Программа кружка
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Обусинская средняя общеобразовательная школа-интернат имени А.И.Шадаева”, структурное подразделение
“Обусинский детский сад”
Рабочая программа кружка
«Грамотейка»
Возраст воспитанников 5-7 лет
2022-2023г
Составила: воспитатель
Мантыкова Л.Л.
Обуса. 2022г
Актуальность.
Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её (Б.Г. Ананьев). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду.
Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины школьников испытывают трудности в овладении грамотой. Следуя рекомендациям психолога Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо:
требования начальной школы стали выше и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей грамоте;
появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе;
занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.
Психологи и логопеды, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Цель. Подготовить дошкольников к обучению грамоте
Задачи:
Обучающие
- Формирование у детей общую ориентированность в звуковой системе языка
- Обучение звуковому анализу слова
Развивающая
- Развивать широкое фонематическое внимание и слух;
- Развивать коммуникационные навыки, словарный запас, правильную речь
- Готовить руку к письму.
Перспективное планирование кружка «Грамотейка»
№ занятия | Тема занятия | Цель | Часы |
Сентябрь | |||
1 | Введение понятия «слово». Линейность и протяжность слов. Ознакомление с тетрадью в клетку | -давать знание о словесном составе речи; о том, что слов много; -знакомить с линейностью и протяжностью слов; -изучать тетрадь в клетку -развивать мелкую моторику -вводить термин «слово» | 1 |
2 | Слова как выражение наших мыслей. Составление из слов предложений. Введения понятия «предложение» | -формировать понятия того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; - поощрять речевую активность в словесных играх; -обучать правильному захвату орудия письма; -упражнять в ориентировке на листе бумаги | 1 |
Октябрь | |||
3 | «Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки | -учить правильно согласовывать существительные с прилагательными; образовывать однокоренные слова; использовать в речи предложения; -упражнять в составлении предложений и деление их на части (слова);знакомить с графическим изображением предложения на доске; -осваивать правила штриховки геометрических фигур | 1 |
4 | Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур | -развивать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме; -упражнять детей в выделении предложений из текста; составление рассказа небольших предложений | 1 |
5 | Работа с текстом сказки. Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов | -закреплять знания о предложении; Упражнять умение находить короткие предложения в знакомом тексте; -учить составлять предложения по «Живой модели»; -осваивать знания о многозначности слов; -развивать ориентировку на листе бумаги | 1 |
6 | Деление слов на слоги. Составление рассказа из опорных слов | -учить детей делить на слоги двусложные слова; называть слова с заданным количеством слогов; -упражнять в придумывании рассказа на определенную тему, использовать слова- опоры и графическую схему предложений; развивать глазомер и мелкую моторику | 1 |
Ноябрь | |||
7 | Введение термина «слоги». Ознакомление с односложными словами | -учить детей осознавать и подбирать рифму; -упражнять в делении слов на части; -осваивать термин «слоги»; -знакомить с односложными словами; -составлять предложения с опорой на литературный текст; -развивать глазомер и мелкую моторику | 1 |
8 | Деление слов на слоги и составление из слогов слово. Работа с литературным текстом. Составление предложений | -упражнять детей в делении слов на слоги; -закреплять умение составлять слова из слогов; -закреплять умение составлять слова из слогов; -учить внимательно слушать и понимать на слух текст рассказа; отвечать на вопросы по содержанию текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; -отрабатывать составление предложений по опорным словам; -развивать мелкую моторику | 1 |
9 | Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук». Работа с литературным текстом. Составление предложений | -закреплять умение подбирать к существительному прилагательное; -обращать внимание на звуковую сторону слова; -вводить термин «звук» в активный словарь; - учить детей внимательно слушать и понимать на слух текст стихотворения; придумывать последние слова, которые рифмовались бы со словом предыдущей строки; -упражнять в составлении предложений по опорным словам; -закреплять правила штриховки | 1 |
10 | Определение количества слогов в словах. Нахождение определенного звука в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука. Работа с литературным текстом. Составление предложений | -упражнять детей в определении количества слогов в словах; составлении предложений и их графической записи; -закреплять знания о предложении -учить находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук; внимательно слушать и понимать на слух текст рассказа, отвечать на вопросы по содержанию текста; -развивать мелкую моторику | 1 |
Декабрь | |||
11 | Нахождение местоположения звука в слове. Работа с литературным текстом. Пословицы о дружбе. | -закреплять в процессе игры знания детей о предложении; -учить внимательно, слушать и понимать на слух текст рассказа; отвечать на вопросы по содержанию текста; -обогащать активный словарь пословицами о дружбе | 1 |
12 | Составление узора из горизонтальных и вертикальных линий | -упражнять в нахождении звуков, чаще всего встречающихся в стихотворении; произносить слова, выделяя голосом нужный звук; находить место звука в слове (первый, в середине, последний) -отрабатывать рисование узора, состоящего из вертикальных и горизонтальных линий | 1 |
13 | Деление на слоги двух и трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение из текста предложений | -продолжать учить детей делить на слоги двух- и трехсложные слова; -тренировать отчетливо произносить каждую часть слова; -упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах; -учить выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу; -развивать мелкую моторику | 1 |
14 | Определение заданного звука в любой части слова. И составление предложений по заданию | -продолжать учить детей делить слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова; -тренировать самостоятельно, находить слова с заданными звуками. Находящимися в любой части слова; - учить составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука | 1 |
Январь | |||
15 | Ознакомление со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «ау» | -составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука; -развивать мелкую моторику, координацию речи с движениями | 1 |
16 | Составление из отдельных предложений рассказа. Звуков Анализ слова «мак». Ориентировка на бумаге | -учить составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ; -знакомить детей со звуковым составом слова «мак»; -учить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; -продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; -развивать мелкую моторику | 1 |
Февраль | |||
17 | Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию | -учить детей пересказывать текст по опорным словам; -продолжать учить внимательно, слушать и понимать на слух текст рассказа; -тренировать умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава; -упражнять в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему; -закреплять представление о предложении; -развивать мелкую моторику | 1 |
18 | Работа с литературным текстом. Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и» | -побуждать детей внимательно слушать литературный текст, активно отвечать на вопросы, самостоятельно делать умозаключения; -учить производить звуковой анализ слова «дым»; -продолжать учить находить в словах одинаковые звуки; -упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном месте; -развивать тонкую моторику, координацию речи с движением; -Учить составлять предложение из трех слов с соединительным союзом «и»; -формировать элементарные графические умения | 1 |
19 | Работа с литературным текстом. составлять предложение из трех слов с соединительным союзом «и»; Введение понятия «гласный звук» | -учить детей рассуждать и правильно отвечать на вопросы, обосновывая свои предположения; -осваивать звуковой анализ слова «сыр»; -сравнивать по звуковому составу слова «сыр» и «дым»; -знакомить с понятием «гласный звук»; -продолжать составлять предложение из трех слов с соединительным союзом «и» | 1 |
20 | Беседа о зиме. Составление предложений из двух, трех, четырех слов с соединительным союзом «и»; | -расширять представление о зиме; -учить самостоятельно производить звуковой анализ слова шар; -продолжать находить в словах одинаковые звуки, называть слова с определенным звуком в заданном месте; -упражнять в составление предложений из двух, трех, четырех слов с соединительным союзом «и»; | 1 |
Март | |||
21 | Беседа по «Сказке о двух снах» Н. Абрамцевой. Звуковой анализ слова «сон» и «сын». Словоизменение | -Учить детей слушать и слышать, отвечать на вопросы по содержанию сказки близко к тексту; находить сходство и различие слов по звуковому составу; -закреплять умение интонационно выделять звук в слове; -отрабатывать звуковой анализ на примере слов «сон», «сын» | 1 |
22 | Деление предложений на слова (на слух). Подбор определений к существительным. Составление графической схемы предложений с предлогами | -упражнять детей в делении предложений на слова и составлении текста из отдельных предложений; в подборе определений к существительным; -учить составлять графическую схему предложений с предлогами, пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему; -продолжать учить детей ориентироваться в тетради в клетку; -развивать мелкую моторику и глазомер | 1 |
23 | Беседа по тексту р.н.с. «Каша из топора» развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук» | -продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя словами из текста сказки; «записывать предложение графически; -прививать интерес к сочинительству; -упражнять в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям | 1 |
24 | Составление рифмованных строк по памяти. Загадки о зиме звуковой анализ слов «Нос» и «рот». Закрепление понятий «согласный звук» | -учить детей составлять рифмованные строки по памяти; рассуждать при отгадывании загадок; -упражнять в подборе однокоренных слов; -закреплять звуковой анализ; понятие «согласный звук»; -развивать мелкую моторику | 1 |
Апрель | |||
25 | Составление рифмованных строк по памяти. Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит» | -продолжать учить детей составлять рифмованные строки по памяти; -формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит»; -акцентировать мягкость звука (к) в слове «кит»,добиваться правильного произношения этого звука; -формировать правильный захват орудия письма и элементарные графические умения | 1 |
26 | Составление предложений с опорой на литературный текст. Закрепление понятий «мягкий согласный звук». Деление на слоги двух и трехсложных слов. Загадки о явлениях в природе | -учить составлять предложения с опорой на литературный текст; Делить на слоги двух и трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова; -развивать фонематический слух: учить на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах. Произносить эти звуки изолированно; -продолжать формировать правильный захват орудия письма; -развивать мелкую моторику, творчество, фантазию; -упражнять в рассуждениях при отгадывании загадок | 1 |
27 | Подбор рифмы к последнему слову. Звуковой анализ слова «осы». Пальчиковые игры. Пословицы и поговорки про небо | -учить детей подбирать рифму к последнему слову в незначительной строчке загадки; произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме; учить понимать и объяснять смысл поговорок и пословиц; -знакомить со звуковой схемой слова «осы»; -развивать мелкую моторику пальчиковыми играми; -активизировать словарь | 1 |
28 | Подбирать рифму к последнему слову. Звуковой анализ слово «роза». Ознакомление со слогообразующей ролью гласных звуков. Пословицы и поговорки о солнце | -продолжать учить детей подбирать рифму к последнему слову; понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок; -учить производить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков; -формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее | 1 |
Май | |||
29 | «Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна». Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики | - расширять представления о признаках весны; -развивать доказательную речь при отгадывании загадок о весне; -продолжать обучение звуковому анализу слов, состоящих из четырех звуков | 1 |
30 | Подбор недостающего слова в рифму. Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой анализ слов «луна» и «лиса». Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики | - продолжать учить детей подбирать в рифму недостающие слова; -учить называть объект по описанию; сравнивать слова по звуковому составу -упражнять в проведении звукового анализа слова «муха» | 1 |
31 | Составление предложений с заданными словами. Звуковой анализ словами. Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики | -учить детей составлять предложения с заданными словами; -упражнять в проведении звукового анализа слова «муху»; -продолжать формировать правильный захват орудия письма | 1 |
32 | Подбор определений к существительным. Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики. | -обогащать активный словарь детей всеми частями речи; -продолжать учить рассуждать, аргументировать, отстаивая свои суждения; -учить составлять предложения с заданными словами | 1 |
Список литературы:
1. «Занимательное азбуковедение» В.В. Волиной М: «Просвещение», 1994г.
- Тетрадь Обучение грамоте: «Учим звуки и буквы» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г
- Тетрадь Обучение грамоте: «Читаем слова и предложения» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...