Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Число 2. Цифра 2. Пара»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Кравченко Анна Владимировна

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Число 2. Цифра 2. Пара»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Число 2. Цифра 2. Пара»

Цель:

1. Познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2.

2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

Развивать наблюдательность, мыслительную активность.  Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Демонстрационный материал: картинки на фланелеграфе: 1 солнышко, 1 девочка, 1 елочка, 2 тучки, 2 гриба, 2 птички; парные картинки: лыжи, коньки, сапожки, носки, варежки.

Раздаточный материал: математическое домино, монеты достоинством в 1 руб. и 2 руб.

Ход занятия:

  1. Орг. момент:

      Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).                                                     

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобою дружим маленькие пальчики

1,2,3,4,5 - Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1!

Дружно мы в кругу стоим!

  2 .  «Пошли цифры погулять»……пошли цифры погулять,но погода вдруг испортилась и ….расположить все цифры от 1 до 10 в ряд. Счёт (прямой и обратный)

- Какое число стоит между числами 3 и 5? 
- Какое число стоит справа от 7? Слева от 2? 

Задание «Музыкальный диктант».

Воспитатель: Сейчас вам нужно показать цифру, обозначающую количество ударов, которые я отобью, с помощью бубна. Готовы? Ну, тогда слушайте! (Воспитатель отбивает с помощью бубна некоторое количество ударов, а дети показывают ответ при помощи числового веера или поднимая карточку с цифрой).

  1. Ловушка.   — Проверка опорных знаний.

    http://indigo-mir.ru/wp-content/uploads/2013/03/23.jpg
    На доске равенство с ошибкой.
    Детям предлагается исправить ошибку, обосновав свой ответ.

Разбивка на группы, составление равенств. 

- Сколько всего мячей? Кубиков? (4) 

- На какие части их можно разбить? (по размеру – большие и маленькие; по цвету – красные и синие). 

4. Образование числа 2.

Игра «Динамические картинки».

На фланелеграфе составлена динамическая картинка из солнышка, девочки, елочки, тучек, грибочков.

Воспитатель: Ребята посмотрите на картинку, которую я вам составила. И послушайте мой рассказ.

- Проснулось солнышко на небе, и своей улыбкой осветило все вокруг. Попали лучики солнца на лесную полянку, улыбнулись елочке, грибочкам. Ну, вот налетела тучка, потом еще одна, и пошел дождик. Дождик полил и грибочки, и елочку. Когда дождик кончился, появилось снова солнышко. Улыбается всем своими лучиками. На елку прилетела птичка, солнышко посветило своими лучиками на неё и завела птичка свою красивую песенку. К птичке прилетела еще одна птичка, и они стали петь вдвоем. Обрадовался солнышку грибок под елкой, и после дождя вырос. На полянку вышла девочка, послушала, как поют птички, и пошла, собирать грибы.

Затем воспитатель задает вопросы по картинке:

- Ребята скажите, каких картинок у нас по одной? (1 елочка, 1 солнышко, 1 девочка)

- Каких картинок по две? (2 тучки, 2 грибочка, 2 птички)

- Ребята, а как у нас получилось 2 тучки, 2 грибочка, 2 птички? (сначала появилась одна тучка, потом еще одна – и получилось две тучки. К птичке прилетела еще одна птичка – стало 2 птички. Был один грибок, вырос еще один грибок – стало 2 грибка) .

- Как же мы с вами можем получить число 2? (К одному прибавляем один получается два) .

- Ребята, а мы с вами сможем сделать так, чтобы у нас появилось две елочки? Как мы с вами это сделаем? (Прибавим еще одну елочку).

- А можем ли мы сделать так, чтобы на картинке появилось две девочки? Как это сделать? (Прибавим еще одну девочку)

- А можем ли мы, сделать так чтобы на картинке появилось два солнышка? (нет). Почему? (потому что солнышко бывает только одно)

Физминутка:

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки,

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

5. Знакомство с цифрой 2.

А вот это – цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочиться хвост за нею.

Два похожа на гусенка

С длинной шеей,

Клювом тонким.    (Приложение 1)

- Ребята давайте мы с вами вспомним, какой второй день недели? (вторник)

- А какой второй месяц года? (февраль)

- Ребята у кого из вас в этом месяце день рождения?

- Ребята, а какой праздник отмечает вся страна в этом месяце? (23 февраля)

- Ребята давайте я вам загадаю загадки, а вы постараетесь их отгадать.

Один говорит,

Двое глядят,

Два слушают.             (Язык, глаза, уши)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут.          (ноги)

Два соседа-непоседы

День на работе,

Ночь на отдыхе.     (Глаза)

- А теперь посмотрите на себя и найдите чего у вас по одному, а чего у вас по два?

6. Написание цифры 2. 

а) Показ написания цифры на доске. 
б) Письмо цифры «в воздухе». 

в) Письмо по образцу на листочке (Приложение 2).

7. Понятие «пара».

- Пара – это сколько? Для чего нужна пара варежек? 


На фланелеграфе в беспорядке расположены картинки с изображением лыж, коньков, варежек, носков, сапожек.

-Ребята мы сейчас подойдем к фланелеграфу и посмотрим, правильно ли у нас расположены фигуры? (Нет). А почему? (потому что у нас тут все фигурки парные и они всегда должны быть вместе)

- Давайте мы с вами это исправим, как мы с вами получим 2 предмета, пару? (мы их поставим вместе) (Дети выполняют задание на фланелеграфе) .

- Какие пословицы Вы знаете, в которых употребляется число два? 
    Два сапога – пара. 
    Одна голова хорошо, а две лучше. 
    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. 

- Найдите и раскрасьте одинаковую пару носочков. Обведите в круг предметы, о которых можно сказать пара. (Приложение 3)

8. Натуральный ряд чисел. Место числа 2. 

- На каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 2? 
- На сколько число 2 больше предыдущего числа 1? 
- На сколько число 2 меньше последующего числа 3? 
- Как можно получить число 2? 

Образец ответа: число 2 стоит в натуральном ряду чисел на втором месте; оно больше предыдущего числа 1 на 1 и меньше последующего числа 3 на 1; чтобы получить число 2, нужно к 1 прибавить 1 или из 3 вычесть 1. 

8. Игра в домино и с монетами

- Ребята давайте мы с вами поиграем, найдем в фигурках домино по одной точке, а для того чтобы у нас получилась цифра 2, что мы должны сделать? (поставить фигурку с одной точкой и к ней поставить фигурку еще с одной точкой). Молодцы ребята.

- А я вам еще хочу раздать монетки, посмотрите внимательно, какие цифры на них нарисованы? (один и два рубля)

- Ребята, а как вы думаете, как нужно показать, что речь идет о двух предметах? (1 руб. + 1 руб.)

- А теперь покажите, что у вас есть два рубля (дети показывают два рубля).

Ребята давайте мы представим, что мы с вами пришли в магазин и продавец нам говорит, заплатите, пожалуйста, за вашу покупку 1 руб., какую монету вы ему отдадите? (1 руб.)

- а если продавец попросит вас заплатить ему за товар 2 руб.? (2 рубля или 1руб. + 1 руб.) молодцы ребята сегодня мы с вами научились складывать 1 + 1 = 2.

Итог занятия:

- Поднимите две руки, два пальчика.

- С какой цифрой мы познакомились?

- Сколько предметов обозначается этой цифрой?

- Молодцы! Вы все знаете число 2! Дома с мамами, папами подберите стихи, загадки и картинки о двух одиночных или двух парных предметах.

Приложение 1

H:\Анна\Коала - мама\Открытые занятия\Математика\_3MO0W9I8R.gif

Приложение 2.

H:\Анна\Коала - мама\Открытые занятия\Математика\_3MO0W9IEZ.gif

Приложение 3.

H:\Анна\Коала - мама\Открытые занятия\Математика\_3MO0W9IPJ.gif

H:\Анна\Коала - мама\Открытые занятия\Математика\_3MO0W9IUI.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по ФЭМП : Число и цифра 8 . В гостях у матрешки .

Математика в средней группеТема:«ЧИСЛО И ЦИФРА 8»Задачи:Образовательные задачи: Познакомить детей с цифрой 8; Закреплять умение соотносить число и цифру; Совершенствовать навыки количес...

Конспект занятия в разновозрастной группе по ФЭМП «Число и цифра 0»

Конспект занятия в разновозрастной  группе по ФЭМП «Число и цифра 0»Гасанова Э.Ф.Цель:Познакомить с нулем, проявлять интерес к практическому экспериментированию и любознательность; в ...