"Развитие пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через знакомство с математикой"
статья по математике (старшая, подготовительная группа) на тему
Предлагаю статью о полезности использования в развитии логического мышления детей серии графических диктантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
увлекательная математика | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через знакомство с математикой
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. С дошкольного возраста перед родителями и педагогами стоит задача учить детей анализировать, сравнивать, обобщать и делать простейшие умозаключения.
Ничто так, как математика не способствует развитию мышления, особенно логического. Математическое развитие происходит не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Вовлечение детей в разные виды математической деятельности направлено на достижение не только непосредственного практического результата (решение задач, навыки счета), но и широко развивающего эффекта. Очень важно сформировать предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности. Математические способности ребенка развиваются в процессе математической деятельности.
Дети, как правило, охотно выполняют задания, если это предлагается в игровой форме. Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого.
Развить пространственную ориентировку, научиться определять свое местонахождение среди объектов, понимать словесные инструкции взрослого помогут графические диктанты. Проводятся они в игровой форме, называются «Муха в клетке». Это один из самых результативных методов развития пространственного воображения и математическая игра для ребенка. Помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала. Кроме того, такие задачи кажутся очень интересными для детей. Во время выполнения таких упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние. Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.
Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам. Дома, в свободное время можно позаниматься, выполняя некоторые важные правила проведения графического диктанта:
- Продолжительность не должна превышать 15-20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
- Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш.
- Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
- Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ.
- После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, пальчиковая гимнастика. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, а затем сделать графический диктант. Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение.
Графические диктанты – это схематичное изображение предмета. Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее. Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами. А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.
Предлагаю несколько вариантов графических диктантов.
Темы диктантов:
- «Продолжи ряд»
- «Заглавная буква»
- «Игрушки»
- «Животные»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение прос...
Методическая разработка на тему: Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством русских художников-пейзажистов
Конспекты занятий и анализ своей работы....
Перспективное планирование «Приобщению к искусству детей старшего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по программе «От рождения до школы».
В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» содержит четко поставленные ос...
развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через знакомство с космосом
Проект...
Формирование и развитие чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с музыкальной культурой народов Урала.
Развитие чувства патриотизма у детей в детском саду....
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через знакомство с особенностями культуры разных стран мира
Формирование представлений дошкольников о различных странах происходит не только посредством традиционных форм и методов работы, но и в процессе применения современных технологий и методик деятельност...
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через знакомство с игрой в шахматы».
В статье описывается. каким образом игра в шахматы развивает интеллектуальные способности. Шахматы являются весьма эффективным инструментом для гармоничного развития у ребенка внимания, памяти, мышлен...