Выступление из опыта работы на тему: «Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» в рамках педагогического совета №2 «Формирование элементарных математических представлений. Способы и формы
материал

Лихтина Эльвира Минневасиловна

Выступление из опыта работы «Организация индивидуальной работы по фэмп в средней группе» (1 слайд)


         Каждый ребёнок имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития, а значит, он неповторим. Во все времена российских и зарубежных педагогов волновал вопрос индивидуального подхода к детям. Педагогу необходимо знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать эффективное взаимодействие с детьми, строить стратегию индивидуального развития каждого воспитанника. Спланировать содержание индивидуальной работы  мне помогают наблюдение за воспитанниками в повседневной жизни, анализ их поведения и деятельности, беседы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление из опыта работы21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №33  «Родничок»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Выступление

из опыта работы на тему:

«Организация индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

в рамках педагогического совета №2

«Формирование элементарных математических представлений. Способы и формы работы»

Подготовила и провела:

Лихтина Эльвира Минневасиловна,

воспитатель

1 квалификационной категории;

Согласовано: старший воспитатель

_____________  О.Н.Неделько

Дата проведения:

 «16» декабря 2021 г.

        

2021-2022 учебный год

Выступление из опыта работы «Организация индивидуальной работы по фэмп в средней группе» (1 слайд)


        Каждый ребёнок имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития, а значит, он неповторим. Во все времена российских и зарубежных педагогов волновал вопрос индивидуального подхода к детям. Педагогу необходимо знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать эффективное взаимодействие с детьми, строить стратегию индивидуального развития каждого воспитанника. Спланировать содержание индивидуальной работы  мне помогают наблюдение за воспитанниками в повседневной жизни, анализ их поведения и деятельности, беседы с родителями.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, я стремлюсь к тому, чтобы наши воспитанники добились высоких результатов в усвоении программных задач, имели познавательную мотивацию, проявляли самостоятельность, активность, инициативу  в общении и деятельности. Этого результата невозможно достичь, опираясь только на специально организованную образовательную деятельность. Необходимы индивидуальные занятия.

В ходе педагогического  наблюдения и проведенного мониторинга заметила, что счетные навыки некоторых воспитанников  развиты недостаточно. У других же, наоборот – с опережением программных задач.  Именно на этом я сделала акцент в своей работе. В ходе организованной деятельности уделить должное внимание всем детям очень трудно. И  чтобы помочь детям в усвоении программного материала, развить их интерес  к занятиям по ФЭМП я ежедневно провожу индивидуальные занятия с воспитанниками.

( 2 слайд) Математика — наука фундаментальная…, набор абстрактных форм, математических структур. Как же эту «сухую» науку сделать увлекательной для дошкольников? Конечно, через игру! Ребенок-дошкольник находится во власти эмоциональных проявлений. Обычно приятные эмоции, которые связаны с успехом, повышают эффективность решения различных задач. Активное развитие любознательных качеств в ребенке способствует формированию эмоций, связанных с удивлением и радостью открытий.

(3 слайд) Для того, чтобы у ребенка возникало желание выполнить задание, мы в средней группе подготовили дидактический материал, соответствующий возрасту воспитанников – пособия и игры, некоторые  из низ изготовлены своими руками.

(4 слайд) Математическая игра-тренажер «Играй и  считай!» представляет собой несколько отдельных игр (счетных полос) от 1 до 5 выполненных из бумаги, бросового материала. На лицевой стороне изображены картинки, на оборотной – цифры (от 1 до 5). Во время игры ребенку предлагается посмотреть, кто же будет играть с ним.  Перевернув игру, знакомим с цифрами, даем возможность так же обследовать их.

Цель игры-тренажера: формирование счетных навыков у дошкольников.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о последовательности чисел в пределах 5.
  2. Закреплять количественный и порядковый счет (от 1 до 5).
  3. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5.
  4. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику
  5. Способствовать развитию интереса к математической деятельности посредством активизации положительных эмоций.

Инструкция к игре-тренажеру «Играй и считай!». Ребенку предлагается посчитать, сколько птичек/рыбок будет играть с ним в прятки. «Смотри, перед нами 5 птичек, а это цифра 5 (показываем). Одна птичка решила спрятаться (заворачиваем край полоски). Спряталась! Посчитай, сколько птичек осталось? А вот и цифра 4 появилась!». Аналогично по очереди прячутся все птички, полоска постепенно сворачивается полностью. Таким образом, закрепляем обратный счет. Затем полоска разворачивается. И птички появляются одна за другой. Для закрепления количественного, порядкового счета спрашиваем: «Сколько птичек будет играть с нами в прятки?», «Какая по счету птичка спряталась?». Второй вариант игры из крышек предлагается собрать животных от меньшего к большему и наоборот.

(5,6 слайд) Использую в своей работе разнообразный  материал. Игры с геометрическими фигурами, счетные палочки, дидактические игры, они  помогают развивать не только счетные навыки, но и ориентировку на плоскости, мелкую моторику.

(7 слайд) Авторская игра «Подбери мышке украшение». Игра выполнена  из бумаги заламинированной, шнурка и бус:  мышки – на магните, хвост – шнурок, украшения — бусы.

        Инструкция: «Мышки, собираясь на праздник, украшают свой хвостик бусинами. Мышке с цифрой определенного цвета  надо надеть бусы такого же цвета и такое же количество бус, какая цифра на мышке. Помоги мышке нарядиться».  Во время игры дошкольники закрепляют навыки счета и основные цвета.

(8 слайд) Фетровый театр «Колобок». Придумывая различные сюжеты, я предлагаю ребятам задания на сравнение групп предметов, что способствует усвоению детьми математического понятия «Столько – сколько», «Больше-меньше»

Дети 4-5 лет знают еще не все цифры, называют или узнают лишь некоторые из них. Определенные трудности возникают, когда результат счета надо обозначить цифрой с необходимым количеством предметов. Для решения этой проблемы изготовили цифры из бумаги, картона, на магнитах. Такие дидактические игры, как  «Назови имя цифры», «Раскрась цифры» пробуждают в дошкольниках интерес к математической деятельности, в игровой форме помогают сформировать представление о цифрах.

Привлекательный и яркий, побуждающий положительные эмоции, весь дидактический материал в группе находится в полной доступности детям, что соответствует требованиям ФГОС ДО к предметно- пространственной среде.

Считаю, что индивидуальные занятия с дошкольниками предполагают совместный поиск решения, интеллектуальное сотрудничество со взрослым. Для достижения положительного результата мне помогают такие педагогические приемы, как объяснение, подсказка, поощрение. Не травмирующая положительная оценка  подкрепляет  стремление ребенка что-то сделать, узнать.

При работе с неуверенными детьми создаю «ситуацию успеха», предвосхищение ситуации. Накануне занятия я знакомлю их с новым материалом,  тем самым  повышаю  активность ребенка в ходе образовательной деятельности, способствую развитию чувства уверенности в себе.  Самооценка повышается, появляется осознание собственной ценности.

Для детей, идущих с опережением программы, я предлагаю задания повышенной сложности, ориентируясь на зону ближайшего развития.

(9 слайд) Индивидуальная работа с детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребята систематически упражняются в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике. Поэтому своим воспитанникам предлагаем разнообразные игровые задания во время прогулок: «Посчитайте, сколько птичек в кормушке?»; «Пять ребят будут кататься с горки, сколько нужно для этого ледянок?». В ходе сюжетно-ролевых игр: «Постройте столько гаражей, сколько машин к вам приехало»; «Постройте домик, в котором будет 3 этажа».

Оформляем для родителей воспитанников информационные стенды «Наши достижения ИЛИ Чему мы уже научились», «Что необходимо повторить и закрепить дома». Провожу индивидуальное консультирование родителей, рассказывая об успехах или затруднениях детей, нацеливая на сотрудничество. (10 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из педагогического опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений»

В опыте работы представлены современные формы работы по математическому развитию дошкольников....

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников"....

«Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей»

В данном материале говорится о том, какие принципы организации работы можно применить по ФЭМП...

Сообщение из опыта работы на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений"

Цель работы – способствовать использованию занимательного игрового материала в работе с детьми по развитию элементарных математических представлений.Эти задачи решаются в процессе ознакомления д...

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".

Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников"....