Развитие математических представлений и логических операций в старшей группе.
материал по математике (старшая группа)
Возраст 5-6 лет является периодом собственно предшкольного детства.
Уже с 4,5 лет отмечается резкий скачок интереса детей к тому, чтобы научится чему-то, интереса к буквам и цифрам, чтению, разнообразной познавательной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_razvitie_matematicheskih_predstavleniy.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие математических
представлений и логических операций
в старшей группе.
Воспитатель:
Карамышева М.П.
Возраст 5-6 лет является периодом собственно предшкольного детства.
Уже с 4,5 лет отмечается резкий скачок интереса детей к тому, чтобы научится чему-то, интереса к буквам и цифрам, чтению, разнообразной познавательной информации.
Дети стремятся подражать взрослым в их деятельности, а по мере сил участвовать в ней, правильно понимать конечные цели этой деятельности. Они заинтересованы в реальном результате, который объективно могут оценить сами, соотнося его с эталоном – результатом данной деятельности, полученным взрослым. Можно сказать, что к 5,5 – 6 годам у ребёнка должна быть полностью сформирована общая структура деятельности.
Поэтому на занятиях мы следить за тем, чтобы в свободной деятельности и на занятиях каким либо продуктивным видом деятельности выделялись и полноценно отрабатывались все этапы её осуществления:
- свободное оформление личной цели,
- формулирование конкретной задачи,
- выбор подходящих материалов и инструментов, места, времени и средства деятельности,
- контроль за результатом на промежуточных этапах,
- итоговая оценка результата,
- принятия решения о необходимости исправления и доработки,
- доработка в случае необходимости.
Для речевой деятельности задача формируется как идея – «Давай придумаем сказку». В изобразительной деятельности это может быть более или менее размытый образ, называемый замыслом.
В плане формирования математических представлений, в старшем возрасте, ребёнок учится описывать происходящее с ним преобразования с помощью математических символов (равенство, неравенство, тождество, подобие, больше, меньше).
К 5,5 годам должно сформироваться такое качество мышления ребёнка, как сохранение и обратимость. Оно появляется в способности отличать ситуации, в которых происходит изменение какого-либо параметра (количества, длины, объёма, веса и т.д.)
Таким образом, содержательное ядро работы в данном возрасте составляют рассмотрение арифметических действий и непосредственно связанное с ними решение задач.
Необходимо, чтобы дети поняли физический смысл каждого арифметического действия, научились представлять, что происходило в том или ином случае на уровне множеств. Таким образом, в старшем возрасте на первый план выступает не нахождение «ответа», а понимание смысла происходящего. Очень важно в процессе работы обеспечить осознание детьми что числа могут обозначать количество бабочек или самолётов, мальчиков и девочек, книжек и кенгуру. Вместо слова «плюс» могут стоять слова «добавили», «подарили», «посадили», «построили» и т.д.
Такого осознания можно добиться, давая детям возможность самим придумывать задачи по предложенному вами образу. При этом каждый ребёнок сочиняет историю о том, что именно ему близко и понятно.
Дети на практике убеждаются: за определённым математическим выражением может стоять бесчисленное количество историй, весёлых и грустных.
Учитывая мышление детей дошкольного возраста, мы широко используем в работе рисунки, графические схемы, позволяющие ребёнку представить себе происходящее.
В старшем возрасте «перед глазами» детей всегда числовой и буквенный фризы, магнитная азбука, настольные игры – домино (настоящее), шашки, шахматы, настольный футбол и т.д.; различные головоломки, лото, наборы дидактических игр разной тематики. Так же для развития мышления мы приобрели телевизор и магнитофон. Еженедельно выводим детей на прогулки за территорию детского сада.
Задание для детей.
- Нарисуй план комнаты с помощью геометрических фигур.
- Нарисуй животных (насекомых) с помощью геометрических фигур.
- составь коврики из геометрических фигур. Раскрась их.
- Какие овощи и фрукты круглой формы.
- Дорисуй фигуры.
- Рассели в домике на каждом этаже разных животных.
- Нарисуй для гномиков воздушные шары для праздника, но они должны быть разной формы.
- В лесу выросли разные грибы. С помощью каких геометрических фигур их можно изобразить? Назови их.
- Нарисуй снеговиков, используя формы так, чтобы они отличались друг от друга. Назови чем.
- У Почемучки что-то круглое (квадратное, треугольное…). Как думаешь, что это может быть?
- Помоги девочке превратить кружок во что-нибудь.
- Помоги Незнайке дорисовать предметы квадратной формы.
- Нарисуй рыбок с помощью фигур. Назови, на каких рыб они похожи.
- Прилетели птицы в огород и не узнали его. Так много было новостроек. Покажи какие.
- Решил заяц построить корабль. Но одному не справиться. Помоги ему.
- Нарисуй карнавальные маски из геометрических фигур.
- Нарисуй предметы, состоящие из геометрических фигур, которые есть у тебя во дворе.
- Решил гном перевести груз на наземном транспорте. Помогите ему. Нарисуйте транспорт из геометрических фигур.
- Нарисуй узор на круге, квадрате, овале, треугольнике.
- Инопланетяне живут на своей планете. Каждая планета имеет свою форму геометрических фигур. Части их тела имеют такую же форму, как и форма планет. Найди планеты, на которых живут инопланетяне.
- Ребята наряжали ёлку игрушками, похожими на геометрические фигуры. Нарисуй какие.
- На поляне расцвели цветы, похожие на геометрические фигуры. Подумай, какие они.
- Изобрази зимний пейзаж с помощью геометрических фигур.
- Нарисуй, придуманную тобой загадку, но для изображения используй разнообразные формы.
- Придумай сказочного героя, передай его характер с помощью фигур. Объясни, почему использовал эти фигуры.
- Изобрази необычный город, которого не существует в действительности.
- Нарисуйте иллюстрации к сказке с помощью геометрических фигур.
- Изобрази доброго (злого) героя сказки, но при условии, что использовать можно только геометрические фигуры.
- Нарисуй картину, но используй только круги (треугольники, четырёхугольники, куб, квадрвт).
- Помоги художнику дорисовать картину, но запомни, что в изображении можно использовать геометрические фигуры – Кругов должно быть только 5, квадратов – 4, шар – 2, цилиндр – 3.
Задания для детей
1 группа.
Умение выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке.
- Какие геометрические фигуры, использованные в рисунке? Найди и назови все геометрические фигуры.
- Сравни рисунки, Чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур состоят?
- Сколько на рисунке треугольников, четырёхугольников? Какие геометрические фигуры ты ещё видишь?
- Найди на рисунке 4 треугольника, 2 четырёхугольника.
- Из каких фигур состоят флажки?
- Игра «Помоги художнику» - преврати эти геометрические фигуры в предметы, животных, птиц и т.д.
2 группа.
Упражнения направленные на развития навыков конструирования.
- Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника; 4 прямоугольника; 1 квадрат и 4 треугольника.
- Раздели треугольник так, что бы получилось 2 треугольника; 6 треугольников.
- Проведи в каждой фигуре отрезок так, чтобы одной из частей остался квадрат.
- Какие различные фигуры можно составить из 4 квадратов? Из 5?
- Используя 5 палочек, сложи 2 треугольника.
- Среди частей отметь три таких, из которых можно составить круг.
- Используя игру «Танграм» - сложи зайца, лису.
- Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 5 равных квадратов.
3 группа.
Упражнения на выделение элементов и свойств геометрических фигур.
- Как можно назвать фигуру, у которой 5 углов? 7 углов? 8 сторон и 8 углов?
- Начерти фигуру с наименьшем количеством углов. Какая это фигура?
- Можно ли построить треугольник, у которого 1 угол прямой? 2 прямых угла? 3 прямых угла?
- Выбери среди фигур четырёхугольники. Закрась их. Обоснуй свой выбор. Используй 2 признака.
- Верно ли, что фигуры 4 квадрат? 6 – овал? 3 – прямоугольник? 2 и 8 – треугольники? 7 – шестиугольник? 6, 7, 8 – многоугольники?
- Нарисуй круг, квадрат, треугольник так, чтобы круг был по середине, а квадрат слева от круга. Проверь себя по образцу.
- Нарисуй по описанию. «Стоял белый, большой дом. Крыша у него была треугольная коричневая. Два больших окна были прямоугольными, зелёными, а маленькое окошко на крыше – жёлтое, круглое. Дверь была у него квадратная, коричневая».
- Что изменилось?
- Найди ошибку в продолжении орнамента.
- Положи фигуры в ряд, как на рисунке. Переложи фигуры так, чтобы круг стоял 3 по счёту, квадрат был между кругом и треугольником, а последним был бы овал.
- Игра «Инопланетяне». На загадочных планетах, которые имеют формы геометрических фигур, живут забавные инопланетяне. Части их тела имеют такую же форму, как и форма планет. А какие существа могут жить на планетах других форм?
4 группа.
Упражнения направленные на выявление особенностей взаимного расположения геометрических фигур.
- Сколько треугольников лежит внутри круга? Сколько пересекаются с кругом? Сколько лежат вне круга?
- Закрась все круги, которые лежат внутри квадрата – красным, а вне квадрата – синим.
- Начерти треугольник, квадрат и круг так, чтобы квадрат был внутри треугольника, а круг вне треугольника.
- Начерти круг и квадрат так ,чтобы: круг был частью квадрата; квадрат был частью круга; круг и квадрат имели общую часть; круг и квадрат не имели общих точек.
- Какая фигура может получится в пересечении треугольника и четырёхугольника? Рассмотри все возможные варианты.
5 группа.
Упражнения направленные на развитие интеллектуальных операций и логического мышления.
- По каким признакам изменяются фигуры в каждом ряду?
- По каким признакам можно разделить фигуры на группы?
- Определи, верно, ли разбиты фигуры на группы? По какому признаку проводилось разбиение?
- Найди лишнюю фигуру в ряду.
- Как изменится узор, если заменить треугольники на квадраты? Круги на квадраты? Квадраты на треугольники? Зарисуй новый узор.
- Найди недостающие фигуры.
- Какой фигуры не хватает на карточке?
Клуб
знатоков математики
ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....
Памятка для родителей по теме "Формирование элементарных математических представлений и логического мышления детей старшей группы"
Даны рекомендации по формированию элементарных математических представлений и логического мышления детей 5-6 лет...
Доклад на ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возраста на тему: «Развитие математических представлений и логических операций у детей младшего дошкольного возраста»
Доклад на ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастана тему: «Развитие математических представлений и логических операций у детей младшего дошкольного возраста»С самого младенчества взрослы...
Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) по теме «Весна» в старшей группе
Конспект ОД по математике в старшей группе по теме "Весна"...
«Развитие математических представлений и логического мышления у детей».
В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности. Дети учатся понимать, прослеживать причинно – следственные связи явл...
«Использование развивающих игр в работе по развитию математических представлений и логического мышления для детей старшего дошкольного возраста».
Методическая разработка для педагогов...
Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"...