Планирование ФЭМП средняя группа
проект по математике (средняя группа) по теме
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_sredney_gruppy_po_matematike_pdf.io_.docx | 105.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
(Формирование элементарных математических представлений)
(средняя группа)
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базируется на общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под. редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по направлению «Формирование элементарных математических представлений». Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в в сюжетно-ролевых играх и рабочих тетрадях «Математика для малышей». В программе представлено примерное планирование работы по математике на год, в которое включен комплекс игровых заданий и упражнений. Система работы включает комплекс игровых упражнений, направленных на создание ситуации сотрудничества, содеятельности, которые проводятся 1 раз в неделю.
Возраст детей: с 4 до 5 лет
ЦЕЛЬ:
Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
ЗАДАЧИ:
Количество и счёт
∙ Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, фориы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счёту). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни-красного цвета, а другие синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
∙ Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметов пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три- всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.
∙ Формировать представление о порядковом счёте, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
∙ Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три ёлочки. Ёлочек больше, чем зайчиков: 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
∙ Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и ёлочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну – 3 и 3» или: «Ёлочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 ёлочку, их стало тоже 2. Ёлочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
∙ Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
∙ На основе счёта устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина
∙ Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путём наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее-короче, уже-шире, выше-ниже, толще-тоньше ил равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
∙ Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зелёной, желтый шарфик короче и уже синего).
∙ Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности-в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов «(эта красная) башенка-самая высокая, эта (оранжевая) – пониже, эта (розовая) – еще ниже, а эта (желтая) – самая низкая» и т.д.
Форма
∙ Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и т.д.)
∙ Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
∙ Формировать представление о том, что что фигуры могут быть разных размеров: большой-маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
∙ Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-круг, платок-квадрат, мяч-шар, окно, дверь- прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве
∙ Развивать умения развивать пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева-окно, сзади на полках-игрушки).
∙ Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени
∙ Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь).
∙ Объяснять значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В группе имеется: методическая литература, рабочие тетради для детей, дидактические пособия и игровой материал, материал и оборудование для сюжетно-ролевых игр, магнитофон
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическая литература для педагога:
∙ Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ), Мозаика-Синтез Москва. 2014
∙ Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа, М.: Мозаика-Синтез, 2014.
∙ Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для малышей. Средняя группа. Рабочая тетрадь.
∙ Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
∙ Волина В.В. Праздник числа. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
∙ Данилова В.в., Рихтерман Т.Д. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия, 1997.
∙ Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. -М.: Просвещение, 1992.
∙ Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1992.
∙ Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у дошкольников. -М.: Просвещение,1991.
Игровые материалы для детей: | |
∙ Блоки Дьенеша; ∙ Палочки Кюизенера; ∙ Игры «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Кубики и цвет», «Игры с палочками». ∙ Мозаики; ∙ Геометрические орнаменты; ∙ Сюжетные изображения, составленные из геометрических фигур; ∙ Рабочие тетради; ∙ Счеты; ∙ Наборы «Учись считать», «Счетные палочки», геометрические фигуры (плоские и пространственные); ∙ Пазлы, разрезные картинки ∙ Календарь года, часы, песочные часы, лупа, чашечные весы; ∙ Альбомы с иллюстрациями «Времена года». |
Наглядно-дидактические пособия
∙ Плакаты: «Счет до 5», «Цвет», «Форма». | |
Электронные образовательные ресурсы:
∙ Электронный банк презентаций с учетом учебно-тематического планирования по программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Тема игровой ситуации | План игровой ситуации | ИКТ | ||
Сентябрь | |||||
Занятие 1 | «Путешествие в осенний лес» | Игровое упражнение «Найди пару» Игра «Что где находится» | https://nsportal.ru/video/2018/12/1-1 | ||
Занятие 2 | «В гостях у Кролика» | Игровое упражнение «Положим кубы в коробку» Игровое упражнение «Построим домик» Игровое упражнение «Поможем Винни Пуху разложить картинки» | https://nsportal.ru/video/2018/12/1-2 | ||
Занятие 3 | «К нам приехал цирк» | И/у «Найди отличия» И/у «Клоуны «играют» с шариками» И/у «Сравним ленты» И/у « Перепрыгнем через дощечки» | https://nsportal.ru/video/2018/12/1-3 | ||
Октябрь | |||||
Занятие 1 | И/у «Платочки» И/у «Неразбериха» Физминутка И/у «Заборчики для животных» | https://nsportal.ru/video/2018/12/2-1 | |||
«Необыкновен ный зоопарк» | |||||
Занятие 2 | «Гости из леса» | И/у «Посчитаем животных» И/у «Волшебный мешочек» И/у «Поручение» | https://nsportal.ru/video/2018/12/2-2 | ||
Занятие 3 | «Три поросёнка» | И/у «Посчитай поросят И/у «Сделаем двери для поросят» И/у «Дорожки» Физминутка И/у «Сутки» | https://nsportal.ru/video/2018/12/2-3 | ||
Занятие 4 | «Угостим зайчиков | И/у «Угостим зайчиков морковкой» | https://nsportal.ru/video/2018/12/2-4 |
морковкой» | И/у «Угостим белочек орешками» П/и «Найди свой домик» Д/и « Где звенит колокольчик» | ||
Ноябрь | |||
Занятие 1 | «В гостях у Буратино» | И/у «Поможем Буратино сосчитать игрушки» И/у «Разложи бантики по образцу» И/у «Квадрат» И/у «Найди пару» И/у «Скажи наоборот» | https://nsportal.ru/video/2018/12/3-1 |
Занятие 2 | «Мальвина учит считать Буратино» | И/у «Мальвина учит считать Буратино» И/у «Задание» И/у «Геометрические фигуры» И/у «Поможем Буратино склеить посуду» | https://nsportal.ru/video/2018/12/3-2 |
Занятие 3 | «Давайте поиграем» | И/у «Сосчитай колечки у пирамидки» И/у «Угадай, что изменилось» И/у «Сложи карандаши в коробки» П/и «Найди свой гараж» П/и «Карусели» | https://nsportal.ru/video/2018/12/3-3 |
Занятие 4 | «Считаем цыплят» | И/у «Посчитай цыплят» И/у « Покормим цыплят» И/у «Когда это бывает» И/у «Не ошибись» | https://nsportal.ru/video/2018/12/3-4 |
Декабрь | |||
Занятие 1 | «Куклы собираются в гости к гномикам» | И/у «Сравним ленты» Работа в тетради Д/и «Спрячь игрушки» | https://nsportal.ru/video/2018/12/4-1 |
Занятие 2 | Игровая встреча Умников и Умниц | И/у «Сколько» Работа с раздаточным материалом И/у «Разложи фигуры» И/у «Сравни дорожки» | https://nsportal.ru/video/2018/12/4-2 |
Занятие 3 | «Чудесный мешочек» | Игра «Чудесный мешочек» И/у «Поставь так же» | https://nsportal.ru/video/2018/12/4-3 |
Д/и «Найди себе пару» | |||
Занятие 4 | «Разложи картинки» | И/у «Разложи картинки» И/у «Разложим фигуры по коробкам» И/у «Покупаем игрушки для мишки» П/и «День-ночь» | 4.4 https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/12/08/planirovanie-matematika -sredniy-vozrast |
Январь | |||
Занятие 1 | «Сон мишки» | Работа в рабочей тетради И/у «Далеко-близко» И/у «Собираем картинку» | https://nsportal.ru/video/2018/12/5-1 |
Занятие 2 | «Играем с матрешками» | И/у «Играем с матрешками» И/у «Матрёшки гуляют» И/у «Угадай, что изменилось» И/у «Матрёшки слушают музыку» | 5.2 https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/12/08/planirovanie-matematika-sredniy-vozrast |
Занятие 3 | «Строим дорожки» | И/у «Строим дорожки» Д/и «Чудесный мешочек» П/и «Найди свой гараж» | https://nsportal.ru/video/2018/12/5-3 |
Занятие 4 | И/у «Когда это бывает» И/у «Отгадай, сколько» Физминутка «Зарядка» Работа в рабочей тетради | https://nsportal.ru/video/2018/12/5-4 | |
Февраль | |||
Занятие 1 | И/у «Сравни шарфики» И/с «Спускаемся (поднимаемся) по ступенькам» И/у «Покажи столько же» И/у «Наш день» | 6.1 https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/12/08/planirovanie-matematika-sredniy-vozrast | |
Занятие 2 | «Делаем зарядку» | И/у «Сделаем столько же» И/у «Ворота для мячей» И/у «Разложи ленты» Физминутка «Вырастаем большими» Игра «Поручение» | https://nsportal.ru/video/2018/12/6-2 |
Занятие 3 | «Письмо из Простоквашин о» | И/у «Сделаем столько же» П/и «Найди свой домик» Д/и «Когда это бывает» | https://nsportal.ru/video/2018/12/6-3 |
Занятие 4 | И/с «Степашка убирает игрушки» И/у «Найди столько же» И/у «Собери картинку» | ||
Март | |||
Занятие 1 | «Правильно пойдёшь – секрет найдёшь» | И/с «Рассматриваем план» И/у «Сравни мячи» Физминутка И/с «Дойдем до домика с секретом» | 7.1 https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/12/08/planirovanie-matematika-sredniy-vozrast |
Занятие 2 | И/у «Накроем стол для чаепития» Работа в тетрадях И/у «Постройте ребят по росту» | https://nsportal.ru/video/2018/12/7-2 | |
Занятие 3 | И/с «Посадим цветочки вдоль дорожки» И/с «Посадим ёлочки в ряд» И/у «Собери кубики и шарики в корзины» | 7.3 https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/12/08/planirovanie-matematika-sredniy-vozrast | |
Занятие 4 | И/у «Разложи предметы по форме» И/с «Прилетели бабочки» Физминутка И/у «Поручение» | 7.4 https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/12/08/planirovanie-matematika-sredniy-vozrast | |
Апрель | |||
Занятие 1 | «Строим игровую площадку» | И/у «Строим игровую площадку» И/у «Выполни задание» И/у «Прыгаем близко, прыгаем далеко» | https://nsportal.ru/video/2018/12/8-1 |
Занятие 2 | «Поездка на праздник сказок» | И/у «Построй паровозик» И/у «Укрась зал» Игра «Найди себе пару» И/у «Назови время суток» | https://nsportal.ru/video/2018/12/8-2 |
Занятие 3 | И/у «Письмо от волшебника» Д/и «Найди фигуру» И/у «Продолжи ряд» | 8.3 https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/12/08/planirovanie-matematika-sredniy-vozrast | |
Занятие 4 | «Весна пришла» | «Отгадай загадку» «Панно»Весна» И/у «Найди ошибку» | https://nsportal.ru/video/2018/12/8-4 |
Игра с солнечным зайчиком | |||
Май | |||
Работа по закреплению программного материала |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Овладение воспитанниками способами и приемами познания, применение полученных знаний на практике, создание предпосылок для формирования правильного миропонимания, развитие интереса к познавательной деятельности. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, овладение мотивацией деятельности, направление мыслительной активности на поиск способов решения поставленных задач.
К концу года дети должны уметь:
∙ Иметь представление, что множество может состоять из разных по качеству предметов разного цвета, размера, формы, сравнивать части множества, определять их равенство и неравенство;
∙ Уметь считать до 5, пользуясь правильными приемами счета, сравнивать две группы предметов, именуемые числами;
∙ Иметь представление о порядковом счете;
∙ Уметь уравнивать неравные группы предметов двумя способами, в том числе, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, отличаются по размерам, форме, расположению в пространстве;
∙ Отсчитывать предметы из большего количества;
∙ Сравнивать два предмета по величине, длине, ширине, высоте, толщине; сравнивать предметы по двум признакам
∙ Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности;
∙ Иметь представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, шаре, кубе, выделять их признаки ; фигуры могут быть разных размеров; Уметь соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;
∙ Уметь определять пространственные направления от себя, обозначать словами расположение предметов; знать пространственные отношения: далеко-близко и т.д.;
∙ Знать и понимать части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в средней группе. ФЭМП
Перспективное планирование в средней группе. ФЭМП...
Перспективное планирование по ФЭМП. Средняя группа
Перспективное планирование по ФЭМП. Средняя группа...
Перспективное планирование по ФЭМП средняя группа детей с ЗПР
Перспективное планирование по ФГОС...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП Средняя группа
перспективное планирование по ФЭМП средняя группа...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЭМП средняя группа
Перспективное планирование по ФЭМП в средней группе по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. ...
Перспективное планирование ФЭМП - средняя группа
Перспективное планирование ФЭМП...