Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
материал (старшая группа)
Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "124"
Программа профессионального самообразования педагога
Сроки реализации программы:2022-2023 уч.год.
«Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет»
2022-2023г
Подготовила :Воспитатель старшей группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР
Баскова Юлия Александровна
г.Дзержинск
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы:
В настоящее время, с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, наиболее остро встает проблема логико-математического развития дошкольников. Основная проблема детей с ТНР, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, состоит в торможении развития познавательных, когнитивных функций (т. е. высших мозговых функций: памяти, внимания, мышления) Поэтому важным является совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности детей, формирование у них логического мышления.
Воспитатель не всегда умеет обеспечить развитие мотивации логико-математического развития детей. Для этого необходимо искать новые способы развития. Логико-математическое развитие – выделение связей, зависимостей, закономерностей между математическими понятиями. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.
Для логико-математического развития детей используются логические блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Логические блоки Дьенеша - абстрактно-дидактическое средство.
В методике Дьенеша огромное значение уделяется логическим играм, способствующим развитию комбинаторных, логических, аналитических способностей у детей при решении тех или иных математических задач, когда ребенок учится, используя логическое мышление структурировать, разделять свойства объекта, идентифицировать их, запоминать и обобщать.
Таким образом, использование логических блоков Дьенеша для логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если воспитатель: вводит игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша в деятельность детей вне занятий; предлагает игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша на занятиях по математике; усложняет игры и упражнения по мере усвоения их ребенком.
Цель:
-Повышение личного теоретического, практического уровня, профессионального мастерства , компетентности и создание условий для развития математических представлений в процессе использования блоков Дьенеша с детьми группы компенсирующей направленности.
Задачи:
Работа педагога:
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.
-Изучить способы, методы и приёмы работы с блоками Дьенеша как средства развития математических представлений у детей с ТНР
- Разработать перспективный план по развитию метематических представлений у детей с ТНР , с использованием логических блоков Дьенеша в свободной деятельности.
- Разработать картотеку схем и дидактических игр с блоками Дьенеша .
-Разработать план работы с родителями по данной теме .
Работа с детьми :
-Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию ; познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения по средствам использования логических блоков Дьенеша.
-Сформировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы.
-Способствовать развитию познавательной активности у детей с ТНР при использование блоков Дьенеша в образовательной (в свободной) деятельности
Работа с родителями:
-Осуществлять взаимодействие с родителями с целью развития математических представлений у детей с ТНР через логические блоки Дьенеша
-Привлечь родителей к изготовлению игровых и наглядных материалов .
Источники самообразования:
- Изучение опыта работы по теме, статей в интернете.
-Изучение программы Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
- Изучение книги Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4-5 и с 5-6 лет). ФГОС
Ожидаемый результат:
-Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- Обогощение РППС: наглядные пособия и дидактические материалы
-Обобщение опыта по исследуемой теме в рамках выступления на ГМО, педсоветах, интернет сообществах
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г
Дата окончания работы :май 2023
2022-2023 уч.год
Месяц | Цель | Результат | Продукт |
Сентябрь 1-2 неделя | Диагностика | ||
Сентябрь 3-4 неделя | Развитие познавательной активности и формирование математических представлений у детей старшей группы ТНР по средствам логических блоков Дьенеша | Познакомится с интернет-ресурсами. Изучить ФГОС (целевые ориентиры ребенка-дошкольника). | Разработка перспективного плана на учебный год по развитию метематических представлений у детей с ТНР , через логические блоки Дьенеша |
Октябрь | Создать условия для развития познавательного интереса в процессе использования блоков Дьенеша в образовательной/ в свободной деятельности | Провести вводную беседу и ознакомление детей с "Логическими блоками Дьенеша". | -Пополнение РППС Изготовление логических карточек с обозначениями блоков. -выступление на родительском собрание «Инновационные технологии применяемые в работе с детьми по формированию математических преставлений в ДОУ для детей группы компенсирующей направленности». |
Ноябрь | Знакомство с понятием пересекающихся множеств | Д.И. « Разложи правильно» | -Пополнение РППС Д.И. «Разложи правильно»- карточки с обозначением блоков , 2-3 шнура Привлечь родителей к изготовлению альбома «Схемы –блоки Дьенеша» |
Декабрь | Способствовать развитию мыслительных умений: (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию). | Д.И. « Подбери фигуру» | -Пополнение РППС Изготовление кубиков с обозночением блоков Дьенеша. Изготовление картотеки «Игры с блоками Дьенеша» |
Январь | развивать познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения. | Д.И. « Продолжи ряд» | -Пополнение РППС Изготовление полей для дидактической игры Консультации для родителей: - Что такое "Логические блоки Дьенеша"? |
Февраль | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. | Д.И. «Рассели жильцов» Д.И. «Этажи» | -Пополнение РППС Изготовление пособий для Д.И. «Рассели жильцов» Консультация для родителей «Играем дома вместе с блоками Дьенеша». |
Март | Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать | Д.И. « На свою веточку» | -Пополнение РППС Изготовление блоков Дьенеша Изготовление дерева с обозначениями блоков на ветках Консультация для родителей «Играем дома вместе с блоками Дьенеша.» |
Апрель | Совершенствование навыков конструирования с использованием блоков Дьенеша . Развитии творческого воображения. | ФЭМП Тема: Рыбы (Игра «Рыбки в ручейке») | -Пополнение РППС Изготовление схем «Рыбы» |
Май | Закреплять и совершенствовать познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения, логическое мышление у детей группы компенсирующей направленности. | Д.И. «Расставь блоки по местам» | -Пополнение РППС Изготовление поля для д.и. «Расставь блоки по местам» -Выступление с докладом на педсовете по теме: «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошколього возраста 5-6 лет» |
Список использованной литературы :
- Методическое разъяснение "Логические блоки Дьенеша" к комплекту
- Дидактические игры-занятия в ДОУ. (Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ). Панова Е.Н.
- Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша)
- Статья Ильясовой К.К. "Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста" в научном журнале "Молодой ученый" № 22.4 (102.4) / 2015
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников
- Гордеева Т.И., Дудорова В.Д. и др. Современный детский сад: работа в режиме развития
- Материалы Интернет сайтов maam.ru, infourok.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников.
Конспект проведения НОД с использованием логических фигур на тему: «Путешествие в страну Математики».Цель: Активизация у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классифи...
Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников
Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников...
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей c ЗПР старшего дошкольного возраста на тему "Морское путешествие"
Конспект занятия по формированию математических представлений у детей c ЗПР старшего дошкольного возраста на тему "Морское путешествие"....
ДидакДидактические игры по развитию элементические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошк.возраста...
отчет по самообразованию "Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и...
Методическое пособие «Математический ежик», как средство развития математических возможностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Методическое пособие «Математический ежик»...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников».
Консультация для родителей«Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников»...