Программа кружка
материал (средняя группа)

Программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка Грамотейка29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Обусинская средняя общеобразовательная школа-интернат имени А.И.Шадаева”, структурное подразделение

“Обусинский детский сад”

Рабочая программа кружка

«Грамотейка»

Возраст воспитанников 5-7 лет

2022-2023г

        Составила: воспитатель

Мантыкова Л.Л.

Обуса. 2022г

Актуальность.

Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.

Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины школьников испытывают трудности в овладении грамотой. Следуя рекомендациям психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо:

требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей грамоте;

появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе;

занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Цель. Подготовить дошкольников к обучению грамоте

Задачи:

Обучающие

  • Формирование у детей общую ориентированность в звуковой системе языка
  • Обучение звуковому анализу слова

Развивающая

  • Развивать широкое фонематическое внимание и слух;
  • Развивать коммуникационные навыки, словарный запас, правильную речь
  • Готовить руку к письму.

Перспективное планирование кружка «Грамотейка»

  № занятия

Тема занятия

Цель

Часы

Сентябрь

1

Введение понятия «слово». Линейность и протяжность слов. Ознакомление с тетрадью в клетку

-давать знание о словесном составе речи; о том, что слов много;

-знакомить с линейностью и протяжностью слов;

-изучать тетрадь в клетку  

-развивать мелкую моторику

-вводить термин «слово»

1

2

Слова как выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введения понятия «предложение»

-формировать понятия того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения;

- поощрять речевую активность в  словесных играх;

-обучать правильному захвату орудия письма;

-упражнять в ориентировке на листе бумаги

1

Октябрь

3

«Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки

-учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; образовывать однокоренные слова; использовать в речи предложения;

-упражнять в составлении предложений и деление их на части (слова);знакомить с графическим изображением предложения на доске;

-осваивать правила штриховки геометрических фигур

1

4

Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур

-развивать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме;

-упражнять детей в выделении предложений из текста; составление рассказа небольших предложений

1

5

Работа с текстом сказки. Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов

-закреплять знания о предложении;

Упражнять умение находить короткие предложения в знакомом тексте;

-учить составлять предложения по «Живой модели»;

-осваивать знания о многозначности слов;

-развивать ориентировку на листе бумаги

1

6

Деление слов на слоги. Составление рассказа из опорных слов

-учить детей делить на слоги двусложные слова; называть слова с заданным количеством слогов;

-упражнять в придумывании рассказа на определенную тему, использовать слова- опоры и графическую схему предложений; развивать глазомер и мелкую моторику

1

Ноябрь

7

Введение термина «слоги». Ознакомление с односложными словами

-учить детей осознавать и подбирать рифму;

-упражнять в делении слов на части;

-осваивать термин «слоги»;

-знакомить с односложными словами;

-составлять предложения с опорой на литературный текст;

-развивать глазомер и мелкую моторику

1

8

Деление слов на слоги и составление из слогов слово. Работа с литературным текстом. Составление предложений

-упражнять детей в делении слов на слоги;

-закреплять умение составлять слова из слогов;

-закреплять умение составлять слова из слогов;

-учить внимательно слушать и понимать на слух текст рассказа; отвечать на вопросы по содержанию текста; отвечать на вопросы по содержанию текста;

-отрабатывать составление предложений по опорным словам;

-развивать мелкую моторику

1

9

Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук». Работа с литературным текстом. Составление предложений

-закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;

-обращать внимание на звуковую сторону слова;

-вводить термин «звук» в активный словарь;

- учить детей внимательно слушать и понимать на слух текст стихотворения; придумывать последние слова, которые рифмовались бы со словом предыдущей строки;

-упражнять в составлении предложений по опорным словам;

-закреплять правила штриховки

1

10

Определение количества слогов в словах. Нахождение определенного звука в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука. Работа с литературным текстом. Составление предложений

-упражнять детей в определении количества слогов в словах; составлении предложений и их графической записи;

-закреплять знания о предложении

-учить находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук; внимательно слушать и понимать на слух текст рассказа, отвечать на вопросы по содержанию текста;

-развивать мелкую моторику

1

Декабрь

11

Нахождение местоположения звука в слове. Работа с литературным текстом. Пословицы о дружбе.

-закреплять в процессе игры знания детей о предложении;

-учить внимательно, слушать и понимать на слух текст рассказа; отвечать на вопросы по содержанию текста;

-обогащать активный словарь пословицами о дружбе

1

12

Составление узора из горизонтальных и вертикальных линий

-упражнять в нахождении звуков, чаще всего встречающихся в стихотворении; произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове (первый, в середине, последний)

-отрабатывать рисование узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий

1

13

Деление на слоги двух и трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений

-продолжать учить детей делить на слоги двух- и трехсложные слова;

-тренировать отчетливо произносить каждую часть слова;

-упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах;

-учить выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу;

-развивать мелкую моторику

1

14

Определение заданного звука в любой части слова. И составление предложений по заданию

-продолжать учить детей делить слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова;

-тренировать самостоятельно, находить слова с заданными звуками. Находящимися в любой части слова;

- учить составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука

1

Январь

15

Ознакомление со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау»

-составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука;

-развивать мелкую моторику, координацию речи с движениями

1

16

Составление из отдельных предложений рассказа. Звуков Анализ слова «мак». Ориентировка на бумаге

-учить составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;

-знакомить детей со звуковым составом слова «мак»;

-учить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;

-продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

-развивать мелкую моторику

1

Февраль

17

Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов   по звуковому составу. Составление предложений по заданию

-учить детей пересказывать текст по опорным словам;

-продолжать учить внимательно, слушать и понимать на слух текст рассказа;

-тренировать умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава;

-упражнять в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;

-закреплять представление о предложении;

-развивать мелкую моторику

1

18

Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «дым».

Составление предложений с соединительным союзом «и»

-побуждать детей внимательно слушать литературный текст, активно отвечать на вопросы, самостоятельно делать умозаключения;

-учить производить звуковой анализ слова «дым»;

-продолжать учить находить в словах одинаковые звуки;

-упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте;

-развивать тонкую моторику, координацию речи с движением;

-Учить составлять предложение из трех слов с соединительным союзом «и»; -формировать элементарные графические умения

1

19

Работа с литературным текстом. составлять предложение из трех слов с соединительным союзом «и»; Введение понятия «гласный звук»

-учить детей рассуждать и правильно отвечать  на вопросы, обосновывая свои предположения;

-осваивать звуковой анализ слова «сыр»;

-сравнивать по звуковому составу слова «сыр» и «дым»;

-знакомить с понятием «гласный звук»;

-продолжать составлять предложение из трех слов с соединительным союзом «и»

1

20

Беседа о зиме. Составление предложений из двух, трех, четырех слов с соединительным союзом «и»;

-расширять представление о зиме;

-учить самостоятельно производить звуковой анализ слова шар;

-продолжать находить в словах одинаковые звуки, называть слова с определенным звуком в заданном месте;

-упражнять в составление предложений из двух, трех, четырех слов с соединительным союзом «и»;

1

Март

21

Беседа по «Сказке о двух снах» Н. Абрамцевой. Звуковой анализ слова «сон» и «сын». Словоизменение

-Учить детей слушать и слышать, отвечать на вопросы по содержанию сказки близко к тексту;

находить сходство и различие слов по звуковому составу;

-закреплять умение интонационно выделять звук в слове;

-отрабатывать звуковой анализ на примере слов «сон», «сын»

 1

22

Деление предложений на слова (на слух). Подбор определений к существительным. Составление графической схемы предложений с предлогами

-упражнять детей в делении предложений на слова и составлении текста из отдельных предложений; в подборе определений к существительным;

-учить составлять графическую схему предложений с предлогами, пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему;

-продолжать учить детей ориентироваться в тетради в клетку;

-развивать мелкую моторику и глазомер

1

23

Беседа по тексту р.н.с. «Каша из топора» развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук»

-продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя словами из текста сказки; «записывать предложение графически;

-прививать интерес к сочинительству;

-упражнять в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям

1

24

Составление рифмованных строк по памяти. Загадки о зиме звуковой анализ слов «Нос» и «рот». Закрепление понятий «согласный звук»

-учить детей составлять рифмованные строки по памяти; рассуждать при отгадывании загадок;

-упражнять в подборе однокоренных слов;

-закреплять звуковой анализ; понятие «согласный звук»;

-развивать мелкую моторику

1

Апрель

25

Составление рифмованных строк по памяти. Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит»

-продолжать учить детей составлять рифмованные строки по памяти;

-формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит»;

-акцентировать мягкость звука (к) в слове «кит»,добиваться правильного произношения этого звука;

-формировать правильный захват орудия письма и элементарные графические умения

1

26

Составление предложений с опорой на литературный текст. Закрепление понятий «мягкий согласный звук». Деление на слоги двух и трехсложных слов. Загадки о явлениях в природе

-учить составлять предложения с опорой на литературный текст; Делить на слоги двух и трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;

-развивать фонематический слух: учить на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах. Произносить эти звуки изолированно;

-продолжать формировать правильный захват орудия письма;

-развивать мелкую моторику, творчество, фантазию;

-упражнять в рассуждениях при отгадывании загадок

1

27

Подбор рифмы к последнему слову. Звуковой анализ слова «осы». Пальчиковые игры. Пословицы и поговорки про небо

-учить детей подбирать рифму к последнему слову в незначительной строчке загадки; произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; учить понимать и объяснять смысл поговорок и пословиц;

-знакомить со звуковой схемой слова «осы»;

-развивать мелкую моторику пальчиковыми играми;

-активизировать словарь

1

28

Подбирать рифму к последнему слову. Звуковой анализ слово «роза». Ознакомление со слогообразующей ролью гласных звуков. Пословицы и поговорки о солнце

-продолжать учить детей подбирать рифму к последнему слову; понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок;

-учить производить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;

-формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее

1

Май

29

«Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна». Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики

- расширять представления о признаках весны;

-развивать доказательную речь при отгадывании загадок о весне;

-продолжать обучение звуковому анализу слов, состоящих из четырех звуков

1

30

Подбор недостающего слова в рифму. Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой анализ слов «луна» и «лиса». Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики

- продолжать учить детей подбирать в рифму недостающие слова;

-учить называть объект по описанию; сравнивать слова по звуковому составу

-упражнять в проведении звукового анализа слова «муха»

1

31

Составление предложений с заданными словами. Звуковой анализ словами. Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики

-учить детей составлять предложения с заданными словами;

-упражнять в проведении звукового анализа слова «муху»;

-продолжать формировать правильный захват орудия письма

1

32

Подбор определений к существительным. Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики.

-обогащать активный словарь детей всеми частями речи;

-продолжать учить рассуждать, аргументировать, отстаивая свои суждения;

-учить составлять предложения с заданными словами

1

        

Список литературы:

1. «Занимательное азбуковедение» В.В. Волиной М: «Просвещение», 1994г.

  1. Тетрадь Обучение грамоте: «Учим звуки и буквы» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г
  2. Тетрадь Обучение грамоте: «Читаем слова и предложения» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...