Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Прграмма  кружка " Занимательная математика" для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная  программа 

«Занимательная  математика»

         Пояснительная записка.

Программа кружка «Занимательная  математика» рассчитана на детей 5-6 лет.

Особенность работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, ребусы , кроссворды, задания на развитие логического мышления и др.

Работа в кружке «Занимательная математика» дает возможность развивать интерес к математике, логическое мышление, познавательную активность и математические способности детей. Основой интеллектуального развития детей является формирование и развитие математических представлений у дошкольников, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Формы организации детей разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур.

Кружок проводится 2 раз в неделю, 8 раз в месяц. Продолжительность занятий в старшей  группе – 25 минут.

Цель кружка: Дать материал для умственной гимнастики, для тренировки сообразительности и находчивости.

Задачи: 
– отрабатывать арифметический и геометрический навык; 
– развивать у детей умение оперировать знаниями по математике;
– формировать умение объективно оценивать свои возможности;
– развивать доказательную речь и речь-рассуждение.
– развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Принципы реализации программы кружка: 
– индивидуально-личностный подход к каждому ребенку; 
– коллективизм; 
– наглядность;
– активность детей.
Формы: математические (логические), игры, задачи,, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, головоломки, ребусы, логические таблицы, дидактические игры и упражнения (геометрический материал) и др.
Методы: 
– взаимодействие; 
– коллективная работа; 
– наблюдение; 
– поощрение; 
– игра.
Приёмы:
– анализ и синтез; 
– классификация; 
– сравнение; 
– обобщение.
 

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

- Повысят уровень умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения детей.

- Повысят уровень развития логического мышления.

- Разовьют интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.

Тематическое планирование

Месяц

N
п/п

Содержание занятий

Цели и задачи

Октябрь

1

Игра «Знакомство».
Призентация «В гости к смешарикам».
Логические задачи.

Развивать логическое мышление.

2

Д/и «Торопись, да не ошибись».
Задачи-шутки.
Графический диктант.

Развивать внимание детей при отгадывании задач-шуток.

3

Д/и «Назови меньше на 1, больше на 1».
Ребусы.
Логические задачи.

Развивать мышление, сообразительность.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

4

Игра «Собери квадрат».

Кроссворд.
Логические таблицы.

Развивать внимание, речь.
Упражнять в составлении квадратов из частей.

5

Д/и «Исправь ошибку».
Дары Фребеля.

Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Закреплять знания цвета, формы.

6

Д/и «Назови соседей».
Д/и «Мой режим дня по часам».
Графический диктант.
Загадки.

Закрепить знание числового ряда от 0 до 10.
Совершенствовать представления детей о режиме дня.Упражнять детей в отгадывании загадок.

7

Д/и «Путаница».
Задачи-шутки.
Логические задачи.

Закрепить порядковый счет.Закрепить состав числа до 10 из двух меньших.

8

Д/и «Кто знает, пусть дальше считает».
Лабиринт.
Загадки.

Развивать внимание, память, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве.

Ноябрь

1

Игры с палочками «Сделай фигуру». Выкладывание геометрических узоров на столе.
Загадки.
Графический диктант.

Развивать логическое мышление, закрепить знание геометрических фигур.

2

Д/и «Фабрика фигур».
Ребусы.
Логические задачи.

Упражнять в умении изменять фигуру по 1, 2 или 3 признакам

3

Игра «Найди секрет».
Задачи-шутки.
Найди отличие.

Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток.

4

Презентация  «Взлёт ракеты».
Лабиринт.
Логические задачи.

Закрепить обратный счет.
Развивать внимание, логическое мышление.

5

Д/и «Строим город».
Кроссворд.
Логические таблицы.

Закрепить знание объёмных геометрических фигур.
Развивать произвольное внимание и логическое мышление, самостоятельность, активность.

6

Д/и «Что перепутал художник?».
Дары Фребеля.

Упражнять в умении классифицировать предметы.

7

Игра:«Что общего и чем различаются фигуры».
Загадки.
Графический диктант.

Закреплять знание  о геометрических фигурах их свойствах, развивать умение классифицировать их по отдельным признакам.

8

Игра «Колумбово яйцо».
Загадки.
Логические задачи.

Развивать произвольное внимание и логическое мышление, самостоятельность, активность.

Декабрь

1

Игра «Вверх вниз по числовой лестнице».
Загадки.
Найди отличие.

Закреплять счёт в пределах 20.
Развивать внимание, логическое мышление.

2

Д/и «Трудные виражи».
Лабиринт.
Логические задачи.

Развивать точность движений при ориентировке на листе бумаги.

3

Игра «Посели фигуру в свой дом».
Ребусы.
Логические задачи.

Закрепить знания о величине, форме, свойствах геометрических фигур.

4

Д/и «Кто знает, пусть дальше считает».
Считалки.

Графический диктант.

Совершенствовать навыки счёта в пределах 20.
Развивать речь, активизировать словарь.

5

  Дары Фребеля.
 Лабиринты.
 Логические задачи.

Развивать логическое мышление.
Развивать внимательность, воображение.

6

Д/и «Сказочное дерево».
Загадки.
Ребусы.

Закрепление представлений о месяцах года.

7

Игра «Пифагор».
Задачи-шутки.
Логические задачи.

Развивать произвольное внимание и логическое мышление, самостоятельность, активность.

8

Игра  «В гостях у королевы цифр».

Найди отличие.

Совершенствовать навыки счёта в пределах 20. Развивать творческое мышление, смекалку.

Январь

1

Д/и «12 месяцев».
Задачи в стихотворной форме.
Кроссворд.

Упражнять в умении называть месяцы по порядку и по временам года.
Развивать внимание, воображение.

2

Игра «Определи время по часам».
Загадки.
Графический диктант.

Совершенствовать умение определять время по часам.

3

Игра-эксперимент «В каком сосуде больше воды?»
Ребусы.
Логические задачи.

Развивать умение сравнивать количество жидких тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

4

Игра «Чудесный мешочек».
Задачи-шутки.
Логические таблицы.

Упражнять в счёте с помощью различных анализаторов.

5

Игра «Летел лебедь».
Лабиринт.
Логические задачи.

Закрепить количественный счёт в пределах 20.

6

Игра «Камыши».
Загадки.
Логические задачи.

Развивать внимание, умение ориентироваться относительно себя.

Февраль

1

Д/и «Математический цветок». 
Задачи-шутки.
Логические таблицы.

Упражнять в умении решать примеры на «+» и «-», развивать внимание.

2

Д/и «Гномик-часовщик».
Ребусы.
Логические задачи.

Упражнять в определении времени по модели часов.

3

Д/и «Распорядок дня».
Найди отличие.
Логические задачи.

Закрепить понятие о времени, режиме дня.

4

Д/и «Закончи рисунок».
Дары Фрёбеля.
Логические задачи.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

5

Игра «Четвёртый лишний».
Считалки.
Логические задачи.

Развивать умение классифицировать и обобщать.

6

Игра «Построй домик».
Задачи-шутки.
Графический диктант.

Развивать умение соединять детали.

7

Игра «Найди клад».
Ребусы.
Логические задачи.

Развивать умение работать по инструкции.

8

Математический турнир «Поможем Незнайке».

Развивать логическое мышление, воображения, умение соотносить число и количество предметов.

Март

1

Д/и «Исправь ошибку».

Ребусы.
Загадки.
Логические задачи.

Закрепить знаки «<», «>».
Развивать внимание, логическое мышление.
Упражнять детей в отгадывании загадок.

2

Упражнение «Дорисуй узор».
Дары Фребеля.
Логические задачи.

Упражнять работать на листе в клетку.

3

Игра «Колумбово яйцо».
Считалки.
Логические задачи.

Развивать произвольное внимание и логическое мышление, самостоятельность, активность.

4

Упражнение «Кого надо нарисовать?».
Задачи в стихотворной форме.
Логические задачи.

Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.
Упражнять в решение задач в стихотворной форме.

5

Д/и «Делим торт».
Загадки.
Графический диктант.

Упражнять в делении целого на части.
Упражнять в отгадывании математических загадок на основе воспринимаемой информации.

6

Игра «Что сначала, что потом?».
Ребусы.
Логические задачи.

Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность.

7

Д/и «Счётная машина».
Считалки.
Найди отличие.

Закрепить счёт двойками.
Развивать логическое мышление, речь.

8

   «Математическая сказка»

Кроссворд.

Логические таблицы.

Активизировать внимание, наблюдательность, логическое мышление, смекалку.

Апрель

1

Д/и «Перелёт птиц».
Ребусы.
Логические задачи.

Упражнять в расположении предметов (справа, слева, выше, ниже, между).

2

Игра «Продолжи ряд».
Загадки.
Графический диктант.

Развивать умение видеть закономерность.

3

Д/и «Кто больше увидит?».
Игра «Закончи фразу».
Задачи-шутки.
Найди отличие.

Упражнять в группировке геометрических фигур по различным признакам (цвету, форме, размеру).
Упражнять в умении завершать логические концовки.

4

«Сделай фигуру». Выкладывание геометрических узоров на столе. Дары Фребеля.
Логические таблицы.

Закрепить обратный счёт.
Развивать логическое мышление, закрепить знание геометрических фигур.

5

Игра «Найди пару».
Считалки.
Логические задачи.

Упражнять в умении видеть закономерность. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

6

Упражнение «Найди похожие кораблики».
Задачи-шутки.
Лабиринт.

Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.

7

Упражнение «Какая фигура будет последней?»
Загадки.
Логические задачи.

Развивать зрительное восприятие.
Развивать логическое мышление.

8

Д/и «Весёлые часы».
Д/и «Весёлые задачи».
Логические таблицы.

Упражнять в определении времени по модели часов.
Упражнять в выкладывании модели задачи, используя математические знаки, закрепить знание условия, вопроса задачи.

Май

1

Д/и «Что сначала, что потом»

Графический диктант.

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

2

 Д/и «Логические цепочки»

Логические задачи.

Ребусы.

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

3

Д/и «Волшебный овал»

Лабиринт

Развивать логическое мышление, память, воображение, умение пользоваться блоками Дьенеша.

4

Д/и «Сложи дощечки»

Дары Фребеля.

Найди отличие.

Развивать умения классифицировать множества и называть цвет, форму, размер, толщину; обучать навыку последовательно располагать в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию) элементы на глаз.

5

Д/и «Рассеянный художник».

Логические таблицы.

Закреплять знания детей о цифрах, умение находить цифру соответственно количеству предметов; упражнять в отгадывании математических загадок, решении задач, сравнивании чисел, используя знаки «больше», «меньше»; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.

6

Д/и «Поменяй признак»

Графический диктант.

Логические задачи.

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

7

 Д/и «Продолжи закономерность».

Задачи-шутки.

Ребусы.

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

8

«Праздник математики»

Закрепить пройденный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительные услуги дополнительного образования для дошкольников

Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но его разносторонним развитием как личности, системе ценностей, способностей к активной социальной адаптаци...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...