Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие»: Формирование элементарных математических представлений Тема: «Будильник»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ануфриева Виталина Викторовна

 


Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие»: Формирование элементарных математических представлений  Тема: «Будильник»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dubl_n.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 16

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия

для детей подготовительной группы

по образовательной области «Познавательное развитие»:

Формирование элементарных математических представлений

Тема: «Будильник»

Воспитатель:

Ануфриева Виталина Викторовна

Высшей квалификационной категории

Используемые технологии:

- Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- Технология деятельностного подхода;

- Технология проблемного обучения;

- ИКТ технология

- Здоровье сберегающая технология;

- Игровые технологии.

Санкт-Петербург

2024 год

Цель: Формировать умения определять время по часам с точность до получаса.

Задачи:

Образовательные:

- создать условия для получения детьми знаний и умений выставлять время с точностью до получаса.

- закрепить умение выставлять время с точностью до часа;

- актуализировать знания детей о длительности 1-й минуты;

- продолжать знакомить детей с разными видами часов;

Развивающие: 

- продолжать развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие;

- продолжать развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, строить полные предложения.

Воспитательные:

- продолжать воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять её;

- продолжать воспитывать уважение друг к другу, не перебивать во время ответа, умение работать сообща;

 Предварительная работа: Знакомство с разными видами часов. Чтение стихов, пословиц, разгадывание загадок по теме часы. Изготовление макетов часов на каждого ребенка. Изготовление лепбука по теме.

Материалы к занятию:

- интерактивная доска

- разные виды часов (механические, песочные)

- макеты часов на каждого ребенка, круг размера с циферблат.

- цифры от 1 до 12, обруч, виды часов на бумажной основе

- мультфильм «Фиксики «Часы»»

Интеграция образовательных областей:

  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием.

- Вы знаете, я сегодня пришла такая расстроенная.

- Не со мной, с моим сыном произошла одна история. Он попросил передать вам сообщение!

- Что с вами случилось?

Мотивация.

Видео сообщение.

(Здравствуйте ребята! Меня зовут Анант. Знаете, на каникулах я должен был пойти в театр. В этот день ко мне в гости зашёл мой друг, мы с ним так весело играли и время пролетело незаметно. Я посмотрел на часы и понял, что опоздал в театр.)

Проблематизация.

- Почему случилась такая история с моим сыном?

-  Он заигрался, не следил за временем и опоздал в театр.

Целеполагание.

- Что бы могло помочь ему в этой ситуации?

- При помощи чего мы узнаём время?

- Следить за временем.

- При помощи часов.

Планирование будущей деятельности.

- Что мы должны знать и чему научиться, что бы с нами не происходило таких ситуаций?

- Да, мы продолжим знакомиться с разными видами часов и научимся определять время с точностью до получаса.

- Познакомиться с часами, и научиться определять время на часах.

Реализация плана.

- Чтобы узнать какие в мире существуют часы нам очень нужны, помощники, кто-то, кто хорошо разбирается в технике и следит за приборами, чтобы они не сломались. Знаете, о таких?

- Вот у них есть серия о часах, посмотрим? (Просмотр видеоролика о часах.)

- О каких новых часах для себя из видеоролика вы узнали впервые?

- Ребята, в мастерской у часовщика все часы упали с полки, ему нужно их расставить по местам.

 Игра «Помоги часовщику». (ориентировка на листе бумаги)

- Поможем часовщику?

- Молодцы, как вы быстро справились!

- А как вы думаете, одна минута – это много или мало?

- Мнения у всех разные, как же нам разобраться в этом вопросе?

- А может проведем маленький эксперимент?

- Для эксперимента, нам понадобятся вот эти часы, вы с ними уже знакомы?

Именно в этих часах, весь песок пересыпается, когда проходит ровно минута.

- Сейчас мы с вами поиграем, а песочные часы помогут отсчитать нам ровно минуту. Готовы?

Тик-так, тик-так — Все часы идут вот так (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

Посмотри, который час- тик-так: (Раскачивайтесь в такт маятника.)

 Налево — раз, направо — раз, (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так. Чтоб совсем проснуться, нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем, Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом, То к окну, а то к стене. Выполняем упражненье, Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора на место сесть нам.

- Ну как, долго мы играли?

- Продолжаем наш эксперимент, теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Не просто помолчать, еще нам надо будет замереть. И песочные часы нам помогут еще раз отсчитать ровно минуту.

- Готовы? Сядем ровненько, удобно; время «раз, два, три - начни»

 Игра «Молчанка»

- А теперь скажите 1 минута - это много или мало?

- А, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?

 

- Правильно, время как нам кажется долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.

Есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

- А вы знаете, какие-нибудь пословицы о времени?

- Молодцы!

- Как вы думаете, какие часы могли бы помочь моему сыну обратить внимание на время и успеть в театр?

- Совершенно верно, будильник бы прозвенел, и он бы обратил внимание на время и успел собраться в театр.

- Помните на прошлом занятии мы с вами мастерили? (будильники)

- потренируемся на них выставлять время?

- Кто скажет, как называются короткая стрелка на часах? Как называется длинная стрелка?

- Молодцы, а кто вспомнит как называется круг (показываю циферблат на часах), на котором написаны цифры?

- Давайте выставим на наших часах время: 12 часов ровно. Мы помним, да, что отсчет времени начинается с цифры (12).

- Минутная стрелка проходит целый круг, это значит прошел (один час).

Т.е. за это время часовая стрелка перейдет от одной цифре к следующей.

- Давайте попробуем, придерживаем пальчиком часовую стрелку и начинаем движение минутной стрелки. Вот минутная стрелка вернулась к 12, прошел час, на какой цифре должна оказаться часовая стрелка?

- Вероника сколько времени показывает твой будильник?

Спросить еще раз.

- А сейчас поиграем, слушайте правила.

Вы сейчас друг другу, будете загадывать время. Тот, кто будет загадывать, выйдет вперед, и выполнит какое ни будь движение несколько раз, а ваша задача сосчитать количество выполненных упражнений и выставить на часах соответствующее время.

- Можно первый раз я загадаю вам время?

Проводиться игра на закрепление умений выставлять время с точностью до часа.

-Молодцы. Сейчас мы обе стрелки установим на 12 и отложим будильники в сторонку.

-Ребята, а какой формы циферблат? На столах у каждого лежит круг, давайте сложим этот круг пополам, что у нас получилось?

- Правильно, получилась половина от круга.

- Теперь давайте наложим эту половину круга на циферблат, так чтобы линия сгиба соединяла цифру 12 и 6, и закрыла левую часть циферблата.

-У всех получилось? Молодцы!

- Придерживаем нашу половинку и проведем минутную стрелку по циферблату, который виден нам.

- Если минутная стрелка проходит целый круг – значит прошёл 1 час, а если минутная стрелка пройдет полкруга, сколько часов пройдет часовая??

- Леня, если минутная стрелка пройдёт пол круга, сколько часов прошло?

- Ребята, минутная стрелка прошла пол круга, т.е. полчаса, скажите на какой цифре она остановится?

- Скажите, а где тогда, должна оказаться часовая стрелка, когда пройдет пол часа?

- Молодцы!

- выставите время на своих будильниках, ровно 4 часа, у всех получилось так же?

- Отлично!

- Теперь внимание, задание. Минутная стрелка прошла пол часа.

- Максим, на какую цифру показывает минутная стрелка? А где будет стоять часовая стрелка?

- У всех получилось также?

- Посмотрите, часовая стрелка уже прошла цифру 4, а до цифры 5 еще не дошла.

При таком положении стрелок говорят – сейчас пол пятого. (это значит ровно 4 часа и еще половина)

- Соня, какое время показывают твои часы?

- Сейчас мы с вами потренируемся выставлять время с точность до полу часа.

- Коля, установи пожалуйста стрелки часов на пол шестого. (пробуют все дети по очереди)

- Молодцы какие, у всех получилось!

- Сейчас я, хочу предложить поиграть в новую игру. Как вы думаете, где мы будем играть?

- На что он похож?

(во что мы можем эго превратить)

- Что нам для этого понадобиться? (цифры, стрелки)

-Давайте с вами расставим цифры; закрепление прямого счета.

- Молодцы, все необходимое для игры мы приготовили!

Игра называется «Ходят стрелочки по кругу»

Слушаем правила: я буду читать стихотворение, в это время мы движемся по кругу, по часовой стрелке, т.е. по направлению движения часовой стрелки. (это значит в какую сторону мы пойдем?)

Молодцы! Как только услышите такие слова – вы нам время подскажите, мы все садимся на корточки и руки на колени, а дети у кого стрелки, должны будут выставит заданное время. Играть будем несколько раз, каждый из вас будет стрелочкой.

Правила всем понятны?

Игра «Ходят стрелочки по кругу» начинается!

Мы часы, наш точен ход,

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите! Воспитатель: называет время – пол четвертого (пол шестого, пол десятого).

- Молодцы, вы хорошо умеете определять время по часам.

- Это фиксики.

Да!

- Дети смотрят мультик фиксики какие бывают часы.

- Атомные часы, они самые точные.

Рассматривают часы.

- наручные, песочные, солнечные, электронные, будильник.

- Много, мало!

Ответы детей.

- Да!

- Да, это песочные часы.

- Да, готовы!

Дети выполняют движения по тексту.

Дети садятся на коврики.

- Нет.

- Да.

Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.

- Много.

- Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.

- Делу – время, потехе – час.

Минута час бережёт. Не по дням, а по часам.

Предположения детей (он бы мог поставить будильник)

- Да!

Короткая стрелка - часовая.

Длинная стрелка – минутная.

- Циферблат.

- С цифры 12

- пройдет один час.

Дети выставляют время с точностью до часа.

- Часовая стрелка должна оказаться на цифре 1.

- Будильник показывает ровно один час.

- Да.

- Круглой.

- Пол круга, половина.

Выполняют задание.

- Минутная стрелка прошла пол круга, значит рошло пол часа.

- Если минутная стрелка пройдет пол часа, она остановится на цифре 6.

- Да!

- Посередине между цифрами 4 и 5.

- Да!

- Часы показывают пол пятого

 

- На полу, где обруч.

- На круг.

- Мы можем сделать циферблат.

- По часовой стрелке.

- Да!

Дети у которых стрелочки, встают возле заданных цифр.

Рефлексия.

- Ребята, о чем вам сегодня рассказали Фиксики?

- Чему научились?

- Какое задание для вас было самым трудным?

- Какие же часы помогают людям не опаздывать?

- Какой совет вы можете передать моему сыну?

- Как мы можем передать ему наши пожелания?

- О часах (перечисляют виды часов).

- научились выставлять время с точностью до получаса.

- будильник.

- Заводить будильник на пол часа раньше?

- Отправим ему сообщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности с детьми 2-ой младшей группы по образовательным областям «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) и «Художественно эстетическое развитие»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Познавательное развитие" и "Художественной -эстетическое развитие" будет полезен воспитателям, работающими с детьми вт...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности. Образовательная область: познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений На тему: «Сказочное путешествие» Для детей подготовительной группы С использованием игровой, ин

КонспектНепрерывной  образовательной  деятельности.Формирование элементарных математических представленийНа тему:  «Сказочное путешествие»Для детей подготовительной...

Методическая разработка занятия во второй младшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" (Формирование элементарных математических представлений)

Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений). Вторая младшая группа. Тема: "Знакомство с квадратом"...

Методическая разработка во второй младшей группе в образовательной области "Познавательное развитие"(Формирование элементарных математических представлений)

Цель: Знакомство с геометрической фигурой "круг"Задачи :-Обучающие: -научить различать фигуры, находить их в окружающей обстановке;-Воспитательные:- воспитывать усидчивость, умение слушать, ...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР. Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) Тема. Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геоме

Конспект образовательной деятельности с детьми с ЗПР. Образовательная область- познавательное развитие ( ФЭМП, сенсорное рзвития). Тема "Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные...

Конспект занятия для детей средней группы по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП) Тема: «Проказы Бабы Яги»

Конспект  занятия для детей средней группы по образовательной области познавательное развитие (ФЭМП)                   ...