"Формирование первичные представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира посредствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами."
статья по теме
Сенсорное развитие детей раннего возраста через познание окружающего мира
Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования указывает содержания структурных единиц – определённыенаправления развития и образования детей или образовательных областей, должно обеспечивать развитие ребенка в различных видах деятельности. Познавательное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование представлений о свойствах предметов и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере). Возрастные особенности ребенка раннего возраста характеризуются развитием предметной деятельности, наглядно-действенным мышлением. а к концу третьего года жизни наглядно-образным мышлением. В содержание психолого-педагогической работы основной образовательной программы детского сада по сенсорному воспитанию входит: побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал из которого они сделаны, побуждать называть свойства предметов. Данная методическая разработка включает опыт работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через сенсорное воспитание в соответствии с основной образовательной программой детского сада.
Человек познает окружающий мир через ощущения и восприятие, которые являются предпосылками для развития сложных психических процессов, таких как мышление, воображение, память, развитию способностей (музыкальных, художественных).
Учеными установлено, что ранний возраст является сензитивным возрастом для развития сенсорных эталонов. Период до 3 лет – это период интенсивного физического и психического развития. Поэтому, сенсорное воспитание должно стоять рядом с интеллектуальным развитием ребенка.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Внешние предметы оказывают огромную роль в сенсорном развитии. Именно через игру, труд, общением со взрослым ребенок познает окружающий мир.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств, которые являются предпосылками для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Изучив методическую литературу по проблеме сенсорного развития и воспитаний детей раннего возраста, я пришла к выводу, что усвоение сенсорного эталона – это название его качества и свойства. Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве практических задач на практике. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами, как на организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). В начале обучения соотнесение проходит от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованная образовательная деятельность с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями, продуктивным и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.
Цель: формирование первичные представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира посредствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами.
Задачи:
- Познакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни;
- Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- Развивать умение обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину.
- Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним;
- обогащать в играх с дидактическим содержанием сенсорный опыт детей.
- Вызывать интерес к предметам ближайшего окружения.
- Раскрывать разнообразные способы использования предметов.
Дидактические методы и средства:
- дидактические игры и упражнения;
с сенсорным материалом;
на развитие аналитических способностей;
на развитие внимания и памяти;
на развитие слуховой дифференциации;
на развитие тактильных и тепловых ощущений.
- игры на развитие мелкой моторики;
- наблюдения;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- пальчиковая гимнастика;
- игры на развитие крупной моторики;
- продуктивная деятельность;
- рассматривание предметных картинок;
- игры с предметами;
- конструирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД на тему: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»
Для детей подготовительной к школе группы...
Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Раскрыты этапы ознакомления дошкольников с цветом, формой, величиной предмета с помощью дидактических игр....
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Тема: «Волшебный мешочек»
Конспект занятия с детьми второй группы раннего возраста ( 1 до 2) по сенсорному развитию...
Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Из опыта работы консультация на педагогическом совете на тему: Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,...
Сообщение на тему "Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (из опыта работы)"
Формирование у дошкольниуков первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и сле...
Конспект НОД о/о "Познавательное развитие по разделу "Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира" "Мы - модельеры" в подготовительной группе
Коспект направлен на поддержание интереса детей к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математьического содержания, желание и стремление к познавательной деятельности....
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возрастав условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира...