Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"
материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_otkrytiy.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №73 компенсирующего вида" г.Орла
Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"
Воспитатель
Верижникова Т. В.
Орёл, 2016
Начиная с сентября 2013 года наше МБДОУ детский сад №73 участвует во всероссийской эксперименте по апробации примерной основной общеобразовательной программы "Мир открытий". Вот уже 3 года - вторая младшая, средняя, старшая группа, мы осуществляем практическую деятельность в рамках программы.
В программе "Мир открытий" разработаны все образовательные области в соответствии с ФГОС. Но сейчас я хочу более подробно рассказать о части образовательной области познания, а именно системе математического развития дошкольников - "Игралочка". Авторы курса Петерсон Л.Г. и Кочемасова Е.Е. разработали его как начальную, дошкольную ступень, позволяющую детям накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательным методическим линиям школьного курса математики, что обеспечивает преемственность с программой "учусь учится" для начальной школы и 5-7 классов средней школы авторов Петерсон Л.Г., Дорофеева Г.В., Абрарова Д.Л., Чутковой Е.В. и др.
Авторами данной программы было разработан комплект пособий на каждую возрастную группу:
1. Методическое пособие для воспитателя.
2. Демонстрационный материал.
3. Раздаточный материал (на каждого ребёнка).
4. Индивидуальные рабочие тетради (для работы дома).
Основными задачами математического развития дошкольников в курсе «Игралочка» авторы представили:
- формирование мотивации учении, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- развитие мыслительных операций;
- анализ и синтез свойств исследуемых объектов или явлений;
- сравнение свойств предметов;
- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
- распределение предметов в группы по выбранному свойству;
- классификация;
- сериация;
- конкретизация;
- аналогия;
- формирование предпосылок логического мышления;
- формирование сенсорных процессов и способностей;
- увеличение объёма внимания, памяти;
- расширение и обогащение словаря, совершенствование связной речи, развитие умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;
- формирование предпосылок универсальных учебных действий;
- формирование системы элементарных математических представлений.
В основу структуры организации образовательной программы "Мир открытий" положены технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон, то есть метода рефлексивной самоорганизации, позволяющего поэтапно и последовательно в системе непрерывного образования формировать у детей механизмы саморазвития, самоизменения и самовоспитания (на дошкольной ступени - технологии "Ситация").
Целостная структура технологии "Ситуация" включает в себя шесть шагов (этапов):
- Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей мотивации включения в деятельность. Возникает так называемая детская цель.
- Актуализация. Этап, подготавливающий к следующим этапам, в ходе которого дети открывают для себя новые знания.
- Затруднение в ситуации. Ключевой этап, где в рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, когда дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности.
- Открытие детьми нового знания (способа действия). Дети вовлекаются в процесс самостоятельным решением вопроса, в поисках открытий новых знаний. В младшем возрасте способы: "Спрошу у того, кто знает", "Придумаю сам". В старшем возрасте: "Придумаю сам, а потом проверю себя по образцу."
- Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка. Предлагается ситуация, в которой новое знание используется совместно ранее освоенными способами.
- Осмысление (итог). Фиксирование достижения цели, определение условий, которые позволили добиться этой цели.
В курсе математического развития дошкольников "Игралочка" выделяются три типа образовательных ситуаций:
- образовательная ситуации "открытия" нового знания;
- образовательная ситуации тренировочного типа;
- образовательная ситуации обобщающего типа (итоговые).
Особенностью образовательных ситуаций «открытия» нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения детьми новой для них содержательной области.
В образовательных ситуациях тренировочного типа акцент делается на тренировке познавательных процессов, мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению.
Цель образовательных ситуаций обобщающего типа можно определить следующим образом: систематизировать накопленный опыт математической деятельности и проверить уровень его сформированности.
Вся система образовательных ситуаций воспринимается ребёнком как естественное продолжение его игровой и практической деятельности, отсюда и название данной системы математического развития - "Игралочка".
В ходе трёхлетней практической деятельности по курсу "Игралочка" мы определили для себя отличительные особенности этой системы:
1. Раньше давались готовые знания, а сейчас создается проблемная ситуация, которая решается вместе с детьми.
2. Большое внимание в программе уделяется развитию вариантов мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
3. Дидактической основой организации работы с детьми в данном курсе является следующая система дидактических принципов:
- создается развивающая среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса - принцип психологической комфортности;
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми - принцип деятельности;
- в ходе познания обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом - принцип минимакса;
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира - принцип целостного представления о мире;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора - принцип вариативности;
- процесс приобретения знаний сориентирован на накоплении детьми собственного опыта творческой деятельности - принцип творчества;
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения - принцип непрерывности;
4. Содержание курса по формированию элементарных математических представлений в программе «Мир открытий» обеспечивает преемственность и позволяет дошкольникам накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса математики.
5. Особенно актуальным является то что работа по формированию элементарно- математическом представлении проходит в тесном взаимодействии между родителями и педагогами детского сада. Взаимодействие с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой – то части Программы, а в том, чтобы помочь родителям стать активными, грамотными и заинтересованными участниками развития и воспитания собственного ребенка.
Итак, технология "Ситуация", реализующаяся в математическом содержании программы "Мир открытий", позволяет повысить качество не только результатов образования, традиционных для курса математического развития, но и формирования познавательной мотивации, универсальных предпосылок учебной деятельности и других интегративных качеств, определённых ФГОСами. Такой важный этап, как дошкольное детство, полностью реализует свои возможности и становится ступенькой для следующего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....
План работы по самообразованию педагога по теме: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...
Индивидуальный план по самообразованию по теме «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через использование игровых технологий».
План самообразования...
Отчёт по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важно...
Самообразование по теме : «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр».
Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр»....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании элементарных математических пре...
Занятие по самообразованию «Дидактические игры формирование элементарных математических представлений у дошкольников Тема: «Путешествие в сказку».
Ход занятия:- Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Посмотрите сколько их сегодня много. Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы нас...