Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Прогулка в математический лес» Для детей 6 -7 лет
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Родичева Татьяна Владимировна

Тема: «Прогулка в математический лес»

Цель: Развитие познавательных интересов, смекалки и креативного мышления детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

I. Образовательные:

1.Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов, цифрой и числом; называть «соседей» числа /на один больше, меньше данного числа/.

2.Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

3.Закреплять знание геометрических фигур, умение их группировать по нескольким признакам

II. Развивающие:

1. Развивать знания о составе числа, умение выкладывать числа от 1 до 10 на абакусе, производить сложение или вычитание в пределах 10.

2.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.

3.Развивать восприятие, фотографическую память, ориентировку, зрительно – моторную координацию, формировать навыки самостоятельной работы.

 III.Воспитательные:

1.Стимулировать способность работать в парах, командах, помогать друг другу.

 Возраст детей: 6 – 7 лет

 III базовый уровень ментальной арифметики: состав числа 10, понимание сложения и вычитания в пределах 10.

 Формы работы: фронтальная, в парах, в подгруппах, индивидуальная, совместная и самостоятельная.

 Используемые педагогические технологии:

= технология имитационного моделирования ситуаций и практической деятельности детей

= игровая технология

= ментальная арифметика

 Методы организации деятельности:

= игровой

= объяснительно – имитационный

= проблемно – поисковый

= практический

 Оборудование:

= ноутбук, экран, музыкальный центр, запись «Звуки леса»

= листы бумаги и набор геометрических фигур для работы в парах

= набор карточек с цифрами, и группами предметов разных по количеству /ментальные карты/, флеш – карты /представление числа на абакусе/ для работы в подгруппах

= игра-головоломка «Танграм»

= фишки-камни с цифрами

= абакус демонстрационный, абакус для каждого ребенка

= игра «Блоки Дьеныша», обручи

= листы бумаги, карандаши для рисования

 Подготовительный этап:

= игры с детьми в совместной деятельности

= индивидуальные игры и упражнения

= упражнения на абакусе

= мастер – класс для родителей «Играем и развиваемся» с показом использования игр – головоломок для развития дошкольников дома;

игровое занятие «Быстрый счет» с демонстрацией родителям работы на абакусе, практическими упражнениями на нем

 Ход занятия:

(Звучит тихая спокойная музыка)

 Воспитатель: Ребята, чей это пушистый рыжий хвост мелькнул за окном?

 Дети: Где? Это лиса? Ой, это белка! (Показ изображения на слайде)

 Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Бельчонок. Он приглашает нас на прогулку в сказочный математический лес. Согласны?

Дети: Да! (Подходят к экрану)

 Воспитатель: Но Бельчонок хитрый, он очень хочет проверить вашу сообразительность и приготовил для вас задания.

 1. Игровая динамическая разминка.  (Показ картинок на слайде)

 1. Сколько носов у трех кротов?

 2. Сколько ушей у двух мышей?

 3.Сколько лап у каждого из лесных зверят?

 4. Сколько пальцев на одной руке?

 5. Какая цифра спряталась в слове “семь-я”?

 (При показе ответа на экране появляется число, «ментальная карта», «флеш – карта»)

 2. Воспитатель: Молодцы! Отправляемся в сказочный лес.

Чтобы в него попасть нам нужно следовать карте. Давайте ее рассмотрим и запомним, ведь мы не хотим в лесу заблудиться?

 Дети: Нет…

 (Дети несколько секунд рассматривают и запоминают расположение фигур, изображенных на слайде. Затем по команде за столами на своих листках выкладывают геометрические фигуры, и проверяют в парах друг у друга)

Воспитатель помогает:

- Какая геометрическая фигура находится в правом верхнем углу?

- Где расположен зеленый треугольник?

- Где расположены прямоугольники?

- Какие геометрические фигуры расположены в правом нижнем углу?

- Сколько геометрических фигур на карте?)

 3. Воспитатель: Молодцы, все справились успешно! Теперь мы готовы к путешествию. Бельчонок зовет! Но, посмотрите внимательно: перед нами цифровой бурелом – поднимайте быстрее цифры и найдите, кому и где безопасно можно будет попасть в лес. (Внимание детей переключаем с экрана на каточки. 

Дети берут карточки с цифрами и по сигналу воспитателя каждый останавливается около карточки с нужной группой предметов - «ментальной картой».)

 4.Воспитатель: Смотрите, как Бельчонок радуется, ведь все быстро и правильно нашли безопасный и верный путь. Теперь мы смело идем в математический лес, если…если нас не задержит математическая паутина?.. Давайте ее распутаем!

 Дети: Давайте…

 (На магнитной доске дети видят изображение паутины, в которой перепутаны карточки с цифрами и числовыми фигурами /«ментальные карты»/, «флеш – карты».  Дети делятся на две команды и переставляют их в прямом и обратном порядке – «распутывают паутину»)

 5. Воспитатель: Друзья, мы вышли на лесную тропинку, которую завалило камнями. (На ковре лежит гора камней под номерами от 1 до 10.) Как же быть?

 Дети: Надо ее разобрать

 Воспитатель: Вы правы. Однако бельчонок просит не только разобрать камни, но и показать их номера на абакусе. Вы согласны?

 Дети: Да!

 (Дети подходят к столам, где лежат абакусы. Один ребенок выполняет действия на демонстрационном абакусе, остальные на раздаточных, по – очереди, отвечая на вопросы педагога, убирают камни и откладывают необходимое число.

Например,

Воспитатель: Лена, найди камень, номер которого на один больше, чем число 3. Объясни и покажи на абакусе, как ты догадалась?

 Воспитатель: Дима, возьми камень под номером, который стоит между числами 6 и 8. И т. д.) Покажи на абакусе число 7.

 6. Воспитатель: Ребята, вы хорошо потрудились. Пора и  отдохнуть. Бельчонок предлагает поиграть. (Внимание детей вновь к слайду с изображением Бельчонка)

 Физкультминутка.

Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем – крылья сложили назад.

 7.Воспитатель: Мы оказались на полянке, где любят бывать и друзья Бельчонка. Как вы думаете кто это?

 Дети: Волк. Медведи, лоси… Лесные, дикие звери.

 Воспитатель: Узнаем, кто здесь любит гулять?

 (Дети используют игры-головоломки «Танграм»: по чертежу выкладывают на столах силуэты зверей).

 8. Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите, по – моему, тут кто- то недавно играл и все фигуры раскидал. Поможем Бельчонку навести порядок?

(Дети на ковре раскладывают геометрические фигуры, используя игру «Блоки Дьенеша».

Воспитатель: Нужно в красный круг положить все красные фигуры, а в зеленый круг - все квадратные фигуры.

В. : Какие фигуры в красном кругу?

Д. : Все красные.

В. : Какие фигуры в зеленом кругу?

Д. : Все квадратные.

В. : Какие фигуры оказались в середине?

Д. : Все красные квадратные фигуры.

В. : Какие фигуры остались вне кругов?

Д. : Все не красные, не квадратные фигуры.

 9. Итог занятия, рефлексия:

В конце занятия Бельчонок спрашивает у детей, понравилось ли им занятие, что было самым интересным, самым сложным. Кому ты помог? Кто помог тебе?

 Воспитатель: Ребята, а давайте, прежде чем вернуться в детский сад, сделаем подарки для Бельчонка

 (Рисование двумя руками одновременно «подарков» - контурные силуэты ореха, их штриховка)

 Бельчонок хвалит детей и прощается. 

Под музыку «Звуки леса» дети свободно переходят к свободным занятиям

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию ( ФЭМП) Тема: "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Занятие построено в виде познавательного путешествия на остров, где дети сталкиваются  с решением разных математических задач....

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Прогулка в математический лес» для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Прогулка в математический лес»Интегрируемые образовательные области:Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – личностное развитие.Вид:Организованная совместн...

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей 3-4 лет «Зайка в гости к нам пришел»

Цель: закрепить в самостоятельной деятельности детей составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент....

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей младшей и средней подгрупп разновозрастной группы Тема: « Наш друг Снеговик »

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для детей младшей и средней подгрупп  разновозрастной группыТема: « Наш друг Снеговик »...