10. Положи фигуры в ряд, как на рисунке. Переложи фигуры так, чтобы круг стоял 3 по счёту, квадрат был между кругом и треугольником, а последним был бы овал.
  11. Игра «Инопланетяне». На загадочных планетах, которые имеют формы геометрических фигур, живут забавные инопланетяне. Части их тела имеют такую же форму, как и форма планет. А какие существа могут жить на планетах других форм?

4 группа.

Упражнения направленные на выявление особенностей взаимного расположения геометрических фигур.

  1. Сколько треугольников лежит внутри круга? Сколько пересекаются с кругом? Сколько лежат вне круга?
  2. Закрась все круги, которые лежат внутри квадрата – красным, а вне квадрата – синим.
  3. Начерти треугольник, квадрат и круг так, чтобы квадрат был внутри треугольника, а круг вне треугольника.
  4. Начерти круг и квадрат так ,чтобы: круг был частью квадрата; квадрат был частью круга; круг и квадрат имели общую часть; круг и квадрат не имели общих точек.
  5. Какая фигура может получится в пересечении треугольника и четырёхугольника? Рассмотри все возможные варианты.

5 группа.

Упражнения направленные на развитие интеллектуальных операций и логического мышления.

  1. По каким признакам изменяются фигуры в каждом ряду?
  2. По каким признакам можно разделить фигуры на группы?
  3. Определи, верно, ли разбиты фигуры на группы? По какому признаку проводилось разбиение?
  4. Найди лишнюю фигуру в ряду.
  5. Как изменится узор, если заменить треугольники на квадраты? Круги на квадраты? Квадраты на треугольники? Зарисуй новый узор.
  6. Найди недостающие фигуры.
  7. Какой фигуры не хватает на карточке?

Клуб

знатоков математики

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....

Памятка для родителей по теме "Формирование элементарных математических представлений и логического мышления детей старшей группы"

Даны рекомендации по формированию элементарных математических представлений и логического мышления детей 5-6 лет...

Доклад на ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возраста на тему: «Развитие математических представлений и логических операций у детей младшего дошкольного возраста»

Доклад на ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастана тему: «Развитие математических представлений и логических операций у детей младшего дошкольного возраста»С самого младенчества взрослы...

«Развитие математических представлений и логического мышления у детей».

В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности. Дети учатся понимать, прослеживать причинно – следственные связи явл...

Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"

Программа профессионального самообразования педагога  " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"...