Мастер-класс на тему: «Игра на стакане, как одно из средств формирования пространственной ориентировки у старших дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Каждый из нас занимаясь с детьми ставит перед собой цель, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую –то «изюминку». Игры на стакане могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка и очень нравятся им, поэтому дети быстро и легко обучаются игре на стакане. Предлагаю вам материал, который поможет научить детей играть со стаканчиком. Для игры на стакане можно использовать любую музыку, детские песенки, марши, для начала подойдет " Летка-енка", с постепенным ускорением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Техника игры на стакане. | 22.53 КБ |
Техника игры на стакане. | 526.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение инструкторов по физической культуре
Мастер-класс
на тему: «Игра на стакане, как одно из средств формирования пространственной ориентировки у старших дошкольников»
Подготовила: инструктор по физической культуре
Ермолаева Надежда Алексеевна
Кубинка, 2018 г.
Формирование пространственной ориентировки у старших дошкольников посредством использования игры на стаканчиках.
Актуальность.
Ориентирοвание в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные взаимодействия с окружающим миром, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.
Игры со стаканчиками - это еще один способ развития психических процессов:
- Концентрация внимания (устойчивость, переключение внимания);
- Памяти (слуховой, зрительной и двигательной памяти);
- Мышления и воображения. (запоминание последовательности выполнения упражнений со стаканчиком).
На современном этапе овладение детьми дошкольного возраста различными видами пространственной ориентировки повышает результативность таких видов деятельности, как познавательная, трудовая, продуктивная, творческая, игровая и двигательная и качество подготовки детей к школьному обучению.
Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении игры со стаканчиками в своей деятельности, развитие у них творческих способностей.
Задачи мастер-класса:
- Побуждать к широкому использованию игр со стаканчиками в детском саду;
- Научить педагогов и родителей технике игры со стаканчиками.
Участники мастер-класса: педагоги и родители.
Результат: Освоение слушателями приемов игры на стаканчиках, для дальнейшего применения в различных сферах своей деятельности.
Презентация мастер-класса.
Каждый из нас задумывается - как научить ребенка всему, что ему пригодится в жизни, как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть, двигаться, понимать, чувствовать, придумывать. Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Хотя и возникают они рано, являются очень сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
При помощи взрослых ребенок усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Постоянное применение игр со стаканами значительно способствует развитию ориентации в пространстве относительно «от себя», «на себе», «других объектов», «по основным пространственным направлениям».
В процессе игры со стаканчиками у детей развивается:
- Сообразительность, находчивость, любознательность;
- Навыки самостоятельной работы;
- Моторная ловкость и координация движений;
- Необходимые навыки и умения в пространственной ориентации: слева, справа, снизу, сверху, сбоку;
- Речевая деятельность (выполнение упражнений под речетатив);
- Музыкальные способности: чувства ритма и темпа; согласование движений с характером музыкального произведения;
Игра со стаканчиками воспитывает у детей:
- Чувство ответственности, собранности;
- Доброжелательное отношение друг к другу;
- Умение действовать в коллективе.
Каждый из нас занимаясь с детьми ставит перед собой цель, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую –то «изюминку». Игры на стакане могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Они очень нравятся детям. Они быстро и легко обучаются игре на стакане.
Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на физкультурных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола. На своих занятиях я использую игры на стаканах, как игровой прием и как форму обучения детей (ориентирование в пространстве).
Анализ игр приводит к заключению, что их следует рассматривать как упражнения, направленные на приобретение мастерства.
В современном детском саду существует множество игр. Для организации игры на стакане не надо создавать специальную развивающую среду, достаточно только приобрести стаканчики, можно обновлять на них наклеечки по тематике занятий или досугов, которые могут сделать дети своими руками. Фантазии для творчества очень много. В перспективе я планирую создать аудиотеку различных музыкальных композиций с разным темпом музыки и картотеку стихов и потешек, а также продолжу поиск новых упражнений в играх на стаканах.
Отбивание ритма в игре на стакане
С чего начать.
Первый этап.
Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, От-да-ем!». Можно передавать стаканчик под счет или придумать другие слова, которые помогут в игре. Например: «Правой берем, вправо отдаем»;
Далее, порядок движений усложняем: Хлопните два раза, возьмите и передайте стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем».
Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем».
Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой, хлопните один раз. Передайте стаканчик вправо соседу: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп, берем, отдаем». Можно использовать речетатив. Например: Скачут, скачут две лошадки, но, но, но! Скачут, скачут без оглядки, но, но, но! Скачут, скачут в новый город, цок, цок, цок! Звонко цокают подковы, цок, цок, цок! Когда дети усвоят этот навык можно увеличить темп передачи стаканчиков, за счет быстрого проговаривания слов потешки.
Теперь можно подключить музыкальное сопровождение. Сначала в медленном темпе, затем можно постепенно увеличивать темп и менять музыкальную композицию.
Второй этап. Отрабатываем навык передачи стакана левой рукой вправо.
Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Правую руку ставим на пол перед собой ладошкой вниз, левой рукой берем и передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, от-да-ем!» или «Левой берем, вправо отдаем».
Усложняем: Хлопните один раз в ладоши, переверните правую руку ладошкой верх и возьмите стакан, большой палец должен быть направлен вниз к столу.
Поднимите стакан и переверните его, и хлопните левой ладонью по верху стакана.
Поставьте стакан обратно на стол на левое ребро. Не выпускайте стакан из правой руки.
Снова поднимите стаканчик, переверните его и ударьте дном о левую ладошку.
Оставьте стаканчик в левой руке. Держите его за дно.
Хлопните правой рукой по столу перед собой.
Перенесите левую руку со стаканчиком над правой и поставьте стакан перед соседом справа на пол вверх дном.
Все упражнения второго этапа тоже можно отработать постепенно. Сначала, научиться брать стакан правой рукой и переворачивать, затем, ударять сверху по нему и ребром об пол, дальше учить передавать стакан в левую руку, а правой ударять об пол. Может кто-то придумает свою методику обучения. Методика обучения та же, сначала в медленном темпе, затем увеличиваем его. Подключаем музыкальное сопровождение
Третий этап. Объединение двух предыдущих этапов.
Для этого после первого этапа мы не переставляем стаканчик соседу справа, а отставляем его вправо от себя на 15 см. в сторону соседа, затем сразу же начинаем второй этап.
Заключение- рефлексия.
Узнали ли вы что-то новое из моего выступления? Пригодятся вам полученные знания? Будете вы использовать игры со стаканами в своей профессиональной деятельности?
Советы
- Если использовать твердое покрытие, можно добиться лучшего результата.
- Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше у вас будет получаться.
- Практикуйтесь, пока песня не засядет у вас в голове, так что вы сможете подобрать ритм в любом месте.
- Если у вас нет с собой стакана, можно ритмично хлопать руками или постукивать по спине друга. Если появилось свободное время, можно проделать это с клеем-карандашом или ластиком.
- Напевайте ритм песни вслух или мысленно. Это может помочь ритму.
- С каждой новой попыткой, делайте чуть быстрее. Это может быть не просто, но все же попробуйте.
- Когда будете искать стакан, имейте в виду, что высокие передвигать легче.
- После того, как вы освоитесь с движениями, можно попробовать подпевать.
- Вы можете устроить музыкальную дуэль. Соберите несколько команд и посоревнуйтесь. Правило: Играет любое количество человек. Главное — точно выполнять движения за водящим. Допустивший ошибку покидает игру. В чьей команде останется больше человек, та и победит. Удачи!
- Не хлопайте слишком сильно по пенопластовому стаканчику. Такой стаканчик, скорее всего, разломается.
Игра «Стаканчики»
Играет любое количество человек. Главное — точно повторять движения за водящим. Допустивший ошибку покидает игру. Каждый получает стакан (чашку), ставит его, перевернув вверх дном, на стол или на пол перед собой. Порядок движений такой: левой рукой хлопаем по столу слева от стакана, затем правой — справа.
Левой рукой задеваем дно стакана. Хлопаем в ладоши и правой рукой передвигаем стакан соседу в правую сторону. Хлопаем в ладоши и левой рукой переворачиваем стакан, который получили слева. Вновь правой рукой переставляем стакан вправо, не забыв перевернуть его вверх дном. Скрещиваем руки и два раза стучим по столу так, чтобы стакан находился между руками. Разводим руки, задеваем дно стакана у соседа справа, затем слева и правой рукой перемещаем стакан игроку справа. Получив стакан слева, вновь двигаем его правому соседу. Все начинается сначала. Водящий задает темп. Можно придумать слова, которые помогут в игре.
Слева, справа и по дну.
Хлоп, и вправо отдаю.
Хлоп, и левой поверну,
Правой вправо отдаю.
Крестик, крестик, стук по дну,
Вам стакан передаю.
Предварительный просмотр:
Как играть на стакане
Отбивание ритма в игре на стакане основано на старой детской игре. .
Найдите жесткий пластиковый стаканчик, он должен быть достаточно тяжелый (если такого нет, то можно использовать бутылку). Также можно использовать одноразовый бумажный или пластиковый стаканчик, но когда вы исполняете песню, более тяжелому стаканчику будет труднее выскочить из ваших рук.
Поставьте стакан вверх дном на стол или твердую поверхность. Он должен находиться прямо перед вами.
1.Хлопните два раза.
2. Ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой. Можно также ударить по столу.
3. Хлопните один раз.
4. Поднимите правой рукой стакан над столом на высоту приблизительно 5 см.
5. Передвиньте стакан примерно на 15 см правее и поставьте его. Он должен издать хлопок, когда ударится о стол.
6. Хлопните один раз.
7. Переверните правую руку ладошкой верх и возьмите стакан. Большой палец должен быть направлен вниз к столу.
8. Поднимите стакан и хлопните левой ладонью по верху стакана.
9. Поставьте стакан обратно на стол на левое ребро. Не выпускайте стакан из рук.
10. Снова поднимите стакан и постучите левой ладонью по дну. .
11. Держите левой рукой дно стакана.
12. Хлопните правой рукой по столу перед собой.
13. Перенесите левую руку над правой и положите стакан на стол вверх дном. Он должен издать хлопок.
14. Повторите.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры и упражнения в свободной деятельности на формирование пространственной ориентировки»
Интересные игры и упражнеия для детей на формирование пространственной ориентировки....
«Игры и упражнения в свободной деятельности на формирование пространственной ориентировки»
Интересные упражнения в игровой форме на формирование пространственной ориентировки...
«Игры и упражнения в свободной деятельности на формирование пространственной ориентировки»
Интересные упражнения в игровой форме на формирование пространственной ориентировки...
Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».
Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...
Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников при помощи подвижных игр»
Мастер-класс для педадгогов по развитию зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников....
Мастер- класс для педагогов по теме: Полифункциональный материал, как одно из средств формирования игровых компетентностей детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал направлен на создание РППС для формирования игровых компетентностей детей, развития детской самостоятельности и инициативы....
План по самообразованию в старшей группе на тему " Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у старших школьников"
План по самообразованию на 2024 - 2025 учебный год...