Образовательная область | «Познавательное развитие» ФЭМП |
Возраст детей, группа | Младшая группа 3-4 года |
Тип НОД | Интегрированный : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, конструирование), «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», |
Тема НОД | « В мире математики» |
Цель | Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, ни одного; понимать вопрос «Сколько?» Закрепить понятия: большой, маленький. Закрепить умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении предметов по длине способом приложения, обозначать результат сравнения словами длинная-короткая. Упражнять в сравнении предметов по ширине, обозначать результат сравнения словами широкий-узкий. Воспитывать желание отвечать на вопросы воспитателя, дружелюбное отношение в группе. Развитие диалогической речи. Образовательные: -Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и находить сходство и различия между ними. -Закрепить умения сравнивать предметы по цвету (одинаковые - разные), количеству (один, много, больше, меньше, поровну), размеру (большой - маленький), величине (короткий- длинный), и обозначать результаты сравнения соответствующими словами; -Упражнять в знании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и умении находить их; Развивающие: -Развивать внимание, мышление, воображение, память. Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи. Воспитывать самостоятельность. |
Задачи | Закрепление и обобщение пройденного материала. |
Материал | Материал к занятию: плоскостной поезд без окон и колес , детали колес, большое колесо, геометрические фигуры ,(круги, квадраты, треугольники, ромб, прямоугольник, билеты в форме геометрических фигур, конверт с письмом, мешочек, кукла Соня, детали для постройки мостиков( широкие, узкие, длинные, короткие), раскраски по количеству детей, картинки грузового и пассажирского поезда |
Предполагаемый результат | Проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических и развивающих играх, отвечает на вопросы педагога, проявляет интерес к окружающим предметам разной формы, проявляет положительные эмоции при физической активности. |
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию | Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. | Организационный момент:
В-посмотрите ребята, что это? Д-ответы В-правильно это конверт, а какой формы этот конверт? Д-ответы В-прямоугольной, а в нем письмо от Сони, давайте прочитаем его, она пишет, что приглашает нас с вами к ней в гости и отправила вам билеты, но эти билеты не обычные, они у нас с вами разной геометрической формы, В- интересно, на какой вид транспорта она купила нам билетики, ребята посмотрите, на них и вы поймете на коком транспорте мы с вами поедим в гости. (Дети рассматривают билетики, и называют что билеты на поезд) В- правильно, мы с вами отправимся в гости к Соне на поезде, А как вы думаете, мы с вами поедем в гости на грузовом или пассажирском поезде? Д-ответы (Пассажирском) В- правильно, так как мы с вами пассажиры с билетами мы поедим на пассажирском поезде, а на грузовом везут груз и нам на нем ехать нельзя, это опасно | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы. Получают сообщение | Интерес к познавательной деятельности
| Ответы детей |
II. Затруднение в ситуации | Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление.
| В.- Беремся за руки парами и идем дружно на вокзал, (дети заходят в группу) перед ними магнитная доска с плоскостным поездом. В. Ой, посмотрите, а наш поезд не готов к нашей поездке, что ж нам делать, ведь Соня живет очень далеко. В. Как же нам быть? Как мы доберемся? да и Соня огорчится если мы не приедем к ней в гости, ведь она нас ждет. Д. ответы (Можно его отремонтировать) В. Правильно ребята, поезд можно отремонтировать и отправится в путь, посмотрите, вот перед нами лежат различные геометрические фигуры, давайте с вами с вами попытаемся найти те фигуры которые нам необходимы, (на столе лежат разного размера круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, ) В. Ребята хорошо посмотрите сколько здесь фигур и назовите какие фигуры нам с вами необходимо для колес поезда? Д.- ответы | Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему. | Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения. | Наблюдение в процессе работы |
III.Актуализация знаний | Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции. Развивать представления детей о способе создания информационного издания, его назначении. | В- Почему нельзя взять и поставить квадрат, треугольник? В- Ответы В- Правильно, для того чтоб поезд двигался нам необходимо взять круг, а сколько у нас колес? Д.- много, В.- А колеса у нас разного размера будут? Д.- Ответы. В.- Колеса у вагончиков должны быть одного размера, а у паровоза одно колесо большое, а два маленьких. Посмотрите мы с вами подобрали поезду нужные колеса, можно отправляться в путь или нет? | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. | Выбор вариантов деятельности из имеющегося личного опыта. | Выполнение заданий |
IV. Открытие нового знания или способа действий | Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде.
| В-У нашего поезда нет еще окон, ведь будет холодно, где ж нам взять окошки для наших вагончиков? Ребята, а у нас с вами билетики не простые, если посмотрим, то их можно использовать вместо окошек для нашего поезда. (Дети подбирают окошки для вагончиков) В.-Вот наш поезд готов и мы с вами отправляемся в путь, (Дети строятся друг за другом) П.и «Поезд» В.-Посмотрите, что это? Д.-Речка, В. Как же нам перейти на другую сторону, ведь вода в реке холодная, и река широкая В.-что ж нам сделать, перепрыгнуть не сможем, перешагнуть тоже, Д –построить мостик. В .- правильно, у нас есть детали для постройки мостика, и они разного размера, какие они? Д .-ответы (Широкие, узкие, длинные, короткие) (Дети строят мостик, воспитатель спрашивает какого размера у них детали для постройки мостика.) В.- Мы с вами построили мостики, какие они, одинаковые или разные? Д. -ответы (один длинный и узкий, другой длинный и широкий) В.- А по какому мостику нам проще пройти, по узкому или широкому? Д. -ответы (по широкому) | Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения. | Усвоение общего способа действий.
| Наблюдение за процессом деятельности. |
V. Введение новых знаний в систему знаний | Закреплять новые знания и способы их применения. | В.- Вот мы и дошли к нашей Соне, С. -Ребята у меня есть волшебный мешочек, и там для вас задание, Вы достаете один предмет и называете, какой он формы, цвета, размера. Д/и «Назови геометрические фигуры » С.- Какие вы молодцы, а вы знаете как называются круг, квадрат, треугольник одним словом? Д. -геометрические фигуры
| Называют геометрические фигуры | Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта. | Соблюдение правил в работе по проведению опыта |
VI Осмысление (итог) |
Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности |
| Рефлексия В.- Ребята, а что мы сегодня с вами делали, как мы добрались до Сони, чем мы с вами занимались? С.-А для вас у меня есть подарки, (раскраски с геометрическими фигурами)
| Дети собираются около воспитателя, Отвечают на вопросы воспитателя. | Самооценка | Ответы детей. |