Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР. Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) Тема. Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геоме
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности с детьми с ЗПР. Образовательная область- познавательное развитие ( ФЭМП, сенсорное рзвития). Тема "Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геометрические фигуры. Логическая задача."
Цель для педагогов: показ использования элементов Лего – конструирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Цели для детей :
Создание условий для уточнения и закрепления знаний детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, обозначение цифрой, соотношение числа три с количеством и цифрой.
Упражнение в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах трех.
Расширение представлений детей о свойствах треугольника и квадрата, сравнение, соотнесение с формой окружающих предметов.
Развитие умения выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку. Формирование способности составлять целое из частей.
Развитие логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_noyabr_21.docx | 111.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»
города Рубцовска Алтайского края
658213, г. Рубцовск, проспект Ленина, 29
тел.: (38557) 9-87-52
e-mail: vasilek.dou@mail.ru
сайт: http://ds14.educrub.ru/
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
для детей с задержкой психического развития.
Образовательная область: познавательное развитие
(формирование элементарных математических представлений)
Тема. Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геометрические фигуры. Логическая задача.
Подготовила:
Митиной В.Б.
учитель -дефектолог
высшей
квалификационной категории
г. Рубцовск, 2021
Цель для педагогов: показ использования элементов Лего – конструирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Цели:
Создание условий для уточнения и закрепления знаний детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, обозначение цифрой, соотношение числа три с количеством и цифрой.
Упражнение в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах трех.
Расширение представлений детей о свойствах треугольника и квадрата, сравнение, соотнесение с формой окружающих предметов.
Развитие умения выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку. Формирование способности составлять целое из частей.
Развитие логического мышления.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов, упражнять в соотношении количества предметов с числом и цифрой;
- закреплять умение детей считать в пределах трёх с использованием различных анализаторов;
- расширять представления детей о свойствах треугольника и квадрата, сравнивать, соотносить с формой окружающих предметов.
- формировать способность составлять целое из частей.
Коррекционно - развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
Коррекционно-воспитательные:
- повышать активность детей, прививать интерес к математике;
Форма организации детей: подгрупповая
Методы организации:
Практические: упражнение, моделирование, конструирование
Наглядные: демонстрация наглядных пособий
Словесные: беседа
Игровые: дидактическая игра
Лексический материал: число 3, цифра 3, сторона, вершина, угол, одинаково, поровну, больше на 1, меньше на 1
Оборудование:
Демонстрационный материал: календарь, устный счет: демонстрационное панно, зайцы и белки (по 5 штук), примеры в картинках, образование числа 3: 3 зайца и 2 белки, по 3 гриба и по 2 шишки, пособие «На что похожа цифра 3», треугольник и квадрат, 7 счетных палочек, 7 фишек, игра "4 лишний" (по форме), маркер.
Раздаточный материал: линейки – календари, линейки – дни недели, образование числа 3: по 3 гриба и по 2 шишки, числовые карточки; в столе для счета на ощупь мелкие деревянные игрушки: 4 матрешки и 2 гриба треугольник и квадрат, 7 счетных палочек, 7 фишек, маркер, перфокарты, клетка и цифрой 3
Предварительная работа: знакомство с числом и цифрой 0,1, 2, конструирование цифр 0, 1, 2
Ход образовательной деятельности.
Этап работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент. | ||
Круг рукопожатий. | Раз, два, три, четыре, пять! Приходи сюда опять! Урра! - Сядет тот, кто дикие животное назовет. В лесу живет … | -строим башню из кулачков -нижний кулачок раскачивает и толкает башню вверх -поднимаем руки вверх и кричим. Дети заканчивают предложение и проходят на свое место. |
Сядьте ровно, ножки вместе. Ручки полочкой на стол Начинаем разговор. | ||
Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть. | ||
Минутка календаря. Цель: формирование временных представлений. | Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь». – Расскажем вместе о сегодняшнем дне по плану. ЧИСЛО, МЕСЯЦ, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ. - Если сегодня вторник, то завтра будет … - Если сегодня вторник, то вчера был … | Дети отмечают день недели и дату на своих линейках. Дима - Сегодня 9 ноября, время года – осень, день недели – вторник. - Если сегодня вторник, то завтра будет среда. - Если сегодня вторник, то вчера был понедельник. |
Устный счёт. | - Посчитай, сколько зайцев. - Посчитай, сколько белок. - Посчитай, сколько всего животных в нашем лесу. - Прочитай пример и найди ответ. | Дети выполняют счетные операции. Дети читаю пример и находят ответ. |
Выделение темы. | - Математика – это гимнастика для нашего ума. Кто изучает математику – тот тренирует свой ум. Сегодня мы с вами встретим следующую нашу цифру, научимся её составлять. | |
Число и цифра 3. | – Сколько белок? – Сколько зайцев? – Ой, смотрите, к нам прискакал ещё один заяц. Посчитайте, сколько стало зайцев? – А как получилось три зайца? – Сколько было? – Сколько добавили, чтобы стало 3? – Как получить число 3? - Кого больше зайцев или белок? Правильно, зайцев больше – их три, а белок две, значит число три больше, чем число два. - На сколько число три больше числа два? - Дети, число три на числовой карточке обозначается тремя кругами, найдите и покажите числовую карточку с числом три. | - Две белки. - Два зайца. - Стало три зайца - Надо к двум добавить единицу, получим 3 |
. - Зайцев больше, а белок меньше. | ||
Работа с раздаточным материалом. Добавить каждому еще по одному грибу. | - Скажите, чем занята белка осенью? - Правильно, белка делает запасы на зиму. - А что она запасает? - Поможем белке: вверху разложим грибы. - Сколько грибов? (2) - А внизу разложим шишки. Сколько шишек? - Что можно сказать о количестве грибов и шишек? - Я нашла еще гриб. - Посчитайте, сколько стало грибов? - А как получилось три гриба? – Сколько было? – Сколько добавили, чтобы стало 3? – Как получить число 3? - Что теперь можно сказать о количестве грибов и шишек? | -Надо к двум добавить единицу, получим 3. |
Упражнение в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах трех. Загадка: показывает дудочку | Ребята, я так давно мечтала научиться играть на музыкальном инструменте, но так и не умею. Отгадайте загадку и узнаете, на каком именно инструменте я мечтаю научиться играть. Звук хранится непростой В этой палочки пустой. Кто на дырочки нажмет И подует, тот поймет. - Да, это дудочка, молодцы. - Ребята, а вы знаете, чтобы уметь играть на музыкальных инструментах, нужно уметь слышать звуки. Давайте сядем ровно и попробуем послушать. | - Дудочка. |
(Педагог играет на дудочке, воспроизводит звуки в пределах 3. Задание повторяется 2-3 раза. Педагог обращает внимание на 2-3 детей, таким образом, реализовывая индивидуальный подход. | - Ребята, послушайте и посчитайте звуки и положите столько же счетных палочек. - Почему ты положил две палочки? - В столе спрятались игрушки. Опустите руки и достаньте, не подглядывая, только три матрешки. - Проверьте, друг у друга. - Хлопните столько раз, сколько у вас матрешек. | Дети откладывают счетные палочки. Дети достают 3 матрешки и хлопают три раза. |
Знакомство с цифрой 3. показ цифры Конструирование цифры 3 из Лего Показ и объяснение. | Число три обозначают цифрой три – вот она. На что похожа цифра три? - На что похожа? А за двойкой – посмотри — Выступает цифра три. Тройка — третий из значков — Состоит из двух крючков. Ты на змейку посмотри — Да ведь это цифра три! Погляди на цифру 3 — Точно ласточка, смотри. - Где в кабинете увидим цифру 3? - Составим цифру 3 из конструктора по схеме. - Но сначала напомните основные правила при работе с Лего – конструктором. 1. Для работы нам надо пять кубиков 2 х2, три кирпичика 2х4. 2. Начинаем работу с нижнего кирпичика. На него справа ступенькой присоединяем столбик из двух кубиков. 3. Сверху присоединяем ступенькой кубик 2х2. 4. Присоединяем ступенькой столбик из двух кубиков. 5. И заканчиваем нашу постройку кирпичиком 2х4. | Дети рассказывают по картинкам, на что похожа цифра 3. Дети рассказывают о правилах работы: - Нельзя брать детали в рот, класть в уши. Если не получается разъединить - попросить помощи у взрослого. - Нельзя разбрасывать детали. Если деталь упала на пол, необходимо сразу ее поднять - Нельзя начинать работу без разрешения взрослого. Самостоятельная работа |
Физкультминутка Повторить 2 раза | Три хлопка над головой, Три хлопка перед собой, Правую руку за спину спрячем И на двух ногах поскачем | |
Треугольник и квадрат – плоскостные геометрические фигуры. | - Как называется эта синяя геометрическая фигура? - Почему её называют треугольник? Чего у неё три? - Давайте обозначим каждый угол одной фишкой. Считаем: 1, 2, 3 - Ещё чего три? - Обозначим каждую сторону одной палочкой. Считаем: 1, 2,3. Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый треугольник. - Кто знает эту зеленую фигуру? Как она называется? - А сколько же углов у квадрата? - Давайте обозначим каждый угол одной фишкой. Считаем: 1, 2, 3, 4 - Ещё чего четыре? - Обозначим каждую сторону одной палочкой. Считаем: 1, 2, 3, 4. - Одинаковые или разные по длине стороны у квадрата? Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его квадрат. -Чем похожи фигуры? - Чем отличаются? | - Это треугольник. - Три стороны. - Это квадрат. - У квадрата 4 угла - У квадрата 4 стороны. - Стороны одинаковые. |
Построение из Лего – конструктора треугольника и квадрата (без предварительного показа). При затруднении – показать образец. | - В синей тарелке у вас лежат пластины. - Одинаковой или разной длины все пластины? - Найдите 4 короткие пластины и постройте из них квадрат. - И из 3х длинных пластин постройте треугольник. | - Пластины разной длины. Самостоятельная работа |
Логическая задача. «4 лишний» | – Три предмета одной формы, а один – другой. | |
Печатание цифры 3. | 1. Упражнения с карандашом: Карандаш я покручу, Вперед – назад Куда хочу 2. Посадка. 3. Объяснение порядка написания цифры 3: Цифра 3 состоит из двух частей: маленький полуовал и большой полуовал. От красной точки рисуем маленький полуовал в верхней правой половине клетки, закругляем и пишем второй большой полуовал. 4. Упр для глаз «Напиши большую цифру 3» 5. Самостоятельная работы | |
Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть. | ||
- С какой цифрой мы сегодня познакомились? -Какое количество предметов она обозначает? Что вам сегодня показалось особенно интересным. - Вы все сегодня постарались, а сейчас нужно привести свои рабочие места в порядок. Очень жаль нам расставаться, Но пришла пора прощаться. Чтобы нам не унывать, Нужно крепко всех обнять | Высказывают свое мнение. |
Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:
На прогулке предложить детям посмотреть кругом и сказать, где можно встретить число 3. Например, трёхколёсный велосипед, три скамейки на участке и т.д.
Лото «Найди 1, 2, 3 предмета» Соотнесение числа, цифры и количества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по направлению «Познавательно-речевое развитие» образовательная область «Познание» по «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы»
Программные задачи:Обучающие:1. Совершенствовать умение различать инаходить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет и форму);2. ...
Конспект НОД, образовательная область «Познание», раздел «Формирование элементарно - математических представлений» Тема: "Зеркало времени"
Конспект непосредственно - образовательной деятельностиобразовательная область «Познание»раздел «Формирование элементарно - математических представлений»подготовительная логопедическая группа №3 «Руче...
Конспект НОД образовательная область «Познание» раздел «Формирование элементарно - математических представлений» Тема: «Лунный гость» (4-5 лет)
Конспект непосредственно - образовательной деятельностиобразовательная область «Познание»раздел «Формирование элементарно - математических представлений»средняя логопедическая группа №3 «Ручеек»Тема: ...
Образовательные области: Познание. Раздел: Формирование элементарных математических представлений. Тема: свойства предметов. Сравнение предметов по цвету и размеру.
конспект занятия по математике для старшей группы....
Конспект НОД по образовательной области: Познание.Раздел: Формирование элементарных математических представлений Тема: «Путешествие по сказкам»
Конспект НОД.Образовательной области «Познание». Формирование элементарных математических представлений.Направление развития: познавательно - речевое.Тема занятия «Путешествие по сказкам».Средняя груп...
Совместная деятельность в образовательной области познание по формированию элементарных математических представлений Тема: «Сокровища Форд Боярда»
Совместная деятельность в образовательной области познаниепо формированию элементарных математических представленийТема: «Сокровища Форд Боярда»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Тема: «Состав числа 3 из двух меньших чисел, знакомство с задачей»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представленийТема: «Состав числа 3 из двух меньших чисел, знакомство с задачей»...