Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
материал (старшая группа)

Баскова Юлия Александровна

Программа профессионального самообразования педагога  " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "124"

Программа профессионального самообразования педагога

Сроки реализации программы:2022-2023 уч.год.

«Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет»

2022-2023г

Подготовила :Воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности для детей с ТНР

Баскова Юлия Александровна 

г.Дзержинск

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы:

В настоящее время, с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, наиболее остро встает проблема логико-математического развития дошкольников. Основная проблема детей с ТНР, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, состоит в торможении развития познавательных, когнитивных функций (т. е. высших мозговых функций: памяти, внимания, мышления) Поэтому важным является совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности детей, формирование у них логического мышления.

Воспитатель не всегда умеет обеспечить развитие мотивации логико-математического развития детей. Для  этого необходимо искать новые способы развития. Логико-математическое развитие – выделение связей, зависимостей, закономерностей между математическими понятиями. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Для логико-математического развития детей используются логические блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Логические блоки Дьенеша - абстрактно-дидактическое средство.

В методике Дьенеша огромное значение уделяется логическим играм, способствующим развитию комбинаторных, логических, аналитических способностей у детей при решении тех или иных математических задач, когда ребенок учится, используя логическое мышление структурировать, разделять свойства объекта, идентифицировать их, запоминать и обобщать.

Таким образом, использование логических блоков Дьенеша для логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если воспитатель: вводит игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша в деятельность детей вне занятий; предлагает игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша  на занятиях по математике; усложняет игры и упражнения по мере усвоения их ребенком.

 

Цель:

-Повышение личного теоретического, практического уровня, профессионального мастерства , компетентности и создание условий для развития математических представлений в процессе использования блоков Дьенеша с детьми группы компенсирующей направленности.

Задачи:

Работа педагога:

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.

-Изучить способы, методы и приёмы работы с блоками Дьенеша как средства развития математических представлений у детей с ТНР

- Разработать перспективный план  по развитию метематических представлений у детей с ТНР , с использованием логических блоков Дьенеша  в свободной деятельности.

- Разработать картотеку схем и дидактических игр с блоками Дьенеша .

-Разработать план работы с родителями по данной теме .

Работа с детьми :

-Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию ; познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения по средствам использования логических блоков Дьенеша.

-Сформировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы.

-Способствовать развитию познавательной активности у детей с ТНР при использование блоков Дьенеша в образовательной (в свободной) деятельности

Работа с родителями:

-Осуществлять взаимодействие с родителями с целью развития математических представлений у детей с ТНР через логические блоки Дьенеша

-Привлечь родителей к изготовлению игровых и наглядных материалов .

Источники самообразования:

- Изучение опыта работы по теме, статей в интернете.

-Изучение  программы  Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

- Изучение книги Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников  с ОНР (с 4-5 и с 5-6 лет). ФГОС

Ожидаемый результат:

-Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- Обогощение РППС: наглядные пособия и дидактические материалы

-Обобщение опыта по исследуемой теме в рамках выступления на ГМО, педсоветах, интернет сообществах

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г

Дата окончания работы :май 2023

2022-2023 уч.год

Месяц

Цель

Результат

Продукт

Сентябрь 1-2 неделя

Диагностика

Сентябрь

3-4 неделя

Развитие познавательной активности и формирование математических представлений у детей старшей группы ТНР по средствам логических блоков Дьенеша

Познакомится с интернет-ресурсами. Изучить ФГОС (целевые ориентиры ребенка-дошкольника).

Разработка перспективного плана на учебный год по развитию метематических представлений у детей с ТНР , через логические блоки Дьенеша

Октябрь

Создать условия для развития познавательного интереса  в процессе использования блоков Дьенеша в образовательной/ в свободной деятельности

Провести вводную беседу и ознакомление детей с "Логическими блоками Дьенеша".

-Пополнение РППС

Изготовление логических карточек с обозначениями блоков.

-выступление  на родительском собрание «Инновационные технологии применяемые в работе с детьми по формированию математических преставлений  в ДОУ для детей группы компенсирующей направленности».

Ноябрь

Знакомство с понятием пересекающихся множеств

Д.И. « Разложи правильно»

-Пополнение РППС

Д.И. «Разложи правильно»- карточки с обозначением блоков , 2-3 шнура

Привлечь родителей к изготовлению альбома  «Схемы –блоки Дьенеша»

Декабрь

 Способствовать развитию мыслительных умений: (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию).

 Д.И. « Подбери фигуру»

-Пополнение РППС

Изготовление кубиков с обозночением блоков Дьенеша.

Изготовление картотеки «Игры с блоками Дьенеша»

Январь

развивать познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения.

Д.И. « Продолжи ряд»  

-Пополнение РППС

Изготовление полей для дидактической игры

Консультации для родителей:

- Что такое "Логические блоки Дьенеша"?

Февраль

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение.  Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Д.И. «Рассели жильцов»

Д.И. «Этажи»

-Пополнение РППС

 Изготовление пособий для  Д.И. «Рассели жильцов»

Консультация для родителей «Играем дома вместе с блоками Дьенеша».

 Март

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать

 Д.И. « На свою веточку»

-Пополнение РППС

Изготовление блоков Дьенеша

 Изготовление дерева с обозначениями блоков на ветках

Консультация для родителей «Играем дома вместе с блоками Дьенеша.»

Апрель

Совершенствование навыков конструирования с использованием блоков Дьенеша . Развитии творческого воображения.

ФЭМП Тема: Рыбы  (Игра «Рыбки в ручейке»)

-Пополнение РППС

Изготовление схем «Рыбы»

Май

Закреплять  и совершенствовать познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения, логическое мышление у детей группы компенсирующей направленности.

Д.И. «Расставь блоки по местам»

-Пополнение РППС

Изготовление поля для д.и. «Расставь блоки по местам»

-Выступление с докладом на педсовете по теме: «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошколього возраста 5-6 лет»

Список использованной литературы :

  • Методическое разъяснение "Логические блоки Дьенеша" к комплекту
  • Дидактические игры-занятия в ДОУ. (Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ). Панова Е.Н.
  • Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша)
  • Статья Ильясовой К.К. "Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста" в научном журнале "Молодой ученый" № 22.4 (102.4) / 2015
  • Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников
  • Гордеева Т.И., Дудорова В.Д. и др. Современный детский сад: работа в режиме развития
  • Материалы Интернет сайтов maam.ru, infourok.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников.

Конспект проведения НОД с использованием логических фигур на тему: «Путешествие в страну Математики».Цель: Активизация  у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классифи...

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников...

ДидакДидактические игры по развитию элементические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошк.возраста...

отчет по самообразованию "Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников».

Консультация для родителей«Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников»...