Развитие пространственной ориентировки у старших дошкольников
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_prostranstvennyh_otnosheniy_u_starshih_doshkolnikov.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пространственной ориентировки у детей
старшего дошкольного возраста.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.
При помощи нас взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.
Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Пространственное представление у детей мы педагоги, развиваем в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, в течение всего дня. Так же пространственное представлений у детей развиваем во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.
Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что мы считаем одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечиваем целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Поэтому считаем актуальным развитие у дошкольников полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что бы использовать дидактические игры и упражнения для развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста во время образовательной деятельности и в индивидуальной работе.
Особенности развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста:
Пространственные представления - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, математической и многих других видов деятельности.
Познание окружающего мира сложный процесс. Очень важен опыт познания ребенком пространственных отношений в предметном окружении. Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными навыками и умениями. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.
В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.
Понятие «пространственная ориентация» мы используем для характеристики умения ребенка ориентироваться не только на местности, но и на себе, на товарище (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия нашего дошкольника в пространстве. Пространственные отношения начинают развиваться очень рано, как мы можем это отметить.
С детьми мы проводим игры не только с объектами и наглядностью, но и словесные прежде всего с определенными частями собственного тела. Так, мы говорим ребенку: вверху - где голова, а внизу - где ноги, впереди - где лицо, а сзади - где спина, направо - там, где правая рука, а налево - где левая. Ориентировка на собственном теле служит исходной точкой в освоении ребенком пространственных направлений.
Можно выделить следующие этапы нашей работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека». Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, либо прямой площади).
Ориентировка на листе бумаги:
Эта работа осуществляем на протяжении всего дошкольного возраста. У детей развиваем умения проводить линии на листе бумаги сверху вниз и слева направо: ’’дождик’’, ’’дорожки’’, ’’ленты’’, заполнять пространство листа и т.д.
Ориентировка в пространстве:
Детей знакомим практическим путем со значением выражений: в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) нижний угол и др.
Затем предлагаю игры и упражнения на закрепление этих знаний.
Наиболее сложные задания связаны с ’’чтением’’ графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т.д. Такие упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в игровой форме.
Для совершенствования ориентировки детей в пространстве листа бумаги и восприятия плоскостных форм полезны упражнения, в основе которых находится воспроизведение расположения форм. Эта работу проводим по образцу, а также по словесной инструкции.
Размещение геометрических форм на листе бумаги по словесной инструкции: ("Положите круг в центре листа, треугольник - в верхнем правом углу, полукруг - в нижнем левом" и.т.д.).
Для повышения качества выполнения, мы совместно с детьми повторяем словесное задание.
Понимание и применение слов, обозначающих пространственные отношения между предметами, помогает ребёнку осмыслить свой чувственный опыт и совершенствует его деятельность в дальнейшем.
МУНИЦИПОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №8 «ТОПОЛЕК»
Развитие пространственной ориентировки у детей
старшего дошкольного возраста.
МБДОУ №8 «ТОПОЛЕК»
ВОСПИТАТЕЛЬ: СМАГИНА О.А.
СТАРШАЯ ГРУППА
2017г. ТОПКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»
Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...
Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/
Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...
Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение прос...
"Развитие пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через знакомство с математикой"
Предлагаю статью о полезности использования в развитии логического мышления детей серии графических диктантов....
Мастер-класс на тему: «Игра на стакане, как одно из средств формирования пространственной ориентировки у старших дошкольников»
Каждый из нас занимаясь с детьми ставит перед собой цель, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую –то «изюминку». Игры на с...
конспект занятия "Развитие пространственной ориентировки в старшей группе"
конспект занятия...
Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников при помощи подвижных игр»
Мастер-класс для педадгогов по развитию зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников....