Теория и методика математического развития
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)

Привалова Татьяна Викторовна

     Теоретические основы математического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_metodika_matematicheskogo_razvitiya.pptx128.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория и методика математического развития

Слайд 2

Теоретические основы математического развития Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Слайд 3

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Слайд 4

Методика формирования элементарных математических представлений относительно молодая научная педагогическая дисциплина, однако она имеет давние истоки . Исторический экскурс показывает, как постепенно изменялись концепции первоначального обучения математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки, дает возможность критически оценить богатое наследие, избежать многих ошибок, учесть положительный опыт прошлого, а также результаты новейших исследований.

Слайд 5

Математические основы методики Элементы математической логики имеют большое значение в определении целей и содержания математической подготовки детей дошкольного возраста.

Слайд 6

В дошкольном возрасте формируются основные математические понятия : множество, элементы множества, операции с множествами, число, натуральный ряд чисел, вычислительные действия, арифметическая задача, форма, геометрическая фигура, многоугольник, величина, свойства величины, пространство, пространственные ориентировки, время, система мер времени, алгоритм.

Слайд 7

Важнейшим итогом предматематематической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса математических знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания.

Слайд 8

Таким образом, на современном этапе ясно определяются две основные цели предматематической подготовки детей дошкольного возраста: общее познавательное и математическое развитие ребенка, а так же математическая подготовка детей к школьному обучению.

Слайд 9

При постановке и реализации задач предматематической подготовки дошкольников учитывают: — закономерности становления и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом; — возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений; — принцип преемственности в работе детского сада и школы.

Слайд 10

Источником математического развития дошкольников является окружающая действительность. Поэтому очень важно использовать возможности предметно-развивающей среды в организации процесса формирования элементарных математических представлений детей.

Слайд 11

Чувственной основой умственного и математического развития дошкольников является сенсорное развитие ребенка. Ребенок познает качества и свойства объектов (в том числе и математические) с помощью комплекса перцептивных действий.

Слайд 12

Основой организации математического развития дошкольников, по мнению А.М. Леушиной , является сравнение. Основной способ сравнения в дошкольном возрасте – установление взаимно-однозначного соответствия.

Слайд 13

Содержание математического развития в образовательных программах для ДОУ условно можно разделить на три направления : представления и понятия; зависимости и отношения; математические действия.

Слайд 14

Анализ вариативных программ по математике в детском саду позволяет выявить достаточно разнообразный круг формируемых у дошкольников представлений и понятий : количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма и др . Каждое математическое понятие должно формироваться постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. В дошкольном возрасте основные математические понятия вводятся описательно, на конкретном материале, наглядно.

Слайд 15

В современных образовательных технологиях для дошкольников используются два основных способа обучения детей математике: - индуктивный (от накопления конкретных фактов к правилам и закономерностям). Он соответствует характеру мышления и познавательной деятельности дошкольников, однако дети не могут выйти за пределы тех единичных фактов и случаев, на основании которых были сделаны обобщения.

Слайд 16

- дедуктивный , где усвоение образовательного материала идет от общих закономерностей, понятий и правил к частным их проявлениям. Несмотря на сложность использования данного способа в обучении дошкольников, он позволяет вывести ребенка на понятийный уровень восприятия материала. Сочетание этих двух способов - наиболее оптимальный вариант организации математического развития дошкольников.

Слайд 17

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых математических представлений, возрастные и индивидуальные особенности детей и т. д.

Слайд 18

При формировании математических представлений у детей дошкольного возраста широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом: 1 . Демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением как основной прием обучения носит наглядно-действенный характер, дает возможность формировать прочные умения у детей.

Слайд 19

2. Инструкция по выполнению самостоятельных заданий сообщает, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат. В старших группах инструкция носит целостный характер, дается полностью до выполнения задания, в младших — сочетается с ходом его выполнения, предваряя каждое новое действие.

Слайд 20

3. Пояснения, разъяснения, указания используются при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания. Они должны быть краткими, конкретными и образными.

Слайд 21

4. Вопросы к детям – один из основных приемов формирования математических представлений. Они активизируют восприятие, память, мышление, речь детей . Обычно используется серия вопросов, начиная от более простых, констатирующих факты, до более сложных, требующих установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения.

Слайд 22

5. Контроль и оценка выступают в тесной взаимосвязи друг с другом. Контроль осуществляется при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Оценке подлежат способы и результаты действий, поведение детей. Оценка взрослого сочетается с оценкой сверстников и самооценкой. Этот прием используется по ходу и в конце выполняемых упражнений, проводимых игр, занятий.

Слайд 23

6. Моделирование — наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений. Модели могут выполнять разную роль: одни, воспроизводя внешние связи, помогают ребенку увидеть те из них, которые он самостоятельно не замечает, другие воспроизводят искомые, но скрытые связи, непосредственно не воспринимаемые свойства вещей.

Слайд 24

7. Проблемные ситуации и задачи – теоретические или практическая ситуации, в которых нет готового, соответствующего обстоятельствам решения и которые активизируют творческий поиск ребенка. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Слайд 25

8. Логические задачи, в ходе которых ребенок выстраивает логические взаимосвязанные цепочки . В дошкольном возрасте используется два основных варианта логических заданий: классификация и сериация .

Слайд 26

9. Экспериментирование (опыт) – один из видов познавательной, исследовательской деятельности, нацеленный на получение новых знаний об объекте эксперимента в ходе самостоятельных действий и наблюдений.

Слайд 27

Полноценное математическое развитие детей должно проходить в трёх основных образовательных блоках : специально организованном обучении; совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельной математической деятельности детей.

Слайд 28

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Слайд 29

Создание условий и содействие математическому развитию детей являются: 1. Формирование приемов логических операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия. 2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Слайд 30

Организация работы на занятиях 1. Математические развлечении (игры на плоскостное моделирование и д.р.,задачи-шутки , занимательные задачки), 2. Дидактические игры , 3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта (игры основываются на процессе поиска решений(По ТРИЗ), по развитию логического мышления).

Слайд 31

Вот общие методические подходы к организации работы: типовая структура работы с каждым числом : 1 . Рассказывание воспитателем сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе, образование числа. 2 . Выявление, где встречается число в предметном мире, в природе. 3 . Рисование на тему числа, выкладывание числового ряда с добавлением нового числа, заселение нового числа, т.е. его цифры в теремок.

Слайд 32

4 . Лепка соответствующей цифры, игры типа «На что похоже?», работа с трафаретами, выкладывание из счетных палочек, раскраски, штриховка. 5 . Знакомство с соответствующим классом геометрических фигур, рисование, вырезание плоских фигур, лепка и конструирование объемных тел, выявление, в каких предметах окружающего мира они «живут». 6 . Ритмические двигательные упражнения, пальчиковые игры. 7.Развивающие игры.

Слайд 33

В ходе занятий используются следующие игровые приемы: 1 . Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности); 2 . Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того - являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю стараемся разучить новую игру. 3 . Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

Слайд 34

Очень важно, чтобы дети сами хотели заниматься. Пусть для них занятие будет игрой, как увлекательное выполнение заданий, интересным делом. Приход сказочных героев, использование игрушек, игровые ситуации, проблемные ситуации сделают занятие интересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Теория и методика математического развития

Разработанная А. М. Леушиной концепция является основой для формирования количественных представлений у детей на различных возрастных этапах дошкольного детства. Согласно разработанной Анной Мих...

"ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания....

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Цель: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение  ими логико-математических представлений и способов познания....

Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»

   Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»...

Теория и методика математического развития "Путешествие в страну геометрических фигур"

Конспект занятия по математическому развитию, дающий знания об основных геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник....

Теория и методика математического развития у детей дошкольного возраста «Путешествие в математическое царство»

1.  Цель занятия –  формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста. 2.    Задачи:1. Закрепление счета от 0 до 10 и от ...

Теория и методика математического развития дошкольников.

методика формирования представлений о величине у детей 5-ого года жизни...