Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».

Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).

В образовательном процессе дошкольников ориентировка в пространстве интегрируется с конструированием, рисованием, измерением, трудовыми действиями и др. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием различных методов (моделирования, схематизации там, где это приемлемо).

Педагогическая ценность проекта в том, что тему проекта выбрали сами дети. Началось все с того, что детям была предложена игра «Магазин ковров». Т.к. дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры, они с большим желанием взялись мастерить атрибуты для новой сюжетной игры, каждый сделал ковер, с помощью воспитателя рассказал, расположение фигур на плоскости. Дети выразили желание и дальше совершенствовать свои навыки в освоении пространственных расположений, они с удовольствием покупали ковры, пробовали свои силы в составлении описательных рассказов о коврах.

Эта игра показала, что дети с нарушениями зрения испытывают значительные затруднения в ориентировке на плоскости, выражающиеся, прежде всего, в понимании и речевом обозначении пространственных отношений и связей в расположении объектов.

Игра также показала и желание преодолеть эти трудности, это и стало решающим фактором выбора темы проектной деятельности, к тому же выбор темы проекта соответствовал направлению работы по годовой задаче нашего учреждения, а также теме самообразования.

Мы предположили, что цикл занятий, упражнений, игр и др. видов деятельности поможет скорректировать трудности в речевом развитии и зрительном восприятии пространства.

Методологической основой данного исследования явились работы изученных нами авторов: Т.И. Нагаевой, Е.Подколзиной, Н.Я.Семаго, Ю.В.Останковой, З.А.Михайловой Б.Г.Ананьнева, А.И.Сорокиной, Л.В.Яссман и др., которые утверждают, что тренировка механизмов формирования пространственных представлений необходима в разной деятельности дошкольника: в наблюдении, измерении, графическом построении, моделировании, изобразительной деятельности, гимнастических упражнениях и т.д.

Практическая значимость исследования состоит в подборе и разработке цикла занятий, упражнений, игр и другой деятельности, направленных на развитие и формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы при составлении рекомендаций педагогам для проведения коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В работе использовались разнообразные методы исследования: анализ литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, изучение современного состояния практики, наблюдение за детьми, беседы с детьми, эксперимент, проект.

В проектной работе представлен материал экспериментального исследования особенностей развития у детей пространственных представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».

Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).

В образовательном процессе дошкольников ориентировка в пространстве интегрируется с конструированием, рисованием, измерением, трудовыми действиями и др. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием различных методов (моделирования, схематизации там, где это приемлемо).

Педагогическая ценность проекта в том, что тему проекта выбрали сами дети. Началось все с того, что детям была предложена игра «Магазин ковров». Т.к. дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры, они с большим желанием взялись мастерить атрибуты для новой сюжетной игры, каждый сделал ковер, с помощью воспитателя рассказал, расположение фигур на плоскости. Дети выразили желание и дальше совершенствовать свои навыки в освоении пространственных расположений, они с удовольствием покупали ковры, пробовали свои силы в составлении описательных рассказов о коврах.

Эта игра показала, что дети с нарушениями зрения испытывают значительные затруднения в ориентировке на плоскости, выражающиеся, прежде всего, в понимании и речевом обозначении пространственных отношений и связей в расположении объектов.

Игра также показала и желание преодолеть эти трудности, это и стало решающим фактором выбора темы проектной деятельности, к тому же выбор темы проекта соответствовал направлению работы по годовой задаче нашего учреждения, а также теме самообразования.

Мы предположили, что цикл занятий, упражнений, игр и др. видов деятельности поможет скорректировать трудности в речевом развитии и зрительном восприятии пространства.

Методологической основой данного исследования явились работы изученных нами авторов: Т.И. Нагаевой, Е.Подколзиной, Н.Я.Семаго, Ю.В.Останковой, З.А.Михайловой Б.Г.Ананьнева, А.И.Сорокиной, Л.В.Яссман и др., которые утверждают, что тренировка механизмов формирования пространственных представлений необходима в разной деятельности дошкольника: в наблюдении, измерении, графическом построении, моделировании, изобразительной деятельности, гимнастических упражнениях и т.д.

Практическая значимость исследования состоит в подборе и разработке цикла занятий, упражнений, игр и другой деятельности, направленных на развитие и формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материалы исследования могут быть использованы при составлении рекомендаций педагогам для проведения коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В работе использовались разнообразные методы исследования: анализ литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, изучение современного состояния практики, наблюдение за детьми, беседы с детьми, эксперимент, проект.

В проектной работе представлен материал экспериментального исследования особенностей развития у детей пространственных представлений.

Первым этапом нашей работы, по сути констатирующим экспериментом, явилась упомянутая ранее дидактическая игра «Магазин ковров».

Констатирующий эксперимент выявил у детей с нарушениями зрения значительные трудности в ориентировке на плоскости, выражающиеся, прежде всего, в понимании и речевом обозначении пространственных отношений и связей в расположении объектов

На этом этапе мы использовали следующие методы: показ образца, беседа с целью определения формы, цвета и расположения фигуры, определяемого предлогами.

Данная технология позволила составить и провести диагностику детей.

№П\П

Исследования в микропространстве

Исследования в макропространстве

Далеко близко

Общая оценка

Фамилия, имя ребенка

слева, справа, вверху, внизу, в середине

между

над, под.

рядом

Слева, справа, от себя

Впереди, справа, от себя

Впереди, слева, от себя

В центре

На основе полученных данных диагностики нами была определена цель проекта и задачи решения поставленной цели.

Цель: развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей, формирование у них представлений о пространстве.

Задачи в достижении поставленной цели:

  • обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентировке в окружающем пространстве «от себя», от другого человека;
  • формирование навыков восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять в практической ориентировке;
  • обучение моделированию предметно-пространственных построений, помещений детского сада, открытого пространства, чтению их схем, самостоятельному составлению схем;
  • формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

На формирующем этапе наша работа была направлена на развитие пространственных представлений, овладения умениями ориентироваться и отражать представления в речи в процессе занятий, упражнений и др.

Нами были подготовлены дидактические игры, подобраны упражнения, занятия и рассказы, в которых помимо основной цели - обучение рисованию, математике, речи, подготовка к обучению грамоте, ознакомление с окружающим миром, - ставилась также цель развития ориентировки в пространстве.

Эти занятия, игры, упражнения, рассказы были использованы в работе с детьми на формирующем этапе.

В качестве примера могу привести ряд занятий, упражнений и игр по различным методикам.

Занятие по математике

Программные задачи:

1.Упражнять в количественном и порядковом счете, различая вопросы: «сколько» и «который».

2.Закрепить навык прямого и обратного счета по образцу и названному числу.

3.Упражнять детей в пространственной ориентировке на плоскости листа.

4.Учить последовательно рассматривать и описывать расположение предметов на карточках.

Демонстрационный материал:

12 флажков разного цвета и размера, 6 парных карточек, на которых нарисованы 5 геометрических фигур разного цвета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Одна из фигур посередине и вокруг нее (вверху и внизу, слева и справа) 4 фигуры. Пару составляют карточки, на которых совпадают цвет и пространственное расположение фигур.

Индивидуальный материал:

счетные карточки с различным количеством фигур, цветные фломастеры, лист бумаги.

Ход занятия:

l. Ha наборном полотне поставлены в ряд 10 флажков. Предложить детям посчитать, сколько их рассмотреть их цвет и размер. Затем дать задание определить на котором месте находятся флажки различного цвета и размера. Выяснить сформированность понятия о порядковом счете, спросить: «Как надо считать, если надо знать, на котором месте находиться тот или иной флажок?». Сделать заключение, что порядковый счет закрепляет место в ряду, а количественный - показывает, сколько всего предметов. В заключении дети хором считают флажки порядковым счетом. Затем по указанию воспитателя должны разложить по порядку цветные карандаши. Кто-нибудь из детей, чтобы проверить выполнение задания, рассказывает какой порядок карандашей у него, все остальные дети проверяют его, сверяя со своими результатами.

2. Зрительная гимнастика. ОРУ для глаз, (метод Бейтса)

- Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.

- Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.

- Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и
опять открыть.

- В течение 5 с смотреть обеими глазами на переносицу.

- Обеими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.

3. Предложить разложить в определенном порядке карточки с числовыми фигурами. Затем упражнять в устном счете в прямом и обратном направлении от названного числа.

4. Дать задание заполнить лист бумаги различными рисунками: в верхнем правом -нарисовать бабочку, в нижнем левом елочку, в нижнем правом - цветок, в верхнем левом - грибок, в центре - круг.

5. Физминутка. «Говорит цветку цветок»

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок

(поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

(Вращение головой)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны)

6. На доске вывешивается 6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Объясняется задание: «Игра парные карточки». Тот, кого я вызову, возьмет 1 из карточек на столе, назовет, какие фигуры и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под нею свою» (Когда на столе останутся 2 карточки, поместить еще две).

(Комментарий: воспитатель дает словесную инструкцию нарисовать фигуры в заданном направлении, 'задание на развитие слухо-моторной координации, ориентировки в микроплоскости)

Рисование предметное.

Тема: «Пушистые детеныши животных».

Программные задачи: Учить изображать детеныша животного в кокой либо позе или движении; формировать представление, что отличие детеныша от взрослого животного не только в величине, но и в пропорциях других частей тела: головы, туловища, туловища и ног; учить использовать при изображении шерсти животных жесткой кистью разного вида штриха - прямые вертикальные линии.

Материал: Иллюстрации Е.Чарушина, краски, кисти, бумага.

1. Зрительная гимнастика. Моргание.

Принять любую устойчивую позу, быстро сжимать и разжимать веки (моргать) 30с. Затем расслабить глаза.

Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.

2. Ход занятия: Рассмотреть иллюстрации Чарушина к книге «Тюпа, Томка и сорока»

Вопросы воспитателя:

- Каких животные изобразил художник?

- Назовите детенышей животных?

- Чем отличаются детеныши от взрослого?

Объяснение пропорций (если измерить меркой голову собаки и щенка, то мы увидим, что у собаки голова больше, а у щенка меньше; у собаки туловище длиннее, а у щенка короче и т.д., детеныши отличаются от взрослых пропорциями).

Показ способа рисования штрихами (шерсть животных и волосы человека можно рисовать штрихами жесткой кистью, шерсть котенка гладкая, мягкая).

Движения животного. (Животное может сидеть, лежать, ловить. У Чарушина котенок выгнул дугой спинку, поднял вверх хвостик и шипит на кого-то).

Последовательность выполнения работы (каждый может нарисовать детеныша животного по собственному выбору, рисовать начинаем с головы, затем шею, туловище, хвост, лапы, живот, лапы, мордочку, уши и другие детали безотрывной линией. «Я нарисовала котенка, который встал на задние лапы, а передние лапы у него в верху, котенок ловит предмет.» Попробуем нарисовать котенка безотрывной линией в воздухе, детали туловища проговариваем вместе вслух).

3. Воспитатель выясняет желание рисовать котенка и дети взяв простые карандаши ставят точку на листе бумаги, там, где объяснил педагог, от которой они начнут рисовать. Последовательно вместе с воспитателем проговаривая направление и называя части туловища дети рисуют детеныша животного. Затем самостоятельно закрашивают штрихами.

4. Физминутка «Зарядка»

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)

Очень нравиться нам делать по порядку: весело шагать, руки поднимать, приседать и вставать, прыгать и скакать.

5. При анализе работ педагог обращает внимание на те работы, где получилось передать движение животного, определить, какую лапку видно хорошо, а какую плохо, спрашивает почему. Дети определяют правую или левую сторону животного, которого они сегодня нарисовали и объясняют, почему они так думают. Педагог оценивает все работы и в каждой находит свою «изюминку».

(Комментарий: воспитатель предлагает и показывает стороны листа, помогает найти верхний левый угол, затем немного отступить к середине верхнего края листа и немного спуститься вниз, поставить точку, воспитатель ведет линию и называет направление движения руки, дети последовательно выполняют движения за показом и пояснением воспитателя, задание на развитие слухо-моторной координации, ориентировки в микроплоскости)

Занятия по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Слова и звуки»

Задачи:

1. Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;

2. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

3. Обогащение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

5. Обучение звуко-слоговому анализу слов.

1. Ежик, Лисенок и Мудрая Сова приехали в большой город Звуков. Сова знакомит своих друзей с городом. - С правой стороны улицы живут гласные звуки, с левой стороны улицы живут согласные звуки, у каждого звука есть свой домик. Прежде чем ознакомиться со звуками, вы должны пройти два испытания, для этого вам нужно запомнить, что все слова состоят из звуков.

- Сегодня мы с вами поговорим о том, какие бывают слова и какую роль в них играют звуки.

Для первого испытания мудрая Сова вручила две полоски.

- Чем отличаются полоски? (зеленая полоска длинная, красная - короткая). Ежику и Лисенку нужно разделить предметы на длинные и короткие. Помогите им это сделать: рядом с длинной полоской, нужно поставить предметы, название которых звучит длинно, а с рядом с короткой полоской - предметы названия которых звучат коротко.

Воспитатель предлагает детям определить пары длинных и коротких предметов.

2. Мудрая Сова рассказывает, что слова, как и предметы, тоже бывают длинными и короткими. В длинных словах много звуков, поэтому они произносятся долго. Например, те-ле-ви-зор, ско-во-род-ка. А в коротких словах мало звуков. Например, дом, мак. Эти слова произносятся коротко.

Бывает, когда длинные предметы называются длинным словом: э-лек-трич-ка, я-ще-ри-ца. А бывает и по-другому: длинные предметы называются коротким словом, а короткие – длинным. Например, слово мост, предмет длинный, а называется коротким словом. Шарф длинный. А называется коротко. Слово пу-го-ви-ца - длинное слово, а сам предмет короткий.

- Чем длинные слова отличаются от коротких?

3. Второе испытание на определение коротких и длинных слов. Игра со словами. Я
буду называть слова, а вы скажете длинные они или короткие. Вос-пи-та-тель-ни-ца, гном.
Вен-ти-ля-тор, сад. Па-рик-ма-хер, мед. Ви-де-о-маг-ни-то-фон, соль.

4. Зрительная гимнастика: см выше.

5. Физкультурная минутка. Игра «Стоим или бежим?»

На длинные слова все разбегаются в разные стороны. На короткие слова все встают в круг, на свои места.

Воспитатель по слогам произносит слов: о-ду-ван-чик, соль, са-лат-ни-ца, по-ло-тен-це, стул, стол, та-бу-рет-ка, бык, гла-ди-о-лус, лак, ав-то-стан-ци-я, зуб.

6. Ежику так понравилось играть в длинные и короткие слова, что он придумал свою игру. На улицу звуков приехали гости, посмотрите и назовите их, определите слова, короткие они или длинные, назовите направление: справа или слева находиться этот гость.

7. -Чему мы научились на сегодняшнем занятии?

- Чего много в длинных словах и мало в коротких?

- В какие игры мы играли?

(Комментарий: воспитатель предлагает детям задание на определение длинных и коротких слов с помощью проговаривания, похлопывания и фиксирования их с опорой на полоски определенной величины, как категории пространства, развивает слухо-глазо-моторные анализаторные системы, артикуляционный аппарата).

Ребенок и окружающий мир.

Тема: «Е.И. Чарушин - большой друг зверей»

Цель: Познакомить детей с художником и писателем Е.И. Чарушиным. Развивать навык творческого рассказывания с описанием пространственного расположения частей тела животного, составления рассказа по картине Чарушина «Медвежонок с малиной». Воспитывать интерес к творчеству русских художников и писателей.

1. Родился Чарушин в г.Кирове (Вятка), часто с родителями ходил в лес, наблюдал за животными, помогал им лечить зверей, любил рисовать движения и позы животных.

Когда он вырос, стал художником и писателем, начал писать рассказы о животных. Он нарисовал картину «Медвежонок с малиной», а потом написал рассказ. Смотрите на рисунок и слушайте рассказ, постарайтесь запомнить.

«Медвежонок с малиной»

«Медвежонок маленький, у него лохматая коричневая шерстка, круглые ушки. А сидит он как забавно: две лапы с толстыми пятками и большими когтями расставил, а третья между ними — за землю мишка держится. Четвертой лапой медвежонок кустик малины ухватил, ягоды ест. Вкусно как! Наверное даже урчит от удовольствия. Вот какой забавный».

Воспитатель читает рассказ два раза, интонационно выделяя пространственные категории.

2. Физкультурная см. выше.

3. Какого размера медвежонок большого или маленького? Какая шерстка у медвежонка? (Медвежонок маленький, у него лохматая коричневая шерстка) Какой формы у него ушки? (круглые ушки) Как сидит медвежонок? (забавно: две лапы с толстыми пятками и большими когтями расставил, а третья между ними - за землю мишка держится) С какой стороны от него кустик малины? (Четвертой лапой медвежонок кустик малины ухватил, ягоды ест, кустик с левой стороны) Вкусно как! Наверное даже урчит от удовольствия. Вот какой забавный.

Рассказы детей.

4. Зрительная гимнастика см. выше.

5. - С чьим творчеством мы познакомились?

- По какой картине составляли рассказ?

- О ком был рассказ?

Воспитатель благодарит детей за активное участие на занятии.

(Комментарий: воспитатель называет и показывает размер животного, отмечает признаки: цвет форму деталей, называет движение животного его позу, расположение частей тела, воспитывает использовать в речи предлоги и указывать направления опираясь на изображение).

Досуговая деятельность.

Знакомство с картиной «Золотая осень. Слободка» (1889)

Цель: Продолжать знакомить детей с окружающим миром через произведения живописи. Развивать чувство пространства в картине изображенного художником. Воспитывать любовь к родине.

Рассказ воспитателя.

«Скромный осенний пейзаж средней полосы России: крестьянские огороды, небольшая слободка, поле и лес. Таких уголков в России неисчислимое множество.

В центре картины - проселочная дорога, идущая к слободке и дальше к лесу. Слева от дороги, на ярко-зеленой лужайке, стоит стройная береза. Нежная и поэтическая, она как бы горит чистым золотом. Хочется подойти к ней и легонько потрогать рукой золотые листочки, густо покрывающие дерево; из-за них не видно ни ветвей, ни белого ствола.

Рядом с березкой растет другое дерево. По своей форме и окраске оно резко отличается от березки, видимо, это яблонька. Ее светло-коричневая крона сливается с цветом соломенных крыш слободки. В левом углу картины изображен маленький березовый кустик в таком же золотистом одеянии, как и взрослая береза, а между ними на меже виден побуревший репейник.

Правее дороги расположились огороды, обнесенные старой изгородью. Урожай с огородов, по-видимому, уже снят, и розоватые полоски земли красиво выделяются среди окружающей зеленой травы.

На втором плане - деревянные постройки, крытые соломой. Низкие избушки, сарай, дворы, амбары.

За огородом - группа молодых березок. Они тоже золотистые. Только чуть потемнее, во всей красе раннего осеннего убранства.

Вдали, за слободой, начинается поле, а за ним сквозь прозрачный осенний воздух мягко просвечивают лесные дали, окрашенные тончайшими оттенками нежных розоватых и голубоватых тонов.

Спокойно и тихо. Природа словно вздремнула. Небо чистое, похожее на тонкий прозрачный ледок. Легкие лиловые облака чуть-чуть приметны. Воздух прозрачен. Осень сняла с полей и лесов, со всей природы густые, насыщенные цвета. Изменилась не только окраска полей и лесов, изменился сам воздух: стал чище, холоднее.

Солнца не видно, но его лучи заливают светом березки, слободку, огороды, поля. В картине, хотя и она передает «печаль прощальных дней», преобладают светлые , нежные тона. Солнце немного еще греет, но в ядреном воздухе разлита бодрящая осенняя прохлада. На таком воздухе дышится свободно, легко, полной грудью.»

Знакомство детей дошкольного возраста с картиной Левитана проходит осенью после экскурсии, когда листья на деревьях станут золотистыми, а трава немного побуреет. Дети заметят разницу в окраске деревьев осенью по сравнению с летом. Наблюдения за изменившейся природой и изменившимся характером работы людей позволяет провести беседу по теме «Осень». После нее можно показать картину «Золотая осень. Слободка» и провести беседу.

Цель беседы - показать детям с какой любовью и как правдиво изобразил художник осеннюю русскую природу. Можно задать вопросы:

Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете?

Какое дерево написано на переднем плане?

Рядом с березой изображено другое дерево, возможно, яблонька. Чем она отличается от березки?

Расскажите о березке. Какие у нее листья, какой ствол? Красива ли она? Почему листья на березке кажутся золотыми?

Когда яблонька бывает наиболее красивой? Как яблонька цветет весной?

Сравните цвет травы с листьями на березках.

(Комментарий: рассматривание картины, рассказ и показ воспитателя помогают подробнее рассмотреть центр картины, что слева располагается береза, а в левом углу кустик, между ними репейник и т.д., картина помогает увидеть, что предметы на переднем плане нарисованы крупнее и расположены ближе к нижней стороне картины, предметы удаленные нарисованы небольшого размера, некоторые предметы словно прячутся и т.д.)

Дидактическая игра. (Вьетнамская игра)

Элементы игры можно получить, разрезав круг на части. Из элементов можно сложить силуэты животных, птиц, насекомых и т.д. Взрослый одновременно с детьми составляет силуэты, а затем сравнивают силуэты между собой. Дети учатся определять количество фигур треугольной формы, четырехугольной, фигуры с двумя углами и их расположение в пространстве и по отношению друг к другу.

Подвижная игра «Салки»

Выбирается ребенок, который догоняет остальных детей. Дети бегают по площадке. Если ребенок чувствует, что его догоняют, он быстро встает на одну ногу, другую прижимает к щиколотке, руки в стороны. Если все же салка догнал ребенка, то он становиться салкой.

(Комментарий: Большая нагрузка ложиться на вестибулярный аппарат, зрительную систему, развивает зрительно - вестибулярную координацию, повышает способность ориентироваться в пространстве. Активизирует мышцы верхнего плечевого пояса).

Важное значение приобретает работа с тетрадью и формирование некоторых практических умений и навыков ориентировки на листе бумаги. Детей учат выделять лист, страницу, верхнюю и нижнюю части страницы, проводить линии сверху вниз и др.

Работа с родителями велась по разным вопросам, включая проблему ориентировки в пространстве. Родителям были предложены дидактические игры для ознакомления детей с пространственными предлогами. Проводилась консультация с разъяснением, как формировать графические навыки, готовить руку к письму. Рекомендовались зрительные упражнения на снятие утомления и восстановления работы мышц глаз. Были предложены гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев рук. Родителям предложили задание вместе с детьми нарисовать план-схему на тему «План района в котором живешь». Дети принесли выполненное задание и поделились своим опытом, они рассказали опираясь каждый на свою карту, как пройти от дома к метро или к магазину к другим объектам социальной значимости и т.д.

Результаты контрольного эксперимента показали, что в экспериментальной группе, участвовавшей в формирующем эксперименте, обнаружилось развитие пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов об этом свидетельствует открытое занятие по математике от 17.11.09г., дети проявили умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся знания, представления, работали по схеме групповой комнаты.


№П\П

Исследования в микро-пространстве

Исследования в макропространстве

Далеко близко

Общая оценка

Фамилия, имя ребенка 

слева, справа, вверху, внизу, в середине 

между 

над, под. 

рядом 

Слева, справа, от себя 

Впереди, справа, от себя 

Впереди, слева, от себя 

В центре 

Результаты проведенного исследования показали, что цикл занятий, упражнений, игр и др. способствуют развитию познания ориентировки в пространстве дошкольников. При проведении контрольного эксперимента мы использовали метод наблюдения. В нем принимало участие 4 ребенка седьмого года жизни.

Проведенная работа дает основание полагать, что наше предположение, о том, что цикл занятий, упражнений, игр и др. видов деятельности поможет скорректировать трудности в речевом развитии, зрительном восприятии пространства, подтвердилось.

К концу эксперимента дети имеют навыки ориентировки в ближайшем окружении - в предметной среде группы, на участке детского сада, дома. Ориентируются и различают направление, когда собственное тело ребенка является точкой отсчета. Различают правую - левую стороны, понимают направления вперед-назад, вверх-вниз, называют направления. Определяют свое местоположение относительно окружающих предметов. Выделяют стороны на предметах: передняя, тыльная, верхняя, нижняя, правая, левая. Используют в речи предлоги и наречия отражающие пространственные отношения между человеком и предметами, указывающие направление движения к тому или иному предмету. Ориентируются в уличном движении.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственной ориентации детей старшего дошкольного возраста посредством якутских сказок

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер),...

Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста

Практические упражнения, направленные на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста...

"Развитие пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через знакомство с математикой"

Предлагаю статью о полезности использования в развитии логического мышления детей серии графических диктантов....

Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Презентация "Педпрактикум "Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики"

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Консультация для родителей на тему: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования»

Консультация для родителей на тему:«Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования» Дошкольный возраст &nda...