План самообразования 2018- 2021 г.
материал по математике
«Формирование математических способностей у детей младшего, среднего возраста по средствам дидактических игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_2018-2021.docx | 47.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №160»
План
по самообразованию
на тему
«Формирование математических способностей по средствам дидактических игр у дошкольников»
Воспитатель:
Козлова Я. В.
2018- 2021 год
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель самообразования: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей о дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Работа с детьми.
Работа с детьми 2018- 2019 г.
Сроки | Содержание работы | Использование д/и |
Сентябрь Октябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлений. | Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы» «Цветная вода» |
Ноябрь | Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. | Дидактическая игра«Найди пару» |
Декабрь | Выделение части группы. Нахождение «лишних»предметов. | Дидактическая игра:«Что лишнее?» |
Январь | Знакомство с понятиями «один», «много» | Дидактическая игра по развитию количественных представлений: «В лес за грибами» |
Февраль | Сравнение групп предметов по количеству: столько же, больше, меньше | Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Жучки на листиках» «Бабочки и цветы» |
Март | Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине; «длиннее- короче шире- уже, выше- ниже» | Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам» «Починим коврик» «Мостики для зайчат» |
Апрель | Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, овал. Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством. | Дидактические игры: «Геометрическоелото» «Разложи фигурки по домикам» «Катится- не катится» «Найди пару по форме» |
Май | Формирование пространственных представлений: на- над- под, слева- справа, вверху- внизу, за- перед и др. Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. | Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку» «Магазин игрушек» Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты» «Строители» |
Работа с детьми 2019- 2020 г.
Сроки | Содержание работы | Использование д/и |
Сентябрь Октябрь | Изучение литературы по теме; Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи – круглые, эти все красные, эти все большие и т. д.); | Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы»«Цветные палочки». |
Ноябрь | Учить составлять группыиз однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; Создание лэпбука «Веселая математика» | Дидактические игры «Найди пару», «Разложи по коробочкам», «Что лишнее?», «Чтоизменилось?» |
Декабрь | Учить сравнивать дверавные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов); | Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках» |
Январь | Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов кменьшей по количеству группе или убавления одного предмета избольшей группы. | Дидактическая игра по развитию количественных представлений: «Малина для медвежат», |
Февраль | Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; | Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик» «Цветные кубики». |
Март | Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольников; | Дидактические игры «Найди предмет», «Подбери фигуру»«Какие бывают фигуры» |
Апрель | Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади позади, справа – слева; | Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку» |
Май | Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер; | Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты» |
Работа с детьми 2020- 2021г.
Сроки | Содержание работы | Использование д/и |
Сентябрь |
| Чтение детской литературы: «Веселый счет»; математические сказки «В стране математике в пластилиновом районе» |
Октябрь |
| Дидактические игры «Не ошибись» (квадрат – синим цветом; круг красным). «Составь предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него). |
Ноябрь |
|
|
Декабрь | Совершенствование умения считать в пределах 6; Закрепление навыков порядкового счета. | Дидактическая игра «Бабочки и цветы». |
Январь | Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади | Дидактическая игра «Угости зайчат» |
Февраль |
|
Дидактическая игра «Угостим белочек грибочками» |
Март |
|
|
Апрель |
|
|
Май | Развивать умение подбирать одинаковые по цвету и форме. Упражнять в счете в пределах 10 и различии цветовой гаммы; | Дидактическая игра «Магазин игрушек» |
5. Работа с родителями.
6. Отчет воспитателя о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План на 2018-2021 год
План воспитателя...
План самообразования 2018-2023
Самообразование воспитателя по обучению татарскому языку...
«Нравстсвенно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». план самообразования 2018-2022
план по самообразованию...
План самообразования 2018-2022 гг.
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через художественно-эстетическую деятельность.Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.)....
План самообразования 2018-2022гг.
Самообразование...
План самообразования 2018-2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка» План самообразования2018-2019Воспитателя группы №3 «Теремок...
План самообразования 2018-2019
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка» План самообразования2018-2019Воспитателя группы №7 «Вишенка»Евдоки...