Конспект занятия по математике и экологии "Вершки и корешки" старшая группа
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Порткина Светлана Александровна

Конспект открытого комплексного занятия  "Вершки и корешки" (Математическое развитие и экология) старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vershki_i_koreshki.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

(Для детей старшей группы)

Программное содержание:

  1. углублять знания детей об условиях, необходимых для ро ста и развития растений, об особенностях почвенного со става, их воздействии на развитие растения;
  2. развивать знания детей об экологических связях между живой и неживой природой, растениями и деятельностью человека;
  3. учить классифицировать предметы по двум признакам (съе добные и несъедобные части растения, живая и неживая природа);
  4. учить решать задачи на нахождение суммы.

Материал к занятию:

  1. овощи: капуста, лук, свекла, морковь, огурец, горох, пет рушка, помидор;
  2. дневник наблюдений за развитием и ростом гороха в раз личных условиях (песок, глина, почва);
  3. карточки для определения стадий и условий роста расте ния от семени до семени (семена — посадка — всходы — появление листьев — большие листья — образование пло да — рост плода — большой корнеплод — его посадка — цветение — семена);
  4. набор геометрических фигур на группу и лист с изображени ем двух кругов (черного и голубого) для каждого ребенка;
  5. набор цифр со знаками «+», «-«, «=».

Ход занятия

Воспитатель подходит к растениям (опыт с проращиванием семян гороха в песке, глине и почве), здоровается. Обращает внимание де тей на то, что не все растения одинаково развиваются. Беседует с деть ми (работа с дневником наблюдений).

  1. Посадили семена гороха в один день. Поливали одновременно, солнце светило растениям одинаково. Почему же растения разные? Как вы думаете? (Растут в разных условиях: песок, земля, глина.)
  2. Где лучше растут растения? (В почве.)
  3. Почему? (Там много питательных веществ, которые необхо димы для роста растений.)
  4. Чем растения забирают питательные вещества из почвы? (Кор нями.)
  5. Где можно встретить почву? (В поле, в лесу, на лугу, в огороде, на даче.)
  6. Что такое огород? (Дом для растений, овощей, на огороде рас тут овощи.)
  7. Где на огороде растут овощи? (На грядках, в теплицах.)
  8. Какие овощи вы знаете? (Дети перечисляют.)
  9. Зачем выращивают овощи? (Салаты, суп, солить.)
  10. Кому еще нужны овощи? (Домашним животным. Дети пере числяют, какие животные питаются овощами.)
  11. Интересно, что помогает расти овощам?

Идет работа по карточкам: ребенок выбирает определенную кар точку и рассказывает: солнце согревает землю, растения, дает им свет; растениям необходима почва: она их кормит питательными веще ствами, в почве находятся корни растений; воздух нужен растениям для дыхания; из тучи дождик поливает растения, они пьют воду, омывают свои листочки — «умываются»; дождевой червь рыхлит землю для того, чтобы к растениям лучше проникали воздух и вода; божья коровка уничтожает тлей.

  1. Что делают птицы на огороде? (Уничтожают тлю, гусениц.)
  2. Как вы думаете: птицы могут принести вред на огороде? (Скле вывают семена подсолнуха, клюют вишни, яблоки.)
  3. Каких птиц вы видели на огороде? (Синицу, воробья, ворону, сороку, грачей, скворцов.)
  4. Как жаба помогает овощам? (Она уничтожает слизней, насе комых, гусениц.)
  5. Что делают на огороде пчелы, шмели? (Собирают пыльцу, пе реносят ее с цветка на цветок, опыляют растения, и затем на мес те цветка образуется плод. Если бы не было пчел и шмелей, мы не смогли бы собирать большой урожай овощей.)
  6. Вот сколько помощников у овощей. Сколько их? (Каждый ре бенок считает, и выставляет определенную цифру — 9.)
  7. Интересно, а человек помогает овощам расти? Как он это дела ет? (Ребенок по карточкам рассказывает о деятельности человека по выращиванию овощей; карточки выкладывает в определенной последовательности.)
  8. Вот еще один помощник — человек. (Цифра 10.)
  9. Сколько стало помощников? (10.)
  10. Сколько было помощников? (9.)
  11. Помощников стало больше или меньше?
  12.  На сколько стало больше помощников? (На одного помощни ка стало больше.)
  13. А теперь разделим всех помощников: на относящихся к живой и неживой природе. (Дети делят карточки на две группы.)
  14. А это что такое? Письмо. Интересно, от кого же это письмо?

Воспитатель читает адрес на конверте, распечатывает его. В кон верте записка от медведя, которого обманул мужик. Он просит ра зобраться, что идет в пищу, а что есть нельзя.

Игра «Вершки и корешки»: в обруч черного цвета надо положить овощи, у которых идет в пищу только корешок, в голубой обруч — только вершки, а в середину пересечения обручей — те овощи, у ко торых употребляются в пищу и корешки, и вершки.

  1. Сколько всего овощей? (8.)
  2. Сколько всего овощей, у которых можно есть корешки? (4.)
  3. Сколько овощей, у которых можно есть вершки? ( 7.)
  4. Сколько получилось овощей? (4+7=11.)
  5.  Почему всего овощей 8, а сумма вершков и корешков рав на 11? (Есть овощи, у которых можно есть и вершки, и кореш ки — их 3.)

Далее выбираются геометрические фигуры, соответствующие оп ределенному овощу: капусте — белый круг, огурцу — зеленый овал, свекле — большой бордовый круг, гороху — маленький зеленый круг, моркови — оранжевый треугольник, луку — маленький желтый круг. Дети «пишут» письмо медведю геометрическими фигурами, распределяя их в соответствии с игрой « Вершки и корешки ».

Далее детям предлагают найти цифру, соответствующую числу корешков, затем — вершков, затем — корешков и вершков вместе.

  1. Как узнать, сколько всего овощей? (Их нужно сложить.)
  2. Поставьте нужные знаки. (1+3+4.)
  3. Сколько всего овощей? (8.)
  4.  Расположите цифры в правильном порядке и поставьте соот ветствующий знак. (1+3+4=8.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной логопедической группы на тему: "Путешествие в волшебную страну Геометрию"

В ходе занятия широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы, стимулирующие активность детей, развивающие их восприятие и умение находить способы решения т...

Конспект занятия по математике и конструированию в средней группе «Путешествие по стране Математике» 9.01.2019 год

Математика  с использование конструктивно-модельной деятельности в средней группе .9.01.2019 год...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по ФГОС ДО: Тема: «СТРАНА МАТЕМАТИКА»

Конспект занятия по математике в подготовительной к школегруппе по ФГОС ДО: Тема: «СТРАНА МАТЕМАТИКА» Программное содержание:Выявить полученные знания, представления, умения, кот...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Задания от Королевы Математики»

Цель: Обобщить полученные знания за учебный год по ФЭМП.Задачи:Продолжаем учить детей ориентироваться в названиях месяцев года, знать последовательность дней недели.Упражнять детей в прямом и об...

Конспект занятия по математике и конструированию в средней группе «Путешествие по стране Математике»

Конспект  занятия по математике и конструированию в средней группе «Путешествие по стране Математике»Программное содержание:Закрепить счетные умения, знание геометрических фигур, умен...