«Развитие математических представлений и логического мышления у детей».
статья

В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности. Дети учатся понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать их на основе простейшего заключения.

Основные приемы логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Их формирование важно для ребенка как  с общеразвивающей точки зрения, так и для развития непосредственного процесса мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие математических представлений и логического мышления у детей».

( Из опыта работы).

 Старший дошкольный возраст

Составила:    Галлямова Татьяна Владимировна

 П.Силикатный 2019 г

В методике под формированием логического мышления ребенка имеют в виду развитие логических приемов мыслительной деятельности. Дети учатся понимать, прослеживать причинно – следственные связи явлений, выстраивать их на основе простейшего заключения.

Основные приемы логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Их формирование важно для ребенка как  с общеразвивающей точки зрения, так и для развития непосредственного процесса мышления.

Система специальных заданий и упражнений математического содержания способствует формированию и развитию логического мышления.

Особенна система заданий логико – конструктивного характера, развивающая мелкую моторику.

«Таланты детей находятся на кончиках пальцев». Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори. Развитие действий с предметами положительно влияет на формирование познавательных психических процессов: восприятия, мышления, внимания.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект упражнений. Знания должны приносить ребенку радость, не допускать переутомления.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание.

Развитию мелкой моторики  наиболее способствуют игры с пальчиками.

Поэтому я уделяю больше внимания пальчиковым играм, дидактическим играм, способствующим развитию мелкой моторики. Так каждый месяц мы с детьми разучиваем две пальчиковые игры.

Я подобрала игры, которые развивают не только мелкую моторику рук, но и учат считать: «Моя семья», «Кормушка», «Пошли пальчики гулять»; дают   возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз»: - это «Теремок», «Строим дом», «Пруд», «М»; развивают координацию движений: «Поезд», «Туки – туки – тук», «Сорока – белобока»; обучают простейшему самомассажу: «Блины», «Мышка мылом мыла лапу»; развивают познания в окружающем мире: «Помощники», «Вышел дождик на прогулку», «Котенок – шалун», «Мышка».

На занятиях по ручному труду дети в течение года учатся работать с бумагой: сгибать лист бумаги пополам, разрезать на части, собирать целое из частей: дом, солнышко, машину, елку, рыбку.

Для работы с пуговицами, шнурками, ленточками был подобран дидактический красочно оформленный  материал.

Большое внимание  было уделено дидактическим играм логико–конструктивного характера – это пирамидки, матрешки, мозаика, логические кубы, конструктор «Лего», «Пазлы», кубики, конструктор деревянный. Для развития интереса к играм с конструктором вместе с детьми собрали мелкие игрушки – «киндер – сюрприз».

С удовольствием дети играют в дидактические игры из серии «Лото», «Домино», игры малой подвижности: «Кольцеброс», «Кегли».

Рисование карандашом, мелками, лепка в свободное время – все это также способствует развитию мелкой моторики детей.

Создание условий для формирования элементарных математических представлений детей разных возрастных группах

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребёнком максимальным доступным ему объёмом знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий 2 – 3 раза в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или "пальчиковая гимнастика", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления математических знаний  

На занятиях по математике воспитатели используют методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, действия с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и упражнения, подвижные игры и др.)  

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поэтому необходимо более детально рассмотреть каждую возрастную группу и соотнести ее с методами и приемами, которые целесообразно будет использовать при обучении математике   

Методы и приёмы обучения в старшей группе

В старшей группе продолжительность занятия изменяется незначительно по сравнению со средней (с 20 – 25 минут), но заметно увеличивается объем знаний и темп работы  

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшей группе в основном используются в комплексе. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу.

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.)  

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

Математические представления «равно», «не равно», «больше — меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения. Дети 5 лет уже могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др., делают простейшие умозаключения.

Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей группе уделяют большое внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность. Так в старшей группе детям предъявляются предметы, имеющие уже 2—3 признака различия.

Детей сначала учат производить сравнение предметов попарно, а затем сопоставлять сразу несколько предметов. Одни и те же предметы они располагают в ряд или группируют то по одному, то по другому признаку. Наконец, они осуществляют сравнение в конфликтной ситуации, когда существенные признаки для решения данной задачи маскируются другими, внешне более ярко выраженными. Сравнение производится на основе непосредственных и опосредованных способов сопоставления и противопоставления (наложения, приложения, счета, «моделирования измерения»). В результате этих действий дети уравнивают количества объектов или нарушают их равенство, т. е. выполняют элементарные действия математического характера  

Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются.

Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом  

В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными.

С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов).

Наглядной опорой начинают служить «заместители» реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы педагог представляет моделями геометрических фигур. Опыт показывает, что дети легко принимают такую абстрактную наглядность. Наглядность активизирует детей и служит опорой произвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие наглядной формы. Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками. Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить их последовательность.

В работе с детьми 5—6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи  

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с. раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате.

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания.

Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению.

Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования.

На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Памятка для родителей по теме "Формирование элементарных математических представлений и логического мышления детей старшей группы"

Даны рекомендации по формированию элементарных математических представлений и логического мышления детей 5-6 лет...

Доклад на ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возраста на тему: «Развитие математических представлений и логических операций у детей младшего дошкольного возраста»

Доклад на ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастана тему: «Развитие математических представлений и логических операций у детей младшего дошкольного возраста»С самого младенчества взрослы...

Картотека дидактических игр на развитие математических способностей и логического мышления

Картотека дидактических игр на развитиематематических способностей и логического мышления...

Игры на развитие математических способностей и логического мышления.

Игры - это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с к...