Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира
презентация к уроку (младшая группа)
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста
в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sensornogo_vospriyatiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорного восприятия детей раннего возраста
в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира
Денисюк В.А.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
(Слайд № 1) В своем докладе я поделюсь своим опытом работы по развитию сенсорных представлений детей раннего возраста в условиях дошкольной организации. Проанализирую имеющихся теоретические знания о взаимосвязи развития мышления и накопления сенсорного опыта детей.
(Слайд № 2) В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
(Слайд № 3) В п.2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие».
Достижение этих пяти задач развития и образования детей представляется достижимым через применение различных способов и методов обучения и воспитания малышей. И в первую очередь через сенсорное развитие ребёнка.
(Слайд № 4)Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в ДОУ и для различных направлений трудовой деятельности. (Слайд № 5) Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками– многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
(Слайд № 6) Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирование различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающего мира: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, положение в пространстве и т.п.)
Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Требуется обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.
(Слайд № 7) Ведущей педагогической идеей моей работы, по формированию сенсорных представлений, заключается:
1) в создании условий развития детей раннего дошкольного возраста.
2) в систематическом и поэтапном формировании сенсорной культуры дошкольников.
3) в поддержании интереса ребёнка к совместной со взрослыми деятельности:
- Игровой;
- Коммуникативной;
- Трудовой;
- Познавательно-исследовательской;
- Продуктивной;
- Музыкально-художественной;
- Чтение художественной литературы;
- Двигательной
- Совместной деятельности.
(Слайд № 8) В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить в периоде раннего детства следующие задачи в сенсорном воспитании детей раннего возраста: усвоение ребенком системных сенсорных знаний (эталонов), включение сенсорного опыта в деятельность ребенка, соединение чувственного опыта со словом.
В работу по сенсорному развитию детей включаются все виды воспитательно-игровой деятельности, а также режимные моменты.
Однако во время образовательной деятельности, основанной на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; поэтому важную роль, по формированию сенсорных представлений детей, я отважу игре.
(Слайд № 9) Специально организованные игры – хорошее дополнение к обучению во время образовательной деятельности по ознакомлению с обобщенными представлениями, помогают обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов. В этом их развивающая роль.
Необходимо отметить, что руководитель играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму.
Смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.
Познавательно-исследовательская деятельность, по накоплению сенсорных представлений детей, включает в себя:
(Слайд № 10)1.Наблюдения в природе и экспериментирование с природными материалами (шишки, каштаны, грецкие орехи, камешки, крупы....): «Сравни листочки», «Чьи следы больше?», «Покормим зверюшек», «Что выше куст или дерево?» Игры – эксперименты с водой (наливаем, выливаем, кидаем в воду всё подряд, вылавливаем из воды, подкрашиваем, меняем температуру...) Игры с песком, землёй и глиной: «Чувствительные ладошки»...
(Слайд № 11) 2.Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрёшки, пирамидки, объёмные вкладыши, рамки-вкладыши, коробки с отверстия- ми для проталкивания, кубы, шары...) «Игрушка-матрёшка»; «Соберём пирамидку» «Покажи, о чём я скажу»; «Магазин игрушек» «Почтовый ящик».
(Слайд № 12)3.Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Посади матрёшку в поезд» «Одень красиво кукол», «Цветные полянки» «Разложи по коробкам», «Спрячь мышку» «Найди палочку», «Воздушные шары», «Собери бусы по цвету» Игры с логическими блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, развивающими кубиками «Сложи узор» «Ловись рыбка», «Белые и чёрные камешки», «Цветовое лото».
(Слайд № 13) 4.Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик» различные «Рамки-вкладыши», рамки Монтессори «Волшебный мешочек», «Обводим всё (силуэты)» «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке» игры с логическими блоками Дьенеша.
(Слайд № 14)5.Дидактические игры для формирования представлений о величине: «Что больше?», «Большой-маленький» «Нанижи бусы», «Матрёшки построились» «Разбери шишки (снежинки, морковки, зайчиков, листочки...)
(Слайд № 15) 6. Дидактические игры для формирования представлений об ориентировке в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шарик?» «Поручения», «Соберём квадраты», «Разрезные картинки» «Где же наши ручки?», «Найди половинку», «Игрушки играют в прятки» «Чего не хватает у мишки, зайки, лисички...»... Дидактические игры для формирования представлений о времени: «Когда это бывает?» «Соберём кукол на прогулку».
(Слайд № 16) 7.Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, текстуре, звучании: «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек» «Что и где слышно?», «Музыкальные прятки» «Кто разбудил щенка?», «Кто в домике живёт?» «Овощи и фрукты», «Угощение».
Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер, и влечёт за собой развитие таких его форм как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша.
(Слайд № 17)Практическая деятельность включает:
1.Конструирование: игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый, деревянный, мягкий...) игры с конструктором-лего (крупным и мелким) игры с развивающими кубиками «Сложи узор» ,игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине), «Бусы для нанизывания» игры с различными шнуровками...
(Слайд № 18) 2.Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом...
3.Рисование: игры с красками 8 цветов (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами...)
(Слайд № 19) Двигательная деятельность
Игры с крупногабаритными игрушками-двигателями (каталками, качалками, велосипедами, колясками...); двигательные задания с использованием физкультурного оборудования; подвижные игры, имитационные упражнения, игры с мячами; босохождение по «Дорожкам здоровья».
(Слайд № 20) Коммуникативная деятельность
Игры с мячом в кругу; игры руками с небольшим предметом (массажный мячик, грецкий орех, шестигранный карандаш, «каталочка» из пробок...); пальчиковые игры «Чудесный мешочек» (один на всех, каждому свой).
(Слайд № 21) Чтение художественной литературы
Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности). Книжки из разных материалов. Книжки с музыкальными эффектами. Красочные книжки разных размеров.
( Слайд № 22) Трудовая деятельность
Трудовые поручения по сбору игрушек и группировке по местам игрушек в группой комнате. Приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.
(Слайд № 23) Музыкально-художественная деятельность
Игры на развитие фонематического слуха. Игры с различными музыкальными инструментами (бубен, барабан, погремушка, трещотка, дудка...). Игры с самодельными звучащими предметами.
Театрализованные игры (плоскостной, пальчиковой театры, куклы бибабо...). Народная игрушка (неваляшки, свистульки...).
(Слайд № 24) Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.
Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.
(Слайд № 25) Для этого создала в группе предметно-развивающую среду, которая обеспечивает накопление у детей чувственного опыта. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
Проанализировав, то, что предлагают психологи и методисты, я разделила сенсорный уголок на несколько зон:
- для развития мелкой моторики;
- для восприятия формы и величины;
- для восприятия цвета;
- для восприятия звуков;
- для тактильных ощущений;
(Слайд № 26) Наш сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки расположены в шкафах, но я могу менять их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.
Мною были подобраны игрушки, разнообразные по величине, форме, цвету - детали конструктора, куклы в разноцветных платьях ,пирамидки различной величины разноцветные ведерки, совки, шары.
(Слайд 27) Учитывая, что дети данного возраста очень любят подражать взрослым, поместила предметы, которыми пользуются дома мамы - ситечки, совочки, щеточки, губки - чтобы дети могли мести, вытирать, просеивать. Организую игры с данными предметами. Например, игра «Волшебное ситечко» - дети просеивали крупы, отделяя рис от манки, или вылавливали шарики из воды. Разнообразный дидактический материал вызывает у детей большой интерес.
Итак, работа по развитию восприятия должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед), игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др.), трудовую деятельность, прогулки. Другими словами, восприятие должно сопровождать всю непрерывно-непосредственную образовательную деятельность, тем самым обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Спасибо за внимание! Надеюсь, что моя информация для Вас была полезной.
Литература
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 2008-144с.
- Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада.-М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД на тему: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»
Для детей подготовительной к школе группы...
Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей 3-4 лет посредством дидактических игр.
Раскрыты этапы ознакомления дошкольников с цветом, формой, величиной предмета с помощью дидактических игр....
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Тема: «Волшебный мешочек»
Конспект занятия с детьми второй группы раннего возраста ( 1 до 2) по сенсорному развитию...
"Формирование первичные представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира посредствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами."
Сенсорное развитие детей раннего возраста через познание окружающего мира...
Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Из опыта работы консультация на педагогическом совете на тему: Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,...
Сообщение на тему "Формирование у дошкольников первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (из опыта работы)"
Формирование у дошкольниуков первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и сле...
Конспект НОД о/о "Познавательное развитие по разделу "Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира" "Мы - модельеры" в подготовительной группе
Коспект направлен на поддержание интереса детей к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математьического содержания, желание и стремление к познавательной деятельности....