Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Николаева Ольга Геннадьевна

Программное содержание:

Образовательные задачи

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Продолжать знакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца в  чувашском  декоративно – прикладном  искусстве.

 Продолжать обучать  делать красивые подарки из различных материалов (на камне).

 

Образовательная область «Речевое развитие»:

 Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения;

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Поддерживать умение работать сообща, дружно, договариваясь.

 

Воспитательные  задачи

 Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашских предметов быта, одежды.

Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

 

Развивающие задачи

Развивать воображение. Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_tvo_d-t_1.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» города Новочебоксарска

Чувашской Республики

Конспект

совместной  работы

по художественно-творческой деятельности

с детьми подготовительной к школе  группы

на тему  «Народная культура и традиции чувашского народа»

«Какое разное солнце в чувашском орнаменте»

(«Красивый подарок с узором солнца»

 

Подготовила воспитатель

Николаева Ольга Геннадьевна

г.Новочебоксасрка,2017г

Программное содержание:

Образовательные задачи

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Продолжать знакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца в  чувашском  декоративно – прикладном  искусстве.

 Продолжать обучать  делать красивые подарки из различных материалов (на камне).

Образовательная область «Речевое развитие»:

 Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Поддерживать умение работать сообща, дружно, договариваясь.

Воспитательные  задачи

 Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашских предметов быта, одежды.

Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Развивающие задачи

Развивать воображение. Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход.

Музыкальный ряд: музыкальные произведения: « А.Васильева «Анне». «Илемлé»

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Материалы и атрибуты: презентация «Много солнц в чувашских узорах»», чувашский национальный костюм, камни., порытые гуашью, краски, кисти.

Методы и приемы:

1.     Ресурсный круг. ( музыкальное сопровождение – чувашская мелодия);

2.     Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров. Показ домашней утвари.

3.     Презентация «Много солнц  в чувашских узорах». Д.И. «Найди солнце»

4.     Физкультминутка «Ак ҫапла»;

5.     Ситуация «Творческая мастерская»;

6.     Самостоятельная деятельность детей и индивидуальная помощь воспитателя;

7.     Совместный анализ детских работ;

 

Ход

Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходит в группу

1.     Ресурсный круг.

Ыра кун ачасем.

Меня зовут Оля аппа.  Ребята,  какое  сегодня замечательное  утро! У меня хорошее настроение и я хочу поделиться с вами. Можно.

Я желаю, чтобы ваши внимательные  глаза  увидели сегодня  очень много красивого, яркого!

Я желаю, чтобы ваши ушки  услышали  мелодичную  музыку!

Я желаю, чтобы ваши ручки умело выводили чудесные  узоры!

2.     Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров

 

Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд? (чувашский национальный костюм).

Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне?

(фартук (саппун), платье (кепе), повязка (масмак) или шапочка-тухья, а белое платье – шура кепе.

Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа.

Про Чувашию говорят : «Карай сто тысяч песен и 100 тысяч вшивок».

Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка.

Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.

Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. 

Как вы думаете,  ребята какие цвета преобладают в орнаменте чувашского народа?

В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета.

Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.

 Ребята. я ведь пришла не с пустыми руками. Посмотрите. Чувашский народ  очень трудолюбив. Они украшали не только одежду. Но и свой быт.

Что это?(Глиняная посуда).

Кто скажет, что такое орнамент? (это когда узор повторяется)

Как вы думаете, какой орнамент преобладал у чувашского народа?

Вы конечно, слышали, что бывает растительный орнамент-это когда много цветов на узорах. (А  у чувашского орнамента  – животный и гометрический орнамент). Это вы видите даже на посуде, на узорах.

3. Презентация

Чувашский народ считал, что на небе не одно солнце, а много. Вы согласны с этим?

1 слайд.  

Посмотрите сюда. Вот оно, солнце на полотенце ,на головном уборе.

2. слайд. Показ знаков.

– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так:

Солнце красное восходит, красотою мир сияет.

Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.

Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля. И человек.

3 слайд

Чуваши любили солнце и изображали его по-разному. Показ вариантов узоров солнца. (Показ 2-го слайда) Что общего в узорах солнц? (солнце нарисовано  как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров нравится больше всего?

4-й слайд

Посмотрите. какие разные солнца. Вот это как вы думаете. Какое солнце. (оно с ножками-бегущее итд)

4.     Игра « Найди солнце»

Ребята, я предлагаю поиграть  в игру «Найди солнце!»

Из всех узоров. Вам нужно будет найти узор, обозначающий солнце.

У тебя какое солнце (отдыхающее, веселое, сияющее). Молодцы. Как много вы знаете о солнце.)

Ала супар – хлопают в ладоши;

Ала секлер – поднимают руки вверх;

Ларар – приседания;

Тарар - встают 

5.     Ситуация «Творческая мастерская».

Ребята, сейчас я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Будем рисовать солнце  на камне.

Я думаю  это будет хорошим подарком для себя, друзей и близких.

Для этого я предлагаю вам подойти к столу, выбрать понравившийся узор и занять свои места. С начало надо нарисовать рисунок узора простым карандашом. Сильно нажимать не надо. Кто затрудняется, последовательность рисования вы можете посмотреть на мольберте.               Кому-то нужна помощь? Подумайте, каким цветом, вы украсите свой чувашский узор и можете приступить к работе.

6.   МУЗЫКА.  Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

Обращаем внимание на осанку детей.

7.     Совместный анализ детских работ.

Я вижу, вы уже заканчиваете  рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, поработали на славу! А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор? (индивидуальное обращение к детям).

8. Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Эти красивые  работы ваши родители могут покрыть лаком.  Ваш красивый подарок с узором солнца будет согревать теплом ваш дом.

Литература:

Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г.- 88с.

Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной художественно-творческой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Дождевая тучка" (аппликация).

Аппликация с элементами рисования.Тема: "Дождевая тучка".Предварительная работа:- наблюдение за тучами на прогулке;- наблюдение за дождём;- чтение и разучивание стихотворения "Дождик, дождик..."- расс...

Организованная образовательная деятельность в старшей группе детского сада на тему: "Культура и традиции русского народа « Наш любимый край –Россия»

Культура и традиции русского народа является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения и незаменимым средством формирования духовного мира детей. Ознакомление воспитанников  с культу...

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы Тема: Игрушки / Народная культура и традиции

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы                                ...

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "РИСУЕМ ОСЕНЬ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

В данном  разделе учебного материала мною представлен Конспект занятия по художественно-творческому развитию "Рисуем осень" в подготовительной  к школе группе детского сада для дет...