Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа) по теме
Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» Поэтому детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Soobshchenie_vospitatelya_MADOU_CRR.docx | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение воспитателя МАДОУ ЦРР №2
« Счастливое детство» Курганской С.В.
Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.
Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним.
Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму.»
Поэтому детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы: « Как?» и «Почему?». Элементарные опыты , эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Как правило, материал, из которого сделан предмет, имеет целый ряд признаков. Он может быть легким и прозрачным, блестящим, хрупким, гладким. Поэтому вычленение каждого качества или свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективно при сопоставлении его с противоположным.
Например, такое качество, как твердый, наиболее успешно осознается детьми в сопоставлении с мягким, тяжелый – с легким, прозрачный - с непрозрачным и т.д.
Для вычленения качества предмета наиболее целесообразна игровая проблемная ситуация с использованием игрового персонажа.
Приведу пример из своего опыта работы. Игра-экспериментирование: « Игрушки прячутся». В средней группе.
Цель занятия: «Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, непрозрачная. Подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет.» Содержание опыта: В гости к детям приходит «Зайчик-любознайчик» вместе со своими друзьями( игрушки из киндерсюрприза). ОН рассказывает:
«Водные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться еще разик.»
В стакан с чистой водой дети кладут игрушки.
Воспитатель задаёт вопросы: Видно игрушку? Её хорошо видно или плохо?
Зайчик предлагает рассмотреть через стакан с водой различные картинки.
Играем в игру: « Узнай и назови». Подводим детей к выводу, что если игрушку или картинку видно хорошо значит вода прозрачная.
Зайчик предлагает поиграть в прятки: « Пусть игрушки в стаканчиках спрячутся».
Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Что надо сделать, чтобы игрушку в воде стало не видно?». Выслушивает ответы детей.
Предлагает добавить в воду краску. Дети окрашивают воду. Воспитатель спрашивает: « Почему Зайчик не нашёл игрушек?». Подвести к выводу, если в воду добавить краску- она станет непрозрачной. В непрозрачной воде игрушек не видно.
Итог занятия: Расскажите зайчику, что нового узнали о воде.
Фиксация наблюдений в дневниках.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы( новизна, необычность объекта)
- тайна, сюрприз
- мотив помощи
- познавательный мотив ( почему так)
- ситуация выбора
Во время занятия проводятся один, два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и 2-3 эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста ( в зависимости от сложности)
Примерная структура проведения игры-эксперимента:
- Постановка, формирование проблемы ( познавательной задачи)
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми
- Проверка гипотез
- Подведение итогов, вывод
- Фиксация результатов
- Вопросы детей.
Учёные подчеркивают, что ребенок познает окружающий мир через призму собственных чувств, прожитых в действии. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее, полноценнее он развивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека дидактических (подвижных, познавательных) игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы
игры направленные на развития представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...
Картотека подвижных игр, направленных на развитиие представлений о форме предметов и геометтрических фигур у детей дошкольного возраста
Картотека подвижных игр, направленных на развитие представлений о фоме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...
Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.
Картотека познавательных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....
Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год
Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Старшая группа....
Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год
Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...
Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»
Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»...
Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста.
Картотека подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста....