Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико – значимый проект
на тему:
«Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»
Халяпина Ольга Михайловна
Цель:
разработать систему коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения.
Гипотеза:
формирование пространственных представлений у детей с нарушениями зрения может быть осуществлено через систему коррекционных занятий.
Теоретическая часть
С каждым годом характерным становится увеличение числа детей, имеющих различные нарушения зрения и детей входящих в группу риска по зрению. Зрение помогает нам воспринимать окружающий мир, где мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Нарушение функций зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику.
Опираясь на результаты научных данных в трудах Денискиной В. З., Аветисова Э. С., Солнцевой Л.И., Плаксиной Л.И., Феоктистовой В. А. и в ходе собственных наблюдений в процессе работы с такими детьми, можно утверждать, что дети испытывают большие трудности. Они заключаются в определении формы, цвета, величины и пространственного расположения предметов, а также в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки детей. Особенности пространственной ориентировки слабовидящих дошкольников изучались В. З. Денискиной, Л. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной, Л. В. Рудаковой и другими. Они отмечали, что при зрительных нарушениях особо страдает бинокулярное зрение, а именно с его помощью можно получить представление о местоположении объектов в пространстве, их удаленности, пространственной протяженности, глубине, высоте, ширине, объемности и т.д.
Действительно, для дошкольников с нарушениями зрения характерны недостатки развития движений, малая двигательная активность, медлительность действий. По сравнению с нормально видящими сверстниками, у них недостаточно сформированы пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки. Дети допускают ошибки при словесном обозначении пространственных отношений; при выделении предметов на плоскости они выделяют только отдельные признаки пространства; не устанавливают взаимосвязи между плоскостью и предметами на ней. Монокулярный характер зрения обуславливает трудности выделения объемных предметов, расстояния и удаленности. В связи с этим, при выполнении практических действий в пространственной ориентировке, дети стремятся к непосредственному контакту с объектом или предметом, близко подходят к ним, используют как точку отсчета свое тело или руку для соотнесения положения объекта. Выделение направлений "вправо - влево" дети осваивают труднее, чем "вверх - вниз", "спереди - сзади". Кроме того, зрительное запоминание пространственных отношений между объектами у детей с нарушением зрения формируется труднее, чем у нормально видящих детей. Понимание всей инструкции в целом, состоящей из нескольких поэтапных действий, также происходит сложнее. Поэтому программный материал по разделу «формирование представлений о пространстве и ориентировки в нем» дети с нарушенным зрением усваивают хуже, чем нормально видящие. Следовательно, развитие ориентировки слабовидящих детей требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния). Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа освоенного пространства.
Вышеназванные авторы также подчеркивают наличие возможностей развития пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения, которые могут быть реализованы только при организации специальной коррекционной работы в данном направлении.
«Под коррекционно-педагогической работой понимается система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями зрения» Т.И. Нагаева
Теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии аномального ребенка были разработаны Л.С. Выготским, Т.А. Власовой и др.
«Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам» Л.С. Выготский.
Л. И. Плаксина отмечает, что «…одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций».
Коррекционная направленность работы заключается в использование индивидуального и дифференцированного подхода, выборе методов и приемов (с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, патологии зрения) и сохранении зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия. Обязательным компонентом коррекционной работы является зрительная гимнастика. Коррекционную направленность имеет и организация рабочего места ребенка, подбор специального материала для демонстрации и индивидуальной работы. В старшей группе ставятся коррекционные задачи: формирование приемов целенаправленного восприятия по плану; формирование навыка узнавания и выделения предметов среди других с использованием сохранных анализаторов, определение их свойств и назначения на основе овладения приемом сравнения; овладение приемами группировки; обучение обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.
Ребенок уже с детства сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простые представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве является важной жизненной потребностью человека с нарушением зрения. В результате обучения ориентированию дети дошкольного возраста должны: свободно ориентироваться и передвигаться в помещении, на территории детского сада, во дворе; знать общие признаки предметов, служащих ориентирами в помещении и на улице; иметь представления о городе, перекрестках; быть уверенными в своих силах.
Поэтому актуальным становится развитие у дошкольников соответствующих способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве. Решение этой задачи необходимо для подготовки ребенка к школе.
В процессе обучения слабовидящих детей следует формировать систему ориентации в пространстве. Все предметы в пространстве дети воспринимают, прежде всего, по отношению к самим себе. Поэтому, овладение знаниями о теле человека, его частях является чрезвычайно важной задачей в процессе обучения ориентированию.
Другой точкой отсчета при ориентировании являются предметы пространственной среды. В помещениях такими исходными ориентирами могут быть стол, шкаф, двери, окна. На улице - здание детского сада, песочница, клумба, дерево и т. п. Исходными ориентирами могут быть повороты на маршруте следования и др. Важно также, чтобы ребенок умел осуществлять переход от одной точки отсчета к другой.
Ориентирование в пространстве предполагает сенсорное развитие детей. Это является важным условием как при ознакомлении с окружающей обстановкой, так и при самостоятельных передвижениях. В этой связи необходимо целенаправленно развивать у детей тактильно-двигательное восприятие, слух, обоняние.
При обучении ориентированию необходимо развивать у детей пространственное мышление, которое является умственной, интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей ребенку создание пространственных образов и оперирование ими в процессе ориентирования и передвижений. Важно, чтобы дети знали основные характеристики окружающих их предметов: форму, величину, цвет, фактуру, взаиморасположение. Чем большим числом образов предметов будет оперировать ребенок, тем легче ему ориентироваться в пространстве.
Практическая часть:
Детям были предложены задания, по результатам выполнения которых, представилась возможность определить уровень их ориентировки в пространстве. В диагностики участвовали дети старшей группы в количестве 10 человек. (Дети имеют диагнозы: миопия, гиперметропия слабой и средней степени, амблиопия, астигматизм, косоглазие (сходящееся и расходящееся)). В диагностики я использовала задания, разработанные по методике Л. И. Плаксиной для старшего возраста.
- Назови части своего тела и обозначь, где они расположены: где находится голова, шея, ноги, грудь, (и т. п.). Понятия «выше», «ниже», «над», «под», «между», «выше, чем», «ниже, чем».
– Назови, что и где находится вокруг тебя, где стоят игрушки, лежат книги. Понятия «справа», «слева», «дальше», «ближе», «впереди», «сзади».
- Выложи картинки из геометрических фигур по образцу. Определи словесное положение фигур.
- Положи предмет, куда я скажу, назови его местоположение. Где стоит машина, где сидит кукла?
- Расставь мебель так, как показано на схеме.
- Изобрази схему расположения игрушек на столе.
- Выполни движения в заданном направлении.
- Найди игрушку в группе по плану-символу.
- Нарисуй схематично, как расположены предметы в шкафу.
- Найди предмет, нарисованный на схеме в группе.
Оценка полученных результатов:
высокий уровень: дети выполнили задания самостоятельно и правильно;
средний уровень: дети выполнили задания с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более двух ошибок);
третий уровень: дети частично выполнили задания или не выполнили вообще.
№ задания/ уровни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Высокий | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | - | - |
Средний | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Низкий | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 6 | 6 |
Анализируя выполнение заданий детьми моей группы, я увидела, что дети путали названия частей тела, допускали в ответах неточности, редко употребляли в речи слова, обозначающие пространственные признаки. При соотнесении формы предмета с геометрическим эталоном выполняли задания медленно, неуверенно, определяли форму целого по форме его частей. Дети затруднялись расставлять предметы в соответствии с предложенной схемой. Большинство не могли рассказать свои действия, путали понятия «право» — «лево». Самостоятельное составление схемы и ее проговаривание вызывало затруднение. Многие дети не использовали всю поверхность листа при расположении игрушек-схем, рисовали мелкие предметы, порой не соответствующие образцу. Трудность вызвала ориентация по схеме при нахождении предмета.
Опираясь на полученные результаты диагностики, исходя из задач программы по развитию ориентировки детей с нарушенным зрением, учитывая патологию зрения детей, для закрепления знаний и дальнейшего формирования навыков ориентировки в пространстве я поставила следующие задачи:
Обобщить знания о пространственном расположении частей своего тела, ориентировки «от себя».
Совершенствовать представления о схематичном изображении предметов.
Развивать ориентировки в микро- и макропространстве «от себя» выделяя различные ориентиры (световые, звуковые, цветовые, тактильные), двигательные ощущения.
Продолжить формировать у детей умения создавать простые модели пространственных отношений между игрушками и их заместителями, обучать моделированию предметно - пространственных построений, чтению схем.
Развивать ориентировку в пространстве по плану, формировать умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.
Формировать у детей прочную связь слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.
Учитывая поставленные задачи, я составила план занятий по блокам. При разработке занятий использовала наглядный, словесный, практический методы. Занятия составляла в игровой форме. Задания в занятиях давала по мере усложнения. Начинали работать с уровня тела, далее – ориентировка в пространстве «от себя» (и на листе), далее ориентировка по схеме. В занятия включала физкультминутки, элементы психогимнастики, гимнастики для глаз, игры. Занятия проходили раз в неделю. Знания закреплялись на следующих этапах обучения, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной работе, на других занятиях. Представленная система занятий имеет общие цели: развитие зрительного восприятия, прослеживающих функций глаз, фиксацию взора, развитие сохранных анализаторов, пространственного мышления, памяти, связной речи, зрительно-моторной координации.
Блоки занятий: | Темы занятий: | Цели: |
Формирование представлений о собственном теле, ориентировка на нем. | «Мальчишки и девчонки»; «Мое лицо»; «Пляшущие человечки»; «Наше тело», «Веселый Петрушка»; | Формирование представления о собственном теле, отдельных частях тела, соотносить стороны тела и парные органы, активизировать в речи пространственные термины: выше, ниже, впереди, сзади, между, выше, чем, над, под, справа, слева, определять эмоциональное состояние человека по схемам. |
Совершенствование представлений о схеме, условном изображении предметов, соотношение предметов и их условных изображений | «Планета роботов» «Мой любимый праздник»; «Запиши сказку»; | Совершенствовать представления о схематичном изображении человека, игрушек, предметов, соотносить их схематичное изображение с пространственным расположением, закреплять сенсорные навыки, сформировать понятия «до» и «после», упражнять в определении расположения объектов, научить схематичному изображению небольших художественных произведений, закрепление употребления предлогов. |
Ориентировка «от себя» на поверхности листа. Использование тактильных ощущений. | «Выбираем платок»; «Магазин игрушек»; «Полет на луну» | Активизировать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаге, тренировать зрительное внимание, мелкую моторику, повышать непроизвольность и точность зрительной ориентировки в микропространстве, развивать координацию «глаз-рука», упражнять в ориентировке на собственном теле. |
Определение пространственного расположения предметов с точкой отсчета «от себя» | «Письмо из Простоквашино» «Въезжаем в новую квартиру» | Научить и закрепить определять пространственное расположение предметов с точкой отсчета от себя, ориентироваться с помощью тактильных ощущений, зрения, обоняния; закреплять умения понимать схематичные изображения (дальше, чем..; ближе, чем..; между; справа, слева). |
Расположение и нахождение предметов в названных направлениях окружающего пространства от «себя». Ориентирование на звук. и цвет. ориент. | «Идем в театр»; «Покажи сказку» | Учить располагать и находить предметы в названных направлениях пространства, ориентироваться в микропространстве, передвигаться в заданном направлении, ориентироваться на звуковые и цветовые сигналы, закреплять умения схематично зарисовывать предмет и предмет в движении, использовать в речи пространственные предлоги. |
Передвижение в названном направлении с использованием ориентиров (зрит., слух., тактильных) | «Играем с Незнайкой», «Буратино приглашает в гости» | Научить передвижению в заданном направлении; понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями, контролировать свои действия с помощью зрения и слуха, закреплять понятия «раньше», «позже». |
Ориентировка в группе | «Прятки» | Научить ориентироваться в групповой комнате, понимать и обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами, развивать зрительно-двигательную ориентировку, быстроту и точность тактильных ощущений. |
Ориентировка в помещениях детского сада (с использованием сохранных анализаторов) | «Экскурсоводы» (2 занятия) | Научить ориентироваться в здании детского сада (кухня, кабинет тифлопедагога, медицинский кабинет, музыкальный, физкультурный залы, прачечная), развивать зрительно-двигательную ориентировку, понимать словесную инструкции и соотносить ее с практическими действиями , оперировать пространственными терминами: ближе, чем; дальше, чем…; справа от..; слева от… |
Ориентировка на участке | «Охотники за кладом» (2 занятия) | Научить ориентироваться на участке с помощью зрения, слуха, температурной чувствительности, развивать зрительно-двигательную координацию движений, словесно обозначать пространственное направление |
Моделирование с использованием плоскостных геометр. фигур | «Новый дом для зайчат»; «Поможем Чебурашке» | Учить моделированию простых пространственных отношений с помощью плоских геометрических фигур, развивать умение соотносить форму предмета с соответствующей геометрической фигурой, научить выделять зрительно пространственное положение в группе предметов, определять изменение места его расположения. |
Моделирование пространственных отношений с использ. предметов-заместителей | «Незнайка сделал ремонт»; «План нашей группы»; «План физкультурного зала» | Научить моделированию пространственных отношений с помощью предметов – заместителей, соотносить форму предмета с его заместителем. |
Развитие простр. представлений при прочтении плана помещения | «Наша группа, спальня» (2 занятия), «В гостях у Феи Музыки» | Научить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой и находить предмет на схеме. |
Развитие простран. представлений на улице | «План участка»; «Озеленяем участок», «Приходите в гости» | Развивать пространственные представления при прочтении плана открытого пространства, отображать увиденное в речи, учить строить макет участка, развивать простр. представления при изображении направлений на макете |
Развитие простр. предст. при изображении направления движения (схема) | «Перевозка грузов»; «Мы - водители»; «Путешествие по городам» | Развивать пространственные представления при изображении направления движения на готовой схеме, повышать непроизвольность и точность зрительной ориентировки в пространстве. |
В конце года я провела повторную диагностику (использовала те же задания).
№ задания/ уровни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Высокий | 8чел. | 7 | 8 | 9 | 7 | 7 | 8 | 7 | 6 | 7 |
Средний | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Низкий | - | - | - | - | - | 1 | - | - | 1 | 1 |
Она показала эффективность выбранного мною направления в работе по развитию пространственной ориентировки у детей с патологий зрения. Общий уровень знаний, умений и навыков, в целом, заметно вырос. Ребята научились ориентироваться на своем теле. Они могут найти и выделить различные стороны предмета: переднюю, верхнюю, нижнюю, боковую; применять словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево; определять расположение предметов в пространстве «от себя». Дети стали более раскованны и свободны в движениях, лучше определяют пространственные расположения объектов при ориентировке на плоскости. Более активно стали употребляться детьми словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями. Многим легче дается конструирование, изучение правил дорожного движения. Ребята хорошо ориентируются в помещении детского сада и на его территории.
Вывод:
Спланированная система занятий, включающих в себя последовательную, систематическую коррекционную работу по развитию пространственного ориентирования, позволила сформировать на данном этапе развития у детей с нарушениями зрения навыки пространственных представлений, которые помогут им адаптироваться к окружающей среде.
Литература:
Воспитание и обучение слепого дошкольника. / Под ред. Л.И. Солнцевой. — М.: Просвещение, 1967;
В.З. Денискина Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения. – Верхняя Пышма 1997;
Л.А. Дружинина Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения: Методическое пособие / Л.А. Дружинина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006;
О.Н. Земцова Вправо-влево, вверх-вниз (ориентируемся в пространстве). – М., 2005;
Е.А. Лапп Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. – М., 2006;
А. Г. Литвак Тифлопсихология: уч. пособие для пед. ин-тов «Дефектология»/ А. Г. Литвак. - М. 1985;
Т.И. Нагаева Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Ростов н/Д: Феникс, 2008;
Л.И. Плаксина Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: издательство «Адель», 1998;
Е.Н. Подколзина Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 2003. — №3;
РАЗВИТИЕ. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа. / Под ред. Л. А. Венгер, О.М. Дьяченко. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000;
Феоктистова В.А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. — М., 1999;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект, Тема: Развитие нравсвенных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой.
Вопросы нравственного воспитания с наибольшей остротй всают в наши дни. ныне материальные ценности доминируют над духовными, у детей искаженное понятие о доброте, смелости, честности, справедливости, ...
Конспект занятия по социально-бытовой ориентировки в старшей группе с нарушением зрения
Конспкт занятия по социально-бытовой ориентировки в старшей группе с нарушением зрения по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков"...
Конспект образовательной деятельности по зрительному восприятию на тему «Мы по улице пойдем, всё увидим, все найдем» для детей старшей группы с нарушениями зрения
Образовательная деятельность по формированию полисенсорного восприятия улицы города...
Конспект занятия по пространственной ориентировке в двухмерном пространстве на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы с нарушениями зрения
Содержание многих навыков и видов деятельности в школе требует владения пространственной ориентировкой в двухмерном пространстве. Несформированность ее вызывает затруднения в овладении школьными навык...
НОД по «Ориентировки в пространстве» для детей старшей группы с нарушением зрения. Тема «Обитатели зимнего леса»
В НОД использовались игровые наборы В.В.Воскобовича: панно "Фиолетовый лес", макеты деревьев, контуры лесных животных, игровизоры для индивидуального задания. Цель занятия_ совершенствование...
План – конспект НОД по познавательному развитию «Приметы по лексической теме «Признаки осени» для детей старшей группы с нарушением зрения.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, развивающего обучения, мнемотехника. Цель: Создать условия для закрепления знаний детей об осени. Образовательные задачи:- Расширять об...
Опыт работы по теме «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения»
Собранный материал поможет воспитателям обобщить свой опыт работы с детьми...