"Развитие пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через знакомство с математикой"
статья по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Черновицкая Елена Васильевна

Предлагаю статью о полезности использования в развитии логического мышления детей серии графических диктантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл увлекательная математика16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через знакомство с математикой

   Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. С дошкольного возраста перед родителями и педагогами стоит  задача учить детей анализировать, сравнивать, обобщать и делать простейшие умозаключения.

  Ничто так, как математика не способствует развитию мышления, особенно логического. Математическое развитие происходит не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Вовлечение детей в разные виды математической деятельности направлено на достижение не только непосредственного практического результата (решение задач, навыки счета), но и широко развивающего эффекта. Очень важно сформировать  предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности. Математические способности ребенка развиваются в процессе математической деятельности.

  Дети, как правило, охотно выполняют задания, если это предлагается в игровой форме. Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого.

   Развить пространственную ориентировку, научиться определять свое местонахождение среди объектов, понимать словесные инструкции взрослого помогут графические диктанты. Проводятся они в игровой форме, называются «Муха в клетке». Это один из самых результативных методов развития пространственного воображения и математическая игра для ребенка. Помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала. Кроме того, такие задачи кажутся очень интересными для детей. Во время выполнения таких упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние. Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.

   Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам. Дома, в свободное время можно позаниматься, выполняя некоторые важные правила проведения  графического диктанта:

  • Продолжительность  не должна превышать 15-20 минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
  • Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш.
  • Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
  • Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ.
  • После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, пальчиковая гимнастика. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку.  Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, а затем сделать графический диктант. Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение.

 Графические диктанты – это схематичное изображение предмета. Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее. Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами. А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.

Предлагаю  несколько вариантов графических диктантов.

Темы диктантов:

  • «Продолжи ряд»
  • «Заглавная буква»
  • «Игрушки»
  • «Животные»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение прос...

Перспективное планирование «Приобщению к искусству детей старшего дошкольного возраста через знакомство с архитектурой в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по программе «От рождения до школы».

В основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» содержит четко поставленные ос...

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через знакомство с особенностями культуры разных стран мира

Формирование представлений дошкольников о различных странах происходит не только посредством традиционных форм и методов работы, но и в процессе применения современных технологий и методик деятельност...

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через знакомство с игрой в шахматы».

В статье описывается. каким образом игра в шахматы развивает интеллектуальные способности. Шахматы являются весьма эффективным инструментом для гармоничного развития у ребенка внимания, памяти, мышлен...