Отчёт по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
методическая разработка на тему
Современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа, семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида
«Гусельки»
Отчёт по самообразованию на тему:
«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Воспитатель: Канева
Надежда Сергеевна
г. Югорск
2016
Современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания на компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей, в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи, так как формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой практической деятельности – это требование времени, социальная задача, которую призваны решать, прежде всего, детский сад, школа, семья.
Работая в 2015-2016 ученом году в группе детей 2-3 лет, учитывая их возрастные особенности, передо мной как перед воспитателем встал вопрос о том, как пробудить интерес у детей к математике. В поисках решения данной проблемы, я пришла к выводу, что через использование приемов игры, можно донести до детей полезную информацию, способствующую формированию элементарных математических представлений. Преимущество такого решения заключается в том, что такая форма работы не занимает много времени, информация, поступающая в ходе игр всегда доступна для детей и позволяет знакомить их с материалами по математике в простой и доступной форме.
Моя методическая тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Считаю, что эта тема актуальна тем, что:
- В познавательном развитии ребёнка первые математические знания занимают значительное место. В программах раннего развития традиционно предложены разные приёмы, необходимые для становления до числовых и начальных числовых представлений у детей, формирование элементарных знаний о форме, размере, расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нём. Занятия по ФЭМП включают комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов; помогают детям овладеть способами и приёмами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
На протяжении учебного года решались поставленные цель по теме самообразования:
- Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста.
- Активное воздействие на всестороннее развитие детей:
Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Этапы разработки поставленных задач:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
- Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
- Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
Готовя отчёт по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников», я познакомилась с литературой:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» - А. Белошинская
3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием»
4. «Сенсорное воспитание»
5. Интернет сайты по дошкольной педагогике (дошкольник.ру, nsportal, maam.ru, ped-kopilka.ru
и др.)
6. «Психология математических способностей дошкольников» - В.А. Крутецкий
7. «Дошкольная педагогика» - ежемесячное периодическое издание
Знакомясь с данной литературой, отметила, что с помощью интересных и увлекательных игр и упражнений можно постепенно и в доступной форме знакомить детей с основными количественными понятиями («больше – меньше», выше – ниже» и т.п.), простейшими геометрическими фигурами.
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Направления работы | Способы достижения |
Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. |
Подбор литературы по теме самообразования. | Работа с личной библиотекой, интернетом. |
Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». | Знакомство с литературой по данной тематике. |
Посещение занятий воспитателей. | Обмен опытом по проблеме. |
Работа над модернизацией группы. | Оформление уголка группы |
Работа над созданием методических папок. | Подбор материала по темам. |
Разработка плана на месяц, год. | Подбор материала. |
Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей подготовительной группы раздела образовательной программы: область «Познание» | Знакомство с литературой. |
Подготовка презентации по ФЭМП | Подбор материала |
Создание методической разработки | Изучение литературы |
Разработка картотек игр по ФЭМП | Подбор материала |
Защита методической разработки | Отчет по теме самообразования |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. Мною была создана картотека игр по математике, которая использовалась как на занятиях, так и во всех режимных моментах.
На протяжение первого квартала 2015-1016 уч.г. я подбирала материал для математических игр. В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Поэтому большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП (Д/И.: «Подбери по форме», «Один-много», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры». Родители активно принимали участие по созданию игр по ФЭМП.
Игры по ФЭМП:
1. «Форма и цвет»
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Почини одежду зайчику» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:
• Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (треугольник или квадрат) и т. д.
3. Проведение игр – соревнований.
• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)
- «Цветочная полянка»
- «Бабочки и цветы»
4. Количество и счёт
5. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Прогулка в лес» (сколько елочек – столько и зайчиков»
6. Настольно – печатные игры:
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мозаика»
• «Пазлы»
7. Дидактические игры:
• «Кто больше найдёт отличий?» и т.д.
В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
Выводы: Изучение выбранной темы помог мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, стала использовать нетрадиционные формы организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче.
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме. В перспективе на 2016-2017 учебный год планирую:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников.
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....
План по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Индивидуальный план самообразованияНа 20...-20.... учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Цель и за...
Тема: «Использование игровых приемов при Формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Цель и задачи самообразования: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.1....
Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Этапы разработкиПроанализировать психоло-педагогическую литературу по данной темеДать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений у дошкольников...
План по самообразованию педагога на среднюю группу на тему "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...
План работы по самообразованию воспитателя Сергеевой Луизы Петровны на 2019/2020 учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Здесь представлен план работы по самообразованию воспитателя по ФЭМП на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"....
План работы по самообразованию по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...