План самообразования 2018-2022 гг.
методическая разработка

Чернова Ирина Евгеньевна

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через художественно-эстетическую деятельность.

Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_na_2018-2022_gg.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2018- 2022 гг.

Воспитатель: Чернова Ирина Евгеньевна

Тема: Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников через художественно-эстетическую деятельность.

ЦЕЛЬ: 

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения  методических объединений  и мероприятий районного, городского и республиканского уровня, путем участия в конкурсах по данной теме.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере.

Чувствовать эмоциональное пространство литературного текста, танца, музыкального произведения, поэзии, архитектуры, живописи – значит владеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, чувством художественной формы. Все эти способности заложены в детях природой.

Задача заключается в том, чтобы не просто освоить некие знания, а эмоционально пережить их. Помощником может стать искусство, в котором в образной форме       представлены все проблемы бытия, пропущенные через художественное видение творца. Таким образом, происходит воздействие на весь комплекс чувств личности, прежде всего развивая эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства.

Воспитание чувств является самой сущностью высокой педагогической культуры. (Сухомлинский В. А.).

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение       различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

  • самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
  • самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
  • социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
  • управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в        соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Зачем нужно развивать эмоциональный интеллект?

  1. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднение в осознании и определении собственных эмоций, а это повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими, является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ребенка.
  2. Эмоциональный интеллект необходим для гармоничного развития личности       ребенка, его способности к успешной адаптации во взрослой жизни.
  3. Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% – всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных спо- собностей человека. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребе- нок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть        (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
  • Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на         эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства (литература,архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира).
  • Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески        активной личности.
  • Современная наука не может развиваться без высокой способности ученых к               образному мышлению; воспитывается же образное мышление поэзией, искусством.
  • Потребление плодов искусства развивает в человеке ту самую силу, способность к творчеству, которая в искусстве реализована. Человек, эмоциональная сфера которого развита искусством, начинает реальный мир видеть полнее, ярче, вернее, – начинает его видеть, как бы с высоты определенного уровня человеческой культуры.
  • Основное значение художественно-эстетической деятельности в рамках данной темы в том, что она вызывает эмоциональную отзывчивость.
  • Музыка является одним из способов реализации своего эмоционального мира, всех чувств и переживаний. Любая форма общения с музыкой непрерывно совершенствует музыкальные способности ребенка, вне зависимости от активности или пассивности        ребенка в процессе слушания, развивая музыкально-сенсорные способности детей.
  • Музыкальная деятельность несет в себе богатейшие возможности развития         эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная сфера ребенка – фундамент развития интеллекта пока еще маленького человечка. Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие.

1 этап

Установочный (2018 год)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме 

2 этап 
Теоретический (2019 год)
1.Работа с детьми 

  • Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» и приоритетным направлениям.
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу.
  • Оформить в группе центр театрализованной деятельности «Чудеса сказок».

2.Работа с родителями 

  • Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию театрализованной деятельности дошкольников (родительское собрание)

3.Самореализация 

  • Работа с методической литературой.
  •  Систематизация театрализованных игр, в соответствии с возрастными возможностями 

 этап 
Практическое решение проблемы (2020-2021 год)
1.Работа с детьми.

  • В зависимости от календарного планирования,  подобрать игровой и сценический материал.  С детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие-игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.
  • Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
  •  Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
  • Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности

2. Работа с родителями 

  • Анкетирование родителей.
  • Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
  • Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
  • Индивидуальная помощь родителям по их запросам. 
  • Мастер - класс «Музыкальные этюды, как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста»
  •  Мастер класс «Игры направленные на умение самому ребенку выразить поддержку другим».
  •  Семинар-практикум: «Музыка сердца»
  •  Сбор фотоматериала
  •  Изготовление папки-передвижки «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников»

3.Самореализация 

  • Разработать перспективный план работы с детьми по развитию театрализованной деятельности по возрастным группам.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы) 
  • Сообщение из опыта работы «Особенности руководства играми- драматизациями детей старшего дошкольного возраста»
  •  Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в воспитании коммуникативных навыков дошкольников».

 Участие в системе методической работы детского сада.

  • Участник творческой группы МБДОУ
  • Выступление на педагогических совещаниях МБДОУ
  • Участие в районных методических объединениях Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
  • Участие в региональных семинарах  Республики Татарстан
  • Участие в конкурсах, конференциях
  • Подготовка воспитанников к конкурсам
  • Разработка рабочих программ, календарных планов по теме самообразования


4 этап 
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов (2022 год)

  • Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
  • Показ открытого театрализованного развлечения с приглашением коллег и родителей 

5 этап 
Итогово – контрольный (2022 год)

1.Работа с детьми 

  • Мониторинг образовательной области «Речевое развитие». 
    2.Работа с родителями 
  • Анкетирование родителей.
    3.Самореализация 
  • Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
  • Оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, Интернета, выступлений, картотек и т.д. 

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Развивая эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста, будет полезно использовать:

  • сказки, потешки, загадки;
  • игры (игровые упражнения, пальчиковые игры, пальчиковые гимнастики, подвижные игры, гимнастики для глаз, упражнения на расслабление, самомассажи);
  • беседы (обсуждение, решение ситуативных задач);
  • театрализацию (обыгрывание сценок – разрешение проблемных ситуаций);
  • музицирование;
  • художественное творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Благодаря использованию этих видов художественно-эстетической деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, и у них развиваются общие эмоциональные переживания.

Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт художественно-ценностного взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка.

Литература:

  1. Выготский Л.С. «Проблема возраста»/Собр. соч. в 6 т. М., 2004. Т. 4.
  2. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – Киев, 2009. – с. 83.
  3. Андреева И.Н. «Азбука эмоционального интеллекта».- СПб.:БХВ – Петербург, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию 2018-2022 гг.

laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»...

План самообразования 2018-2022

План самообразования 2018-2022...

План самообразования 2018-2022

План самообразования 2018-2022...

План самообразования 2018-2022

Индивидуальный план по самообразованию  воспитателя по ручному труду Ончуковой Л.Р.Цель:  создание условий для проявления и усиления интереса воспитанников к занятиям по программе &laqu...

План самообразования 2018-2022 год

План самообразования 2018-2022 год...

ЕГОРОВА А.А. ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 2018-2022 Г.

ЕГОРОВА А.А. ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 2018-2022 Г....