Образовательная область: познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений Тема: «Зимнее путешествие». Возрастная группа: подготовительная. Решение и составление задач, работа с числовым рядом, с геометрическим материалом
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект ОД выполнен в виде увлекательного путешествия в природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ОД выполнен как увлекательное путешествие в зимний лес | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность.
Образовательная область: познавательное развитие.
Формирование элементарных математических представлений
Тема: «Зимнее путешествие».
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Задачи мероприятия:
- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- закреплять умения называть зимние месяцы;
- совершенствовать умение составлять число из единиц;
- упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур;
- продолжить учить определять место числа в числовом ряду относительно предыдущего и последующего;
- развивать память, внимание, логическое мышление, способность рассуждать;
- воспитывать интерес к математике.
Тип занятия: закрепление.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года», конверт с письмом, изображение месяцев, геометрический материал, цифры для работы у доски, лента цифр для счета, рисунок сугроба, речейка.
Раздаточный материал: счётный материал, цифры, монеты 2 р., 5 р., 10 р., по 10 штук по 1 рублю, изображение зимних месяцев.
Список литературы: Понаморева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 176 с.
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
Михмна Е.Н. Развивающие игры для детей 2 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 153 с.
Лысакова В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2012. – 318 с.: ил.
Ход ООД:
I. Вводная часть:
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие! Все настроены на интересные задания. А для начала отгадайте загадку:
Звонкая погода,
Снега кутерьма –
Это время года
Мы зовём …(зима).
Слайд 2 – зимняя картина. (Репродукция картины А.М.Васнецова «Зимний сон»).
- Правильно, ребята! Сейчас у нас зима. Какие признаки зимы вы знаете?
(Раздается стук в дверь. Передают письмо. На конверте нарисована зима.)
- Интересно, от кого нам пришло письмо?
(Воспитатель читает на конверте адрес получателя и отправителя.)
- Письмо адресовано нам. Давайте его прочитаем.
«Я – Волшебница Зима! Много стран мы с братьями – месяцами повидали и друзей мы повстречали. Но однажды я летела на своих волшебных санях над зимним лесом и потеряла своих братьев. Мне без них очень тяжело в лесах и городах зимний порядок поддерживать. Чтобы их отыскать, мне нужны помощники, которые выполнят все задания. Мне одной не справиться. Помогите, пожалуйста, отыскать зимние месяцы».
- Ребята, поможем Волшебнице–Зиме отыскать братьев?
- Скажите, на чём вы катаетесь зимой? (Санки, снегокаты, льдянки, лыжи.)
- Прежде чем начать путешествие, представьте, что стульчики – ваши санки. Сядьте удобно. Нам нужно вспомнить правила поведения:
- Стульчик – это не кровать, и на нём нельзя … (лежать),
- Ты сиди на нём спокойно и веди себя …(достойно).
- Ответить хочешь – не шуми, только руку …(подними).
- А теперь в путь!
Слайд 3 – сугроб. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».)
II. Основная часть:
1 остановка:
- На пути у нас сугроб, который завалил нам дорогу. Чтобы его убрать с пути, нужно выполнить первое задание – (Слайд 4.) посчитайте снежинки, которые кружат над сугробом. (Стоя) – (от 1 до 10 – прямой счет),
(от 10 до 1 - обратный счет).
- Садитесь. Я тоже хочу посчитать, а вы будьте внимательными, правильно ли я посчитаю: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10.
- Молодцы! Нашли ошибку!
- Возьмите числовую «ромашку» и покажите число, которое стоит между числами (Слайд 5) 7 и 9. (После ответа детей – щелчок, появится цифра 8).
(Щелчок 7, 8, 9, 10 – на доске «4, …, 6»)
- Покажите число, которое стоит между числами 4 и 6. (После ответа детей – щелчок, появится цифра 5.) (Дети объясняют свой выбор.)
- (Слайд 6). Покажите число, которое стоит справа (щелчок) от числа 6.
(После ответа детей – щелчок, выцветает цифра 7).
- Это числа следующие или предыдущие? Почему вы так думаете? (На 1 больше – следующие.)
- (Щелчок) Покажите число, которое стоит слева от числа 9 , (После ответа детей – щелчок, выцветает цифра 8).
- Это числа следующие или предыдущие? Почему вы так думаете? (На 1 меньше – предыдущие.)
- Молодцы! Справились с заданием. (Слайд 7 щёлкнуть 2 раза, послышится шум ветра). Щёлкнуть ещё раз – остановить кадр.)
- Подул ветер и убрал сугроб. Отправляемся дальше. (Слайд 8.) (На доске воспитатель убирает картинку с сугробом. Под ней - рисунок зимнего леса.)
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».)
Игра (под музыку) «Снег»
Как на горке снег, снег, (встают на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседают)
И на ёлке снег, снег, (встают, руки в стороны)
И под ёлкой снег, снег. (обхватывают себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачиваясь из стороны в сторону, руки
под щёчкой)
Тише, тише, не шуметь. (пальчик к губам)
(Выключить звук)
2 остановка: (Дети проходят на ковер).
- На пути у нас дремучий лес. И чтобы деревья расступились и показали нам дальнейший путь, нам надо разгадать загадки. Вы слушайте внимательно и отыщите в зале нужную геометрическую фигуру.
1. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины. (Квадрат.) (Дети на елочке находят квадрат.)
- Почему вы решили, что это квадрат?
2. Он похож на открытку,
На конверт и на альбом.
Но помнить вы должны:
Что стороны фигуры этой
Только противоположные равны. (Прямоугольник.)
- Почему вы думаете, что это прямоугольник? (2 противоположные сторон длинные, а 2 – короткие.) (Дети на елочке находят прямоугольник.)
3. Нет углов у меня,
А похож я на блюдце.
Кто такой я, друзья,
Назовите меня? (Круг.)
- Почему думаете, что это круг? (Нет углов.) (Дети на елочке находят круг.)
4. Три стороны, три угла,
Ответьте, кто же я? (Треугольник.) (Дети на елочке находят треугольник.)
- Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник – это что? (Это геометрические фигуры.)
- Какие ещё геометрические фигуры знаете? (Овал, многоугольник, трапеция, куб, шар.)
- Молодцы! Загадки отгадали, лес расступился, (Слайд 9.) и перед нами замерзшая река. (Воспитатель убирает картинку с изображением леса, выставляет картинку с изображением замерзшего ручья.)
3 остановка:
- А теперь нам надо проехать через реку. Река крепко скована льдом. Но пройти по ней очень трудно. Почему? (Вся река засыпана глубоким снегом.)
- На чём можно перебраться через реку по глубокому снегу?
- Нам нужны лыжи.
- Я вам предлагаю схемы лыж. Из каких геометрических фигур они состоят? (Квадрат, прямоугольник, треугольники.)
- Соберите по схемам лыжи, чтобы мы могли двигаться дальше.
(Дети в группах составляют по схемам лыжи.) (На 2 группы заготовки на подносах на двух столиках).
- (Слайд 10) Молодцы! Реку мы перешли! Пройдите за столы.
- Едем дальше и попадаем на зимнюю полянку.
(Слайд 11)
4 остановка: (За столами)
- Чтобы выполнить следующее задание, нам надо составить и решить математические задачи. Все умеют решать?
- Из каких частей состоит задача? (Условие и вопрос.) (На ветке 7 снегирей. Воспитатель вставляет в прорези ещё трёх снегирей.) (Щелчок, появляются ещё 3 снегиря.)
- Составьте задачу про снегирей. (На ветке сидело 7 снегирей. К ним прилетели ещё 3 снегиря. Сколько снегирей стало на ветке?)
- Назовите условие задачи. (Что нам известно.)
- Задайте вопрос задачи. (Что нам надо узнать.)
- Расскажите всю задачу.
- Выложите столько прямоугольников, сколько снегирей было на ветке. - Доложите столько прямоугольников, сколько снегирей прилетело.
- Ответьте на вопрос задачи: сколько стало снегирей на ветке? (10)
- Как решили задачу? (После ответа детей (7+3=10) - Слайд 12 5 щелчков)
- Почему выполняли решение действием сложения? (Потому что птиц стало больше.)
- Составьте следующую задачу. Смотрите внимательно. (Слайд 13) 1 щелчок, пауза – ещё 1щелчок). (Воспитатель выставляет на наборное полотно 9 синичек, затем три синички убирает.)
(На ветке сидело 9 синичек. 3 синички улетели. Сколько синичек осталось на ветке?)
- Что нам известно? (Было 9 синичек. Три синички улетели.) Это условие задачи.
- Что нам надо узнать? Задайте вопрос к условию задачи. (Сколько синичек осталось?)
- Расскажите всю задачу.
- Выложите столько овалов, сколько синичек было на ветке. - Уберите столько овалов, сколько синичек улетело.
- Ответьте на вопрос задачи: сколько осталось синичек на ветке? (6)
- Как решили задачу? (Слайд 14) (9-3=6)
(На доске ребёнок выкладывает решение цифрами.)
- Почему выполняли решение действием вычитания? (Потому что птиц стало меньше.)
Вывод: Если количество предметов увеличивается, мы выбираем действие сложение. Если количество предметов уменьшается – мы выбираем действие вычитание.
- Молодцы, ребята! Мы успешно прошли через зимнюю полянку. (Слайд 15)две заснеженные тропинки.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».) Включить звук.
5 остановка:
Физкультминутка:
- А сейчас – раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
Свежим воздухом подышим!
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать!
Убрать звук.
- Перед нами две заснеженные тропинки. А поможет нам выбрать нужную тропинку друг. Кто это - мы сейчас узнаем.
- Возьмите тетрадки. Положите перед собой и повторяйте:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Карандаш вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Слайд 16 – лист в клеточку.)
- Поставьте карандаш на красную точку. Будьте внимательны.
1 клеточка вправо,
1 клеточка вверх,
1 клеточка вправо,
1 клеточка вверх,
1 клеточка вправо,
3 клетки вниз,
4 клеточки вправо,
1 клеточка вверх,
1 клеточка вправо,
5 клеток вниз,
2 клетки влево,
2 клетки вверх,
3 клетки влево,
2 клетки вниз,
2 клетки влево,
4 клетки вверх,
1 клетка влево,
1 клеточка вверх.
- Кто у нас получился? (Собака.) (Слайд 17 с выполненным заданием.)
- Молодцы! Вот она нам и укажет путь. Отправляемся дальше.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».)
6 остановка:
(Слайд 18 царство холода и метелей.)
- Что-то холодом пахнуло. Собака нас вывела в царство холода и метелей. Интересно, кто здесь хозяйничает?
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрылось серебром.
Что за тройка у зимы,
Догадались вы? (Зимние месяцы)
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой - вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год. (Декабрь)
(Слайд 19, щелкнуть 2 раза – появится месяц декабрь.)
-Декабрь самый старый, самый последний и старший из месяцев в году – шапка зимы. С окончанием декабря мы встречаем Новый год.
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ... (Январь)
(Щелчок - месяц январь.)
- Январь – первый, самый молодой месяц нового года. Видите, он стоит с новогодней ёлкой. Но в зиме он второй. Месяц январь – зимы государь, зиму делит пополам.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
(Щелчок - месяц февраль.)
- Февраль – последний месяц зимы. Февраль зиму замыкает.
- Ребята, у вас на столах лежат листочки с изображением зимних месяцев. Расставьте их по порядку.
(Проверка выполненного задания. (Слайд 20.) После ответа детей – 3 щелчка.)
-(Слайд 21.) Мы помогли Зимушке, нашли её братьев. Она очень рада и благодарит вас. Назовите зимние месяцы.
7 остановка: (На доске картинки с изображением билетов на спектакль с ценником. У детей наборы монеты достоинством: 5 рублей, 2 рубля, 10 рублей, 1 рубль (10 монет).
(Слайд 22 – афиша к спектаклю «12 месяцев».)
- Ребята, в благодарность за помощь, Зима предложила нам посмотреть спектакль «12 месяцев». Нам на спектакль надо купить билеты. Каждый билет стоит 10 рублей. Но один билет могут пройти двое детей. На столах у вас лежат монеты. Рассмотрите их. Подумайте, каким достоинством возьмёте монеты, чтобы расплатиться за билет? (5 рублей, 2 рубля, 10 рублей, 1 рубль (10 монет).
Рефлексия: III. Заключительная часть:
-А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Нам ещё надо посмотреть мультфильм.
(Слайд 23 – дети у детского сада.)
8 остановка:
- Вот мы и вернулись в детский сад. - Кому мы сегодня помогли? - Какие препятствия преодолели? - Что вам больше всего понравилось? - Что запомнилось? - Ну, а теперь, ребятки, самое интересное. - Зимушка - Зима приготовила для вас призы за ваши знания, которые вы показали. Вот вам картинки со снежинками. Дома вы их сможете красиво раскрасить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Морское путешествие»
Развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений". Тема : "Шар".
Конспект НОД. Образовательная область "Познавательное развитие. ФЭМП". Тема: "Шар". Формирование представления о шаре на предметной основе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) по образовательной области «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений» тема: «В гостях у зайчика»
Занятие на узнавание и называние геометрических фигур;умение составлять образ из геометрических фигур опираясь на образец: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Закрепить умение о...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР. Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) Тема. Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геоме
Конспект образовательной деятельности с детьми с ЗПР. Образовательная область- познавательное развитие ( ФЭМП, сенсорное рзвития). Тема "Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) Тема «Путешествие в сказку Гуси - Лебеди»
Цель данного занятия закрепить знания, умения и навыки у детей по формированию элементарных математических представлений.На занятии решались следующие задачи.Задачи: 1. Учить детей соотносить кол...
КОНСПЕКТ НОД с детьми подготовительной к школе группы образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Помощь Снеговику.»
Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание...
Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие»: Формирование элементарных математических представлений Тема: «Будильник»
Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие»: Формирование элементарных математических представлений Тема: «Буд...