" Занимательный материал в развитии элементарных математических представлений дошкольников "
консультация по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_matematike.docx | 14.17 КБ |
Предварительный просмотр:
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнение, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе : « Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребёнка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок, даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь многообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также и признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нём условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида. Математическое развлечение: головоломки, числовые курьёзы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки представлены арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (на разрезание), буквенными (аннаграмы, кроссворды, шарады), старинными головоломками, рассчитанными на игру фантазии и воображения. Математические игры: математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им. Разновидностью математических игр и задач являются логические игры и упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: « Найди недостающую фигуру», « Чем отличаются?», « Мельница», « Лиса и гуси» и др. Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений в самостоятельной деятельности.
Использование занимательного материала на занятиях по математике.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления. Закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке. Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель: Сложить, найти нужную фигуру, преобразовать её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...
Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...
Роль занимательных игр для развития элементарных математических представлений у дошкольников.
Без игры нет и не может быть полноценного...
Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...
Доклад "РОль занимательных игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника"
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный ми ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. И...
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников
В статьепредставлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...