Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"
статья ( группа) по теме
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Как научить ребенка думать? Очевидно, что учить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. Таковыми являются проблемная ситуация и поисково-познавательная деятельность, активизирующие самостоятельный поиск решений. И здесь необходимо использовать различные приемы, учитывающие степень самостоятельности детей: система вопросов, наводящие вопросы или задачи – подсказки, неполное решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_solovevoy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет»
(из опыта работы)
Н.И.Соловьева
Воспитатель МДОУ детский сад № 162
Приокского района г.Н.Новгорода
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Как научить ребенка думать? Очевидно, что учить ребенка думать можно лишь в ситуации, требующей размышления. Таковыми являются проблемная ситуация и поисково-познавательная деятельность, активизирующие самостоятельный поиск решений. И здесь необходимо использовать различные приемы, учитывающие степень самостоятельности детей: система вопросов, наводящие вопросы или задачи – подсказки, неполное решение.
Включаясь в решение проблемных ситуаций, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразуя и группируя объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами. Так ребенок открывает мир чисел и фигур.
Взаимодействуя с детьми, мы обращаемся как к традиционным подходам в математической подготовке детей, так и к нестандартным современным направлениям. При этом всегда старались помнить, что содержание деятельности по математическому развитию ребенка при любом подходе должно бать занимательным, соответствовать его возрастным особенностям, обеспечивать дальнейшее развитие. Формы и методы работы выбирали с точки зрения игрового освоения мира. Также уделяли большое внимание развитию мышления и творческих способностей ребенка. Ведь дети должны не просто исследовать различные математические объекты, а придумывать образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Большой интерес у детей вызывают Палочки Кюизенера. Каждый раз используя эти игры ребенок учится переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
С помощью счетных палочек формируем геометрические представления и развиваем пространственное воображение. Это упражнения на построение простых фигур (треугольник из шести палочек), задачи на преобразование фигур (убери одну палочку, чтобы получилось два треугольника и т.д.), задачи на построение сложных фигур (построить два квадрата из семи палочек). Также дети из палочек любят составлять цифры, геометрические узоры и т.д.
Использование схем помогает детям понять смысл и значение арифметических действий, формирует умение анализировать и решать задачи. Ребенок может зарисовать не только конкретную задачу, но и составить, изменяя сюжет, многочисленные задачи, соответствующие данной абстрактной схеме.
Такие игры – головоломки как: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Головоломка Пифагора» развивают пространственные представления, воображения, сообразительность, конструктивное мышление. Из деталей «Танграма» дети выкладывают силуэты человека, животных, буквы, цифры. Игра – головоломка «Листик» дает возможность составлять силуэты различных видов транспорта.
Интересны тетради с печатной основой - «Математика – это интересно». В заданных проблемных ситуациях, ребенок проявляет активность, является участником игрового сюжета: подбирает игрушки, что-то изготавливает новое, предлагает заменить эти предметы. Игровая ситуация насыщена условными предметами, моделями, координатными сетками, таблицами и др.
Дидактические игры также помогают занятие сделать увлекательным, создают радостное настроение у детей. Мы планируем поэтапное распределение игровых моментов на занятии. Так в начале занятия игра должна заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине - решать задачу усвоения темы; а в конце занятия может носить поисковый характер. В любом случае дидактическая игра должна быть доступной, интересной.
В процесс обучения детей элементарным математическим представлениям включаем пословицы, считалки, загадки, сказочные задачки.
Загадки - важно научить ребенка не только отгадывать, но и доказывать правильность отгадки, используя при этом разные способы доказательств («Ножек четыре, шляпка одна. Нужен, коль станет обедать семья» - отгадка предполагает ответ стол. Поинтересуйтесь: «Почему стол? А может это загадка про стул? Ведь у стула тоже 4 ножки и одна шляпка»).
Дети очень любят решать задачки – сказки. Они развивают у детей не только мыслительные процессы, но и учат их воображать, фантазировать. Например, «Пришел доктор – Айболит в лес, на полянку, а там стоит теремок. Весь красивый, как домик – пряник. Там живут дикие животные. Айболит решил проверить здоровые – ли зверушки живут в теремке. Постучал он в теремок, а ему никто не отвечает. Что такое? Вошел доктор – Айболит в теремок и увидел там 3-х больных зайчиков и 1 ежа. Сколько зверушек надо полечить доктору – Айболиту?» Слушая задачку, ребенок живо представляет себе сказочную ситуацию, учится усидчивости и терпению.
Особо интересно нашим детям составлять занимательные задачи по фотографиям. Дети рассматривают фотографии, определяют, кто где сидит, кто от кого дальше, кто к кому ближе (ориентировка в пространстве). Для закрепления порядкового и количественного счета помогают вопросы: «Какой по счету стоит Ксюша от Максима?», «Сколько всего детей на этой фотографии?».
Из современных, нестандартных направлений используем эвристическое направление. (от др.-греч. Heureka – «Я нашел») Эвристическое обучение ориентирует на достижение личного опыта. Для осуществления этой цели используем такие методы, как: когнитивные, креативные и оргдеятельностные
- Когнитивные методы включают в себя:
- вживание – «вселение »ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание » предмета: «Представь себе, что ты число 5 ( условная мерка, треугольник, цилиндр) Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Что тебе нравиться делать? Из чего состоишь?» В результате ребенок получает достоверную информацию о восприятии изучаемого объекта, может выявить ошибки, неточности.
- образное видение – глядя на квадрат, нарисовать, слепить, собрать из конструктора, назвать), на что он похож.
- метод ошибок – здесь ошибка рассматривается как источник противоречий, исключений из правил (когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задаем вопрос: может ли на самом деле 4 быть меньше 3? Да, если 4 и 3 – количественные характеристики объектов разной мерности, 4- количество дней, а 3 – количество недель.)
- Креативные методы это:
- метод придумывания - способ создания неизвестного ранее продукта:
замещения качеств одного объекта качествами другого – яблоко треугольное – какое оно? Может ли таким быть? Как будешь его есть?;
- метод «Если бы…» - даем детям утверждение, меняющее привычную картину мира, предлагаем описать результаты такого изменения: «подумайте, чтобы стало, если бы все плоские фигуры превратились в объемные?»
- гиперболизация – предлагаем увеличить или уменьшить изучаемый объект, его отдельные части или качества. «Придумайте самое большое число или самое маленькое; нарисуйте многоугольник с самым большим количеством углов.
Таким образом, эвристическое обучение раскрывает внешние и внутренние математические закономерности, раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
Для формирования математических представлений адаптируем и используем такие методы и приемы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) как:
Проблемные ситуации - выделяются из любимых произведений. Например, сказка «Репка»- если бы репка выросла маленькая, сколько человек потребовалось для того, чтобы ее вытащить? А если бы репка была огромная? Как поступила бы бабка, если внучка ушла гулять? И т.д.
Логические ТРИЗ–упражнения дают детям навыки системного анализа. Например, «Поиск общих признаков»: взять два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, и найти для них как можно больше общих признаков. Например, поиск общих признаков для объектов «четыре» и «трапеция»: «Четыре» состоит из четырех единиц и двух меньших чисел (1и 3 или 2 и 2); похож на букву Ч; может украшать одежду, указывать размер обуви и т.д.
- «Поиск противоположного объекта»: назвать объект и как можно больше объектов, ему противоположных. Например, «круг» - квадрат, треугольник, трапеция, многоугольник.
Специальные ТРИЗ - игры - особенно нравятся детям: «Хорошо-плохо», «Что во что входит», линейка «Да-Нет-ка».
Линейка «Да-Нет-ка»: используется для закрепления цифр, обучения ориентировки в пространстве. Педагог загадывает какой – то «секрет», дети его разгадывают. Для этого они задают вопросы в такой форме, чтобы педагог мог ответить «да» или «нет».
«Хорошо - плохо»: называется как можно больше плохих и хороших сторон объекта. Например, «Треугольник» - «хорошо»: похож на крышу, зонтик, устойчивый; «плохо»: колется, не катается.
Используемые нами направления предполагают также возможность взаимодействия не только педагогов, но и родителей с детьми.
Выбранные занимательные, нестандартные дидактические средства в математическом развитии ребенка сделали путешествие наших детей в мир чисел и геометрических фигур увлекательным, полезным; обеспечили эффективность формирования математических представлений у каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...
Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольников
В статьепредставлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...
Сообщение из опыта работы на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений"
Цель работы – способствовать использованию занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений.Эти задачи решаются в процессе ознакомления д...
"Занимательный материал по формированию элементарных математических представлений у детей через конструирование"
quot;Занимательный материал по формированию элементарных математических представлений у детей через конструирование"...
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...