Перспективно комплексно - тематический план(старшая группа) "«Формирование познавательной активности в процессе ознакомления со свойствами и качествами объектов окружающего мира с приёмами ТРИЗ".
рабочая программа (старшая группа)
Перспективно комплексно - тематический план реализации программы "«Формирование познавательной активности в процессе ознакомления со свойствами и качествами объектов окружающего мира с приёмами ТРИЗ у детей дошкольного возраста"
месяц
| Тема недели | Содержание деятельности | Цель деятельности | Взаимодействие с родителями |
сентябрь
| 1.Мой любимый город. | Беседа «Мой любимый город, он какой?».
Проблемная образовательная ситуация «Найди на участке интересный объект. Чем он интересен?».
Исследовательская деятельность: «Какая вода нужна жителям нашего города?»
Интегрированная совместная деятельность «Парад волшебников в моём городе».
| Обогащать словарь детей названиями свойств и качеств объектов окружающего мира. Способствовать их активному использованию в процессе диалога. Побуждать детей к активности и инициативности в самостоятельном поиске интересных объектов, отличающихся необычными свойствами и качествами. Упражнять в целенаправленном наблюдении. Развивать интерес к свойствам объектов окружающего мира, и их значению в жизни человека. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки объекта. Обогащать представление детей о способах преобразования признаков объектов с использованием приёмов типового фантазирования. Упражнять в использовании моделей «волшебников» (уменьшения, изменения времени, оживления – окаменения и др.). | Домашнее задание: 1)подготовить фотоматериал о родном городе для создания группового фотоальбома «Мой любимый город Бердск». 2)Совместно с детьми написать сочинение «Этот удивительный день рождения моего города» (по впечатлениям от посещения городского праздника). Родительское собрание «Наши перспективы» (о задачах образования детей в наступившем учебном году). |
|
2.Детский сад.
3.Грибы.
4.Ягоды.
| Образовательная ситуация: «Что мне нравится больше всего в детском саду». (описание объекта с помощью помощников- «имен признаков»).
Ситуация общения: «Почему наш сад имеет название «Белочка»?». (описание белочки с помощью моделей «имён признаков»). Исследовательская деятельность: «Из чего сделаны игрушки?». Изучение свойств материалов с помощью признаков. Дидактическая игра: «Логический поезд» (работа с моделями «имен признаков»).
Дидактическая игра: «Подари мне вопрос».
Проблемная ситуация: «Как из двух фигур сложить квадрат?» (прямоугольник).
Дидактическая игра: «Угадай, чья картинка?».
Дидактическая игра: «Опиши по признаку».
Проблемная ситуация: «Как нарисовать арбуз, если есть только красная, синяя и желтая гуашь?». | Обогащение словаря прилагательными, обозначающими признаки объекта. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки объекта.
Упражнять детей в использовании разных органов чувств(«наших помощников») для обследования свойств и качеств объектов окружающего мира Побуждать к использованию моделей «имён признаков». Упражнять в составлении логической цепочки слов из картинок с объяснением взаимосвязей между объектами. Упражнять в составлении вопросов: описательного типа ( что? где? как? кто?). Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей. Закреплять умение пользоваться карточками «имён признаков» при определении свойств и качеств объектов. Побуждать к описанию свойств и качеств объектов с опорой на модели «имён признаков». Развивать интерес к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами. | Выставка рисунков: «Мой любимый детский сад». Привлечение родителей к созданиюфотоальбома «Наша группа». Анкетирование родителей «Детский сад глазами родителей».
Размещение статьи в родительский уголок «В какие игры можно поиграть с ребёнком на прогулке?». Создание книжки - малышки «Ягоды нашего леса и сада». |
октябрь
| 1.Осень.
2.Фрукты.
3.Овощи.
4.Деревья. | Проблемная ситуация: «Что нам осень принесла?».
Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Беседа: «Мои любимые фрукты, какие они?».
Дидактическая игра: «Волшебный экран» (яблоко в системном операторе).
Исследовательская деятельность: «Тонет – не тонет». Проблемный вопрос: «Почему многие овощи называют сочными?».
Исследовательская деятельность: «Получение овощного сока разными способами».
Дидактическая игра: «Подари мне вопрос».
Рассматривание системы «Дерево и его свойства». (морфологический анализ).
Исследовательская деятельность: «Определи сколько лет дереву » (по спилу сосчитать годовые кольца). Дидактическая игра: «Деревянный, металлический, пластмассовый». | Упражнять в сравнении объектов по признаку цвета, формы, звука, вкуса и т. д. Упражнять детей в выделении положительных и отрицательных сторон осенних проявлений в природе. Формировать целостное представление об явлениях и объектах окружающего мира. Упражнять в выделении сходств и различий свойств и признаков объектов окружающего мира. Формировать у детей опыт выделения характерных признаков объекта Совершенствовать умение участвовать в коллективном обсуждении. Развивать интерес к свойствам объектов окружающего мира Обогащать словарь детей названиями свойств и качеств объектов окружающего мира. Закрепить сенсорные понятия цвета, формыструктуры предмета через поисково-исследовательскую деятельность Упражнять в составлении вопроса восполняющего типа (какой? когда? какие? какое?). Познакомить со свойствами дерева как вещества и материала, из которого изготавливают разные предметы. Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира. Способствовать развитию умения систематизировать предметы по признакам. | Конкурс совместных работ детей и родителей «Дары осени» -поделки с детьми из овощей ,фруктов и природного материала.
Создание книжки-малышки«Загадки с грядки».
Домашнее задание: собрать природный материал для будущих поделок( шишки, листья, семена и т.д.). |
ноябрь
| 1.Птицы перелётные.
2.Дикие животные.
3.Домашние животные.
4.Одежда. Головные уборы. Обувь.
| Совместная деятельность: " У нас в гостях волшебный экран" (работа с системным оператором).
Дидактическая игра: « Чем похожи, чем отличаются?».
Дидактическая игра: «Узнай по описанию».
Дидактическая игра: «Путаница» (с использованием морфологической таблицы).
Дидактическая игра: «Узнай целое по части».
Проблемный вопрос: «Почему говорят: «Как с гуся вода?».
Интегрированная совместная деятельность: «Как рубашка в поле выросла». Дидактическая игра: «Давай подружимся».
Исследовательская деятельность: «Сравнение свойств бумаги и ткани».
| Способствовать расширению словарного запаса; закреплять умение строить самостоятельные связные высказывания. Формировать целостное представление об объектах природы. Упражнять в самостоятельных речевых высказываниях с использованием имён прилагательных, наречий, глаголов. Упражнять в использовании разнообразных значений имён признаков при составлении речевого продукта. Побуждать к самостоятельному использованию в речи имён существительных, прилагательных, глаголов в игровом общении со взрослыми и сверстниками.Обогащать представление о свойствах и качествах объектов окружающего мира. Упражнять в назывании и самостоятельном использовании при описании свойств объекта. Развивать интерес к экспериментированию Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц. Формировать понятие о том, как изготавливают ткань.
Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков (материал, рельеф, температура). Упражнять в обследовании свойств и качеств объектов. Побуждать к самостоятельным выводам по результатам обследования. | Участие семей в акции «Добрая зима» (изготовление кормушек для птиц).
Домашнее задание «Рисуем вместе» (моё любимое животное).
Консультация «Воспитываем детей активными и любознательными». Размещение в родительском уголке статьи «О детском экспериментировании». Организация группового музея головного убора. «Всё дело в шляпе |
декабрь
| 1.Зима.
2.Мебель.
3.Посуда.
4.Новый год.
| Исследовательская деятельность: «Эта удивительная вода».
Проблемный вопрос: « Почему хрустит снег? Чем опасна сосулька?».
Дидактическая игра: «Опиши предмет» (принадлежность предмета: к природному или рукотворному миру; с применением имен признаков).
Образовательная ситуация: «Что общего у этих предметов?».
Беседа: «Что рассказала сковорода».
Дидактическая игра: «Чем был, чем стал».
Исследовательская деятельность: «Удивительный мир материалов» (стекло и пластмасса). Исследовательская деятельность: «Следопыты». Дидактическая игра: «Что таким бывает?»(с использованием моделей имен признаков). Дидактическая игра “Хорошо – плохо”. (сравнение искусственная елка - живая елка). | Развивать интерес к экспериментированию.Обогащать сенсорный опыт.Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей. Упражнятьвсамостоятельных высказываний гипотез, использование разных форм речи – объяснение. Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно – следственные связи между предметами. Продолжать формировать представление детей о мебели, её частях и назначении; их свойствах и качествах. Упражнять в выявлении причинно- следственных связей; анализе события, правильности постановки вопросов о признаках исследуемых объектов. Обогащать представление детей знания о переходе вещества из твердого состояния в жидкое и наоборот. Побуждать детей к сравнительному анализу некоторых свойств объектов.
Упражнять в использовании разных приёмов сравнения. Совершенствовать умения сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков. | Экскурсия в зимний лес.
Анкетирование «Эксперименты вашего ребёнка». Приёмы развития познавательной активности у детей.
Домашнее задание: «Придумай загадку и нарисуй её».
Участие родителей в работе «Мастерская Деда Мороза». (изготовление новогодней атрибутики, ёлочных украшений, карнавальных костюмов). |
январь | 1.Зимние забавы.
2.Зимующие птицы.
3.Профессии.
| Исследовательская деятельность: «Откуда берутся узоры на стекле?».
«Превращение воды в разноцветные льдинки». Дидактическая игра: « Узнай по описанию» (угадывание объекта в центре по информации в «девятиэкранке». Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
Дидактическая игра: «Чья работа?», « Что для чего?».
"Что можно сказать о предмете, если там есть…" Образовательная ситуация: «Играем песком». | Упражнять в объяснении наблюдаемому явлению; выявление причинно-следственных связей.
Использование системного оператора..
Упражнять в определении целостного образа в отдельных частях; развивать аналитическоемышление; активизировать словарь. Упражнять в назывании функционального назначения рукотворного объекта. Умение определить под-системные связи объекта. Обогащать представление детей о значении имени признака («влажность»- сухой мокрый влажный и т.п.,место,вес). | Фотовыставка «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Привлечение родителей к оформлению выставки «Огород на окне» -атрибутики (поделки из бросового материала). |
Февраль | 1.Инструменты.
2.Будь здоров.
3.Наша армия.
4.Транспорт. Профессии на транспорте. | Дидактическая игра: «Кто больше вспомнит», «Замени часть». Исследовательская деятельность: «Ветер на службе человеку». Проблемная ситуация: « Вытащим скрепки из стакана с водой, не замочив рук».
Проблемная ситуация: «Почему мальчик заболел?» Минипроект «Зачем надо есть кашу?». Дидактическая игра: «Хорошо – плохо». Д/игра «Что помогает мне заметить красоту вокруг? (мои помощники - глаза, уши, язык и рука).
Дидактическая игра: «Подумай, выбери, объясни!».
Проблемная ситуация: «Скажи, какой?».
Дидактическая игра: «Подари мне вопрос».
Проблемная ситуация: «Помогите найти гараж».
Ситуация общения: «Волшебник Деления коснулся грузовика. Что с ним произошло?».
| Формировать умение подбирать слова, обозначающие действия, состояния. Развивать интерес к исследованиям.
Познакомить со свойством магнита притягивать к себе железные объекты, намагничивать их. Упражнять в устанавлении причинно-следственных связей и нахождении взаимодействующих признаков. Обогащать представление детей о значении органов восприятия окружающего мира, их гигиене. Упражнять в определении названий моделей «имён признаков» (движение, направление, место). Поощерять желание детей сравнивать, анализировать и делать выводы. Познакомить с типом вопроса «почемучкин» (почему?отчего?). Формировать умение правильно называть объект, его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами. Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей. Упражнять в использовании типовых способов фантазирования.
| Спортивный праздник «папа, мама и я-спортивная семья». Подготовка фотоматериалов для дидактической игры «Кому что нужно для работы?». Совместное создание познавательного журнала для родителей «Вкусные помощники здоровья».
Оформление стенгазеты: «Мой папа служил в армии». Совместная организация и участие в проведении праздника, посвящённого Дню защитника Отечества.
Размещение игровых упражнений для занятий с детьми дома в уголке родительском. |
МАРТ | 1.Семья. Мамин день.
2.Знакомство с творчеством Н. Носова.
3.Театр.
4.Весна в природе.
| Совместная деятельность:«Соберём букет маме».
Дидактическая игра: «Выбери объект» (с использованием приёма дихотомии).
Исследовательская деятельность: игра со светом Дидактическая игра: «Волшебные тени».
Дидактическая игра: «Теремок»( по типу: «похож – непохож»).
Проблемная ситуация: «Как превратить квадрат в треугольник?».
Исследовательская деятельность: «Какой может быть вода?».
Игра-эксперимент с лупами « Найди необычное, интересное, чудесное в камне, песке, веточке»
Дидактическая игра: «Путешествие капельки». | Развивать воображение на основе представления о том, что будет если из частей составить одно целое(применение волшебника дробление-Объединение). Закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам. Упражнять в умении задавать вопросы, сужающие поле поиска загаданного объекта. Способствовать освоению способов установления связей между способом обследования и познаваемым свойством объекта. Учить выделять свойства объектов, находить общее и различное. Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей. Обогащать представление о физических свойствах и состояниях воды. Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира. Поощрять активность и инициативность детей в речевых высказываниях. Упражнять в составлении текста сказочного содержания. | Выставка семейных фотографий : «Мама, папа , я –дружная семья». Праздник посвящённый «Международному женскому дню 8 марта». Игровая программа и чаепитие в группе.
Изготовление атрибутов, сценических костюмов для театрализованной деятельности.
Беседа с родителями «Как интересно и увлекательно провести с детьми выходные дни». |
Апрель | 1.Знакомство с русскими народными сказками.
2.Космос
3.Человек.
4.Жители подводного мира. | Дидактическая игра: «Поможем герою сказки». «Угадай превращения»
Интегрированная совместная деятельность:« Поспешим на помощь краскам, нарисуем дружно сказку!».
Исследовательская деятельность: исследование свойств глины, почвы, песка.
Дидактическая игра: « Найди общее», «Бег ассоциаций».
Интегрированная совместная деятельность: «Путешествие в страну чувств».
Дидактическая игра: « Составь загадку об объекте». Исследовательская деятельность: «Как увидеть воздух?». Дидактическая игра: «Угадай животное по описанию».
Дидактическая игра: « Чудесный мешочек». | Упражнять в самостоятельномиспользовании приёмов типового фантазирования при решении проблемных ситуаций («волшебники»). Обобщать накопленный опыт чувственного познания мира. Развивать интерес к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами. Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира. Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков. Обогащать представление о возможностях анализаторов. Формировать у детей умение наделять явления и объекты фантастическими свойствами.
Упражнять детей в описании объекта, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака. | Анкетирование « Какое место занимает чтение сказок в вашей семье?». Наглядная информация: выставка «Новинки детской литературы»; тренинг «Как разыгрывать с ребёнком сказку дома».
Участие родителей в создании мини-музея «Неизведанный космос». Экскурсия выходного дня с посещением планетария.
Домашнее задание для детей и родителей: «Житель подводного мира».Оформление выставки в рисунков в приёмной. |
МАЙ | 1.Праздники весны (День Победы).
2.Насекомые.
3.Правила дорожного движения.
4.Лето.
| Дидактическая игра: «Оживи предмет»(круг-часы, квадрат-сумка и т.п.).
Исследовательская деятельность:«Лёгкий -тяжёлый». Дидактическая игра: «Что общего, чем отличается?» (стрекоза и вертолёт).
Дидактические игры: «Составь метафору», «Что похоже?». « Составь загадку об объекте (пчела)». Образовательная ситуация: «Зачем человеку нужны правила?». Дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Данетка».
Дидактическая игра:«Угадай по описанию».
Исследовательская деятельность: «Пускаем солнечные зайчики» (игры со светом). | Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имен признаков, объекты по признакам.
Упражнять в нахождении сходства и различий между объектами по 2-3 характеристикам.
Обогащать представление детей о правилах дорожного движения. Совершенствовать представление о многообразии объектов, их свойствах. Упражнять в умении подбирать значение к признаку, рассказывать об объекте используя разные значения имён признаков,развивать речь. Формировать представление о свойстве света отражаться. Поощрять самостоятельное высказывание детей по поводу наблюдаемых явлений. Побуждать к использованию речи –рассуждения, аргументации, доказательству. | Участие в общесадовской выставке « Наша Победа» ( семейные реликвии, рисунки, макеты, коллажи и т.п.). Совместное создание коллажа «Этот невидимый мир».
Консультация «Дорога и мы». Презентация семейных проектов «Безопасность на улице».
Конкурс рисунков на асфальте: «Цветущая весна». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivno_kompleksno.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно комплексно - тематический план реализации программы "«Формирование познавательной активности в процессе ознакомления со свойствами и качествами объектов окружающего мира с приёмами ТРИЗ у детей дошкольного возраста"
месяц | Тема недели | Содержание деятельности | Цель деятельности | Взаимодействие с родителями |
сентябрь | 1.Мой любимый город. | Беседа «Мой любимый город, он какой?». Проблемная образовательная ситуация «Найди на участке интересный объект. Чем он интересен?». Исследовательская деятельность: «Какая вода нужна жителям нашего города?» Интегрированная совместная деятельность «Парад волшебников в моём городе». | Обогащать словарь детей названиями свойств и качеств объектов окружающего мира. Способствовать их активному использованию в процессе диалога. Побуждать детей к активности и инициативности в самостоятельном поиске интересных объектов, отличающихся необычными свойствами и качествами. Упражнять в целенаправленном наблюдении. Развивать интерес к свойствам объектов окружающего мира, и их значению в жизни человека. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки объекта. Обогащать представление детей о способах преобразования признаков объектов с использованием приёмов типового фантазирования. Упражнять в использовании моделей «волшебников» (уменьшения, изменения времени, оживления – окаменения и др.). | Домашнее задание: 1)подготовить фотоматериал о родном городе для создания группового фотоальбома «Мой любимый город Бердск». 2)Совместно с детьми написать сочинение «Этот удивительный день рождения моего города» (по впечатлениям от посещения городского праздника). Родительское собрание «Наши перспективы» (о задачах образования детей в наступившем учебном году). |
2.Детский сад. 3.Грибы. 4.Ягоды. | Образовательная ситуация: «Что мне нравится больше всего в детском саду». (описание объекта с помощью помощников- «имен признаков»). Ситуация общения: «Почему наш сад имеет название «Белочка»?». (описание белочки с помощью моделей «имён признаков»). Исследовательская деятельность: «Из чего сделаны игрушки?». Изучение свойств материалов с помощью признаков. Дидактическая игра: «Логический поезд» (работа с моделями «имен признаков»). Дидактическая игра: «Подари мне вопрос». Проблемная ситуация: «Как из двух фигур сложить квадрат?» (прямоугольник). Дидактическая игра: «Угадай, чья картинка?». Дидактическая игра: «Опиши по признаку». Проблемная ситуация: «Как нарисовать арбуз, если есть только красная, синяя и желтая гуашь?». | Обогащение словаря прилагательными, обозначающими признаки объекта. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки объекта. Упражнять детей в использовании разных органов чувств(«наших помощников») для обследования свойств и качеств объектов окружающего мира Побуждать к использованию моделей «имён признаков». Упражнять в составлении логической цепочки слов из картинок с объяснением взаимосвязей между объектами. Упражнять в составлении вопросов: описательного типа ( что? где? как? кто?). Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей. Закреплять умение пользоваться карточками «имён признаков» при определении свойств и качеств объектов. Побуждать к описанию свойств и качеств объектов с опорой на модели «имён признаков». Развивать интерес к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами. | Выставка рисунков: «Мой любимый детский сад». Привлечение родителей к созданиюфотоальбома «Наша группа». Анкетирование родителей «Детский сад глазами родителей». Размещение статьи в родительский уголок «В какие игры можно поиграть с ребёнком на прогулке?». Создание книжки - малышки «Ягоды нашего леса и сада». | |
октябрь | 1.Осень. 2.Фрукты. 3.Овощи. 4.Деревья. | Проблемная ситуация: «Что нам осень принесла?». Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Беседа: «Мои любимые фрукты, какие они?». Дидактическая игра: «Волшебный экран» (яблоко в системном операторе). Исследовательская деятельность: «Тонет – не тонет». Проблемный вопрос: «Почему многие овощи называют сочными?».
Исследовательская деятельность: «Получение овощного сока разными способами». Дидактическая игра: «Подари мне вопрос». Рассматривание системы «Дерево и его свойства». (морфологический анализ). Исследовательская деятельность: «Определи сколько лет дереву » (по спилу сосчитать годовые кольца). Дидактическая игра: «Деревянный, металлический, пластмассовый». | Упражнять в сравнении объектов по признаку цвета, формы, звука, вкуса и т. д. Упражнять детей в выделении положительных и отрицательных сторон осенних проявлений в природе. Формировать целостное представление об явлениях и объектах окружающего мира. Упражнять в выделении сходств и различий свойств и признаков объектов окружающего мира. Формировать у детей опыт выделения характерных признаков объекта Совершенствовать умение участвовать в коллективном обсуждении. Развивать интерес к свойствам объектов окружающего мира Обогащать словарь детей названиями свойств и качеств объектов окружающего мира. Закрепить сенсорные понятия цвета, формыструктуры предмета через поисково-исследовательскую деятельность Упражнять в составлении вопроса восполняющего типа (какой? когда? какие? какое?). Познакомить со свойствами дерева как вещества и материала, из которого изготавливают разные предметы. Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира. Способствовать развитию умения систематизировать предметы по признакам. | Конкурс совместных работ детей и родителей «Дары осени» -поделки с детьми из овощей ,фруктов и природного материала. Создание книжки-малышки«Загадки с грядки». Домашнее задание: собрать природный материал для будущих поделок( шишки, листья, семена и т.д.). |
ноябрь | 1.Птицы перелётные. 2.Дикие животные. 3.Домашние животные. 4.Одежда. Головные уборы. Обувь. | Совместная деятельность: " У нас в гостях волшебный экран" (работа с системным оператором). Дидактическая игра: « Чем похожи, чем отличаются?». Дидактическая игра: «Узнай по описанию». Дидактическая игра: «Путаница» (с использованием морфологической таблицы). Дидактическая игра: «Узнай целое по части». Проблемный вопрос: «Почему говорят: «Как с гуся вода?». Интегрированная совместная деятельность: «Как рубашка в поле выросла». Дидактическая игра: «Давай подружимся». Исследовательская деятельность: «Сравнение свойств бумаги и ткани». | Способствовать расширению словарного запаса; закреплять умение строить самостоятельные связные высказывания. Формировать целостное представление об объектах природы. Упражнять в самостоятельных речевых высказываниях с использованием имён прилагательных, наречий, глаголов. Упражнять в использовании разнообразных значений имён признаков при составлении речевого продукта. Побуждать к самостоятельному использованию в речи имён существительных, прилагательных, глаголов в игровом общении со взрослыми и сверстниками.Обогащать представление о свойствах и качествах объектов окружающего мира. Упражнять в назывании и самостоятельном использовании при описании свойств объекта. Развивать интерес к экспериментированию Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц. Формировать понятие о том, как изготавливают ткань. Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков (материал, рельеф, температура). Упражнять в обследовании свойств и качеств объектов. Побуждать к самостоятельным выводам по результатам обследования. | Участие семей в акции «Добрая зима» (изготовление кормушек для птиц). Домашнее задание «Рисуем вместе» (моё любимое животное). Консультация «Воспитываем детей активными и любознательными». Размещение в родительском уголке статьи «О детском экспериментировании». Организация группового музея головного убора. «Всё дело в шляпе |
декабрь | 1.Зима. 2.Мебель. 3.Посуда. 4.Новый год. | Исследовательская деятельность: «Эта удивительная вода». Проблемный вопрос: « Почему хрустит снег? Чем опасна сосулька?». Дидактическая игра: «Опиши предмет» (принадлежность предмета: к природному или рукотворному миру; с применением имен признаков). Образовательная ситуация: «Что общего у этих предметов?». Беседа: «Что рассказала сковорода». Дидактическая игра: «Чем был, чем стал». Исследовательская деятельность: «Удивительный мир материалов» (стекло и пластмасса). Исследовательская деятельность: «Следопыты». Дидактическая игра: «Что таким бывает?»(с использованием моделей имен признаков). Дидактическая игра “Хорошо – плохо”. (сравнение искусственная елка - живая елка). | Развивать интерес к экспериментированию.Обогащать сенсорный опыт.Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей. Упражнятьвсамостоятельных высказываний гипотез, использование разных форм речи – объяснение. Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира. Совершенствовать умения детей вычленять существенные признаки предмета, устанавливать элементарные причинно – следственные связи между предметами. Продолжать формировать представление детей о мебели, её частях и назначении; их свойствах и качествах. Упражнять в выявлении причинно- следственных связей; анализе события, правильности постановки вопросов о признаках исследуемых объектов. Обогащать представление детей знания о переходе вещества из твердого состояния в жидкое и наоборот. Побуждать детей к сравнительному анализу некоторых свойств объектов. Упражнять в использовании разных приёмов сравнения. Совершенствовать умения сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков. | Экскурсия в зимний лес. Анкетирование «Эксперименты вашего ребёнка». Приёмы развития познавательной активности у детей. Домашнее задание: «Придумай загадку и нарисуй её». Участие родителей в работе «Мастерская Деда Мороза». (изготовление новогодней атрибутики, ёлочных украшений, карнавальных костюмов). |
январь | 1.Зимние забавы. 2.Зимующие птицы. 3.Профессии. | Исследовательская деятельность: «Откуда берутся узоры на стекле?». «Превращение воды в разноцветные льдинки». Дидактическая игра: « Узнай по описанию» (угадывание объекта в центре по информации в «девятиэкранке». Дидактическая игра: «Разрезные картинки» Дидактическая игра: «Чья работа?», « Что для чего?». "Что можно сказать о предмете, если там есть…" Образовательная ситуация: «Играем песком». | Упражнять в объяснении наблюдаемому явлению; выявление причинно-следственных связей. Использование системного оператора.. Упражнять в определении целостного образа в отдельных частях; развивать аналитическоемышление; активизировать словарь. Упражнять в назывании функционального назначения рукотворного объекта. Умение определить под-системные связи объекта. Обогащать представление детей о значении имени признака («влажность»- сухой мокрый влажный и т.п.,место,вес). | Фотовыставка «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Привлечение родителей к оформлению выставки «Огород на окне» -атрибутики (поделки из бросового материала). |
Февраль | 1.Инструменты. 2.Будь здоров. 3.Наша армия. 4.Транспорт. Профессии на транспорте. | Дидактическая игра: «Кто больше вспомнит», «Замени часть». Исследовательская деятельность: «Ветер на службе человеку». Проблемная ситуация: « Вытащим скрепки из стакана с водой, не замочив рук». Проблемная ситуация: «Почему мальчик заболел?» Минипроект «Зачем надо есть кашу?». Дидактическая игра: «Хорошо – плохо». Д/игра «Что помогает мне заметить красоту вокруг? (мои помощники - глаза, уши, язык и рука). Дидактическая игра: «Подумай, выбери, объясни!». Проблемная ситуация: «Скажи, какой?». Дидактическая игра: «Подари мне вопрос». Проблемная ситуация: «Помогите найти гараж». Ситуация общения: «Волшебник Деления коснулся грузовика. Что с ним произошло?». | Формировать умение подбирать слова, обозначающие действия, состояния. Развивать интерес к исследованиям. Познакомить со свойством магнита притягивать к себе железные объекты, намагничивать их. Упражнять в устанавлении причинно-следственных связей и нахождении взаимодействующих признаков. Обогащать представление детей о значении органов восприятия окружающего мира, их гигиене. Упражнять в определении названий моделей «имён признаков» (движение, направление, место). Поощерять желание детей сравнивать, анализировать и делать выводы. Познакомить с типом вопроса «почемучкин» (почему?отчего?). Формировать умение правильно называть объект, его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами. Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей. Упражнять в использовании типовых способов фантазирования. | Спортивный праздник «папа, мама и я-спортивная семья». Подготовка фотоматериалов для дидактической игры «Кому что нужно для работы?». Совместное создание познавательного журнала для родителей «Вкусные помощники здоровья». Оформление стенгазеты: «Мой папа служил в армии». Совместная организация и участие в проведении праздника, посвящённого Дню защитника Отечества. Размещение игровых упражнений для занятий с детьми дома в уголке родительском. |
МАРТ | 1.Семья. Мамин день. 2.Знакомство с творчеством Н. Носова. 3.Театр. 4.Весна в природе. | Совместная деятельность:«Соберём букет маме». Дидактическая игра: «Выбери объект» (с использованием приёма дихотомии). Исследовательская деятельность: игра со светом Дидактическая игра: «Волшебные тени». Дидактическая игра: «Теремок»( по типу: «похож – непохож»). Проблемная ситуация: «Как превратить квадрат в треугольник?». Исследовательская деятельность: «Какой может быть вода?». Игра-эксперимент с лупами « Найди необычное, интересное, чудесное в камне, песке, веточке» Дидактическая игра: «Путешествие капельки». | Развивать воображение на основе представления о том, что будет если из частей составить одно целое(применение волшебника дробление-Объединение). Закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам. Упражнять в умении задавать вопросы, сужающие поле поиска загаданного объекта. Способствовать освоению способов установления связей между способом обследования и познаваемым свойством объекта. Учить выделять свойства объектов, находить общее и различное. Поощрять инициативу и активность детей в процессе коллективного обсуждения выдвигаемых идей. Обогащать представление о физических свойствах и состояниях воды. Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира. Поощрять активность и инициативность детей в речевых высказываниях. Упражнять в составлении текста сказочного содержания. | Выставка семейных фотографий : «Мама, папа , я –дружная семья». Праздник посвящённый «Международному женскому дню 8 марта». Игровая программа и чаепитие в группе. Изготовление атрибутов, сценических костюмов для театрализованной деятельности. Беседа с родителями «Как интересно и увлекательно провести с детьми выходные дни». |
Апрель | 1.Знакомство с русскими народными сказками. 2.Космос 3.Человек. 4.Жители подводного мира. | Дидактическая игра: «Поможем герою сказки». «Угадай превращения» Интегрированная совместная деятельность:« Поспешим на помощь краскам, нарисуем дружно сказку!». Исследовательская деятельность: исследование свойств глины, почвы, песка. Дидактическая игра: « Найди общее», «Бег ассоциаций». Интегрированная совместная деятельность: «Путешествие в страну чувств». Дидактическая игра: « Составь загадку об объекте». Исследовательская деятельность: «Как увидеть воздух?». Дидактическая игра: «Угадай животное по описанию». Дидактическая игра: « Чудесный мешочек». | Упражнять в самостоятельномиспользовании приёмов типового фантазирования при решении проблемных ситуаций («волшебники»). Обобщать накопленный опыт чувственного познания мира. Развивать интерес к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами. Побуждать к самостоятельным действиям по исследованию свойств объектов окружающего мира. Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имён признаков. Обогащать представление о возможностях анализаторов. Формировать у детей умение наделять явления и объекты фантастическими свойствами. Упражнять детей в описании объекта, используя признаки: цвет, форма, части, запах, вкус, действие. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака. | Анкетирование « Какое место занимает чтение сказок в вашей семье?». Наглядная информация: выставка «Новинки детской литературы»; тренинг «Как разыгрывать с ребёнком сказку дома». Участие родителей в создании мини-музея «Неизведанный космос». Экскурсия выходного дня с посещением планетария. Домашнее задание для детей и родителей: «Житель подводного мира».Оформление выставки в рисунков в приёмной. |
МАЙ | 1.Праздники весны (День Победы). 2.Насекомые. 3.Правила дорожного движения. 4.Лето. | Дидактическая игра: «Оживи предмет»(круг-часы, квадрат-сумка и т.п.). Исследовательская деятельность:«Лёгкий -тяжёлый». Дидактическая игра: «Что общего, чем отличается?» (стрекоза и вертолёт). Дидактические игры: «Составь метафору», «Что похоже?». « Составь загадку об объекте (пчела)». Образовательная ситуация: «Зачем человеку нужны правила?». Дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Данетка». Дидактическая игра:«Угадай по описанию». Исследовательская деятельность: «Пускаем солнечные зайчики» (игры со светом). | Совершенствовать умение сравнивать объекты с опорой на модели имен признаков, объекты по признакам. Упражнять в нахождении сходства и различий между объектами по 2-3 характеристикам. Обогащать представление детей о правилах дорожного движения. Совершенствовать представление о многообразии объектов, их свойствах. Упражнять в умении подбирать значение к признаку, рассказывать об объекте используя разные значения имён признаков,развивать речь. Формировать представление о свойстве света отражаться. Поощрять самостоятельное высказывание детей по поводу наблюдаемых явлений. Побуждать к использованию речи –рассуждения, аргументации, доказательству. | Участие в общесадовской выставке « Наша Победа» ( семейные реликвии, рисунки, макеты, коллажи и т.п.). Совместное создание коллажа «Этот невидимый мир». Консультация «Дорога и мы». Презентация семейных проектов «Безопасность на улице». Конкурс рисунков на асфальте: «Цветущая весна». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно – образовательная деятельность во второй группе раннего возраста по разделу формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Тема: «Волшебный мешочек»
Конспект занятия с детьми второй группы раннего возраста ( 1 до 2) по сенсорному развитию...
Развитие познавательной активности детей через ознакомление со свойствами и качеством бумаги
Развитие познавательной активности детей;В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового;Поз...
комплексно-тематический план старше-подготовительной группы (на татарском язые)
Комплексно-тематический план старше-подготовительной группы (на татарском языке)...
"Формирование первичные представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира посредствам ознакомления детей раннего возраста с сенсорными эталонами."
Сенсорное развитие детей раннего возраста через познание окружающего мира...
Тема самооброазования «Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросе развития познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.Познавательная деятельност...
Конспект НОД о/о "Познавательное развитие по разделу "Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира" "Мы - модельеры" в подготовительной группе
Коспект направлен на поддержание интереса детей к интеллектуальной деятельности, к развивающим играм математьического содержания, желание и стремление к познавательной деятельности....
Формирование первичных элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира в рамках ФГОС дошкольного образования
В рамках ФГОС ДО при формировании первичных элементарных математических представлений мы знакомим детей с основными свойствами и отношениями между объектами окружающего мира....