Теория и методика математического развития у детей дошкольного возраста «Путешествие в математическое царство»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
1. Цель занятия – формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста.
2. Задачи:
1. Закрепление счета от 0 до 10 и от 10 до 0, знания места каждой из 10 чисел в этой последовательности.
2. Продолжать учить детей счету и сравнению предметов, установлению соответствий между цифрой и количеством предметов.
3. Совершенствовать умение решать задачи в стихах, задачи на смекалку
4. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).
5. Развивать у детей, память, воображение, логическое мышление.
6. Вызвать интерес к занимательному материалу по математике.
3. Тип занятия – занятие в форме дидактических упражнений и игр.
4. Форма занятия – игровая.
5. Продолжительность 20 минут.
6. Участники – воспитанники старшей группы и воспитатель.
7. Возраст обучающихся 5-6 лет.
8. Оборудование и материалы:
Сова; набор цифр от 0 до 10; геометрические фигуры: круг, треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы; цветные карандаши, картинки, игрушки.
9. Методы и приемы работы с детьми:
- игровой (дидактическая игра «скажи наоборот», «Построй дом из геометрических фигур», физкультминутка),
- словесный (объяснение, указание, пояснение, вопросы, загадки, поощрение, педагогическая оценка),
- наглядный (раздаточный материал (геометрические фигуры), иллюстративный материал показ),
- практический (выполнение детьми заданий, анализ, самоанализ, рефлексия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_metodika_matematicheskogo_razvitiya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_1.docx | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Теория и методика математического развития у детей дошкольного возраста
«Путешествие в математическое царство»
Конспект составила:
Обогоева Надежда Викторовна
Иркутск 2020
Содержание
1. Цель занятия.
2. Задачи.
3. Тип занятия.
4. Форма занятия.
5. Продолжительность.
6. Участники.
7. Возраст обучающихся.
8. Оборудование и материалы.
9. Предварительная подготовка.
10. Методы и приемы работы с детьми.
11. Структура занятия.
12. Ход занятия.
13. Литература.
14. Приложения.
Роль математики в современной науке постоянно возрастает. На сегодняшний день неоспоримым фактом является то, что математика нужна для интеллектуального развития личности.
Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает успешное умственное развитие ребенка. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
- Цель занятия – формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста.
- Задачи:
1. Закрепление счета от 0 до 10 и от 10 до 0, знания места каждой из 10 чисел в этой последовательности.
2. Продолжать учить детей счету и сравнению предметов, установлению соответствий между цифрой и количеством предметов.
3. Совершенствовать умение решать задачи в стихах, задачи на смекалку
4. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).
5. Развивать у детей, память, воображение, логическое мышление.
6. Вызвать интерес к занимательному материалу по математике.
3. Тип занятия – занятие в форме дидактических упражнений и игр.
4. Форма занятия – игровая.
5. Продолжительность 20 минут.
6. Участники – воспитанники старшей группы и воспитатель.
7. Возраст обучающихся 5-6 лет.
8. Оборудование и материалы:
Сова; набор цифр от 0 до 10; геометрические фигуры: круг, треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы; цветные карандаши, картинки, игрушки.
9. Методы и приемы работы с детьми:
- игровой (дидактическая игра «скажи наоборот», «Построй дом из геометрических фигур», физкультминутка),
- словесный (объяснение, указание, пояснение, вопросы, загадки, поощрение, педагогическая оценка),
- наглядный (раздаточный материал (геометрические фигуры), иллюстративный материал показ),
- практический (выполнение детьми заданий, анализ, самоанализ, рефлексия).
10. Структура занятия
Этап занятия | Содержание | Время |
Организационный момент | Эмоциональный настрой на занятие. Создание мотивации, интереса к занятию. | 3 мин. |
Основная часть: | Игра «Найди похожее» Физкультминутка на счет Загадки-задачки Дидактическая игра «Цифры заблудились» Игра «Построй дом из геометрических фигур» | 20 мин. |
Заключительная часть | Закрепление счета от 1 до 10 | 2 мин. |
11. Ход занятия:
Организационный момент. Дети рассаживаются на места.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите вы любите сказки.
Дети: ДА!
Воспитатель: А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?
Дети: ДА!
Воспитатель: Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, мы должны немножко подготовиться. Для начала вспомним сказки, в названии которых есть числа.
Дети: «Три поросенка», «Три медведя», «Два мороза», «Белоснежка и 7 гномов», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Цветик –семицветик».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня я предлагаю вам сочинить сказку, какой еще никто не слышал. А путешествовать с нами будет очень мудрая и умная…. Давайте послушаем про нее загадку:
Птица: ушки на макушке,
И большая голова.
Взгляд сердитый, клюв могучий,
Как зовут её? (Сова)
Дети: Сова
Воспитатель: Из какой сказки этот герой?
Дети: "Винни-Пух"
Воспитатель: Правильно. Сова будет помогать нам решать математические задания. Итак, ребята я начну, а вы мне будете помогать. Итак, слушайте внимательно.
В некотором Математическом царстве Геометрическом государстве жили геометрические фигуры. Ребята, а как вы думаете, что это были за геометрические фигуры?
Дети: Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
(отличаются: по цвету, форме и размеру; похожи: все они геометрические фигуры)
II. Основная часть
Воспитатель: Жили геометрические фигуры дружно, не тужили и любили играть в разные игры. И для нас с вами приготовили игру.
Игра «Найди похожее»
Воспитатель показывает карточки с предметами, а дети должны определить, на какие геометрические фигуры они похожи.
Воспитатель: Как замечательно мы поиграли! А сказка наша продолжается. Однажды приключилась с геометрическими фигурами беда. Пролетал над царством государством злой волшебник, увидел, как весело играют геометрические фигуры, и решил забрать одну из них. И знаете, ребята, кого он забрал? Я вам сейчас подскажу: все четыре стороны одинаковой длины.
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Остались круг, треугольник, прямоугольник одни. Поплакали, погоревали они, да делать нечего, надо идти друга из беды выручать. Ребята, а мы поможем фигурам?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, тогда отправляемся в путь!
Физкультминутка
Один-два – все вставайте.
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернитесь,
Семь-восемь – улыбнитесь,
Девять-десять – не зевайте,
Свое место занимайте.
Воспитатель: Ребята, смотрите сова нашла какой-то конверт (открывает конверт). Ух ты, а там загадки. Давайте попробуем их разгадать?
Дети: Да, давайте попробуем.
Задачки – загадки:
- Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Дети: Четыре
2. Шесть веселых поросят,
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать _
Поросят осталось…
Дети: Пять
3. Шесть щенят
Плюс мама – лайка.
Сколько будет?
Посчитай – ка!
Дети: Семь.
4. Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нёс,
Спотыкнулся и упал –
Две морковки потерял. Сколько морковок у зайца осталось?
Дети: Четыре
5. Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек.
Прилетели все на чай.
Сколько чаек, отвечай!
Дети: Девять
6. Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
Дети: Два.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием!
А сказка наша продолжается. Вот идут фигуры тропинками извилистыми, с кочки на кочку перескакивают и пришли на полянку с цветами и бабочками. Только они на полянку ступили, цветы и бабочки вмиг исчезли, а появилась большая пропасть. Но чтобы появился волшебный мост через пропасть, нам нужно выполнить задание.
Дидактическая игра: «Цифры заблудились» (вопросы адресуются конкретному ребенку)
Цифры заблудились, помогите им занять свои места. Кто их поменял местами? Наверное, злой волшебник. (Карточки с цифрами расставлены не по порядку. Дети расставляют цифры от 1 до 10 по порядку)
- Назовите цифру больше 2 на 1 (3)
- Самая маленькая цифра (1), самая большая цифра (10)
- Цифра, которая меньше 7 на 1 (6)
- Назовите соседей цифры 6 (5 и 7)
- Покажите цифру больше 3 на 2. (5)
- Назовите соседей цифры 9. (8 и10)
Воспитатель: Молодцы! Мы справились с заданием. А вот и мост наш волшебный, переходим через пропасть и отправляемся дальше.
Воспитатель: Шли, шли геометрические фигуры, и пришли в царство- государство, где злой волшебник жил. Подошли они к его дворцу, смотрят, а вокруг много разных геометрических фигур и наш квадрат. Стали они просить наших друзей: «Заколдовал нас злой волшебник! Расколдуйте нас, пожалуйста!»
Воспитатель: Для того чтобы расколдовать геометрические фигуры нам предстоит выполнить еще одно задание.
Работа с геометрическим материалом.
Игра: «Построй дом из геометрических фигур»
Загадка: Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться.
Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.
Трое их – до чего же братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? ("Три поросенка")
- Правильно! Три поросенка строили в сказке себе дом, но у некоторых поросят дом получился непрочным. Давайте поможем поросятам построить прочные домики. Домики будут у нас не простые, а геометрические (игра "Собери фигуру").
- Сколько фигур нам понадобилось для строительства домиков? (опрос каждого ребенка)
Закрепление счета:
Кому для домика понадобилась 1 фигура?
Кому для домика понадобились 2 фигуры?
Кому для домика понадобились 3 фигуры? И т.д. до 5
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы! Узнал злой волшебник, что геометрические фигуры выполнили его задание и отпустил квадрата. Вмиг квадрат оказался со своими друзьями и все вместе они вернулись в свое царство-государство. И нам пора возвращаться назад в детский сад, для этого нам надо посчитать от 1 до 10 и обратно (дети все вместе считают).
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Воспитатель: Ребята, интересную сказку мы сочинили?
(ответы детей)
Вы сегодня на занятии очень хорошо работали. Правильно думали и мыслили. Активно отвечали на вопросы. Молодцы! И нашей Совушке пора лететь к себе в лес. До свидания.
Литература
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Проесс», 2016.
2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2004.
3. Щербакова Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого- социального института;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», - 2005.-392с.
4. Международный образовательный портал. Дидактическая игра «Соотнеси по форме и по цвету» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-sotnesi-po-forme-i-po-cvetu.html
5. Сайт для детей и их родителей «Сто тысяч почему». Игра «Четвертый лишний» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://stotysyhc.ru/didakticheskie-igry-na-klassifikatsiyu/
обращения: 31.05.2019)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития
Как я использую в образовательной деятельности современные технологии....
Презентация к родительскому собранию по теме "Формирование логико-математических представлений у детей дошкольного возраста средствами современного математического оборудования "Учимся играя"
Презентация к родительскому собранию в подготовительной к школе группе...
Формирование логико-математических представлений у детей дошкольного возраста средствами современного математического оборудования "Учимся играя!"
математика такая наука, которая может вызвать струдности во время школьного обучения...
Отчет о проделанной работе в младшей группе по годовой задаче "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Отчет о работе с детьми в младшей группе по развитию логического мышления...
Семинар для воспитателей "Теория и методика социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста"
Для воспитателей ДОУ, актуализация знаний методики социального воспитания детей дошкольного возраста, знакомство с новыми технологиями....
Конспект занятия по математическому развитию для детей старшего возраста: «Путешествие в королевство математики».
Цель:- Развивать у детей внимание, логическое мышление, сообразительность....