Теория и методика математического развития дошкольников.
тест (средняя группа)
методика формирования представлений о величине у детей 5-ого года жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_razvitie.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Раскройте методику формирования представлений о величине у детей 5-ого года жизни
У детей пятого года жизни продолжают развивать представление о признаках величины (длине, ширине, высоте, глубина.)
Дети используют практические приемы приложения и наложения.
Детей учат сравнивать предметы постепенно увеличивая их число 2,3,4,5. 10. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) по убывающей, и в возрастающей степени. Постепенно уменьшается контрастность предметов.
Развивается умения сравнивать предметы не только по одному признаку, а по 2 и даже 3-м признакам величины.
На пятом году жизни дети учатся составлять упорядоченный (сериационный) ряд.
Особое внимание уделяется развитию глазомера (опосредованный способ)
Педагогическая задача.
Многие исследования показали, что дети 5-го года жизни могут дифференцированно выбирать предметы по длине и ширине при условии, что длина предмета превосходит ширину. Значительно труднее выделяется высота предмета. Например, среди коробок разных размеров, высота которых не сразу бросается в глаза, даже старшие дошкольники не всегда находят самую высокую, заявляя: «Здесь нет высокой!».
Если у детей ещё не получается определить высоту коробок на глаз, то можно определить самую высокую коробку пользуясь практическим приемам «приложения».
Задание № 1
Какой наглядный материал можно использовать для сравнения предметов по величине в младшей и средней группе?
В младшей и средней группе для сравнения по величине используют: пирамидки, матрёшки, настольно печатные или самодельные игры, геометрические фигуры (плоские и объёмные).
Для сравнения по длине и ширине берутся только плоские предметы (ленточки, шарики, шнурки). Для сравнения по высоте берутся объёмные игрушки (пирамидки, куклы) или плоскостные изображения этих предметов, которые располагаются вертикально (домики, матрёшка, ёлочки)
Задание № 2
Укажите в какой последовательности должна вестись работа по разделу «Величина» с детьми 5 года жизни?
1 шаг
Для игры берётся только 3 предмета. Дети учатся раскладывать предметы по порядку, по образцу. В начале они учатся составлять возрастающий ряд, а затем убывающий.
В начале предметы должны отличаться только одним признаком.
Предметы у детей и воспитателя должны быть разными.
2 шаг
Учим детей раскладывать предметы по величине от 3 до 5, используя правило.
3 шаг
продолжаем учить раскладывать предметы по правилу в количестве 10, решая логические задачи:
1 задача - учим перестраивать ряд из возрастающего в убывающий и наоборот
2 задача - находить место пропущенных элементов.
Задание № 3
Назовите игры, задания, упражнения, направленные на развитие представлений о величине детей 5-ого года жизни.
На пятом году жизни рекомендуется проводить игры и упражнения, направленные на развитие представлений о величине:
Развитие глазомера:
1 Разведением пальцев или рук показать размер предмета.
2 На картонках проделайте небольшие отверстия круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные. Попросите играющих выбрать «пробки», которые точно закрывали бы эти отверстия.
3 среди множества предметов (до скольки считают) отыскать большего, меньшего размера или такого размера как показанный
Определение длинны, ширины высоты:
4 Звери спорят, у кого длиннее хвост. Дети помогают зверям. Сравнивают длину хвоста зайца и волка, лисы и медведя. Вместе с педагогом они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.
5 В гости к детям приехали клоуны. Клоуны «показывают» упражнения с лентами. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?» Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую), узкую (широкую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей?...
6 Игра проводится с подгруппой детей. Детям предлагаются поиграть с Матрёшками Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Дети путем прикладывания и сравнения располагают матрёшек в сериационный ряд.
7 Кукла Маша собралась на улицу, но она не может найти две одинаковые варежки и просит помочь ей. Детям предлагаются различные размеры и расцветки варежек.
Рекомендуется использовать словесные игры по разделу величины
«Скажи наоборот» (глубоко - мелко, маленькое - большое)
«Закончи предложение» - лейка с водой тяжёлая, а без воды…», «море глубокое, а ручеёк…»
Можно задавать словесные вопросы-задания:
Что выше куст или дерево?
Какая скамейка длиннее? и.т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Теория и методика математического развития
Разработанная А. М. Леушиной концепция является основой для формирования количественных представлений у детей на различных возрастных этапах дошкольного детства. Согласно разработанной Анной Мих...
"ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания....
«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».
Цель: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания....
Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»
Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»...
Исторические этапы становления и развития «Теории и методики математического образования дошкольника»
Исторические этапы становления и развития «Теории и методики математическогообразования дошкольника» Смотреть файл приклеплённый ниже:...
Теория и методика математического развития у детей дошкольного возраста «Путешествие в математическое царство»
1. Цель занятия – формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста. 2. Задачи:1. Закрепление счета от 0 до 10 и от ...
Теория и методика математического развития дошкольников
картотека по математическим играм для детей младшего возраста...