Конспект занятия по формированию ФЭМП в средней группе "По следам Машеньки"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Черенкова Алёна Владимировна

 Великая книга природы написана математическими символами. (Галилей)  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Колокольчик»

Конспект организованной образовательной деятельности

«По следам Машеньки»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Средняя группа (4-5 лет)

Подготовила и провела:

Черенкова А. В.

2019г.

Цель: формирование математических представлений

Задачи:

- познакомить с цифрой «5» , как с символом, обозначающим пять предметов

-формировать навыки использования в речи слова, характеризующие пространственные  и количественные отношения

-развивать умение сравнивать предметы, группы предметов

-развивать пространственное мышление

-закрепить представления о частях суток

-воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающему миру.

Материалы и оборудование: магнитофон, схема-карта передвижения, блоки Дьенеша, игрушки: птица в гнезде с птенцами, сова, медведь; аудиозапись голосов., изображение  избушки, указатель.

Ход ООДД:

Воспитатель с детьми входит в группу и слышат плач… (Перед нами изображение на экране бабушки и дедушки)

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кто то в двери к нам стучит? Кто то в гости к нам спешит

В группу влетает сорока (помощник воспитателя в костюме сороки)

Сорока: Ой, беда, беда у нас влесу…беда

Воспитатель: Сорока, что случилось?

Сорока: В лес к нам прибежала девочка- Машенька. Шумит, все ломает, зверей пугает.Не знаем, что с ней проказницей делать…

Воспитатель: Ребята, ой какая Маша непослушная, разве можно себя так в лесу вести?(Ответы детей)

Не переживай, сорока. Мы с ребятами тебе поможем, научим Машеньку правильному поведению в лесу. Вот только как нам ее там отыскать и самим не заблудиться?

Сорока: А у меня есть карта – схема-я ее вам и оставлю. А сама полечу – еще столько дел у меня.

(Сорока улетает)

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно посмотрим на карту. С какого места  мы начнем поиски?

(Ответы детей… С цифры «1»)

-Посмотрите где у нас в группе цифра «1»?

-Ой, кто это нас здесь встречает?

Дети: Это птица с птенцами

Воспитатель: Здравствуйте, не видели ли вы в лесу Машеньку?

Птица: Пробегала здесь одна маленькая непослушная девочка. Напугала моих птенцов да и меня от работы отвлекла – всех жучков я растеряла. Чем же мне моих деток кормить?

Воспитатель: Ребята, хорошо ли Маша поступила?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нехорошо, разве можно так себя вести. Ребята а вы так поступаете?

(Ответы детей)

- Давайте поможем и накормим птенцов, так, чтобы всем досталось поровну.

-Сколько деток в гнезде у птички?

Дети: Четыре

Воспитатель: Найдите и положите рядом с ними цифру «4»

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Сколько жучков нужно дать птенцам, чтобы у каждого было по одному?

Дети: Четыре

Воспитатель: Угостите каждого птенчика жучком

(Дети выполняют задание)

- Сколько всего жучков вы дали птенцам?

(Четыре)

-Всем ли хватает?

(Ответы детей)

Воспитатель: Жучков и зайчат поровну. Сколько птенцов, столько и жучков.

Ой, ребята, еще один птенец вылупился из яйца.(Выкладываю еще одну игрушку птенчика)

Посмотрите, теперь всех ли мы птенцов покормили?

(Ответы детей)

Давайте еще раз посчитаем птенцов (Считаем все вместе хором)

Сколько всего птенцов? (Пять)

А теперь давайте сосчитаем жучков. (Считаем)

Жучков – четыре. Всем ли птенцам хватает жучков? (Ответы детей)

Воспитатель: Жучков не хватает одному птенцу. Птенцов больше, чем жучков. Ребята ,что нужно сделать чтобы жучков и птенцов стало поровну? (Ответы детей)

Нужно дать одного жучка птенцу.

Теперь давайте посчитаем жучков. Сколько их (Пять)

Посчитаем птенцов? (Пять)

Теперь жучков и птенцов- одинаковое количество. Все птенцы накормлены. Ребята я хочу вас познакомить с цифрой «5». Посмотрите вот она какая. (Раздаю каждому ребенку по цифре «5» слепленой из соленого теста, дети рассматривают, ощупывают цифру).

Воспитатель: Молодцы!Вы справились с заданием.Ребята, давайте вновь посмотрим нашу карту. За цифрой «1» какая следует цифра? (Ответы детей)

Воспитатель: Цифра «2». Где у нас в группе цифра «2»?Куда нам дальше идти? (Ответы детей)

(Идем к дереву на котором изображена цифра «2»). На дереве сидит сова (игрушка)

Воспитатель: Посмотрите, кто нас с вами встречает? (Ответы детей)

Воспитатель: Сова не видела ли ты в лесу девочку Машеньку?

(Включается заранее записанная аудиозапись)

Видела, видела. Ох и натворила она дел. Спала я себе в своем дупле. А она как расшумелась, раскричалась. Разбудила меня, пропал мой сон. Вот запуталась когда день, а когда ночь.

Воспитатель. Хорошо ли поступила Машенька? (Ответы детей)

-Ой как плохо Машенька сделала. Вот поэтому не надо шуметь в лесу, что бы не напугать лесных жителей.

 Поможем сове, ребята?(Ответы детей)

Ребята, когда мы с вами ложимся спать?(Ответы детей)

Мы с вами спим ночью.

А когда совы спят?Кто знает?

Воспитатель: Ребята, а совы спят наоборот днем, а ночью, когда мы с вами спим они не спят, а летают по лесу и ищут себе еду.

Какое время суток сейчас у нас с вами? (Ответы детей)

Сейчас у нас с вами день.Что в это время должна делать сова?(Ответы детей)

Сова днем должна спать.

Давайте, поможем сове заснуть.

(Упражнение – релаксация : звучит спокойная тихая музыка, мы с детьми укладываемся на ковер.)

Воспитатель: Ребята, кажется заснула сова. Посмотрим нашу карту .Какая цифра следует за цифрой «2» (Ответы детей)

За цифрой «2» стоит цифра «3». Где у нас цифра «3»?

Воспитатель: Посмотрите,на полянке избушка стоит. Подойдем поближе. Посмотрите кто нас здесь встречает?(Медведь)

(Около избушки игрушка – медведь,рядом с ним накрытая платком корзина в которой лежат блоки Дьенеша)

Мишенька, медведь, не видел ли ты девочку Машеньку?

(Включается аудиозапись)

Видел, видел. Готовил на зиму я себе бочонки с медом – расставлял все по полочкам. А она мимо пробегала – меня испугала.Вот все бочонки с медом и рассыпались.(С корзинки воспитатель снимает платок).Запутался я совсем. Как теперь буду зиму зимовать….

Воспитатель:Ребята, поможем медведю. Разложим все по коробочкам? (Ответы детей).

Посмотрите внимательно-вот первая коробочка.Что на ней нарисовано? (Ответы детей

(Желтый большой прямоугольник и желтый маленький прямоугольник)

Давайте, подумае, какие фигуры из корзинки мы с вами положим в эту коробочку?

Правильно, сюда мы сложим все прямоугольники, маленькие и большие и только желтого цвета

Посмотрим на вторую коробочку, что нарисовано на ней? (Ответы детей)

(Синий большой треугольник)

Какие фигуры мы сложим в нее?

Воспитатель: Только большие синие треугольники. Ребята, а какие треугольники у нас с вами еще есть в корзинке? (Ответы детей)

В корзинке есть еще и маленькие синие треугольники. Будем ли мы с вами их собирать в эту коробочку? (Ответы детей)

Воспитатель: В эту коробочку мы сложим только большие синие треугольники, а маленькие оставим в корзинке.

Посмотрим на третью коробочку, что на ней нарисовано?(Ответы детей)

(Красные маленькие круги.)

Какие фигуры мы с вами сложим в эту коробочку?(Ответы детей)

Вот теперь мы с вами разложим фигуры по коробочкам (Дети раскладывают блоки Дьенеша)

Давайте проверим, правильно ли мы все разложили. (Проверяем коробочки и называем фигуры которые остались в корзинке – синие маленькие треугольники)

Голос медведя(включается аудиозапись)

Спасибо ребята, теперь не пропаду я зимой. Помогли вы мне. За помощь я вас отблагодарю: подарю вам коробочку с блоками – из них можно все что угодно построить.

До свидания , ребята.

(Прощаемся с медведем)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим нашу карту. Какая цифра идет за цифрой «3» (Ответы детей)

Воспитатель: За цифрой три идет цифра «4» Где мы видим цифру «4»?(Ответы детей)

Посмотрите вот указатель, а на нем цифра «4». Пойдемте в ту сторону, куда показывает указатель. Пришли мы на поляну. Ой, что я слышу- кто то громко плачет. Ребята, давайте покричим «Ау». (Кричим)

(К нам выходит Машенька, вся в слезах, испуганная).

Воспитатель: Машенька, что с тобой?

Машенька: Заблудилась я и дорогу домой не могу найти. А кого по пути не встречу-никто мне помочь не желает…

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Машеньки никто не помогал? (Ответы детей)

Воспитатель: Машенька, а разве ты хорошо себя вела в лесу? Кто зверей в лесу пугал.

Машенька: Вот теперь я поняла, что плохо себя вела. Помогите, мне вернуться домой. Я обещаю больше не буду никого пугать и обижать.

Воспитатель: Ребята, поможем Машеньке?

Но что бы нам домой вернуться нужно перебраться через широкую реку. На чем мы можем реку переплыть?(Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам построить корабль-на нем мы и поплывем по речке домой.

А строить мы корабль будем из блоков которые нам медведь подарил.

Давайте все присядем на ковер и из блоков построим корабль.

Машенька: У меня есть план как построить корабль, меня мой дедушка учил.

(Достает карточку, на которой изображено как построить корабль)

Строим все вместе изображение корабля.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы с вами можем реку переплыть.

Дыхательная гимнастика:

В рот мы воздух набираем…

Паруса мы надуваем…

Повторим все по пять раз…

И поплыл корабль тотчас.

(Передвигаемся по группе, имитирую движение веслами)

Воспитатель: Вот и приплыли мы домой. Ребята с какой цифрой мы с вами сегодня познакомились? (Цифра пять)

Что еще мы с вами делали на занятии (Ответы детей)

Что вам  понравилось?

А хорошо ли себя вела Машенька в лесу? (Ответы  детей)

Молодцы, ребята!

Список литературы:

1. Е.В.Колесникова; методическое пособие «Математика для детей 4-5 лет», М., Творческий центр, 2012 .

2. Помораева И.А., Позина В.А., «Формирование элементарных математических представлений младшей группы». Для занятий с детьми 3-4 лет. М.: Мозаика- синтез, 2015г.

3. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 331 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие за елочкой»

Задачи:Образовательные.Уточнить и закрепить знания детей о частях суток, временах года.Упражнять в умении определять местоположение предмета от себя.Упражнять в количественном и порядковом счете до 5....

Конспект занятия №1 по ФЭМП в средней группе "Бабочки и утята"

Звнятие проходит в игровой занимательной форме. Дети увлеченно играют с бабочками, цветами, утятами, не замечая, что их обучают. Самостоятельно замечают ошибки в действиях героев, исправляют их, закре...

Конспект занятия по познанию ФЭМП в средней группе «Мишка в преддверии праздника»

Задачи:Образовательные:Продолжать формировать умение: - устанавливать равенство между группами предметов, когда предметы расположены непривычно;- определять равенство и неравенство предметов, нах...

Конспект занятия ОД по ФЭМП в средней группе на тему: «Теремок» с учетом ФГОС

Конспект занятия ОД по ФЭМП в средней группе на тему: «Теремок» с учетом ФГОС...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Приключение Машеньки»

Закрепить представления детей о чрезвычайных  ситуациях и опасных предметах...

Конспект занятия по формированию ФЭМП на тему: «Помощь Весне» в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по формированию ФЭМП на тему:«Помощь Весне» в подготовительной к школе группе.Воспитатель:  Ищенко Л.Ф.Образовательная область: «Познавательное развитие»....

План–конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «По следам колобка» в средней группе для детей с ЗПР.

Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей с ЗПР среднего возраста. Цель: формирование элементарных математических представлений через игровые действия с использование...