конспект совместной поисково - познавательной и игровой деятельности с детьми 4-5 лет
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Тема конспекта: "Знакомство с объёмными и плоскими предметами и нахождение их в окружающей обстановке". Представленный материал поможет при решении проблемно-игровых и поисковых ситуаций через ппрактическую и игровыю деятельность при ознакомлении детей с объёмными и плоскими предметами и закреплении математических понятий "объёмный", "плоский".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sovm.deyat_._po_teme_ploskiy-obyomnyy-_sayt.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной поисково-познавательной и игровой деятельности
педагога с детьми средней группы (4-5 лет)
Тема: Знакомство с объёмными и плоскими предметами и нахождение их в окружающей обстановке.
Воспитатель: Ярошевич Татьяна Григорьевна
Цели: решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций через практическую и игровую деятельность
Задачи:
Познавательное развитие
- Познакомить детей с понятиями объёма (объёмный - плоский) предметов, развивать навыки сравнения объектов.
- Учить классифицировать окружающие предметы по этому признаку.
- Продолжать учить считать в пределах 3,соотнося число с элементом множества, правильно отвечать на вопрос «Сколько?»
- Развивать логическое и образное мышление, восприятие, внимание, наблюдательность.
Речевое развитие
- Развивать диалогическую форму речи.
- Обогащать лексический словарь новыми словами: опара, объёмное тесто Художественно-эстетическое развитие
- Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира;
- Закрепить умение детей лепить из теста плоскостные и объёмные фигуры.
Социально – коммуникативное развитие
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Воспитывать навык работы в группе: выслушивать и дополнять ответы товарищей.
Физическое развитие
- Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослым.
Методы и приёмы
Наглядные: ИКТ со слайд презентацией; показ; демонстрационные картинки; изображения сказочных персонажей.
Словесные: пояснения, разъяснения, указания; инструкция; вопросы к детям.
Практические: коллективные и индивидуальные упражнения; действия с демонстрационным материалом; самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.
Игровые: сюрпризный момент; имитационные движения; сказочные персонажи.
Оборудование:
ИКТ – проектор, мультимедийный экран; презентация, подготовленная педагогом
Игровое: Кастрюлька с тестом, скалка, доска для теста, 2 сковородки, тарелка.
- Игровые модули: Печь - Духовка, Стол.
- Игровые персонажи: «Колобок», «Блинок».
- Демонстрационные картинки: «сказочных» объёмных и плоских предметов: молодильное яблоко, пузырь, клубочек, скатерть самобранка, ковер-самолет, говорящее зеркальце.
- «Волшебный мешочек» с объёмными и плоскими предметами
Раздаточный материал: Цветное соленое тесто, дощечки для лепки, скалочки, тарелочки, формы для выдавливания.
Предшествующая работа:
- Просмотр мультфильмов по сказкам: «Крылатый, мохнатый, да масляный»; «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»
- Инсценирование сказки «Колобок».
- Рассматривание иллюстраций русских народных сказок с волшебными предметами.
- Рекомендации родителям: познакомить детей со сказками «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»; «Скатерть, баранчик да сума». Обсудить с малышами, какие предметы, и как помогли героям сказок
Вводная часть
Сюрпризный момент - создание образовательной ситуации
(Воспитатель в роли бабушки (в фартуке и платочке) обращается к детям).
Воспитатель: Здравствуйте ребятишки! Здравствуйте гостюшки мои дорогие! Как чувствовала, что гостей будет полон дом, тесто на пироги поставила. Опару на молочке развела, маслица, сметанки добавила, в теплое место поставила. Сейчас, погляжу, подошло ли оно! (Поднимает салфетку и показывает кастрюльку с тестом) Ох, и хорошие пироги будут. Ишь тесто, какое объёмное, пышное получилось. Спросите у меня, что значит «Объёмное»?
Все, что можно обнять называется объёмным. (Приём объяснение термина)
Основная часть. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
Воспитатель: Дай-ка, я сделаю небольшой колобок.
- Ребята, как вы думаете, на что похож Колобок? (Вопрос, вовлекающий детей в беседу)
Дети: Колобок похож на шарик, мячик, апельсин, яблоко, помидор...
Воспитатель оценивает и обобщает ответы детей.
Воспитатель: Правильно вы мне подсказали! Колобок получился у меня круглым, гладким, объёмным. Я могу обнять его своими ладошками. (Показ). Смотрите мои ладошки стали круглыми и приняли форму колобка. Положу его на сковородочку.
- Ой, ребятушки - касатушки, а что произойдет, с другим кусочком объёмного, пышного теста, если я раскатаю его скалочкой? (Приём проблемного обучения)
Воспитатель раскатывает тесто и показывает результат детям.
Воспитатель: Как вы думаете, на что он стал похож?
Дети: Он стал похож на лепешку, кружочек, тарелочку, ....
- А как думает Аделина? Артем?..., (Прием, побуждающий к активизации словаря)
- Вы молодцы, ребята, дали мне много правильных ответов. Наше тесто получилось очень тонким, плоским, как - блин. Я накрою наш «Блинок» другой ладошкой, мои ладошки совсем не изменили форму - они остались прямыми. (Показ).
- Предметы, которые нельзя обнять, называются плоскими. (Приём объяснение термина) Положу и блин на сковородочку
- Кто мне скажет, что лучше видно на сковородках колобок или блин? Почему?
Д е т и: Лучше видно колобок, потому что он круглый. А блин получился тонким, и его не видно.
- Умница Аделина, «Колобок» - объёмный, а «Блинок»- плоский. (Приём положительной оценки)
- Посажу я их в духовку. Пусть пекутся. (Воспитатель использует игровой модуль Плита с духовкой
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Воспитатель: А теперь, кто поможет мне убрать на столе. (Приём индивидуально-подгруппового взаимодействий)
Практическое задание «Объёмный - плоский» - классификации предметов
Воспитатель приглашает 2 детей к столу. И просит одного ребенка убрать на поднос объёмные предметы (скалка, кастрюля), второго – плоские (тарелку, доску для теста) (Приём дифференцированного задания с целью индивидуализации ОД)
Воспитатель: Спасибо за помощь. Но наш «Колобок» и «Блинок» уже испеклись! (вынимает из духовки)
- Ой, да какие они румяные. Положу я их остывать.
Поисковая деятельность - Нахождение плоских и объёмных предметов в окружающей обстановке
Воспитатель: Пока они остывают. Помогите мне найти в нашей группе объёмные предметы. Внимательно посмотрите глазками вокруг, найдите и возьмите эти предметы. (Дети выбирают предметы, разложенные по группе).
Воспитатель проверяет, правильность выполнения задания.
Воспитатель: Ребята назовите свои предметы.
Дети: мяч, барабан, кубики, матрешка, кукла….
- А что в нашей комнате плоское? (Приём, направленный на развитие мышления)
Дети: лист бумаги, осенний листочек, ленточка, линейка, стекло в окне, зеркало, ковер,……..
- Молодцы! присаживайтесь на стульчики
Воспитатель: Ребята! А где наш «Колобок» и «Блинок»? (Высказывание детей)
- Ничего! Они от нас не спрячутся. Возьму я наливное яблочко да покачу его по серебряному блюдечку. (Катает яблоко по блюдцу приговаривая ) «Яблочко наливное покатись, Колобок с Блинком покажись»
Использование ИКТ. Демонстрация презентации с целью решения проблемно-игровых ситуаций, активизации внимания, мыслительной деятельности и речевой активности
1 Слайд с изображением убегающих Колобка» и «Блинка» »
Воспитатель: Ой, смотрите, убежали! Без нас пропадут! Где друзей себе найдут? А, как вы думаете, куда они отправились?
Дети: Они отправились путешествовать. А может, они отправились в сказку!
2 Слайд с изображением волшебных предметов из русских народных сказок (пузырь, клубок, наливное яблочко, «говорящее зеркальце» скатерть самобранка, ковер-самолёт)
Воспитатель: Посмотрите, наши друзья пополи на сказочную поляну. Эти предметы не простые, а волшебные и живут в русских народных сказках и помогают их героям.
- Кто из вас знает, как называются эти предметы? (Дети называют предметы. Педагог называет правильное название сказки, если дети затрудняются вспомнить название)
- Давайте поможем «Колобку» и «Блинку» найти среди них себе друзей!
- Как вы думаете, с кем подружится объёмный «Колобок»
Дети: Колобок может подружиться с пузырем, клубочком, наливным яблочком, потому что они похожи не него.
Воспитатель: Верно. Эти предметы объёмные.
- А кого выберет себе в друзья плоский «Блинок»?
Дети: Он выберет, говорящее зеркальце, скатерть- самобранку, ковер-самолет
Воспитатель: Правильно, Вы у меня такие умницы и умники.
3 Слайд с изображением непроходимого леса и анимационной картинки - книга
Воспитатель: Вот беда! Им не выбраться оттуда никогда! Что же делать ребята? Как помочь? (Приём, побуждающий детей к размышлениям)
Дети высказываю свои предположения. Воспитатель обращает внимание на анимационную книгу на экране.
Воспитатель: Смотрите! Да вот же «Волшебная книга» Может она нам поможет найти ответ как помочь нашим «беглецам».
Читает: «Колобок»? и «Блинок» пройдут волшебный лес только
тогда, когда правильно сосчитают своих друзей.
Воспитатель: У меня есть «фотографии» друзей. (Выкладывает на магнитной доске картинки и предлагает детям назвать, друзей «Колобка» и сосчитать их).
- Катюша как ты узнала, что Колобок нашел 3 друга? (Сосчитала).
(Предлагает 1 ребенку посчитать картинки у доски, а затем спрашивает 2-3 детей с места) (Приём сочетания индивидуальной работы и подгрупповой)
- Сколько друзей нашел Блинок? (3) (счет проводится аналогично) )
- У колобка 3 друга (обводит указкой)
- И у Блинка 3 друга (обводит указкой)
Воспитатель: Что можно сказать о количестве друзей? По сколько их? (Прием, мотивирующий детей к формулировке умозаключения)
Дети: По 3. Поровну. Одинаково.
Воспитатель: А еще можно сказать, что у «Колобка» друзей, столько же, сколько у «Блинка». (Приём уточнения и дополнения ответов детей)
4 Слайд с изображением «Колобка» и «Блинка» у Бабы-Яги
Воспитатель: Посмотрите, наши беглецы попали к Бабе-Яге!
Какое же испытание придумает для них баба-Яга? Как вы думаете ребята?
(Воспитатель выслушивает предположения детей, а затем обращает внимание на волшебный мешочек)
- А вот здесь, какой то мешочек лежит. Интересно, что в нем? (Прием, активизирующий внимание и мыслительную активность детей)
(открывает мешок достаёт записку и читает)
«Колобок» и «Блинок» вернутся в детский сад, если дети правильно выполнять моё задание. Баба-Яга» (Прием игровой мотивации)
Заключительная часть – закрепление материала, подведение итога
Имитационная игра «Не ошибись!»
(Прием осуществления двигательной активности, тематически обусловленный предшествующим видом деятельности и закрепления полученной информации).
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Объясняет, что когда она будет показывать объемный предмет - дети должны соединить руки над головой в замочек (показывает движение), а если плоский предмет - надо руки вытянуть перед собой, ладоши прижаты друг к другу. Уточняет с детьми понимание выполняемого задания. Проводится игра с 6-8 предметами (лист бумаги, сосновая шишка, зеркальце, яблоко, мячик, деревянный круг, неваляшка, линейка)
Воспитатель: Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием.
- А вот и наши беглецы «Колобок» с «Блинком»!
Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, с какими предметами мы познакомились сегодня с помощью Колобка и Блинка и учились находить их в окружающей обстановке (Объёмными и плоскими предметами).
- Вам понравилось выручать наших друзей из разных сказочных ситуаций? (Да)
- Мне тоже понравилось, как Аделина, Василиса и Артем отвечали полными предложениями, как Катя и Дима работали у доски, а Марик и Никита помогли мне разложить предметы на столе. Почти все вы правильно нашли объёмные и плоские предметы в группе.
Плавный вывод детей из организованной образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
Воспитатель: Ребята, наши друзья, приглашают вас пройти за столы, и попробовать самим слепить пышные, объёмные пироги и тонкие, плоские блины и печенье
Практическая деятельность - Лепка из теста (Приём постепенного перехода детей к последующим видам детской деятельности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной игровой деятельности с детьми 1 младшей группы "Красавицы матрешки".
Данный конспект позволяет в ходе совместной игровой деятельности закрепить умение разбирать и собирать матрешку, закрепить понятия "большая", "маленькая", "средняя"; закрепить умение различать и назыв...
Методическая разработка. Сценарий совместной познавательно-игровой деятельности с детьми 2 младшей группы "Мишутка в городе"
Мишутка заблудился, не знает, куда он попал, что шумит , гудит. Объяснить в игре, что такое транспорт, его назначение; что такое светофор и его знаки. Помочь Мишутке попасть обратно в лес....
Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»
Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...
Конспект - сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста «Ласковое солнышко» с использованием игровых технологий
Конспект-сценарий совместной игровой деятельности "Ласковое солнышко" направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста. Игровой материал способствует поддержанию инте...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Конспект совместной поисково-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Что мы знаем о воде»
закрепить знания детей о свойствах воды...