Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа) по теме

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» Поэтому детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Soobshchenie_vospitatelya_MADOU_CRR.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Сообщение воспитателя МАДОУ ЦРР №2

                                                                                                « Счастливое детство» Курганской С.В.

Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через  детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.     

        Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира.  Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним.

        Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму.»

        Поэтому детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.

        Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы: « Как?» и «Почему?». Элементарные опыты , эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

        Как правило, материал, из которого сделан предмет, имеет целый ряд признаков. Он может быть легким и прозрачным, блестящим, хрупким, гладким. Поэтому вычленение каждого качества или свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективно при сопоставлении его с противоположным.

        Например, такое качество, как твердый, наиболее успешно осознается детьми в сопоставлении  с мягким, тяжелый – с  легким, прозрачный -  с непрозрачным и т.д.

        Для вычленения качества предмета наиболее целесообразна игровая проблемная ситуация с использованием игрового персонажа.

        Приведу пример из своего опыта работы. Игра-экспериментирование: « Игрушки прячутся». В средней группе.

        Цель занятия:  «Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, непрозрачная. Подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет.»  Содержание опыта: В гости к детям приходит «Зайчик-любознайчик» вместе со своими друзьями( игрушки из киндерсюрприза). ОН рассказывает:

                                                                   «Водные человечки

                                                                          Целый день плескались в речке.

                                                                           А потом залезли в тазик

                                                                           Искупаться еще разик.»

В стакан с чистой водой дети кладут игрушки.

Воспитатель задаёт вопросы: Видно игрушку? Её хорошо видно или плохо?

Зайчик предлагает рассмотреть через стакан с водой различные картинки.

Играем в игру: « Узнай и назови».  Подводим детей к выводу, что если игрушку или картинку видно хорошо значит вода прозрачная.

Зайчик предлагает поиграть в прятки: « Пусть игрушки в стаканчиках спрячутся».

Воспитатель ставит перед  детьми проблемную ситуацию: «Что надо сделать, чтобы игрушку в воде стало не видно?». Выслушивает ответы детей.

Предлагает добавить в воду краску. Дети окрашивают воду. Воспитатель спрашивает: « Почему Зайчик не нашёл игрушек?». Подвести к выводу, если в воду добавить краску- она станет непрозрачной. В непрозрачной  воде игрушек не видно.

        Итог занятия: Расскажите зайчику, что нового узнали о воде.

Фиксация наблюдений в дневниках.

        Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  1. внешние стимулы( новизна, необычность объекта)
  2. тайна, сюрприз
  3. мотив помощи
  4. познавательный мотив ( почему так)
  5. ситуация выбора

Во время занятия проводятся один, два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и 2-3 эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста ( в зависимости от сложности)

Примерная структура проведения игры-эксперимента:

  1. Постановка, формирование проблемы ( познавательной задачи)
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми
  3. Проверка гипотез
  4. Подведение итогов, вывод
  5. Фиксация результатов
  6. Вопросы детей.

Учёные подчеркивают, что ребенок познает окружающий мир через призму собственных чувств, прожитых в действии. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее, полноценнее он развивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр, направленных на развитиие представлений о форме предметов и геометтрических фигур у детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр, направленных на развитие представлений о фоме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....

Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи"  Старшая группа....

Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год

Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...

Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»

Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»...

Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.

Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....