План самообразования 2018-2022 гг.
методическая разработка
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через художественно-эстетическую деятельность.
Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_na_2018-2022_gg.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию.
2018- 2022 гг.
Воспитатель: Чернова Ирина Евгеньевна
Тема: Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через художественно-эстетическую деятельность.
ЦЕЛЬ:
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объединений и мероприятий районного, городского и республиканского уровня, путем участия в конкурсах по данной теме.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.
Чувствовать эмоциональное пространство литературного текста, танца, музыкального произведения, поэзии, архитектуры, живописи – значит владеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, чувством художественной формы. Все эти способности заложены в детях природой.
Задача заключается в том, чтобы не просто освоить некие знания, а эмоционально пережить их. Помощником может стать искусство, в котором в образной форме представлены все проблемы бытия, пропущенные через художественное видение творца. Таким образом, происходит воздействие на весь комплекс чувств личности, прежде всего развивая эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства.
Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.).
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
- самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
- самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
- социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
- управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднение в осознании и определении собственных эмоций, а это повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими, является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
- Эмоциональный интеллект необходим для гармоничного развития личности ребенка, его способности к успешной адаптации во взрослой жизни.
- Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% – всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных спо- собностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребе- нок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
- Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства (литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира).
- Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности.
- Современная наука не может развиваться без высокой способности ученых к образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством.
- Потребление плодов искусства развивает в человеке ту самую силу, способность к творчеству, которая в искусстве реализована. Человек, эмоциональная сфера которого развита искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее, – начинает его видеть, как бы с высоты определенного уровня человеческой культуры.
- Основное значение художественно-эстетической деятельности в рамках данной темы в том, что она вызывает эмоциональную отзывчивость.
- Музыка является одним из способов реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. Любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует музыкальные способности ребенка, вне зависимости от активности или пассивности ребенка в процессе слушания, развивая музыкально-сенсорные способности детей.
- Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная сфера ребенка – фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие.
1 этап
Установочный (2018 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
2 этап
Теоретический (2019 год)
1.Работа с детьми
- Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
- Оформить в группе центр театрализованной деятельности «Чудеса сказок».
2.Работа с родителями
- Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию театрализованной деятельности дошкольников (родительское собрание)
3.Самореализация
- Работа с методической литературой.
- Систематизация театрализованных игр, в соответствии с возрастными возможностями
этап
Практическое решение проблемы (2020-2021 год)
1.Работа с детьми.
- В зависимости от календарного планирования, подобрать игровой и сценический материал. С детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.
- Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
- Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности
2. Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
- Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
- Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
- Мастер - класс «Музыкальные этюды, как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста»
- Мастер класс «Игры направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».
- Семинар-практикум: «Музыка сердца»
- Сбор фотоматериала
- Изготовление папки-передвижки «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»
3.Самореализация
- Разработать перспективный план работы с детьми по развитию театрализованной деятельности по возрастным группам.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
- Сообщение из опыта работы «Особенности руководства играми- драматизациями детей старшего дошкольного возраста»
- Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в воспитании коммуникативных навыков дошкольников».
Участие в системе методической работы детского сада.
- Участник творческой группы МБДОУ
- Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ
- Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
- Участие в региональных семинарах Республики Татарстан
- Участие в конкурсах, конференциях
- Подготовка воспитанников к конкурсам
- Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2022 год)
- Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
- Показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег и родителей
5 этап
Итогово – контрольный (2022 год)
1.Работа с детьми
- Мониторинг образовательной области «Речевое развитие».
2.Работа с родителями - Анкетирование родителей.
3.Самореализация - Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
- Оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, Интернета, выступлений, картотек и т.д.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Развивая эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста, будет полезно использовать:
- сказки, потешки, загадки;
- игры (игровые упражнения, пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, подвижные игры, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, самомассажи);
- беседы (обсуждение, решение ситуативных задач);
- театрализацию (обыгрывание сценок – разрешение проблемных ситуаций);
- музицирование;
- художественное творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Благодаря использованию этих видов художественно-эстетической деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, и у них развиваются общие эмоциональные переживания.
Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.
Литература:
- Выготский Л.С. «Проблема возраста»/Собр. соч. в 6 т. М., 2004. Т. 4.
- Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – Киев, 2009. – с. 83.
- Андреева И.Н. «Азбука эмоционального интеллекта».- СПб.:БХВ – Петербург, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравстсвенно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». план самообразования 2018-2022
план по самообразованию...
Индивидуальный план работы по самообразованию 2018-2022 гг.
laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»...
План самообразования 2018-2022
План самообразования 2018-2022...
План самообразования 2018-2022
План самообразования 2018-2022...
План самообразования 2018-2022
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя по ручному труду Ончуковой Л.Р.Цель: создание условий для проявления и усиления интереса воспитанников к занятиям по программе &laqu...
План самообразования 2018-2022 год
План самообразования 2018-2022 год...
ЕГОРОВА А.А. ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 2018-2022 Г.
ЕГОРОВА А.А. ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 2018-2022 Г....