«Занимательная математика». Конспект НОД по математике в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Савкина Галина Николаевна

«Занимательная математика».

Конспект НОД по математике в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Занимательная математика».

Конспект НОД по математике в старшей группе

Разработала: воспитатель Савкина Г.Н.

Программные задачи:

  • закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;
  • продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи на наглядной основе, «записывать» решение с помощью карточек с цифрами и знаками;
  • упражнять в соотнесении цифры к определенному количеству предметов расположенных по - разному;
  • закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов;
  • развивать логическое мышление, память, воображение, внимание;
  • активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами;
  • совершенствовать навыки учебной деятельности;
  • воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма.

Демонстрационный материал: карточки с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 (с обратной стороны буквы Г У С И – Л Е БЕ Д И) ; игрушки: Машенька, печка, береста, яблонька, ежик, Баба Яга - персонажи из пальчикового театра; картинки с изображением группы предметов для счета, цифры 1 – 10; схема – образец (дом, плоскостные яблоки 7 штук, тетради в клетку, простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 часть.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одной сказке. Название сказки зашифровано. Вы сможете прочитать ее название, если правильно распределите числа в ряд по возрастанию. (Дети расставляют цифры в ряд. Воспитатель переворачивает карточки обратной стороной).

Воспитатель: Давайте прочитаем название сказки. (Гуси- лебеди). А вот и главная героиня! Она пришла к нам в гости! (воспитатель берет в руки куклу Машеньку). Давайте вспомним, что же произошло с нашей героиней? (Она не уследила за братцем и его унесли гуси – лебеди). Помните, сколько опасностей было у нее на пути? Но сегодня мы постараемся помочь Машеньке. Для этого надо быть внимательными и быстро находить правильные решения. Я предлагаю провести разминку. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.

Интеллектуальная разминка

Сколько пальцев на одной руке? (5)

Сколько углов у квадрата? (4)

Сколько дней в неделе? (7)

Назови выходные дни. (суббота, воскресенье)

Назови число, следующее за числом 5. (6)

Сколько тебе лет?

Сколько хвостов у пяти коров? (5)

Сколько лап у двух гусей? (4)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием.

2 часть.

Воспитатель: И отправилась наша Машенька в путь дорогу, искать братца. Шла она, шла и увидела стоит печка.

Машенька: Печка, печка, не видела ли ты куда гуси – лебеди полетели?

Печка: Видела. Только сначала выполни задание, которое написано на бересте и помоги открыть задвижку, а то у меня пирожки сгорят.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Машеньке выполнить задание!

Не волнуйся Машенька, мы тебе поможем. Дети, нам нужно выполнить непростое задание, для этого вам нужно точно выполнять мои указания. Вы готовы? Тогда откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.

Дети:

Я тетрадочку открою и как надо положу

Я от вас друзья не скрою, карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я берусь.

Графический диктант «Ключ».

Воспитатель: От точки 3 кл. вправо, 3кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.

Воспитатель: Что получилось? (ключ). Вы догадались для чего он нам нужен? (Чтобы открыть задвижку).

Печка: Спасибо вам, друзья, вы верно выполнили задание. До свидания.

3 часть.

Воспитатель: Идет Маша дальше и видит, на поляне растет яблоня.

Маша: Яблонька, яблонька, не видела ли ты, куда гуси моего братца унесли?

Яблонька: Видела. Только составь и реши сначала задачку.

Воспитатель: Дети, давайте поможем Маше составить и решить задачу. (Составление и решение задачи на наглядной основе) .

Воспитатель: Посмотрите, сколько яблок лежит на земле? (4). Сколько яблок еще упало? (воспитатель ставит еще 3 яблока). Давайте составим про них задачу. О чем задача? Что говорится о яблоках? (Они лежали на земле). Сколько их было сначала? (4). Сколько упало потом? (3). Яблок меньше или больше стало на земле? (больше). Если больше, то что нужно сделать – сложить или вычесть? (сложить). А какой вопрос в задаче? (Сколько яблок стало). Составим задачу.

Ребенок: На земле лежало 4 яблока, потом упало еще 3 яблока. Сколько стало на земле яблок?

Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Вызванный ребенок подбирает нужные карточки с цифрами и знаками, выставляет их на наборном полотне. 4 + 3 = 7) .

Яблонька: Молодец Маша и вы, ребятки! Все правильно сделали. (И яблонька указала дорогу дальше).

Воспитатель: Дети, вам нравится путешествовать с Машенькой? А сейчас мы покажем Машеньке, что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.

Физкультминутка.

Раз – мы встали, распрямились. Два – согнулись, наклонились. Три – руками три хлопка. А четыре – под бока. Пять – руками помахать. Шесть – на место сесть опять.

4 часть.

Воспитатель: Пошла Маша дальше. А навстречу ей ежик катится.

Машенька: Здравствуй ежик! Помоги мне братца найти. Его гуси унесли.

Ежик: Помогу. Только выполни мое задание. Я собрал грибы, ягоды, желуди, а ты их сосчитай и подбери правильную цифру к ним.

Дидактическое упражнение «Подбери цифру».

(На картинке изображены группы предметов разного количества и разного расположения. Дети считают и подбирают соответствующую цифру) .

Ежик: Молодец, ты справилась с заданием. (ежик указал дальнейшую дорогу). До свидания.

5 часть.

Воспитатель: Идет Маша дальше и видит дом Бабы Яги. А около дома сидит Иванушка. Увидала Баба Яга Машеньку, закричала: «Зачем пришла? Не отдам тебе Иванушку, пока задачки мои не отгадаешь».

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Машеньке.

Баба Яга:

-- Сколько ушей у трех мышей?

-- Сколько лап у трех гусей?

-- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

-- На клене 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клене?

А давайте мы Бабе Яге сделаем подарок? Соберем из геометрических фигур новый дом. Он будет большой, просторный и Баба Яга не будет такой сердитой.

Дидактическая игра «Собери по образцу»

(Рассматриваем образец. Воспитатель задает вопросы) .

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит дом? (2 прямоугольника, 2 квадрата, 3 треугольника) .

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с Машенькой? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Какое задание было самым трудным? Вам понравилась переделанная концовка сказки?

Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное вы помогали Машеньке в спасении Иванушки. Но нам пора возвращаться домой.

Консультация для родителей.

Программный материал второй младшей группы ограничен дочисловым периодом обучения. Дети этого возраста учатся составлять группы из отдельных предметов и выделять предметы по одному: различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов.3 Данная работа просто необходима перед началом ознакомления детей с числами, направлена на развитие представлений о множестве. Ребят учат сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество.

Дети учатся составлять группу однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Эта задача решается в основном в игровой и практической деятельности. Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет, составлять группу предметов, овладевают терминами «один» и «много». Например: «Медведь и пчелы», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши» и т. п.

Прием приложений более сложный, чем прием наложения, так как он требует более четкой дифференцировки элементов внутри множества. При обучении приемам наложения и приложения следует учить детей накладывать и прикладывать предметы только правой рукой слева направо. Педагог упражняет детей в воспроизведении хлопков, движений на слух (без счета). Не умея считать, малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают, поднимают руку или стучат молоточками столько же раз, сколько постучал воспитатель. В данном возрасте огромную роль играет включение в работу таких приемов, при которых участвуют различные анализаторы.

Следует приучать ребят к пониманию следующих выражений и активному использованию их в своей речи: столько - сколько, поровну, больше - меньше, по одному - по многу. Учить согласовывать слова «много», «один», в роде, числе и падеже с существительными; понимать значение вопроса «Сколько» и правильно на него отвечать.

Дидактические игры для развития математических представлений во 2 младшей группе

Дидактические игры по развитию количественных представлений

«В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного) .

«Малина для медвежат»

Цель игры: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Ход игры. «Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод».

«Угости зайчат»

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры. «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

«Угостим белочек грибочками»

Цель игры: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

Ход игры. «Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Рыженькие, пушистые, с красивым хвостиком. Конечно, это белочки. Давайте мы их угостим грибками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, оставлю окошко, еще поставлю одну белочку и еще одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибками. Одной белочке дадим грибок, еще одной и еще одной. Всем белочкам хватило грибков? Сколько грибков? Как еще можно сказать? Правильно, белочек и грибков поровну, их одинаково. А теперь вы угостите белочек грибками. Белочкам очень понравилось с вами играть».

«Жучки на листиках»

Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры. «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.

«Бабочки и цветы»

Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Ход игры. «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспект занятия по математике и экологии "Вершки и корешки" старшая группа

Конспект открытого комплексного занятия  "Вершки и корешки" (Математическое развитие и экология) старшая группа...

Конспект занятия по математике: « В гости к Бабе- Яге». Старшая группа

Совершенствовать навыки прямого и обратного счета. Учить решать задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах, ориентироваться на плоскости листа - ковра. Правильно называть дни недели. Развивать...

Конспект занятия по математике «Состав числа 5» для детей старшей группы

Тема «Состав числа 5»Программное содержание:• Продолжить знакомить детей с составом числа 5, учить раскладывать число 5 на два меньших, а из двух меньших составлят...

Конспект занятия по математике «Знакомство с блоками Дьенеша» в старшей группе.

Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету, размеру и толщине....

Конспект занятия по математике «Число и цифра 8» в старшей группе детского сада

Программное содержание: познакомить с образованием числа восемь и цифрой 8; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; находить и называть «соседей» любого числа; за...