Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Раскрыты этапы ознакомления дошкольников с цветом, формой, величиной предмета с помощью дидактических игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемая комиссия, я представляю вашему вниманию тему своей работы - Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Таким образом, проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Целью нашей работы является формирование первичных представлений детей о свойствах предметов, развитие аналитического восприятия детей посредством дидактических игр.
В своей работе мы поставили следующие задачи:
- Создать условия для формирования первичных представлений о свойствах предметов.
- Формировать представления о свойствах предметов, пространстве и времени, причинах и следствиях.
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.
- Привлечь родителей в процесс формирования первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Наша работа строилась в три этапа.
- Этап.
На первом этапе мы изучили педагогическую литературу, проанализировали исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
Идея использования сенсорных эталонов принадлежит А. В. Запорожцу. Эталоны рассматриваются как инструменты для осуществления перцептивных и опознавательных действий. «Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом».
Основной нашей задачей было создание предметно-пространственной среды в группе.
При создании предметно-пространственной среды мы ориентировались на возрастные особенности детей.
При оборудовании окружающей среды мы руководствовались следующими принципами:
- информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования.
- полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.
- педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.
- трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Предметы обстановки группы подбирались таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Для развития мелкой моторики рук имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игрушки подобранны чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров.
- Этап.
Основной этап работы заключался в выявления уровня знаний и представлений детей по данной теме.
Детям предлагались задания различного уровня сложности, например:
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики. (либо цветные полоски с более сложным спектром цветов-розовый, бирюзовый, фиолетовый).
3. Сложить матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета из убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 4-5 частей.
В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:
Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
Мы выяснили, что дети имеют не полное представление о форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила, некоторые дети даже затруднялись с названием основных цветов.
Опрос родителей показал, что не все родители уделяют должное внимание сенсорному развитию детей, из-за недостатка знаний по данной теме.
Исходя из полученных результатов, мы разработали систему дидактических игр:
Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи?», «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.
Дидактические игры и упражнения на формирование ориентировки в пространстве и времени.
«Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в левую (правую) руку», «Надень часики на левую руку», «Покажи правый карман», «Послушай, как бьется твое сердце», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку слева от себя», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку справа, слева», «Покажи, где у тебя голова, ноги, спина..», «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки, грудь, спина», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «Найди такую же игрушку по величине».
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку?», «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.
Дидактические игры и упражнения применялись как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных детьми знаний и умений. Для того, чтобы работы велась в системе (от простого к сложному), мы составили перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь, дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам). Октябрь, дидактические игры «Собери пирамидку», «Три квадрата», «Просеивание через сито». (Пример. в сентябре познакомили детей с игрой «Разноцветные шарики», детям необходимо было выбрать из многообразия цветных шаров только красные; затем когда дети легко стали справляться с заданием, правила игры усложнялись. Ребята находили круги красного цвета…. Большие, красные круги).
В октябре, предлагается задание «Три квадрата». Когда дети должны построить башню из квадратов в определенной последовательности: самый большой квадрат внизу, на нем – квадрат поменьше, и внизу – самый маленький. Когда дети усвоили ряд из 5 предметов, предлагается увеличить их численность (8 предметов – детям послабже, более сильным – 10 предметов).
Ноябрь. Далее, дети обучаются правилам соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Проводится игра «Кто выше», в которой проводится инсценировка: куклы – девочки мерятся ростом. Предлагается разрешить проблемную ситуацию: можно ли верно определить кто выше, если одна из девочек будет стоять на полу, а другая на кубе. Разрешая ее, дети приходят к выводу о том, что для точности измерения необходима единая точка отсчета.
В игре «Достроим домики» дети подбирают для домиков крыши соответствующей ширины. На этом этапе вводится обучение различным параметрам величины, в частности, ширине предметов. Выделению параметров ширины способствуют так же игры «Путешествие на лесную поляну», где в пути приходится переходить через реки (узкую и широкую).
Знакомство с длиной предметов происходит в играх «Кто скорее свернет ленту», «Завяжем мишкам банты». В первом случае, дети в процессе игры замечают, что выигрывает тот, у кого лента короче, и, соответственно, проигрывает игрок, выбравший длинную ленту.
Чтобы познакомить детей с параметрами высоты проводится игра с мячом. Дети с удовольствием отыскивают мяч, расположенный на разной высоте, подбирают способы. Как достать его, если он лежит высоко. Когда рассмотрены все параметры величины, идет закрепление знаний на материале игр «Магазин» и «Что изменилось?» в магазине покупка выдается ребенку, если он правильно описывает загаданный им предмет (например, толстая книга, широкий бант и т.п.).
Для того, что бы все дети в полной мере усвоили материал, мы неоднократно повторяли уже пройденное, при этом либо усложняли задания, либо использовали новые материалы для иллюстрации.
Параллельно проводилась работа с родителями: индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.
3 этап.
Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, они научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Анкетирование родителей показало, что:
80% опрошенных отметили, что у детей улучшилось настроение утром и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад;
все родители увидели положительные изменения в сенсорном развитии своих детей;
75% родителей отмечают, что дети стали более активными дома после посещения детского сада;
повысился уровень участия родителей с 55% до 70% в образовательном процессе детей;
90% родителей отметили, что у них повысился уровень компетентности в вопросах воспитания и развития малышей;
эффективными формами работы с родителями являются выставки, конкурсы (85%), индивидуальные консультации и беседы (60%), информационно-наглядная агитация (61%).
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД на тему: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»
Для детей подготовительной к школе группы...
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Тема: «Волшебный мешочек»
Конспект занятия с детьми второй группы раннего возраста ( 1 до 2) по сенсорному развитию...
"Формирование первичные представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира посредствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами."
Сенсорное развитие детей раннего возраста через познание окружающего мира...
Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Из опыта работы консультация на педагогическом совете на тему: Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,...
Сообщение на тему "Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (из опыта работы)"
Формирование у дошкольниуков первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и сле...
Конспект НОД о/о "Познавательное развитие по разделу "Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира" "Мы - модельеры" в подготовительной группе
Коспект направлен на поддержание интереса детей к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математьического содержания, желание и стремление к познавательной деятельности....
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возрастав условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира...