Дополнительна общеразвивающая программа
материал по математике (младшая группа)
Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире различные свойства.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Формирование и развитие математических представлений у детей второй группы раннего возраста является основой интеллектуального развития, способствует общему умственному воспитанию ребенка.
Одной из важнейших задач дошкольного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических (умение абстрактно мыслить, анализировать, делать умозаключения). Именно поэтому очень важно уделять особое внимание по формированию элементарных математических представлений в процессе индивидуальной работы с детьми и работы в малых группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занимательная математика | 255.51 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире различные свойства.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Формирование и развитие математических представлений у детей второй группы раннего возраста является основой интеллектуального развития, способствует общему умственному воспитанию ребенка.
Одной из важнейших задач дошкольного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических (умение абстрактно мыслить, анализировать, делать умозаключения). Именно поэтому очень важно уделять особое внимание по формированию элементарных математических представлений в процессе индивидуальной работы с детьми и работы в малых группах.
Программа разработана в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012).
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196).
- Цель программы: развитие у детей элементарных математических представлений посредством познавательно-исследовательской деятельности.
- Задачи:
- формировать навыки действовать по инструкции в заданном времени;
- продолжать формировать у детей умение соотносить количество предметов с числом;
- развивать мыслительные операции, внимание, умение классифицировать предметы по цвету и величине;
- развивать математическое мышление через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми;
- формировать умение взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь;
- развивать у детей навыки самооценки;
- формировать умение соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели;
- развивать мелкую моторику рук.
- Ожидаемые результаты и способы их определения.
- Ребенок умеет классифицировать предметы по цвету и величине.
- Умеет соотносить количество предметов с числом.
- Взаимодействует с другими детьми во время выполнения заданий, оказывает помощь, старается соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели.
- Действует по инструкции в заданном времени.
- Выполняет задания, требующие проявления логического мышления в соответствии с возрастом.
Диагностика овладения детьми математическими представлениями и навыками
№ | Фамилия имя ребёнка | Группирует предметы по цвету, размеру, форме (отбирает все красные, все большие, все круглые предметы и т.п.). | Составляет группы из однородных предметов и выделяет один предмет из группы. | Находит в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. | Определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же. | Видит разницу в размерах двух предметов по длине (ширине, высоте, величине в целом) | Показывает (называет), какой из двух предметов большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий или они одинаковые. | Различает квадрат, треугольник, прямоугольник. |
Оценка знаний:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки;
2 балла – ребенок выполняет с частичной помощью взрослого;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно;
5-8 баллов – низкий уровень;
9-12 баллов – средний уровень;
13-15баллов – высокий уровень
Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 2-3 года. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия во второй группе раннего возраста 10 минут.
- Календарный учебный график (приложение к программе)
- Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Количество часов |
Сентябрь | Дидактическая игра «Три медведя» | 1 |
Дидактическая игра «Подбери окошечко к домику» | 1 | |
Дидактическая игра «Собери в корзинку» | 1 | |
Дидактическая игра «Катится - не катится» | 1 | |
Октябрь | Цвет (красный, синий, зеленый, желтый) | 1 |
Дидактическая игра «Цветные ленточки» | 1 | |
Игра «Подбери ленточки для кукол» | 1 | |
Дидактическая игра «Соберем бусы» (цвет форма, величина) | 1 | |
Дидактическая игра «Поможем собачке найти домик» | 1 | |
Ноябрь | Дидактическая игра «Украсим елочку» | 1 |
Дидактическая игра «Расставь по порядку» | 1 | |
Дидактическая игра «Найди пару» | 1 | |
Дидактическая игра «Наряди матрешку» | 1 | |
Декабрь | Дидактическая игра «Наряди снеговика» | 1 |
Дидактическая игра «Веселые матрешки» | 1 | |
Дидактическая игра «Золушка» | 1 | |
Дидактическая игра «С прищепками» | 1 | |
Дидактическая игра «Найди предмет» | 1 | |
Январь | Дидактическая игра «Подбери колеса к вагончикам» | 1 |
Игра «Палочки Кюизенера» | 1 | |
Игра «В лес за грибами» | 1 | |
Февраль | Игра «Ориентировка в пространстве» | 1 |
Дидактическая игра «Учимся считать» | 1 | |
Игра «Геометрические фигуры» (закрепление) | 1 | |
Игра «Ягодки на ладошке» | 1 | |
Март | Игры с счетными палочками | 1 |
Игра «Помоги собрать урожай» | 1 | |
Игра «Матрешка» | 1 | |
Игра «Две дороги» | 1 | |
Апрель | Дидактическая игра «Накорми белочку» | 1 |
Игры «С пуговицами» | 1 | |
«Лото с геометрическими фигурами». | 1 | |
Игра «Палочки Кюизенера» | 1 | |
Подведение итогов реализации программы | Интегрированное занятие по ФЭМП «Путешествуем вместе с солнышком». |
- Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Форма проведения | Программные задачи | Методы и приемы организации | Материал |
1 | Дидактическая игра «Три медведя». | Игровые упражнения | Упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине. | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки. |
2 | Дидактическая игра «Подбери окошечко к домику». | Игровые упражнения | Формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, формировать представление об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать мыслительные операции, внимание. | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Разноцветные домики, геометрические фигуры. |
3 | Игра «Собери в корзинку». | Сенсорное развитие: размер | Формировать пространственное представление «больше» -«меньше». | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Корзинка, яблоки и грибы разных размеров. |
4 | Дидактическая игра «Катится - не катится». | Игровые упражнения | Познакомить с объемными геометрическими телами кубом – шаром. | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Кубики и шарики разного размера и цвета. |
5 | Игра «Найди свой домик» (цвет красный, синий, зеленый, желтый). | Игровые упражнения | Формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, формировать представление об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать мыслительные операции, внимание. | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Разноцветные домики, геометрические фигуры. |
6 | Дидактическая игра «Цветные ленточки». | Игровые упражнения | Упражнять в соотнесении предметов по длине, способствовать формированию умения выкладывать ряд ленточек от длинной до самой короткой, способствовать развитию внимания. | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров. |
7 | Игра «Подбери ленточки для кукол». | Игровые упражнения | Умение сравнивать два предмета по ширине, используя прием наложения. | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Две куклы, ленты разной ширины. |
8 | «Соберем бусы» (цвет, величина). | Игровые упражнения | Формировать умение группировать предметы по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине). | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Бусины разного размера и цвета. |
9 | «Поможем собачке найти домик». | Игровые упражнения | Формировать представления о домах, закреплять умение различать и называть цвета, различать размер фигур; развивать умение различать контрастные по цвету предметы. | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Карточки с домиками, изображение собачки. |
10 | «Украсим елочку». | Сенсорное развитие: цвет, форма | Формировать умение находить сходства и различия по цвету и форме | Беседа, показ предметов, совместные действия воспитателя и ребенка. | Карточка с елочкой, геометрические фигуры разного цвета. |
11 | «Расставь по порядку». | Сенсорное развитие: размер | Формирование пространственное представление «выше» - « ниже». | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Картинки с изображением матрешки. |
12 | Игра «Найди пару». | Сенсорное развитие: размер, цвет, узор | Формирование пространственных отношений «право» - «лево». | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Карточки с картинками. |
13 | Игра «Наряди матрешку». | Сенсорное развитие: цвет, форма | Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Картинка матрешки, геометрические фигуры. |
14 | Игра «Наряди снеговика». | Сенсорное развитие: цвет | Формировать представления о свойствах предметов: цвет. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Картинка снеговик, шапка, шарф, рукавицы. |
15 | Дидактическая игра «Веселые матрешки». | Игровые упражнения | Учить детей сравнивать предметы, контрастные по высоте, обозначая результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Матрешки разной высоты. |
16 | Игра «Золушка». | Игровые упражнения | Развитие мелкой моторики. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Фасоль и макароны. |
17 | Игра «С прищепками». | Игровые упражнения | Развивать мелкую моторику пальцев рук; научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Прищепки, картинки. |
18 | Игра «Найди предмет». | Игровые упражнения | Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). |
19 | Игра «Подбери колеса к вагончикам». | Игровые упражнения | Обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Вагончики и колеса разных цветов. |
20 | Игра «Палочки Кюизенера». | Игровые упражнения | Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Набор «палочек Кюизенера». |
21 | Игра «В лес за грибами». | Игровые упражнения | Формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много». | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Грибы разного размера. |
22 | Игра «Ориентировка в пространстве». | Игровые упражнения | Учить ориентируется на себе, изучая схему своего тела, определяя его границы. Учить осознавать, что у пространства есть верх и низ, предметы могут находиться далеко и близко, слева и справа от него. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | |
23 | Игра «Учимся считать». | Игровые упражнения | Знакомство детей с числами от 1 до 5 и числового ряда в пределах 5, развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Карточки с картинками. |
24 | Игра «Геометрические фигуры» (закрепление). | Игровые упражнения | Учить различать фигуры, развивать мышление. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Карточки с картинками. |
25 | Игра «Ягодки на ладошке». | Игровые упражнения | Чему учимся: сложению, вычитанию; прямому и обратному счету; выделению единичного объекта из множества. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | 2 листа бумаги, 2-3 разноцветных фломастера, цветной картон, ножницы, мисочка или ведерко. |
26 | Игры с счетными палочками. | Игровые упражнения | Игра помогает освоить счёт, познакомиться с геометрическими фигурами, понятием о симметрии. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Набор счетных палочек. |
27 | Игра «Помоги собрать урожай». | Игровые упражнения | Игра способствует разбитию навыков классифицирования. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов. |
28 | Игра «Матрешка». | Игровые упражнения | Игра развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Набор матрешек. |
29 | Игра «Две дороги». | Игровые упражнения | Игра способствует развитию навыков классифицирования. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Картон или бумага, машинки разного размера. |
30 | Игра «Накорми белочку». | Игровые упражнения | Развитие мелкой моторики рук и сенсорных способностей детей. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Картинка с белочкой, геометрические фигуры. |
31 | Игры с пуговицами. | Игровые упражнения | Развитие мелкой моторики, внимания, памяти; различать цвет, сравнивать по размеру. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Пуговицы разного размера. |
32 | «Лото с геометрическими фигурами». | Игровые упражнения | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умения различать и находить нужную геометрическую фигуру. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Карточки с фигурами. |
33 | Игра «Палочки Кюизенера». | Игровые упражнения | Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. | Беседа, показ, выполнение игровых действий. | Набор «палочек Кюизенера». |
34 | Интегрированное занятие по ФЭМП «Путешествуем вместе с солнышком». | Интегрированное занятие | Закреплять умение: •определять количество предметов: один, много, мало; •различать цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный; •узнавать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг. •упражнять в сравнении предметов, контрастных по высоте; •учить создавать изображение солнца, рисовать лучики. • развивать речь детей; •развивать сенсорные способности. •воспитывать самостоятельность и активность в течение всей деятельности. | Беседа, чтение художественной литературы, упражнения, создание игровой ситуации, выполнение воспитателем игровых действий | Большой лист бумаги, жёлтый гуашь, кисточки, заготовка солнца, магнитная доска, детали для картинки, канат, нарисованная на бумаге лужа и тучка, воздушные шары, игрушка-заяц, ёлочки, зонтик, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; обручи (синий, зеленый, красный, жёлтый, чудесный мешочек, музыкальный центр, аудиозапись со звуками природы, музыка из цикла песен П. Чайковского «Времена года», музыкальный этюд «Дождик». |
Учебно – информационное обеспечение:
- В. П. Новикова «Математика в детском саду»
- Волина В.В. Математика. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997.
- Ерофеева Т.И. В кругу друзей математики. День за днём.Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
- Ерофеева Т.И. В кругу друзей математики. Заботы круглый год. Пособие для детей 3-4 лет Москва «Просвещение» 2013.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
- Москва «Просвещение» 1990.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Москва Мозаика –Синтез,2010.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка Методические рекомендации Москва Баласс 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...