Конспект занятия по математике : СЧЕТ ДО ДВУХ. ЦИФРЫ 1 и 2. Признаки предметов.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Артемьева С.А.

: СЧЕТ ДО ДВУХ. ЦИФРЫ 1 и 2. Признаки предметов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_schet_do_dvuh._priznaki_predmetov._zanyatie_v_st_gr.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: СЧЕТ ДО ДВУХ. ЦИФРЫ 1 и 2. Признаки предметов.

ЦЕЛЬ:

1. Познакомить с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета.

2. Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

3. Закреплять и обобщать представления детей о свойствах предметов (цвета: красный, желтый, синий; форма: круг

и квадрат; размер: большой, маленький). Учить сравнивать предметы (понятия «одинаковые»  - «разные»).

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Демонстрационный: две коробки с цифрой 1 на крышке, две коробки с цифрой 2, 6 картинок с изображениями морковок (для фланелеграфа).

Геометрический набор (круги и квадраты красного, желтого и синего цветов двух размеров).

Раздаточный - карточки с цифрами 1 и 2, кубики LEGO.

Набор геометрических фигур трех изучаемых цветов, двух изучаемых форм, двух размеров.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Знакомство с цифрами 1 и 2.

Показываю двух зайцев и рассказываю о них историю:

- Жили-были 2 зайца, все у них было поровну. И вот однажды получили они посылку от Незнайки.

Вношу 2 коробки: на одной написана цифра 1, а на другой - цифра 2 (внимание детей на цифрах не фиксируется).

- Как вы думаете, что прислал Незнайка?

Коробки открываются. Там морковки. Их раздают зайцам. Из одной коробки - одну морковку, а из другой - две. Тот заяц, что получил одну морковку, начинает плакать. Почему он плачет? Дети должны догадаться, что у этого зайца меньше морковок.

- Наверное, Незнайка опять все перепутал. Давайте подумаем, как исправить ошибку.

На фланелеграфе выставляю сверху одну морковку, а под ней - две.

- Что же сделать, чтобы зайчик не плакал? (Принести еще одну морковку.)

- Теперь поровну? (Дети  считают морковки: наверху - две, внизу - две. Две и две - поровну. Значит, теперь можно отдать подарок зайчатам.)

- Рассмотрите внимательно коробки. Кто догадается, почему ошибся Незнайка? (Выслушиваю высказывания детей, чтобы выяснить, знают ли они цифры.)

- Взрослые придумали такие значки - цифры. На них можно посмотреть и узнать, сколько в коробке морковок. Вот цифра 1 - она показывает, что в коробке 1 морковка. А это цифра 2 - значит, в коробке 2 морковки. Незнайка не знал цифр - потому и ошибся.

Появляется Незнайка. У него еще 2 коробки с цифрами 1 и 2. Он говорит, что все перепутал, и просит помочь ему разобраться. Дети, снимают одну морковку с фланелеграфа, и кладут в пустую коробку с цифрой 1, две морковки - в коробку с цифрой 2. Таким образом, цифры соотносятся с количеством морковок.

В заключение все 4 коробки с морковками выставляются на столе. Предлагаю Незнайке выбрать коробки, которые он должен был отдать зайцам. Незнайка опять ошибается, дети ему помогают найти коробки с одинаковым количеством морковок (ориентировка по цифрам). Для проверки морковки из коробок вынимаются и пересчитываются.

II. Физкультминутка.

Дети изображают зайчат:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть.

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал.

Зайка прыг - и убежал!

III. Игра: «Строители».

Дети сидят вокруг одного стола, в центре которого кубики LEGO. Прошу взять один кубик любого цвета, а затем еще два кубика такого же цвета и построить две башенки.

- Одинаковые ли башенки у вас получились?

- Чем они отличаются?

- Сколько кубиков в низкой башенке? Положите перед ней цифру.

- Сколько кубиков в высокой башенке? Положите перед ней цифру.

- Назовите цифры по порядку.

IV. Игра «Чем похожи и чем отличаются фигуры»?

Воспитатель  демонстрирует пары геометрических фигур. Сначала показывает круг и квадрат красного цвета.

Воспитатель. Что это за фигуры? (Это круг и квадрат одинакового цвета.)

  • Какого цвета круг и квадрат? (Они оба красного цвета. У них одинаковый цвет.)
  • Одинаковые ли они по форме? (Нет, форма у них разная.)
  • Как это проверить? (Наложить, приложить.) (Демонстрация; вывод: они одинаковой формы.)

Воспитатель  демонстрирует два квадрата красного и желтого цветов одинакового размера.

  • Одинаковы ли эти фигуры по форме? (Да.)
  • Как это проверить? (Наложить, приложить.) (Демонстрация; вывод: они одинаковой формы.)
  • Как называются эти геометрические фигуры? (Это два квадрата: они одинаковой формы и размера.)
  • Как это проверить?
  • Какого цвета этот квадрат? (Показывает квадрат.) (Красный.)
  • А этот? (Показывает квадрат.) (Желтый.) Один квадрат красного, второй—желтого цвета. У них разный цвет.

Воспитатель  показывает два желтых круга разного размера.

  • Как называются эти геометрические фигуры? (Это круги.)
  • Сколько кругов? (Два.)
  • Одинакового ли они размера? (Они разного размера. Один круг большой, а другой—маленький.)
  • Как это проверить? (Наложить. Они отличаются по размеру.)
  • Чем они похожи? (У них одинаковый цвет и форма.)
  • Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. По каким признакам мы группировали эти геометрические фигуры? (По цвету, по форме, по размеру.)

V. Игра «Сравни овощи»

Для демонстрации используются натуральные овощи, муляжи или предметные картинки.

  • Назовите овощи красного цвета. (Помидор, перец, редиска.)
  • Назовите овощи синего цвета. (Баклажаны.)
  • Назовите овощи желтого цвета. (Перец, помидор, кукуруза, картофель, лук, кабачок, патиссон.)
  • Назовите овощи круглой формы. (Картофель, лук, помидор, редиска, репа, редька.)
  • Назовите овощи квадратной формы. (Овощей квадратной формы не существует.)
  • Назовите предметы вокруг нас, которые имеют квадратную форму. (Зеркало, телевизор, компьютер.)

На полке крупная картофелина и мелкая луковица.

  • Сравните картофелину и луковицу. Что у них одинакового? (Цвет и форма.)
  • Чем они отличаются? (Размером: картофель—большой (крупный), луковица—маленькая (мелкая).) (Выставляет на доску большой помидор.)
  • Сравните помидор и картофель. (Помидор крупный, картофелина —мелкая.)
  • Что у них одинаковое? (Форма.)
  • Чем они различаются? (Размером: помидор—большой (крупный), картофелина—маленькая (мелкая) и цветом: помидор— красный, картофелина—желтая).)

VI. Физкультминутка

Игра «Собираем урожай». Дети имитируют действий по словесной инструкции педагога: «Выдергиваем морковь. Срываем

огурцы и помидоры. Выкапываем лук. Срезаем капусту». Движения повторяют 2—3 раза.

VII. Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка набор геометрических фигур трех изучаемых цветов, двух изучаемых форм, двух размеров.

  • Разложите эти фигуры по цвету.
  • Сколько групп у вас получилось? (Три.) Разложите эти фигуры по форме.
  • Сколько групп у вас получилось? (Две.) Разложите эти фигуры по размеру.
  • Сколько групп у вас получилось? (Две.)

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по математике «Счет до четверых. Число 4 и цифра 4» в младшей группе.

Конспект занятий по ФЭМП в младшей группе  "Счет от четырех. Число 4 и цифра 4"....

Конспект занятия по математике "Счет предметов до 8"

Конспект занятия в старшей группе "Счет предметов до 8"...

Конспект занятия по ФЭМП "Счет до 5, цифра 5"

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе...

Конспект занятия по математике в средней группе "Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Установление последовательности событий (части суток). Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже» «самый узкий»

Конспект занятия по математике  в средней группе  ""Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет. Установление последовательности событий (части суток).  Закрепл...