Перспективно комплексно - тематический план(старшая группа) "«Формирование познавательной активности в процессе ознакомления со свойствами и качествами объектов окружающего мира с приёмами ТРИЗ".
рабочая программа (старшая группа)

Абайдулина ( Рыкова)  Наталия Павловна

Перспективно комплексно - тематический план реализации                                                     программы "«Формирование познавательной активности в процессе ознакомления со свойствами и качествами объектов окружающего мира  с приёмами ТРИЗ у детей дошкольного возраста"

 

месяц

 

 

Тема недели

Содержание деятельности

Цель деятельности

Взаимодействие с родителями

 

сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Мой

любимый город.

Беседа «Мой любимый город, он какой?».

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная образовательная ситуация «Найди на участке интересный объект. Чем он интересен?».

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность: «Какая вода нужна жителям нашего города?»

 

 

 

 

 

Интегрированная совместная деятельность «Парад волшебников в моём городе».

 

 

Обогащать словарь детей названиями свойств и качеств объектов окружающего мира. Способствовать их активному использованию в процессе диалога.

Побуждать детей к активности и инициативности в самостоятельном поиске интересных объектов, отличающихся необычными свойствами и качествами.

 Упражнять в целенаправленном наблюдении.

Развивать интерес к свойствам объектов окружающего мира, и их значению в жизни человека. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки объекта.

Обогащать представление детей о способах преобразования признаков объектов с использованием приёмов типового фантазирования. Упражнять в использовании моделей «волшебников» (уменьшения, изменения времени, оживления – окаменения и др.).

Домашнее задание:

1)подготовить фотоматериал о родном городе для создания группового фотоальбома «Мой любимый город Бердск».

2)Совместно с детьми написать сочинение «Этот удивительный день рождения моего   города» (по впечатлениям от посещения городского праздника).

Родительское собрание «Наши перспективы» (о задачах образования детей в наступившем учебном году).

 

 

2.Детский сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Грибы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Ягоды.

 

 

 

 

 

 

Образовательная ситуация: «Что мне нравится больше всего в детском саду».

(описание объекта с помощью помощников- «имен признаков»).

 

 

 

Ситуация общения:

«Почему наш сад имеет название «Белочка»?».

(описание белочки  с помощью моделей  «имён признаков»). 

Исследовательская деятельность:

 «Из чего сделаны игрушки?». Изучение  свойств материалов   с помощью признаков.

Дидактическая игра: «Логический поезд»

(работа с моделями «имен признаков»).

 

 

 

Дидактическая игра: «Подари мне вопрос».

 

 

Проблемная ситуация:

«Как из двух фигур сложить квадрат?» (прямоугольник).

 

 

Дидактическая игра: «Угадай, чья картинка?».

 

 

 

Дидактическая игра:  «Опиши по признаку».

 

 

 

Проблемная ситуация: «Как нарисовать арбуз, если есть только красная, синяя и желтая гуашь?».

Обогащение словаря прилагательными, обозначающими признаки объекта.

Активизировать в речи слова, обозначающие признаки объекта.

 

 

Упражнять детей в использовании разных органов чувств(«наших помощников») для обследования свойств и качеств объектов окружающего мира Побуждать к использованию моделей «имён признаков».

Упражнять в  составлении логической цепочки слов из картинок с объяснением взаимосвязей между объектами.

Упражнять в составлении вопросов: описательного типа ( что? где? как? кто?).

Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей.

Закреплять умение пользоваться карточками «имён признаков» при определении свойств и качеств объектов.

Побуждать к описанию свойств и качеств объектов с опорой на модели «имён признаков».

Развивать интерес к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами.

Выставка рисунков: «Мой любимый детский сад». Привлечение родителей к созданиюфотоальбома «Наша группа».

Анкетирование родителей «Детский сад глазами родителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размещение статьи в родительский уголок «В какие игры можно поиграть с ребёнком на прогулке?».

Создание книжки - малышки «Ягоды нашего леса и сада».

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Осень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Фрукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Овощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Деревья.

Проблемная ситуация:

«Что нам осень принесла?».

 

 

Дидактическая игра «Хорошо-плохо».

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа: «Мои любимые фрукты, какие они?».

 

 

 

Дидактическая игра: «Волшебный экран» (яблоко в системном операторе).

 

 

 

 

Исследовательская деятельность: «Тонет – не тонет».

Проблемный вопрос: «Почему многие овощи называют сочными?».

                  

 

Исследовательская деятельность: «Получение овощного

сока разными способами».

 

Дидактическая игра:

«Подари мне вопрос».

 

 

 

Рассматривание системы «Дерево и его свойства».

(морфологический анализ).

 

Исследовательская деятельность: «Определи сколько лет дереву » (по спилу сосчитать годовые кольца).

Дидактическая игра: «Деревянный, металлический, пластмассовый».

Упражнять в сравнении объектов  по признаку цвета, формы, звука, вкуса и т. д.

Упражнять детей в выделении  положительных и отрицательных сторон осенних проявлений в природе. Формировать целостное представление об явлениях и  объектах окружающего мира.

Упражнять в выделении сходств и различий свойств и признаков объектов окружающего мира.

Формировать у детей опыт выделения характерных признаков объекта Совершенствовать умение участвовать в коллективном обсуждении.

Развивать интерес к свойствам объектов окружающего мира

Обогащать словарь детей названиями свойств и качеств объектов окружающего мира.

Закрепить сенсорные понятия цвета, формыструктуры предмета через поисково-исследовательскую деятельность

Упражнять в составлении  вопроса восполняющего типа (какой? когда? какие? какое?).

Познакомить со свойствами дерева как вещества и материала, из которого изготавливают разные предметы.

Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира.

Способствовать развитию умения систематизировать предметы по признакам.

Конкурс совместных работ детей и родителей  «Дары осени» -поделки с детьми из овощей ,фруктов и природного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание книжки-малышки«Загадки с грядки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание: собрать природный материал для будущих поделок( шишки, листья, семена и т.д.).

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Птицы перелётные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Дикие животные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Домашние животные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Одежда. Головные уборы. Обувь.

 

 

Совместная деятельность:

" У нас в гостях волшебный экран" (работа с  системным оператором).

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра: « Чем похожи, чем отличаются?».

 

 

 

 

Дидактическая игра:

«Узнай по описанию».

 

 

 

 

 

Дидактическая игра: «Путаница» (с использованием морфологической таблицы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра: «Узнай целое по части».

 

 

 

Проблемный вопрос: «Почему говорят: «Как с гуся вода?».

 

 

 

Интегрированная совместная деятельность: «Как рубашка в поле выросла».

Дидактическая игра: «Давай подружимся».

 

 

 

 

Исследовательская деятельность: «Сравнение свойств бумаги и ткани».

 

Способствовать расширению словарного запаса;

закреплять умение строить самостоятельные связные высказывания. Формировать целостное представление об объектах природы.

Упражнять в самостоятельных речевых высказываниях с использованием имён прилагательных, наречий, глаголов.

Упражнять в использовании разнообразных значений имён признаков при составлении речевого продукта.

Побуждать к самостоятельному использованию в речи имён существительных, прилагательных, глаголов в игровом общении со взрослыми и сверстниками.Обогащать представление о свойствах и качествах объектов окружающего мира.

Упражнять в назывании и самостоятельном использовании при описании свойств объекта.

Развивать интерес к экспериментированию

Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц.

Формировать понятие о том, как изготавливают ткань.

 

 

Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков (материал, рельеф, температура).

Упражнять в обследовании свойств и качеств объектов. Побуждать к самостоятельным выводам по результатам обследования.

Участие семей в акции «Добрая зима» (изготовление кормушек для птиц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание «Рисуем вместе» (моё любимое животное).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация «Воспитываем детей активными и любознательными».

Размещение в родительском уголке статьи «О детском экспериментировании».

Организация группового музея головного убора. «Всё дело в шляпе

декабрь

 

 

 

 

 

 

1.Зима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Мебель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Посуда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Новый год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность: «Эта удивительная вода».

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос: « Почему хрустит снег? Чем опасна сосулька?».

 

 

 

 

Дидактическая игра: «Опиши предмет» (принадлежность предмета: к природному или рукотворному миру; с применением имен признаков).

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная ситуация: «Что общего у этих предметов?».

 

 

 

Беседа: «Что рассказала  сковорода».

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра: «Чем был, чем стал».

 

 

 

 

Исследовательская деятельность: «Удивительный мир материалов» (стекло и пластмасса).

Исследовательская деятельность: «Следопыты».

Дидактическая игра: «Что таким бывает?»(с использованием моделей имен признаков).

Дидактическая игра “Хорошо – плохо”. (сравнение искусственная елка -    живая елка).

Развивать интерес к экспериментированию.Обогащать сенсорный опыт.Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей.

Упражнятьвсамостоятельных высказываний гипотез, использование разных форм речи – объяснение.

Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира.

Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно – следственные связи между предметами.

Продолжать формировать представление детей о мебели, её частях и назначении; их свойствах и качествах.

Упражнять в  выявлении причинно- следственных связей;  анализе события, правильности постановки вопросов о признаках исследуемых объектов.

Обогащать представление детей знания о переходе вещества из твердого состояния в жидкое и наоборот.

 Побуждать детей к сравнительному анализу некоторых свойств объектов.

 

Упражнять в  использовании разных приёмов сравнения.

Совершенствовать умения сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков.

Экскурсия в зимний лес.

 

Анкетирование «Эксперименты вашего ребёнка». Приёмы развития познавательной активности у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание:

«Придумай загадку и нарисуй её».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие  родителей в работе «Мастерская Деда Мороза». (изготовление новогодней атрибутики, ёлочных украшений, карнавальных костюмов).

январь

1.Зимние забавы.

 

 

 

 

 

 

2.Зимующие птицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Профессии.

 

 

 

 

Исследовательская деятельность: «Откуда берутся узоры на стекле?».

 

«Превращение воды в разноцветные льдинки».

Дидактическая игра: « Узнай по описанию» (угадывание объекта в центре по информации в «девятиэкранке».

Дидактическая игра:

«Разрезные картинки»

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра: «Чья работа?», « Что для чего?».

 

 

"Что можно сказать о предмете, если там есть…"

Образовательная ситуация: «Играем песком».

Упражнять в  объяснении наблюдаемому явлению; выявление причинно-следственных связей.

 

 

Использование системного оператора..

 

 

Упражнять в определении  целостного образа в отдельных частях;  развивать аналитическоемышление; активизировать словарь.

Упражнять в назывании функционального назначения рукотворного объекта.

Умение определить под-системные связи объекта.

Обогащать представление детей о значении имени признака («влажность»- сухой мокрый влажный и т.п.,место,вес).

Фотовыставка «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Привлечение родителей к оформлению выставки «Огород на окне» -атрибутики (поделки из бросового материала).

Февраль

1.Инструменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Будь здоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Наша армия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Транспорт.

Профессии на транспорте.

Дидактическая игра: «Кто больше вспомнит», «Замени часть».

Исследовательская деятельность: «Ветер на службе человеку».

Проблемная ситуация: « Вытащим скрепки из стакана с водой, не замочив рук».

 

Проблемная ситуация: «Почему мальчик заболел?»

Минипроект «Зачем надо есть кашу?».

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».

Д/игра «Что помогает мне заметить красоту вокруг? (мои помощники - глаза, уши, язык и рука).

 

Дидактическая игра: «Подумай, выбери, объясни!».

 

 

 

Проблемная ситуация: «Скажи, какой?».

 

 

Дидактическая игра: «Подари мне  вопрос».

 

Проблемная ситуация: «Помогите найти гараж».

 

 

 

Ситуация общения: «Волшебник Деления коснулся грузовика. Что с ним произошло?».

 

 

 

Формировать умение подбирать слова, обозначающие действия, состояния.

Развивать интерес к исследованиям.

 

Познакомить со свойством магнита притягивать к себе железные объекты, намагничивать их.

Упражнять в устанавлении причинно-следственных связей и нахождении взаимодействующих признаков.

Обогащать представление детей о значении органов восприятия окружающего мира, их гигиене.

Упражнять в определении названий моделей «имён признаков» (движение, направление, место).

Поощерять желание детей сравнивать, анализировать и делать выводы.

Познакомить с типом вопроса «почемучкин» (почему?отчего?).

Формировать умение правильно называть объект, его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей.

Упражнять  в использовании типовых способов фантазирования.

 

Спортивный праздник «папа, мама и я-спортивная семья».

Подготовка фотоматериалов для дидактической игры «Кому что нужно для работы?».

Совместное создание познавательного журнала для родителей «Вкусные помощники здоровья».

 

 

 

 

 

Оформление стенгазеты: «Мой папа служил в армии». Совместная организация и участие в проведении праздника, посвящённого Дню защитника Отечества.

 

Размещение игровых упражнений для занятий с детьми дома в уголке родительском.

МАРТ

1.Семья.

Мамин день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Знакомство с творчеством 

Н. Носова.

 

 

3.Театр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Весна в природе.

 

 

 

 

 

 

 

Совместная деятельность:«Соберём букет маме».

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра:

«Выбери объект» (с использованием приёма дихотомии).

 

 

 

 

Исследовательская деятельность: игра со светом

Дидактическая игра:

«Волшебные тени».

 

 

Дидактическая игра: «Теремок»( по типу: «похож – непохож»).

 

Проблемная ситуация: «Как превратить квадрат в треугольник?».

 

 

Исследовательская деятельность: «Какой может быть вода?».

 

Игра-эксперимент с лупами « Найди необычное, интересное, чудесное в камне, песке, веточке»

 

Дидактическая игра: «Путешествие капельки».

Развивать воображение на основе представления о том, что будет если из частей составить одно целое(применение волшебника дробление-Объединение).

Закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам. Упражнять в умении задавать вопросы, сужающие поле поиска загаданного объекта.

Способствовать освоению способов установления связей между способом обследования и познаваемым свойством объекта.

Учить выделять свойства объектов, находить общее и различное.

Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей.

Обогащать  представление о физических свойствах и состояниях воды.

Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира.

Поощрять активность и инициативность детей в речевых высказываниях. Упражнять в составлении текста сказочного содержания.

Выставка семейных фотографий : «Мама, папа , я –дружная семья».

Праздник посвящённый «Международному женскому дню  8 марта».

Игровая программа и чаепитие в группе.

 

 

 

 

 Изготовление атрибутов, сценических костюмов для театрализованной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с родителями «Как интересно и увлекательно провести с детьми выходные дни».

Апрель

1.Знакомство с русскими народными сказками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Космос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Жители подводного мира.

Дидактическая игра: «Поможем герою сказки».

«Угадай превращения»

 

 

 

 

Интегрированная совместная деятельность:« Поспешим на помощь краскам, нарисуем дружно сказку!».

 

 

 

Исследовательская деятельность: исследование свойств глины, почвы, песка.

 

 

Дидактическая игра:

« Найди общее», «Бег ассоциаций».

 

 

Интегрированная совместная деятельность:

«Путешествие в страну чувств».

 

 

 

 

Дидактическая игра: « Составь загадку об объекте».

Исследовательская деятельность: «Как увидеть воздух?».

Дидактическая игра: «Угадай животное по описанию».

 

 

Дидактическая игра:    « Чудесный мешочек».

Упражнять в самостоятельномиспользовании  приёмов типового фантазирования при решении проблемных ситуаций («волшебники»).

Обобщать накопленный опыт чувственного познания мира. Развивать интерес к экспериментированию с изобразительными  средствами и материалами.

Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира.

Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков.

Обогащать представление о возможностях анализаторов. Формировать у детей умение наделять явления и объекты фантастическими свойствами.

 

 

 

 

 

 

Упражнять детей в описании объекта, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака.

Анкетирование  « Какое место занимает чтение сказок в вашей семье?». Наглядная информация: выставка «Новинки детской литературы»; тренинг «Как разыгрывать с ребёнком сказку дома».

 

 

 

Участие родителей в создании мини-музея «Неизведанный космос».

Экскурсия выходного дня с посещением планетария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание для детей и родителей: «Житель подводного мира».Оформление выставки в рисунков в приёмной.

МАЙ

1.Праздники весны (День Победы).

 

 

 

 

2.Насекомые.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Правила дорожного движения.

 

 

 

 

 

 

4.Лето.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра:  «Оживи предмет»(круг-часы, квадрат-сумка и т.п.).

 

Исследовательская деятельность:«Лёгкий -тяжёлый».

Дидактическая игра: «Что общего, чем  отличается?» (стрекоза и вертолёт).

 

Дидактические игры: «Составь метафору», «Что похоже?».

 « Составь загадку об объекте (пчела)».

Образовательная ситуация: «Зачем человеку нужны правила?».

Дидактические игры:

«Хорошо - плохо», «Данетка».

 

 

Дидактическая игра:«Угадай по описанию».

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность: «Пускаем солнечные зайчики» (игры со светом).

Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имен признаков, объекты по признакам.

 

 

Упражнять в нахождении сходства и различий между объектами по 2-3 характеристикам.

 

 

 

 

 

Обогащать представление детей о правилах дорожного движения.

Совершенствовать представление о многообразии объектов, их свойствах.

Упражнять в умении подбирать значение к признаку, рассказывать об объекте используя разные значения имён признаков,развивать речь.

Формировать представление о свойстве света отражаться. Поощрять самостоятельное высказывание детей по поводу наблюдаемых явлений. Побуждать к использованию речи –рассуждения, аргументации, доказательству.

Участие в общесадовской выставке « Наша Победа» ( семейные реликвии, рисунки, макеты, коллажи и т.п.).

Совместное создание коллажа «Этот невидимый мир».

 

 

 

 

 

 

 Консультация «Дорога и мы».

Презентация семейных проектов «Безопасность на улице».

 

 

Конкурс рисунков на асфальте: «Цветущая весна».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivno_kompleksno.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно комплексно - тематический план реализации                                                     программы "«Формирование познавательной активности в процессе ознакомления со свойствами и качествами объектов окружающего мира  с приёмами ТРИЗ у детей дошкольного возраста"

месяц

Тема недели

Содержание деятельности

Цель деятельности

Взаимодействие с родителями

сентябрь

1.Мой

любимый город.

Беседа «Мой любимый город, он какой?».

Проблемная образовательная ситуация «Найди на участке интересный объект. Чем он интересен?».

Исследовательская деятельность: «Какая вода нужна жителям нашего города?»

Интегрированная совместная деятельность «Парад волшебников в моём городе».

Обогащать словарь детей названиями свойств и качеств объектов окружающего мира. Способствовать их активному использованию в процессе диалога.

Побуждать детей к активности и инициативности в самостоятельном поиске интересных объектов, отличающихся необычными свойствами и качествами.

 Упражнять в целенаправленном наблюдении.

Развивать интерес к свойствам объектов окружающего мира, и их значению в жизни человека. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки объекта.

Обогащать представление детей о способах преобразования признаков объектов с использованием приёмов типового фантазирования. Упражнять в использовании моделей «волшебников» (уменьшения, изменения времени, оживления – окаменения и др.).

Домашнее задание:

1)подготовить фотоматериал о родном городе для создания группового фотоальбома «Мой любимый город Бердск».

2)Совместно с детьми написать сочинение «Этот удивительный день рождения моего   города» (по впечатлениям от посещения городского праздника).

Родительское собрание «Наши перспективы» (о задачах образования детей в наступившем учебном году).

2.Детский сад.

3.Грибы.

4.Ягоды.

Образовательная ситуация: «Что мне нравится больше всего в детском саду».

(описание объекта с помощью помощников- «имен признаков»).

Ситуация общения:

«Почему наш сад имеет название «Белочка»?».

(описание белочки  с помощью моделей  «имён признаков»).  

Исследовательская деятельность:

 «Из чего сделаны игрушки?». Изучение  свойств материалов   с помощью признаков.

Дидактическая игра: «Логический поезд»

(работа с моделями «имен признаков»).

Дидактическая игра: «Подари мне вопрос».

Проблемная ситуация:

«Как из двух фигур сложить квадрат?» (прямоугольник).

Дидактическая игра: «Угадай, чья картинка?».

Дидактическая игра:  «Опиши по признаку».

Проблемная ситуация: «Как нарисовать арбуз, если есть только красная, синяя и желтая гуашь?».

Обогащение словаря прилагательными, обозначающими признаки объекта.

Активизировать в речи слова, обозначающие признаки объекта.

Упражнять детей в использовании разных органов чувств(«наших помощников») для обследования свойств и качеств объектов окружающего мира Побуждать к использованию моделей «имён признаков».

Упражнять в  составлении логической цепочки слов из картинок с объяснением взаимосвязей между объектами.

Упражнять в составлении вопросов: описательного типа ( что? где? как? кто?).

Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей.

Закреплять умение пользоваться карточками «имён признаков» при определении свойств и качеств объектов.

Побуждать к описанию свойств и качеств объектов с опорой на модели «имён признаков».

Развивать интерес к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами.

Выставка рисунков: «Мой любимый детский сад». Привлечение родителей к созданиюфотоальбома «Наша группа».

Анкетирование родителей «Детский сад глазами родителей».

Размещение статьи в родительский уголок «В какие игры можно поиграть с ребёнком на прогулке?».

Создание книжки - малышки «Ягоды нашего леса и сада».

октябрь

1.Осень.

2.Фрукты.

3.Овощи.

4.Деревья.

Проблемная ситуация:

«Что нам осень принесла?».

Дидактическая игра «Хорошо-плохо».

Беседа: «Мои любимые фрукты, какие они?».

Дидактическая игра: «Волшебный экран» (яблоко в системном операторе).

Исследовательская деятельность: «Тонет – не тонет».

Проблемный вопрос: «Почему многие овощи называют сочными?».

        

Исследовательская деятельность: «Получение овощного

сока разными способами».

Дидактическая игра:

«Подари мне вопрос».

Рассматривание системы «Дерево и его свойства».

(морфологический анализ).

Исследовательская деятельность: «Определи сколько лет дереву » (по спилу сосчитать годовые кольца).

Дидактическая игра: «Деревянный, металлический, пластмассовый».

Упражнять в сравнении объектов  по признаку цвета, формы, звука, вкуса и т. д.

Упражнять детей в выделении  положительных и отрицательных сторон осенних проявлений в природе. Формировать целостное представление об явлениях и  объектах окружающего мира.

Упражнять в выделении сходств и различий свойств и признаков объектов окружающего мира.

Формировать у детей опыт выделения характерных признаков объекта Совершенствовать умение участвовать в коллективном обсуждении.

Развивать интерес к свойствам объектов окружающего мира

Обогащать словарь детей названиями свойств и качеств объектов окружающего мира.

Закрепить сенсорные понятия цвета, формыструктуры предмета через поисково-исследовательскую деятельность

Упражнять в составлении  вопроса восполняющего типа (какой? когда? какие? какое?).

Познакомить со свойствами дерева как вещества и материала, из которого изготавливают разные предметы.

Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира.

Способствовать развитию умения систематизировать предметы по признакам.

Конкурс совместных работ детей и родителей  «Дары осени» -поделки с детьми из овощей ,фруктов и природного материала.

Создание книжки-малышки«Загадки с грядки».

Домашнее задание: собрать природный материал для будущих поделок( шишки, листья, семена и т.д.).

ноябрь

1.Птицы перелётные.

2.Дикие животные.

3.Домашние животные.

4.Одежда. Головные уборы. Обувь.

Совместная деятельность:

" У нас в гостях волшебный экран" (работа с  системным оператором).

Дидактическая игра: « Чем похожи, чем отличаются?».

Дидактическая игра:

«Узнай по описанию».

Дидактическая игра: «Путаница» (с использованием морфологической таблицы).

Дидактическая игра: «Узнай целое по части».

Проблемный вопрос: «Почему говорят: «Как с гуся вода?».

Интегрированная совместная деятельность: «Как рубашка в поле выросла».

Дидактическая игра: «Давай подружимся».

Исследовательская деятельность: «Сравнение свойств бумаги и ткани».

Способствовать расширению словарного запаса;

закреплять умение строить самостоятельные связные высказывания. Формировать целостное представление об объектах природы.

Упражнять в самостоятельных речевых высказываниях с использованием имён прилагательных, наречий, глаголов.

Упражнять в использовании разнообразных значений имён признаков при составлении речевого продукта.

Побуждать к самостоятельному использованию в речи имён существительных, прилагательных, глаголов в игровом общении со взрослыми и сверстниками.Обогащать представление о свойствах и качествах объектов окружающего мира.

Упражнять в назывании и самостоятельном использовании при описании свойств объекта.

Развивать интерес к экспериментированию

Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц.

Формировать понятие о том, как изготавливают ткань.

Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков (материал, рельеф, температура).

Упражнять в обследовании свойств и качеств объектов. Побуждать к самостоятельным выводам по результатам обследования.

Участие семей в акции «Добрая зима» (изготовление кормушек для птиц).

Домашнее задание «Рисуем вместе» (моё любимое животное).

Консультация «Воспитываем детей активными и любознательными».

Размещение в родительском уголке статьи «О детском экспериментировании».

Организация группового музея головного убора. «Всё дело в шляпе

декабрь

1.Зима.

2.Мебель.

3.Посуда.

4.Новый год.

Исследовательская деятельность: «Эта удивительная вода».

Проблемный вопрос: « Почему хрустит снег? Чем опасна сосулька?».

Дидактическая игра: «Опиши предмет» (принадлежность предмета: к природному или рукотворному миру; с применением имен признаков).

Образовательная ситуация: «Что общего у этих предметов?».

Беседа: «Что рассказала  сковорода».

Дидактическая игра: «Чем был, чем стал».

Исследовательская деятельность: «Удивительный мир материалов» (стекло и пластмасса).

Исследовательская деятельность: «Следопыты».

Дидактическая игра: «Что таким бывает?»(с использованием моделей имен признаков).

Дидактическая игра “Хорошо – плохо”. (сравнение искусственная елка -    живая елка).

Развивать интерес к экспериментированию.Обогащать сенсорный опыт.Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей.

Упражнятьвсамостоятельных высказываний гипотез, использование разных форм речи – объяснение.

Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира.

Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно – следственные связи между предметами.

Продолжать формировать представление детей о мебели, её частях и назначении; их свойствах и качествах.

Упражнять в  выявлении причинно- следственных связей;  анализе события, правильности постановки вопросов о признаках исследуемых объектов.

Обогащать представление детей знания о переходе вещества из твердого состояния в жидкое и наоборот.

 Побуждать детей к сравнительному анализу некоторых свойств объектов.

Упражнять в  использовании разных приёмов сравнения.

Совершенствовать умения сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков.

Экскурсия в зимний лес.

Анкетирование «Эксперименты вашего ребёнка». Приёмы развития познавательной активности у детей.

Домашнее задание:

«Придумай загадку и нарисуй её».

Участие  родителей в работе «Мастерская Деда Мороза». (изготовление новогодней атрибутики, ёлочных украшений, карнавальных костюмов).

январь

1.Зимние забавы.

2.Зимующие птицы.

3.Профессии.

Исследовательская деятельность: «Откуда берутся узоры на стекле?».

«Превращение воды в разноцветные льдинки».

Дидактическая игра: « Узнай по описанию» (угадывание объекта в центре по информации в «девятиэкранке».

Дидактическая игра:

«Разрезные картинки»

Дидактическая игра: «Чья работа?», « Что для чего?».

"Что можно сказать о предмете, если там есть…"

Образовательная ситуация: «Играем песком».

Упражнять в  объяснении наблюдаемому явлению; выявление причинно-следственных связей.

Использование системного оператора..

Упражнять в определении  целостного образа в отдельных частях;  развивать аналитическоемышление; активизировать словарь.

Упражнять в назывании функционального назначения рукотворного объекта.

Умение определить под-системные связи объекта.

Обогащать представление детей о значении имени признака («влажность»- сухой мокрый влажный и т.п.,место,вес).

Фотовыставка «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Привлечение родителей к оформлению выставки «Огород на окне» -атрибутики (поделки из бросового материала).

Февраль

1.Инструменты.

2.Будь здоров.

3.Наша армия.

4.Транспорт.

Профессии на транспорте.

Дидактическая игра: «Кто больше вспомнит», «Замени часть».

Исследовательская деятельность: «Ветер на службе человеку».

Проблемная ситуация: « Вытащим скрепки из стакана с водой, не замочив рук».

Проблемная ситуация: «Почему мальчик заболел?»

Минипроект «Зачем надо есть кашу?».

Дидактическая игра: «Хорошо – плохо».

Д/игра «Что помогает мне заметить красоту вокруг? (мои помощники - глаза, уши, язык и рука).

Дидактическая игра: «Подумай, выбери, объясни!».

Проблемная ситуация: «Скажи, какой?».

Дидактическая игра: «Подари мне  вопрос».

Проблемная ситуация: «Помогите найти гараж».

Ситуация общения: «Волшебник Деления коснулся грузовика. Что с ним произошло?».

Формировать умение подбирать слова, обозначающие действия, состояния.

Развивать интерес к исследованиям.

Познакомить со свойством магнита притягивать к себе железные объекты, намагничивать их.

Упражнять в устанавлении причинно-следственных связей и нахождении взаимодействующих признаков.

Обогащать представление детей о значении органов восприятия окружающего мира, их гигиене.

Упражнять в определении названий моделей «имён признаков» (движение, направление, место).

Поощерять желание детей сравнивать, анализировать и делать выводы.

Познакомить с типом вопроса «почемучкин» (почему?отчего?).

Формировать умение правильно называть объект, его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей.

Упражнять  в использовании типовых способов фантазирования.

Спортивный праздник «папа, мама и я-спортивная семья».

Подготовка фотоматериалов для дидактической игры «Кому что нужно для работы?».

Совместное создание познавательного журнала для родителей «Вкусные помощники здоровья».

Оформление стенгазеты: «Мой папа служил в армии». Совместная организация и участие в проведении праздника, посвящённого Дню защитника Отечества.

Размещение игровых упражнений для занятий с детьми дома в уголке родительском.

МАРТ

1.Семья.

Мамин день.

2.Знакомство с творчеством  

Н. Носова.

3.Театр.

4.Весна в природе.

Совместная деятельность:«Соберём букет маме».

Дидактическая игра:

«Выбери объект» (с использованием приёма дихотомии).

Исследовательская деятельность: игра со светом

Дидактическая игра:

«Волшебные тени».

Дидактическая игра: «Теремок»( по типу: «похож – непохож»).

Проблемная ситуация: «Как превратить квадрат в треугольник?».

Исследовательская деятельность: «Какой может быть вода?».

Игра-эксперимент с лупами « Найди необычное, интересное, чудесное в камне, песке, веточке»

Дидактическая игра: «Путешествие капельки».

Развивать воображение на основе представления о том, что будет если из частей составить одно целое(применение волшебника дробление-Объединение).

Закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам. Упражнять в умении задавать вопросы, сужающие поле поиска загаданного объекта.

Способствовать освоению способов установления связей между способом обследования и познаваемым свойством объекта.

Учить выделять свойства объектов, находить общее и различное.

Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей.

Обогащать  представление о физических свойствах и состояниях воды.

Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира.

Поощрять активность и инициативность детей в речевых высказываниях. Упражнять в составлении текста сказочного содержания.

Выставка семейных фотографий : «Мама, папа , я –дружная семья».

Праздник посвящённый «Международному женскому дню  8 марта».

Игровая программа и чаепитие в группе.

 Изготовление атрибутов, сценических костюмов для театрализованной деятельности.

Беседа с родителями «Как интересно и увлекательно провести с детьми выходные дни».

Апрель

1.Знакомство с русскими народными сказками.

2.Космос

3.Человек.

4.Жители подводного мира.

Дидактическая игра: «Поможем герою сказки».

«Угадай превращения»

Интегрированная совместная деятельность:« Поспешим на помощь краскам, нарисуем дружно сказку!».

Исследовательская деятельность: исследование свойств глины, почвы, песка.

Дидактическая игра:

« Найди общее», «Бег ассоциаций».

Интегрированная совместная деятельность:

«Путешествие в страну чувств».

Дидактическая игра: « Составь загадку об объекте».

Исследовательская деятельность: «Как увидеть воздух?».

Дидактическая игра: «Угадай животное по описанию».

Дидактическая игра:    « Чудесный мешочек».

Упражнять в самостоятельномиспользовании  приёмов типового фантазирования при решении проблемных ситуаций («волшебники»).

Обобщать накопленный опыт чувственного познания мира. Развивать интерес к экспериментированию с изобразительными  средствами и материалами.

Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира.

Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков.

Обогащать представление о возможностях анализаторов. Формировать у детей умение наделять явления и объекты фантастическими свойствами.

Упражнять детей в описании объекта, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака.

Анкетирование  « Какое место занимает чтение сказок в вашей семье?». Наглядная информация: выставка «Новинки детской литературы»; тренинг «Как разыгрывать с ребёнком сказку дома».

Участие родителей в создании мини-музея «Неизведанный космос».

Экскурсия выходного дня с посещением планетария.

Домашнее задание для детей и родителей: «Житель подводного мира».Оформление выставки в рисунков в приёмной.

МАЙ

1.Праздники весны (День Победы).

2.Насекомые.

3.Правила дорожного движения.

4.Лето.

Дидактическая игра:  «Оживи предмет»(круг-часы, квадрат-сумка и т.п.).

Исследовательская деятельность:«Лёгкий -тяжёлый».

Дидактическая игра: «Что общего, чем  отличается?» (стрекоза и вертолёт).

Дидактические игры: «Составь метафору», «Что похоже?».

 « Составь загадку об объекте (пчела)».

Образовательная ситуация: «Зачем человеку нужны правила?».

Дидактические игры:

«Хорошо - плохо», «Данетка».

Дидактическая игра:«Угадай по описанию».

Исследовательская деятельность: «Пускаем солнечные зайчики» (игры со светом).

Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имен признаков, объекты по признакам.

Упражнять в нахождении сходства и различий между объектами по 2-3 характеристикам.

Обогащать представление детей о правилах дорожного движения.

Совершенствовать представление о многообразии объектов, их свойствах.

Упражнять в умении подбирать значение к признаку, рассказывать об объекте используя разные значения имён признаков,развивать речь.

Формировать представление о свойстве света отражаться. Поощрять самостоятельное высказывание детей по поводу наблюдаемых явлений. Побуждать к использованию речи –рассуждения, аргументации, доказательству.

Участие в общесадовской выставке « Наша Победа» ( семейные реликвии, рисунки, макеты, коллажи и т.п.).

Совместное создание коллажа «Этот невидимый мир».

 Консультация «Дорога и мы».

Презентация семейных проектов «Безопасность на улице».

Конкурс рисунков на асфальте: «Цветущая весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги

—Развитие познавательной активности детей;—В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового;—Поз...

комплексно-тематический план старше-подготовительной группы (на татарском язые)

Комплексно-тематический план старше-подготовительной группы (на татарском языке)...

Тема самооброазования «Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросе развития познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.Познавательная деятельност...

Конспект НОД о/о "Познавательное развитие по разделу "Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира" "Мы - модельеры" в подготовительной группе

Коспект направлен на поддержание интереса детей к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математьического содержания, желание и стремление к познавательной деятельности....

Формирование первичных элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира в рамках ФГОС дошкольного образования

В рамках ФГОС ДО при формировании  первичных элементарных математических представлений мы знакомим детей с основными свойствами и отношениями между объектами окружающего мира....