Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Программное содержание:
Образовательные задачи
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Продолжать знакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца в чувашском декоративно – прикладном искусстве.
Продолжать обучать делать красивые подарки из различных материалов (на камне).
Образовательная область «Речевое развитие»:
Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Поддерживать умение работать сообща, дружно, договариваясь.
Воспитательные задачи
Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашских предметов быта, одежды.
Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Развивающие задачи
Развивать воображение. Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud_tvo_d-t_1.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» города Новочебоксарска
Чувашской Республики
Конспект
совместной работы
по художественно-творческой деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
на тему «Народная культура и традиции чувашского народа»
«Какое разное солнце в чувашском орнаменте»
(«Красивый подарок с узором солнца»
Подготовила воспитатель
Николаева Ольга Геннадьевна
г.Новочебоксасрка,2017г
Программное содержание:
Образовательные задачи
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Продолжать знакомить детей с орнаментальными образами – символами солнца в чувашском декоративно – прикладном искусстве.
Продолжать обучать делать красивые подарки из различных материалов (на камне).
Образовательная область «Речевое развитие»:
Развивать интерес к родному языку и навыкам речевого общения;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Поддерживать умение работать сообща, дружно, договариваясь.
Воспитательные задачи
Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашских предметов быта, одежды.
Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Развивающие задачи
Развивать воображение. Стимулировать самостоятельность в своей работе, поощрять творческий подход.
Музыкальный ряд: музыкальные произведения: « А.Васильева «Анне». «Илемлé»
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Материалы и атрибуты: презентация «Много солнц в чувашских узорах»», чувашский национальный костюм, камни., порытые гуашью, краски, кисти.
Методы и приемы:
1. Ресурсный круг. ( музыкальное сопровождение – чувашская мелодия);
2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров. Показ домашней утвари.
3. Презентация «Много солнц в чувашских узорах». Д.И. «Найди солнце»
4. Физкультминутка «Ак ҫапла»;
5. Ситуация «Творческая мастерская»;
6. Самостоятельная деятельность детей и индивидуальная помощь воспитателя;
7. Совместный анализ детских работ;
Ход
Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходит в группу
1. Ресурсный круг.
Ыра кун ачасем.
Меня зовут Оля аппа. Ребята, какое сегодня замечательное утро! У меня хорошее настроение и я хочу поделиться с вами. Можно.
Я желаю, чтобы ваши внимательные глаза увидели сегодня очень много красивого, яркого!
Я желаю, чтобы ваши ушки услышали мелодичную музыку!
Я желаю, чтобы ваши ручки умело выводили чудесные узоры!
2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров
Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд? (чувашский национальный костюм).
Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне?
(фартук (саппун), платье (кепе), повязка (масмак) или шапочка-тухья, а белое платье – шура кепе.
Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа.
Про Чувашию говорят : «Карай сто тысяч песен и 100 тысяч вшивок».
Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка.
Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.
Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений.
Как вы думаете, ребята какие цвета преобладают в орнаменте чувашского народа?
В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета.
Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь.
Ребята. я ведь пришла не с пустыми руками. Посмотрите. Чувашский народ очень трудолюбив. Они украшали не только одежду. Но и свой быт.
Что это?(Глиняная посуда).
Кто скажет, что такое орнамент? (это когда узор повторяется)
Как вы думаете, какой орнамент преобладал у чувашского народа?
Вы конечно, слышали, что бывает растительный орнамент-это когда много цветов на узорах. (А у чувашского орнамента – животный и гометрический орнамент). Это вы видите даже на посуде, на узорах.
3. Презентация
Чувашский народ считал, что на небе не одно солнце, а много. Вы согласны с этим?
1 слайд.
Посмотрите сюда. Вот оно, солнце на полотенце ,на головном уборе.
2. слайд. Показ знаков.
– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так:
Солнце красное восходит, красотою мир сияет.
Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.
Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля. И человек.
3 слайд
Чуваши любили солнце и изображали его по-разному. Показ вариантов узоров солнца. (Показ 2-го слайда) Что общего в узорах солнц? (солнце нарисовано как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров нравится больше всего?
4-й слайд
Посмотрите. какие разные солнца. Вот это как вы думаете. Какое солнце. (оно с ножками-бегущее итд)
4. Игра « Найди солнце»
Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Найди солнце!»
Из всех узоров. Вам нужно будет найти узор, обозначающий солнце.
У тебя какое солнце (отдыхающее, веселое, сияющее). Молодцы. Как много вы знаете о солнце.)
Ала супар – хлопают в ладоши;
Ала секлер – поднимают руки вверх;
Ларар – приседания;
Тарар - встают
5. Ситуация «Творческая мастерская».
Ребята, сейчас я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Будем рисовать солнце на камне.
Я думаю это будет хорошим подарком для себя, друзей и близких.
Для этого я предлагаю вам подойти к столу, выбрать понравившийся узор и занять свои места. С начало надо нарисовать рисунок узора простым карандашом. Сильно нажимать не надо. Кто затрудняется, последовательность рисования вы можете посмотреть на мольберте. Кому-то нужна помощь? Подумайте, каким цветом, вы украсите свой чувашский узор и можете приступить к работе.
6. МУЗЫКА. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.
Обращаем внимание на осанку детей.
7. Совместный анализ детских работ.
Я вижу, вы уже заканчиваете рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, поработали на славу! А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор? (индивидуальное обращение к детям).
8. Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Эти красивые работы ваши родители могут покрыть лаком. Ваш красивый подарок с узором солнца будет согревать теплом ваш дом.
Литература:
Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г.- 88с.
Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной совместной музыкально-художественной деятельности с детьми подготовительной группы ОНР "Прогулка в зимний лес"
Итоговое занятие по зимнему материалу...
Конспект непосредственной художественно-творческой образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста "Дождевая тучка" (аппликация).
Аппликация с элементами рисования.Тема: "Дождевая тучка".Предварительная работа:- наблюдение за тучами на прогулке;- наблюдение за дождём;- чтение и разучивание стихотворения "Дождик, дождик..."- расс...
Организованная образовательная деятельность в старшей группе детского сада на тему: "Культура и традиции русского народа « Наш любимый край –Россия»
Культура и традиции русского народа является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения и незаменимым средством формирования духовного мира детей. Ознакомление воспитанников с культу...
Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы Тема: Игрушки / Народная культура и традиции
Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы ...
Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе
Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней гр. по теме: народное, декоративно-прикладное творчество: «Красивые горшочки»
НОД по теме :народное, декоративно-прикладное творчество "КРАСИВЫЕ ГОРШОЧКИ" для средней группы....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "РИСУЕМ ОСЕНЬ" В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
В данном разделе учебного материала мною представлен Конспект занятия по художественно-творческому развитию "Рисуем осень" в подготовительной к школе группе детского сада для дет...