Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников при помощи подвижных игр»
материал по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Мастер-класс для педадгогов по развитию зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников при помощи подвижных игр»
Неуклюжик
Жил на свете Неуклюжик
Был он добрым, очень милым.
Только, чтобы он ни делал –
Неуклюже выходило...
Как обидно!
Раз весною Неуклюжик
Захотел пройтись по лужам,
Неуклюже поскользнулся –
Прямо в лужу бултыхнулся...
Ах, бедняжка!
А однажды Неуклюжик
Попросил компот на ужин,
Неуклюже повернулся –
И в компоте искупнулся…
Вот досада! (Антонина Монтянова)
Знакомая проблема для многих современных дошкольников?
Что же делать?
Как нам быть?
Чтоб проблему ту решить?
Спросим у специалистов. Физиологи, психологи, нейропсихологи говорят, что нужно своевременно развивать и формировать у дошкольников зрительно – пространственную ориентировку.
Зрительно – пространственная ориентировка – это оценка расстояния, размера, формы предмета, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека. При рассматривании предмета мы поворачиваем в его сторону глаза и часто голову, объединяя таким образом зрительное и мышечное восприятие. Поэтому важнейшим принципом восприятия пространства является принцип двигательного освоения пространства.
К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы три формы пространственного восприятия:
1 – пространственные признаки предметов (форма, величина);
2 – пространственные отношения между предметами (около, за, напротив, сзади);
3 – направление в пространстве (вперед, назад, вправо, влево).
Педагог для точного обозначения направления движения употребляет в своей речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, вперед, в, на, под и другие. И очень важно, чтобы дети использовали эти слова в своей речи.
Для развития зрительно – пространственной ориентировки на занятиях по физическому развитию можно использовать различные упражнения и игры.
Я предлагаю вам попробовать некоторые упражнения.
«Все наоборот» - я показываю вам движение и называю его направление, а вам надо показать противоположное движение и обозначить его словом.
«Коснись пола правой-левой рукой» - для закрепления понятий правая, левая рука. Вы совершаете различные движения: прыжки, бег, марш и т.д., а по команде касаетесь пола правой или левой рукой.
«Прикоснись к фишке правой или левой рукой» - вам надо пройти по кругу и коснуться предметов правой или левой рукой.
«Оббеги фишку (предмет) кругом, боком, спиной». Два последних упражнения можно использовать в вводной, основной, заключительной части занятия.
«Упражнение с мячом в паре» - встаньте, пожалуйста, парами друг напротив друга. При броске мяча один из вас делает какое-либо движение (хлопок, поворот вокруг себя и др). Второй игрок при бросании мяча движение повторяет.
Сейчас немного отдохните. Какая ведущая деятельность у дошкольников? (игра).
Подвижная игра содержит неограниченные возможности для формирования у детей ориентировки в пространстве. В ходе игры педагог закрепляет, совершенствует и автоматизирует разные виды движений у детей. А использование мяча в таких играх дополнительно развивает координационные способности ребенка: моторику рук, умение управлять движениями рук, развивается чувство мяча.
Игры, в которых правилами предусматривается движение в определенном направлении помогают детям учиться:
- планировать свои действия;
- уточнять глазомерные оценки пространства, умение двигаться по заданному маршруту;
- способствовать расширению представлений у детей о направлениях вперед, назад, вправо, влево, вокруг и т.д.
Я предлагаю вам поиграть. Играть будем с мячом.
«Кто быстрей поднимет мяч» - по команде вы показываете разные части тела, а по команде «Мяч» вы должны быстро взять мяч в руки и поднять его над головой.
«Вправо – влево» - вам надо отбивать мяч об пол и двигаться в направлении, которое я вам укажу (влево, вправо, вперед, назад). В дальнейшем слово заменяется на жест.
При формировании ориентировке в пространстве важное место отводится совершенствованию сенсорного опыта детей, развитию зрения, слуха.
Например, в игре «Скажи какая цифра» надо, отбивая мяч, назвать цифру, изображенную на карточке, которую показывает инструктор. Можно усложнить эту игру и показать карточки с перевернутыми цифрами.
В игре «Сколько пальцев» надо назвать сумму показанных инструктором пальцев, на забывая отбивать мяч.
Также эти игры развивают внимание и активизируют мышление. Эти игры учат детей видеть расположение мяча, игроков на площадке.
«Ловишка с ленточками» - выбирается ловишка, который после слов: «Раз, два, три – лови!» начинает ловить детей. При этом и игроки, и ловишка отбивают мяч.
Как мы видим, упражнений и игр для развития зрительно – пространственной ориентировки у дошкольников велико и разнообразно.
Физиологи говорят, кто неуклюже двигается, тот неуклюже мыслит. Использование упражнений и игр на развитие зрительно – пространственной ориентировки позволит не только сформировать скоординированность движений, но и четкость мыслей у наших воспитанников.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Гендерный подход в воспитании нравственных представлений старших дошкольников».
Проблема воспитания с учетом гендерных особенностей позволяет по-другому видеть и детей, и сам процесс нравственного воспитания дошкольников. Эту проблему разрабатывают и специалисты-практики детских ...
Мастер - класс «Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»».
Тема: Использование головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками. Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок. Зада...
Мастер- класс "Социо- игровая технология в патриотическом воспитании старших дошкольников"
Это неполная версия, ограниченная из-за размеровМастер- класс о применении социо- игровой технологии в патриотическом воспитании дошкольников...
Мастер-класс: "Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников"
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинаю...
Мастер-класс для педагогов «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»
Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любо...
Занятие по развитию зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Занятие "Знакомство с новыми друзьями" направлено на развитие зрительно-пространственных представлений, произвольного внимания и коммуникативных навыков у старших дошкольников....
Развитие зрительно-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассмотрены процессы формирования зрительно-пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с точки зрения физиологии, взаимосвязь развития зрительного и пространственного восприятия с...